Программа курса «Экономика отраслевых рынков»





Скачать 132.52 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Экономика отраслевых рынков»
Дата публикации16.10.2014
Размер132.52 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Экономика > Программа курса



ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ПРОГРАММА КУРСА

«Экономика отраслевых рынков»

Москва

2009

Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(Протокол № 9 от 30.04.09 г.)
Данную программу разработал доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Института международных экономических связей

Шаталин Юрий Александрович.


1. Организационно-методические указания
С переходом российской экономики к рынку изменились и усилились требования к профессии экономиста. Это связано с необходимостью освоения и использования прежде невостребованных экономических концепций, относящихся к специфике рыночной экономики и присущих современным научным взглядам на экономическую реальность и деятельность. Сказанное в полной мере относится к изучению сравнительно новой в отечественном высшем образовании учебной дисциплины, именуемой «Экономика отраслевых рынков». В американской версии соответствующий раздел экономической теории называется «Industrial Organization», а в западноевропейском варианте «Industrial Economics». Исследовательский интерес к этому направлению в экономической науке возрастает всякий раз по мере того, как разражается очередной экономический кризис.

Государственный стандарт высшего образования включает дисциплину «Экономика отраслевых рынков» в учебные планы подготовки бакалавров по экономическим и управленческим специальностям. Объектом изучения в указанной дисциплине является механизм, приводящий производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги. В качестве такого механизма рассматривается совершенный рынок, перебои в функционировании которого влияют на процесс удовлетворения экономических потребностей. Предметом анализа отраслевой организации рынков является взаимодействие субъектов на отраслевом рынке. Данная учебная дисциплина является как теоретическим курсом, так и основой для эмпирических исследований, использующих весь набор инструментов, имеющихся в распоряжении экономической науки.

Программа данного курса предусматривает, что в результате его изучения студент должен получить представление:

  • о роли и месте дисциплины в общей системе экономических и управленческих дисциплин;

  • о влиянии подходов, распространяющихся в последнее время в экономической науке, на формирование курса;

  • о необходимости рыночного подхода к анализу производственно-хозяйственной деятельности фирмы;

  • о характере связи в цепи «структура рынка – поведение – результативность», определяющей функционирование отраслевых рыночных процессов;

  • о значении рыночной стратегии и её взаимосвязи с общей стратегией фирмы.

Наряду с этим студент должен усвоить:

  • основные понятия и характеристики, используемые в анализе отраслевых рынков;

  • модели и специфику отраслевых рынков, а также и подходы к определению их границ;

  • роль и значение дифференциации продукта в анализе отраслевых рынков;

  • сущность барьеров входа-выхода фирм на отраслевой рынок;

  • современный подход к пониманию природы фирмы и показатели её рыночной власти;

  • информационные особенности, связанные с функционированием отраслевых рынков;

  • особенности ценообразования на отраслевых рынках;

  • характер регулирующей роли государства в отношении отраслевых рынков.

Учебный процесс в рамках данной дисциплины включает:

  • лекции, в которых излагаются основополагающие, а также проблемные вопросы по темам данной программы;

  • практические занятия и семинары, предусматривающие выработку навыков в решении практических вопросов экономики отраслевых рынков;

  • самостоятельную работу, закрепляющую и дополняющую лекционный материал в процессе подготовки студента к практическим занятиям и семинарам;

  • письменное контрольное задание (реферат), выполнение которого служит развитию навыков самостоятельной работы и детальному изучению вопросов и проблем по тематике реферата.

Программа дисциплины включает 12 тем и предусматривает проведение зачета в качестве мероприятия по итоговому контролю знаний.


