Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 51
«Утверждено» «Принято»
на заседании педагогического
совета школы
Приказ № 21 Протокол № 3
от 11.03.2014 г. от 11.03.2014 г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2011 – 2015 гг.
2014 г. Оглавление:
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 3 – 7 стр.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования …………….. 7 – 27 стр.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы ступени школьного образования ……28 – 33 стр.
II. Содержательный раздел:
1. Программа формирования универсальных учебных действий ………………. 33 – 45 стр.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности ……………………………………………………………………... 45 – 233 стр.
3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания …………………. 233 – 247 стр.
4. Программа формирования экологической культуры здорового и
безопасного образа жизни ……………………………………………………… 247 – 253 стр.
5. Программа коррекционной работы……………………………………………... 253 – 258 стр.
III. Организационный раздел:
1. Учебный план Муниципального бюджетного образовательного
учреждения начальной общеобразовательной школы № 51 ……………….…. 259 – 262 стр.
2. План внеурочной деятельности………………………………………………….. 262 - 263 стр.
3. Системы условий реализации ООП в соответствии с требованиями
Стандарта …………………………………………………………………………. 263 – 279 стр.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 51(далее организация), расположенная по адресу: 606093, Нижегородская область, Володарский район, рабочий посёлок Решетиха, проспект Кирова, дом 25, реализует программу начального (общего) образования, работает в одну смену. Предельная наполняемость учреждения 272 человека, год построения – 1956 г. Тип организации – бюджетная, вид организации – образование. Особенности контингента – обучение детей в Школе начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими 8 лет. Все дети, достигшие школьного возраста, независимо от уровня их подготовки зачисляются в первый класс по заявлению родителей (законных представителей), проживающих по микроучастку. На оставшиеся места могут быть приняты дети, проживающие в других районах Нижегородской области. МБОО НОШ № 51 обеспечивает индивидуальное обучение на дому учащихся в соответствии с медицинским заключением.
Школа является участником сетевого взаимодействия опорных (базовых) школ и школ-партнёров в системе образования Володарского муниципального района, а именно участвуют в проектных линиях: «Проектирование образовательного пространства школы в условиях ФГОС», «Проектирование воспитательной системы школы в условиях ФГОС», «Совершенствование системы работы с одарёнными и способными детьми в муниципальной системе образования».
Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП НОО) МБОО НОШ № 51 , работающая по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785 изменениями, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 г.), в соответствии с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357.
ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса в МБОО НОШ № 51 на ступени начального общего образования.
ООП соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и Федеральным государственным требованиям изложенным в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые обеспечивают:
Единство образовательного пространства Российской Федерации.
Преемственность основных образовательных программ.
Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья» и на комплексное решение следующих задач:
– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.
Основу организации образовательного процесса в МБОО НОШ №51 составляют принципы, соответствующие ФГОС НОО, Программы развития ОУ, Программы реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
– принцип развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
– принцип культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
– принцип целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
– принцип спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.
Образовательная программа начального общего образования Муниципальной бюджетной образовательной организации начальной общеобразовательной школы № 51 ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Гармония», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.
К общим требованиям к реализации образовательных программ относятся:
Реализация образовательной программы, где используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. Электронное обучение.
Использование при реализации образовательной программы методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:
• системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
• концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией
универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
• требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
- предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1. Структуре основной образовательной программе ( в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой МБОО НОШ № 51) и их объёму: количество учебных занятий за четыре учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
2. Условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе: кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.
3. Результатам освоения основной образовательной программы МБОО НОШ № 51.
Федеральным государственным образовательным стандартом устанавливаются сроки получения начального общего образования.
Образовательная программа определяет содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В МБОО НОШ № 51 устанавливается следующий режим занятий:
а) начало уроков - в 8.30, продолжительность уроков - 45 мин.; перемены между уроками 10 - 20 минут; обучение в подготовительном и 1-м классах осуществляется с соблюдением следующих требований:
-использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре –по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май -по 4 урока по 45 минут каждый);
- в середине учебного дня для обучающихся подготовительного и первого классов проводится динамическая пауза продолжительностью 40 минут;
-обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
б) обучающиеся питаются в соответствии с утвержденным графиком.
Количество классов и групп продленного дня в Школе определяется потребностью населения, зависит от санитарных норм и условий для проведения образовательного процесса.
Наполняемость классов и групп продленного дня образовательной организации устанавливается в количестве 25 обучающихся.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью.
При проведении занятий по иностранному языку допускается деление класса на две группы при наполняемости класса 25 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Учебный год в Школе, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в первом классе - 33 недели, в последующих всех типах классов не менее 34 недель.
Продолжительность каникул во всех классах Школы в течение учебного года (суммарно) – не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся первых классов Школы в середине 3 четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Особенностью обучения на первой ступени общего образования является не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
В МБОО НОШ №51 по уровню начального общего образования реализуется основная образовательная программа через учебный план и внеурочную деятельность.
Содержание «Внеурочной деятельности», обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей (законных представителей), направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, КВН, олимпиад, соревнований, поисковых исследований.
Для организации внеурочной деятельности наша школа выбрала оптимизационную модель: модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения.
В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
|