Скачать 236.79 Kb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления 080200.68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» Авторы программы: А.Ю.Редькина, redkinaau@hse.perm.ru (И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес) Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 30 » августа 2012 г. Зав. кафедрой __________________________________/А.Ю. Редькина / Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « 13 » сентября 2012 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» изучающих дисциплину Прикладной анализ отраслевых рынков. Программа разработана в соответствии с:
по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент», уровень подготовки: Магистр, утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 24.06.2011 № 26;
2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прикладной анализ отраслевых рынков» являются: 2.1 В области обучения целью по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент является: подготовка выпускников к организационно-управленческой, административно-технологической, консультационной, информационно-аналитической; научно-исследовательской деятельности в сфере маркетинга. 2.2 В области воспитания личности целью по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент является: Формирование необходимых специалисту в маркетинговой деятельности социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, готовности соответствовать требованиям профессиональной этики, организованности, коммуникативности, умению работать в команде. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, находить способы их решения с учетом критериев социально-
экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; оценивать последствия принятия решений органами власти для отдельных фирм и рынка в целом; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы «Маркетинг» и базовой части дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Методология научных исследований», желательно изучение в бакалавриате следующих дисциплин: «Экономическая теория» (раздел «Микроэкономика»), «Институциональная экономика», «Теория отраслевых рынков». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Контроль знаний студентов6.1. Формы контроля знаний студентов
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Студент должен уметь воспроизводить, анализировать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; использовать освоенный инструментарий микроэкономического и институционального анализа для исследования функционирования рынков и характеристики стратегий, используемых фирмами. Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, презентациях (групповых работах), посещение, выполнение микроконтролей и домашних заданий. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3*Отекущий + 1/3* Оаудиторная где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = n1·Одом.работа , при этом n1 = 1. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценказа дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. 7. Содержание дисциплиныРаздел 1. Основные теоретические понятия и концепции теории отраслевых рынков Тема 1. Предмет и объект исследования в рамках теории отраслевых рынков. Эволюция теории отраслевых рынков. Предмет и объект исследования в рамках теории отраслевых рынков. Основные этапы развития дисциплины: смена исследовательских парадигм. Парадигма SCP. Структурный подход. Чикагская школа: основные теоретические и эмпирические достижения, критика подхода. Теория игр как инструмент анализа стратегического взаимодействия фирм на рынках. Новый эмпирический подход в рамках теории отраслевых рынков. Подход Дж.Саттона к объяснению проблем конкуренции и концентрации. Значение теории отраслевых рынков для прикладных исследований с точки зрения государства: проведения антимонопольной политики, классификации рынков, регулирования отраслевого поведения фирм, выработки оптимальной отраслевой политики; с точки зрения фирмы: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах. Использование традиций SCP и NEIO в исследованиях маркетинга и менеджмента. Количество часов аудиторной работы - 2 Самостоятельная работа - 12 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, чтения рекомендуемой литературы) Тема 2. Структура рынка и монопольная власть Рынок (определение). Основные классификации рынков. Границы продуктового рынка (базовые подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: совершенно-конкурентные рынка, рынки работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с доминирующей фирмой, коллективное доминирование, чистая монополия и монопсония, естественная монополия. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших производителей отрасли, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого индекса. Показатели рыночной власти фирм на основе индекса Бейна, индекса Лернера, коэффициента Тобина. Методы расчета и приблизительные их значения для каждого вида рынка. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт оценки их значений и выводов для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах. Количество часов аудиторной работы – 8// Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях). Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: - анализ статей в научных журналах; - работа с кейсами по материалам периодической печати; - доклады в группах. Раздел 2. Стратегии поведения фирм Тема 3. Вход на рынок: барьеры, предоставление и сдерживание входа Определения барьеров входа (концепции Бэйна, Стиглера, Вайзцекера). Классификация барьеров входа. Классификация отраслей по барьерам входа. Экзогенные барьеры. Проблемы оценки административных барьеров. Эндогенные барьеры. Ограничение входа: экономические модели. Традиционные представления о возможностях ограничения входа. Модель Спенса-Диксита-Штакельберга: роль “достоверного обещания” (credible commitment). Ограничение входа в условиях асимметрии информации (модель Милгрома-Робертса). Хищническая цена (predatory priсе) и антимонопольное регулирование Парадокс хищничества и варианты его объяснения. Дело против компании «Микрософт»: применение теории входа. Вопросы ограничения входа в работах по маркетингу Количество часов аудиторной работы - 8 Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях). Тема 4. Стратегии фирмы: кооперативное поведение Понятие сговора. Виды сговоров. Явный и молчаливый сговор. Антимонопольное противодействие сговору и согласованным действиям. Количество часов аудиторной работы - 8 Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях). Тема 5. Стратегии фирмы: дифференциация продукта Виды дифференциации. Явная и мнимая дифференциация. Способы дифференциации. Реклама: экономические функции. Вертикальная дифференциация. Количество часов аудиторной работы -8 Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях). Тема 6. Вертикальные связи: интеграция и контракты Понятие вертикальной интеграции, отличие от других видов интеграционных процессов. Доводы в пользу вертикальной интеграции (чикагская школа). Модель «двойной надбавки» как пример вертикального внешнего эффекта. Вертикальные ограничивающие контракты как заменители вертикальной интеграции. Влияние контрактов на конкуренцию. Вертикальные ограничивающие контракты в исследованиях по маркетингу Количество часов аудиторной работы - 8 Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях). Тема 7. Особые вопросы Исследования, инновации и патенты: роль структуры рынка. Монопольная власть как условие инноваций: оптимальная длительность патента Аукционы. Сети: влияние на структуру рынка и стратегии конкурентной борьбы. Конкуренция, инновации и структура рынка при наличии сетевых эффектов. Асимметрия информации: информационные проблемы и их влияние на поведение фирм. Количество часов аудиторной работы - 6 Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях). Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: - работа с кейсами по материалам периодической печати; - обсуждение научных статьей (как зарубежных, так и российских); - доклады в группах. 8. Образовательные технологии При преподавании дисциплины предусмотрены следующие учебные технологии: работа в малых группах, принципы проблемного обучения, обсуждение кейсов, проведение дебатов качестве ролевой игры, сбор и обработка эмпирических данных. Методические рекомендации преподавателюВ основе лекций лежит обсуждение материалов мультимедийных презентаций, слайды которых предоставляются студентам. Содержание семинаров включает в себя регулярную проверку знаний в виде проведения письменных работ (микроконтроля), выступления студентов с результатами мини-исследований и их обсуждение, реферирование и обсуждение научно-исследовательских статьей, а также обсуждение кейсов на основе статей периодической печати и исследований рынков. Методические указания студентамИзучение данного курса предполагает подготовку как к семинарам, так и лекциям. Накануне лекций рекомендуется просмотреть предоставленный лектором материал презентаций, выделить проблемные вопросы, требующие дополнительного обсуждения. Для подготовки к семинарам рекомендуется изучить соответствующие разделы базовой, основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем. Участие в обсуждении результатов студенческих исследований позволит расширить представление о различных аспектах функционирования рынков и деятельности фирм на них. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика докладов для подготовки домашнего задания:
Требования к зачетной работе: «Эмпирическое исследование рынка/отрасли» Правила оформления и выполнения:
Критерии оценки: На оценку влияет наличие/качество:
Оценка снижается, если Вы сдаете работу позже обозначенного в правилах срока. На оценку кардинально повлияет наличие «чужого» текста, сданного в качестве Вашей работы или ее части. Обязательные этапы работы: В первой (условно) части работы нужно:
Во второй (условно) части работы, выбрав цель исследования (позицию, «за кого думаете»), нужно описать полученные вами результаты исследования и дать рекомендации. Возможные варианты:
Экономические моменты, которые важны для анализа рынков и поведения фирм на них1:
Напоминаю, что можно использовать две различные схемы анализа (а при желании и их гибрид) 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин
Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется через систему LMS. Подготовка к лекциям. Для подготовки к лекции по всем разделам дисциплины в материалах выкладываются презентации лекций, дополнительные материалы и материалы для самостоятельной работы. Подготовка к семинарским занятиям. Для подготовки к семинарским занятиям в материалах выкладываются планы семинарских занятий, домашние задания. Для проверки знаний студентов в системе LMS предполагаются тесты. 11. Материально-техническое обеспечение дисциплиныПри проведении лекционных занятий используется мультимедийное оборудование. 1 Следовательно, их можно использовать в работе. Это только рекомендации!!! |
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины Поведение потребителей для направления 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Поведение потребителя для направления 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины ir менеджмент направления 080200. 68 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Прогнозирование и моделирование рисков проекта»... ... | ||
Программа дисциплины Территориальный маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент «Маркетинг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | Программа дисциплины Анализ финансовых рынков для направления 080100.... «Анализ финансовых рынков» читается на первом курсе магистерской программы «Финансовые рынки» и рассчитана на один семестр. В процессе... | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... |