2.Тематический план дисциплины

Тема 1. Объект анализа отраслевой организации рынков
Предмет курса. Цель и подходы к исследованию товарных рынков. Субъекты отраслевого рынка. Основные характеристики структуры отраслевого рынка. Подходы к определению границ отраслевого рынка и способы их установления. Модели и виды отраслевых рынков. Отраслевая классификация. Оценка концентрации продавцов и покупателей на отраслевом рынке. Индекс концентрации. Показатель Херфиндаля-Хиршмана.
Тема 2. Отраслевой рынок и дифференциация продукта
Сущность дифференциации продукта. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке. Дифференциация продукта и градация отраслевых рынков. Бренд на отраслевых рынках и его оценка как нематериального актива. Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции. Чемберлин о пределах дифференциации продукта и развитие его идей в модели Диксита-Стиглица. Модель Бертрана. Модель вертикальной дифференциации продукта. Модель горизонтальной дифференциации продукта. Модель Ланкастера. Перспективы развития дифференциации продукта.

Тема 3. Барьеры входа-выхода фирм на отраслевой рынок
Понятие и сущность барьера входа-выхода фирмы на рынок. Классификация рынков по уровню входных барьеров. Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок. Барьеры социально-экономического характера. Разновидности правительственных барьеров. Гражданские барьеры. Стратегические барьеры входа выхода фирм на рынок и их характеристика. Неценовые стратегические барьеры. Барьеры выхода фирм с рынка. Статистические характеристики входа-выхода фирм на рынок.
Тема 4. Фирма как субъект отраслевого рынка



Признаки фирмы как субъекта рынка. Концентрация производителей и эффект масштаба. Современные подходы к характеристике природы фирмы. Альтернативные цели фирмы. Стратегический подход к анализу природы фирмы. Активная фирма на отраслевом рынке. Рыночная власть фирмы и её показатели. Трактовка рыночной власти фирмы на отраслевом рынке. Коэффициент Бейна. Коэффициент Лернера. Коэффициент Тобина. Сильный бренд как показатель рыночной власти фирмы.
Тема 5. Стратегия расширения масштабов бизнеса
Поглощение и слияние фирм. Мотивы и выгоды от слияния фирм. Практика поглощения и слияния фирм. Классификация слияний и поглощений. Виды сделок по слиянию и поглощению фирм. Аллокативное поглощение. Управленческие поглощения. Условия, ограничивающие слияния и поглощения. Особенности слияний и поглощений на современном этапе. Виды глобальных корпораций и их стратегические решения в области слияний и поглощений.
Тема 6. Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках
Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Интеграционные процессы на отраслевых рынках. Интеграция и аутсорсинг. Виды интеграции. Ограничивающие условия для вертикальной интеграции и их типы. Вертикальная интеграция как фактор усиления рыночной власти. Вертикальная интеграция как барьер входа на рынок. Снижение затрат и вытеснение конкуренции как следствие вертикальной интеграции.
Тема 7. Характеристика основных отраслевых рыночных структур
Монополия на отраслевом рынке. Особенности рынка с естественной монополией. Ценообразование на рынке естественной монополии. Некооперативные модели стратегического взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Классификация стратегического взаимодействия фирм. Модель Курно. Парадокс Бертрана. Модель Эджворта. Характеристика и поведение доминирующей фирмы с конкурентным окружением. Модель Штакельберга. Модель Форхаймера. Картелирование на отраслевом рынке.
Тема 8. Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков
Причины и общие проблемы ограниченности информации. Ограниченность информации о качестве товара. Рынок «лимонов». Экспериментальная проверка гипотезы Акерлофа. Способы преодоления несимметричности информации о качестве товара. Ограниченность информации о цене товара. Модель «ловушка для туриста». Неинформированные туристы и аборигены. Теория сигналов и информационная роль рекламы. Ценовые и неценовые сигналы.
Тема 9. Дискриминационное ценообразование на отраслевых рынках
Феномен ценовой дискриминации и её экономическая суть. Условия использования ценовой дискриминации. Дискриминационное ценообразование в практике продаж. Три степени ценовой дискриминации. Воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы. Положительные и негативные последствия ценовой дискриминации.
Тема 10. Государственная политика в отношении несостоятельных рынков
Подходы к оценке несостоятельного отраслевого рынка. Регулирование функционирования отраслевого рынка как форма прямого вмешательства в его деятельность. Формы регулирования естественных монополий. Дерегулирование отраслевых рынков. Государственная антимонопольная политика и её теоретические основы. Особенности государственной политики в отношении монопольных структур, слияния и поглощения фирм, а также в отношении фиксации цен и ценовой дискриминации.
Тема 11. Место блока результативности в гарвардской парадигме
Подходы к исследованию и сущность результативности отраслевых рынков. Система факторов, определяющих результативность отраслевого рынка. Многоуровневый подход к оценке результативности рынка. Влияние результативности рынков на экономический рост. «Локомотивные» отраслевые рынки и развитие внутреннего спроса. Результативность индустриальной политики. Результативность сетевых структур и кластеров.

Тема 12. Результативность функционирования отраслевых структур
Результативность деятельности фирм в национальной экономике. Результативность деятельности монополии. Последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность. Социальные издержки монополизации. Результативность функционирования естественных монополий.
3. Распределение учебного времени по темам



Н А И М Е Н О В А Н И Е

Т Е М Ы

Ч А С Ы

Лекции

Семинары.Практичес-кие занятия

Самосто-ятельная работа

Всего


Тема 1. Объект анализа отраслевой организации рынков

2

1

3

6

Тема 2. Отраслевой рынок и дифференциация продукта

2

1

3

6

Тема 3. Барьеры входа-выхода фирм на отраслевой рынок

2

1

3

6

Тема 4. Фирма как субъект отраслевого рынка

2

1

3

6

Тема 5. Стратегия расширения масштабов бизнеса

2

1

3

6

Тема 6. Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках

2

1

3

6

Тема 7. Характеристика основных отраслевых рыночных структур

2

1

3

6

Тема 8. Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков

2

1

3

6

Тема 9. Дискриминационное ценообразование на отраслевых рынках

2

1

3

6

Тема 10. Государственная политика в отношении несостоятельных рынков

2

1

3

6

Тема 11. Место блока результативности в гарвардской парадигме

2

1

3

6

Тема 12. Результативность функционирования отраслевых структур

2

1

3

6

ИТОГО:

24

12

36

72


4. Темы рефератов


  1. Историко-экономические основы анализа отраслевой организации рынков.

  2. Основные школы и направления в экономике отраслевых рынков.

  3. Взаимосвязь структуры рынка, поведения фирмы и результативности отрасли.

  4. Сущность отраслевого рынка и подходы к определению его границ.

  5. Отраслевые классификации и их критерии.

  6. Процесс концентрации продавцов на отраслевом рынке и её показатель.

  7. Индекс Херфиндаля-Хиршмана и его особенности.

  8. Сущность и особенности модели монополистической конкуренции.

  9. Экономическая роль и модели горизонтальной дифференциации продукта.

  10. Экономическая роль и характеристика вертикальной дифференциации продукта.

  11. Степень дифференциации продукта на рынке и её определение.

  12. Реклама, её виды и определение оптимального уровня расходов на рекламу.

  13. Современные системы продвижения товара на рынке.

  14. Характеристика барьеров входа фирм на отраслевой рынок.

  15. Стратегические и нестратегические барьеры входа: различия между ними.

  16. Сущность и характеристика барьеров выхода фирмы из отрасли.

  17. Природа взаимосвязи входа-выхода фирм на рынки.

  18. Экономическая сущность и основные признаки фирмы.

  19. Технологическая концепция фирмы.

  20. Экономическая природа эффекта масштаба.

  21. Иерархия целей деятельности фирм и роль прибыли.

  22. Трансакционные издержки и издержки контроля. Контрактная концепция фирмы.

  23. Формы проявления и источник рыночной власти фирмы.

  24. Подходы к оценке рыночной власти фирмы.

  25. Виды и классификация слияний и поглощений.

  26. Естественная интеграция и интеграция на отраслевом рынке.

  27. Критерий разделения интеграции на полную, частичную и квазиинтеграцию.

  28. Воздействие вертикальной интеграции на развитие экономики страны.

  29. Классическая и естественная монополии: различие между ними.

  30. Причины возникновения доминирующей фирмы на рынке. Модель Форхаймера.

  31. Олигополистическая структура рынка. Модель Курно и поведение фирм на олигополистическом рынке.

  32. Поведение фирм в модели Штакельберга.

  33. Модель олигополии Бертрана. Парадокс Бертрана. Модель Эджворта.

  34. Мотивы организации и особенности поведения фирм в рамках картеля.

  35. Фактор ограниченности информации покупателей о качестве товаров и его рыночные последствия.

  36. Источники получения достоверной информации и теория сигналов.

  37. Характеристика моделей «ловушка для туристов» и «туристы-аборигены».

  38. Информационная роль рекламы и её влияние на рыночную ситуацию.

  39. Суть и цели ценовой дискриминации.

  40. Основные виды ценовой дискриминации.

  41. Характер воздействия ценовой дискриминации на состояние экономики.

  42. Мотивы и формы вмешательства государства в рыночную деятельность.

  43. Ценовые и неценовые методы регулирования отраслей естественных монополий.

  44. Мотивы, цели и формы приватизации. Влияние процесса приватизации на формирование отраслевых рыночных структур.

  45. Теоретические основы антитрестовской политики США.

  46. Основные принципы и законодательные акты, регулирующие процесс концентрации рынка в США.

  47. Основные направления развития конкурентной политики ЕС.

  48. Основные направления развития конкурентной политики в России.

  49. Проблемы в проведении российской конкурентной политики.

  50. Результативность функционирования отраслевого рынка и её трактовка.

  51. Многоуровневый подход к оценке результативности отраслевого рынка.

  52. Сущность результативности индустриальной политики государства.

  53. Результативность деятельности фирм в национальной экономике.

  54. Результативность деятельности монополий.

  55. Результативность функционирования естественной монополии.



5. Литература


  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.Б. Теория организации отраслевых рынков. -М.: Магистр, 1998.

  2. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М.: ЮНИТИ, 1999.

  3. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков.- СПб.: Экономическая школа, 2003. т.5.

  4. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков.- М.: ТЕИС, 2002.

  Издательство: ИНФРА-М, 2008.

  1. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков. Вводный курс.- Минск: Новое знание, 2003.

  2. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Серия: Учебники экономического факультета СПбГУ М.: Экономика, 2009.

  3. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.

Серия: Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

  1. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах). Учебно-методическое пособие М.: Дело и сервис,2002.

  2. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организация промышленности.- СПб.: Экономическая школа, 2000.

  3. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм.- М.: Финансы и статистика, 2004.

  4. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков.- М.: ИНФРА-М, 1997.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков», очной и заочной форм обучения
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика»
«Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» очной и заочной формы обучения
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconТеория отраслевых рынков
Цель изучения дисциплины – формирование представления об экономической теории отраслевых рынков как о науке о способах формирования,...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» очной и заочной формы обучения
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрофессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс
«Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
«Прикладная экономика», «Экономика и правовое обеспечение бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconНоу впо «институт международных экономических отношений» Кафедра...
Математический анализ”, “Теория вероятностей и математическая статистика”, “Линейная алгебра”. Данная дисциплина является предшествующей...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconРабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки магистров...
Их применение имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности как отдельной организации, так и экономики в целом, расширения...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрограмма дисциплины Теория отраслевых рынков для направления 080100. 62 Экономика
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента)
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрограмма дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрограмма дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрограмма учебной дисциплины «Экономика»
...
Программа курса «Экономика отраслевых рынков» iconПрограмма подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная...
Программа подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий (может быть несколько)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск