Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг»





Скачать 236.79 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг»
Дата публикации27.10.2014
Размер236.79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента

Программа дисциплины

Прикладной анализ отраслевых рынков



для направления 080200.68 Менеджмент, подготовки магистра
для магистерской программы «Маркетинг»


Авторы программы: А.Ю.Редькина, redkinaau@hse.perm.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)


Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 30 » августа 2012 г.
Зав. кафедрой __________________________________/А.Ю. Редькина /


Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « 13 » сентября 2012 г.

Председатель ________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» изучающих дисциплину Прикладной анализ отраслевых рынков.
Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «высшая школа экономики»

по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент», уровень подготовки:

Магистр, утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 24.06.2011 № 26;

  • Учебным планом университета по направлению подготовки магистра 080200.68 Менеджмент (магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»), утвержденными в 2012 г.

    2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Прикладной анализ отраслевых рынков» являются:

2.1 В области обучения целью по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент является:

подготовка выпускников к организационно-управленческой, административно-технологической, консультационной, информационно-аналитической; научно-исследовательской деятельности в сфере маркетинга.

2.2 В области воспитания личности целью по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент является:

Формирование необходимых специалисту в маркетинговой деятельности социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, готовности соответствовать требованиям профессиональной этики, организованности, коммуникативности, умению работать в команде.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать:

    принципы анализа рынков,

    основные модели поведения экономических агентов на рынках,

    причины и формы государственного вмешательства в деятельность рынков;

  • уметь:

    анализировать проблемы, возникающие на рынках в процессе взаимодействия фирм и при государственном вмешательстве в их деятельность, с позиций экономической теории и теории управления,

    проводить прикладные исследования рынков,

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, находить способы их решения с учетом критериев социально-

    экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

    оценивать последствия принятия решений органами власти для отдельных фирм и рынка в целом;

  • владеть:

    методологией научного исследования внешней конкурентной среды (рынка);

    навыками решения экономических и управленческих задач по проблематике оценки выбора стратегии фирмы.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-1


Анализирует информацию, обобщает данные в соответствии с базовыми знаниями и структурой курса, применяет знания при необходимости проведения анализа практических ситуаций


Доклады, анализ кейсов, сбор и анализ материала для зачетной работы, дискуссии в ходе семинаров

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-3

Распознает проблемы, связанные с конкуренцией на рынках, обосновывает выбор их решений

Самостоятельно изучает и анализирует лучшие образцы исследовательских работ, осваивает и адаптирует инструментарий, упоминаемый в них в соответствии с исследовательской задачей

Анализ кейсов, мини-исследования конкретных рынков, доклады по реферируемым статьям на семинарах

Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-6

Способен собирать первичную и вторичную информацию, критически оценивать ее полноту и соответствие поставленным исследовательским задачам

Оценивает полученные в ходе работы информацию и результаты, интерпретирует их; способен к рефлексии и пересмотру решений


Анализ кейсов, подготовка проекта по анализу рынка

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-11

Использует современные технические средства, программные продукты в целях получения и обмена информацией

Оценивает полученные в ходе работы информацию и результаты, интерпретирует их; способен к рефлексии и пересмотру решений


Доклады, проект по анализу рынка

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы «Маркетинг» и базовой части дисциплин.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Методология научных исследований», желательно изучение в бакалавриате следующих дисциплин: «Экономическая теория» (раздел «Микроэкономика»), «Институциональная экономика», «Теория отраслевых рынков».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • способен занимать активную гражданскую позицию;

  • владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных задач;

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей;

  • способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

  • способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Методы поддержки принятия маркетинговых решений




Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Экономическая теория

  • Теория управления

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Основные теоретические понятия и концепции теории отраслевых рынков

1

Введение: предмет и объект исследования, развитие теории

14

2

-

-

12

2

Структура рынка и монопольная власть

28

4

4

-

20




Итого по разделу 1.

42

6

4

-

32

Раздел 2. Стратегии фирмы

3

Вход на рынок: барьеры, предоставление и сдерживание входа

28

4

4




20

4

Стратегии фирмы: кооперативное поведение

28

4

4

-

20

5

Стратегии фирмы: дифференциация продукта

28

4

4

-

20

6

Вертикальная интеграция и контракты

28

4

4

-

20

7

Особые вопросы

26

2

4

-

20




Итого по разделу 2.

138

18

20

-

100




Итого

180

24

24

-

132



6. Контроль знаний студентов


6.1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

модуль

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Домашнее задание




3-5

9




Реферирование статьи, подготовка доклада, 10-12 минут

Итоговый

Зачет




*







Защита проекта, устный зачет



    1. Критерии оценки знаний, навыков



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Студент должен уметь воспроизводить, анализировать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; использовать освоенный инструментарий микроэкономического и институционального анализа для исследования функционирования рынков и характеристики стратегий, используемых фирмами. Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, презентациях (групповых работах), посещение, выполнение микроконтролей и домашних заданий.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3*Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Одом.работа ,

при этом n1 = 1.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценказа дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.

7. Содержание дисциплины


Раздел 1. Основные теоретические понятия и концепции теории отраслевых рынков

Тема 1. Предмет и объект исследования в рамках теории отраслевых рынков. Эволюция теории отраслевых рынков.

Предмет и объект исследования в рамках теории отраслевых рынков. Основные этапы развития дисциплины: смена исследовательских парадигм. Парадигма SCP. Структурный подход. Чикагская школа: основные теоретические и эмпирические достижения, критика подхода. Теория игр как инструмент анализа стратегического взаимодействия фирм на рынках. Новый эмпирический подход в рамках теории отраслевых рынков. Подход Дж.Саттона к объяснению проблем конкуренции и концентрации.

Значение теории отраслевых рынков для прикладных исследований с точки зрения государства: проведения антимонопольной политики, классификации рынков, регулирования отраслевого поведения фирм, выработки оптимальной отраслевой политики; с точки зрения фирмы: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах. Использование традиций SCP и NEIO в исследованиях маркетинга и менеджмента.
Количество часов аудиторной работы - 2

Самостоятельная работа - 12 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, чтения рекомендуемой литературы)
Тема 2. Структура рынка и монопольная власть

Рынок (определение). Основные классификации рынков. Границы продуктового рынка (базовые подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике.

Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: совершенно-конкурентные рынка, рынки работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с доминирующей фирмой, коллективное доминирование, чистая монополия и монопсония, естественная монополия.

Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших производителей отрасли, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого индекса.

Показатели рыночной власти фирм на основе индекса Бейна, индекса Лернера, коэффициента Тобина. Методы расчета и приблизительные их значения для каждого вида рынка. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт оценки их значений и выводов для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.
Количество часов аудиторной работы – 8//

Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях).
Литература по разделу:

  1. Кабраль Л., Курс организации отраслевых рынков. Минск: Новое знание, 2003. Глава 1-4.

  2. Church, Ware, Industrial Organization: an Empirical Approach, New York, Ch 1,2,4,6.

  3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1997.

  4. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

  5. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999.

  6. Вехи экономической мысли. 5 том. С.-Пб., Экономическая школа, 2003.

  7. Милгром П., Робертс Д. «Экономика, организация и менеджмент», С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  8. Vrinda Kadiyali, K. Sudhir, Vithala R. Rao. Structural analysis of competitive behavior: New Empirical Industrial Organization methods in Marketing. International Journal of Research in Marketing, Vol. 18, No. 1-2, pp.161-186, 2001

  9. Roberts P.W. Product innovation, product–market competition and persistent profitability in the U.S. Pharmaceutical industry. Strategic Management Journal, Vol. 20, p. 655–670, 1999


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

- анализ статей в научных журналах;

- работа с кейсами по материалам периодической печати;

- доклады в группах.
Раздел 2. Стратегии поведения фирм

Тема 3. Вход на рынок: барьеры, предоставление и сдерживание входа

Определения барьеров входа (концепции Бэйна, Стиглера, Вайзцекера). Классификация барьеров входа. Классификация отраслей по барьерам входа.

Экзогенные барьеры. Проблемы оценки административных барьеров. Эндогенные барьеры.

Ограничение входа: экономические модели. Традиционные представления о возможностях ограничения входа. Модель Спенса-Диксита-Штакельберга: роль “достоверного обещания” (credible commitment). Ограничение входа в условиях асимметрии информации (модель Милгрома-Робертса). Хищническая цена (predatory priсе) и антимонопольное регулирование

Парадокс хищничества и варианты его объяснения. Дело против компании «Микрософт»: применение теории входа. Вопросы ограничения входа в работах по маркетингу
Количество часов аудиторной работы - 8

Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях).
Тема 4. Стратегии фирмы: кооперативное поведение

Понятие сговора. Виды сговоров. Явный и молчаливый сговор. Антимонопольное противодействие сговору и согласованным действиям.
Количество часов аудиторной работы - 8

Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях).
Тема 5. Стратегии фирмы: дифференциация продукта

Виды дифференциации. Явная и мнимая дифференциация. Способы дифференциации. Реклама: экономические функции. Вертикальная дифференциация.

Количество часов аудиторной работы -8

Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях).
Тема 6. Вертикальные связи: интеграция и контракты

Понятие вертикальной интеграции, отличие от других видов интеграционных процессов. Доводы в пользу вертикальной интеграции (чикагская школа). Модель «двойной надбавки» как пример вертикального внешнего эффекта. Вертикальные ограничивающие контракты как заменители вертикальной интеграции. Влияние контрактов на конкуренцию. Вертикальные ограничивающие контракты в исследованиях по маркетингу
Количество часов аудиторной работы - 8

Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях).
Тема 7. Особые вопросы

Исследования, инновации и патенты: роль структуры рынка. Монопольная власть как условие инноваций: оптимальная длительность патента Аукционы. Сети: влияние на структуру рынка и стратегии конкурентной борьбы. Конкуренция, инновации и структура рынка при наличии сетевых эффектов. Асимметрия информации: информационные проблемы и их влияние на поведение фирм.

Количество часов аудиторной работы - 6

Самостоятельная работа - 20 часов (для выполнение заданий по текущему контролю, подготовка к семинарским занятиям, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских или практических заданиях).
Литература по разделу:

  1. Church, Ware, Industrial Organization: an Empirical Approach, New York, 2005 Сh. 11, 13, 17, 18, 22

  2. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. Практикум: учеб.пособие для бакалавров, 2013. C.34-67

  3. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие / В.М. Джуха ; А.В. Курицын ; И.С. Штапова . - М. : КноРус , 2012. Гл. 1,3,9

  4. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. Главы 1,2,4,6

  5. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999. Т.2, главы 10-12

  6. Вехи экономической мысли. 5 том. С.-Пб., Экономическая школа, 2003.

  7. Katrijn Gielens, Marnik G. Dekimpe. The Entry Strategy of Retail Firms into Transition Economies. Journal of Marketing, Vol. 71 (April 2007), 196–212.

  8. Grunhagen, DiPietro, Robert E. Stassen, Lorelle Frazer, The Effective Delivery of Franchisor Services: A Comparison of U.S. and German Support Practices for Franchisees. Journal of Marketing Channels, Volume 15, Issue 4 September 2008 , p.315-335

  9. Raji Srinivasan, Dual Distribution and intangible Firm Vaiue: Franchising in Restaurant Chains. Journal of Marketing, Vol. 70 (July 2006), 120-135.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

- работа с кейсами по материалам периодической печати;

- обсуждение научных статьей (как зарубежных, так и российских);

- доклады в группах.
8. Образовательные технологии

При преподавании дисциплины предусмотрены следующие учебные технологии: работа в малых группах, принципы проблемного обучения, обсуждение кейсов, проведение дебатов качестве ролевой игры, сбор и обработка эмпирических данных.

Методические рекомендации преподавателю


В основе лекций лежит обсуждение материалов мультимедийных презентаций, слайды которых предоставляются студентам. Содержание семинаров включает в себя регулярную проверку знаний в виде проведения письменных работ (микроконтроля), выступления студентов с результатами мини-исследований и их обсуждение, реферирование и обсуждение научно-исследовательских статьей, а также обсуждение кейсов на основе статей периодической печати и исследований рынков.

Методические указания студентам


Изучение данного курса предполагает подготовку как к семинарам, так и лекциям. Накануне лекций рекомендуется просмотреть предоставленный лектором материал презентаций, выделить проблемные вопросы, требующие дополнительного обсуждения. Для подготовки к семинарам рекомендуется изучить соответствующие разделы базовой, основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем. Участие в обсуждении результатов студенческих исследований позволит расширить представление о различных аспектах функционирования рынков и деятельности фирм на них.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Тематика докладов для подготовки домашнего задания:

  1. «Рынок» торговых центров в :Перми: анализ ситуации (теоретическое основание: Радаев В.В. Российский розничный рынок)

  2. Влияние введение СРО в строительной отрасли

  3. Сговор или согласованное поведение на конкретном рынке (розничная продажа бензина)

  4. Пивной рынок: посредством чего конкурируют компании? Изменения в законе о рекламе: совет маркетолога

  5. Ипотечный рынок в Перми: что является инструментами конкуренции? Советы маркетолога


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Предмет и объект исследования в рамках теории отраслевых рынков.

  2. Парадигма SCP. Структурный подход.

  3. Новый эмпирический подход в рамках теории отраслевых рынков.

  4. Подход Дж.Саттона к объяснению проблем конкуренции и концентрации.

  5. Значение теории отраслевых рынков для прикладных исследований с точки зрения государства и фирмы. Использование традиций SCP и NEIO в исследованиях маркетинга и менеджмента.

  6. Рынок и отрасль. Определние границ рынка.

  7. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур.

  8. Показатели концентрации. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Показатели рыночной власти фирм.

  9. Определения барьеров входа. Классификация барьеров входа. Классификация отраслей по барьерам входа.

  10. Экзогенные барьеры. Проблемы оценки административных барьеров.

  11. Эндогенные барьеры. Ограничение входа: экономические модели.

  12. Хищническая цена (predatory priсе) и антимонопольное регулирование. Парадокс хищничества и варианты его объяснения.

  13. Понятие сговора. Виды сговоров. Явный и молчаливый сговор.

  14. Антимонопольное противодействие сговору и согласованным действиям.

  15. Виды дифференциации. Явная и мнимая дифференциация. Способы дифференциации. Реклама: экономические функции. Вертикальная дифференциация.

  16. Исследование дифференциации в работах по маркетингу.

  17. Понятие вертикальной интеграции. Виды вертикальной интеграции.

  18. Модель «двойной надбавки» как пример вертикального внешнего эффекта.

  19. Вертикальные ограничивающие контракты как заменители вертикальной интеграции. Влияние контрактов на конкуренцию.

  20. Вертикальные ограничивающие контракты в исследованиях по маркетингу

  21. Исследования, инновации и патенты: роль структуры рынка. Монопольная власть как условие инноваций: оптимальная длительность патента.

  22. Аукционы: виды, условия эффетивности.

  23. Сети: влияние на структуру рынка и стратегии конкурентной борьбы. Конкуренция, инновации и структура рынка при наличии сетевых эффектов.

  24. Асимметрия информации: информационные проблемы и их влияние на поведение фирм.



    1. Примеры заданий итогового контроля


Требования к зачетной работе: «Эмпирическое исследование рынка/отрасли»

Правила оформления и выполнения:

  • работа должна быть оформлена согласно требованиям методических рекомендаций по разработке, написанию и оформлению курсовых работ, рефератов и эссе, принятых в НИУ ВШЭ, Пермь;

  • выбранная вами отрасль или рынок должны быть указаны на титульном листе;

  • объем текста (без титульного листа, содержания, списка литературы и приложений): не менее 15 страниц;

  • работа должна быть структурирована;

  • работа должна быть представлена в электронном и печатном виде;

  • срок сдачи: 26 марта 2012 года.

Критерии оценки:

На оценку влияет наличие/качество:

  • в содержании: «постановка задачи (в том числе должна быть сформулирована цель исследования)» (во введении), логика изложения и аргументация (включая статистику или другие числовые данные), выводы (в заключении);

  • ссылки и их оформление;

  • стиль («качество» русского языка);

Оценка снижается, если Вы сдаете работу позже обозначенного в правилах срока.

На оценку кардинально повлияет наличие «чужого» текста, сданного в качестве Вашей работы или ее части.

Обязательные этапы работы:

В первой (условно) части работы нужно:

  • дать общую характеристику рынка/отрасли, которая должна включать определение границ рынка, перечисление основных участников и краткую характеристику рынка («на сегодня» или за несколько последних лет), если возможно определите тип структуры рынка;

  • дать оценку уровня концентрации на рынке и объяснение сложившейся ситуации (возможны несколько вариантов построения этого раздела);

  • провести анализ барьеров входа;

  • выявить основные тенденции и особенности конкурентной борьбы (возможно на примере одной фирмы);

Во второй (условно) части работы, выбрав цель исследования (позицию, «за кого думаете»), нужно описать полученные вами результаты исследования и дать рекомендации. Возможные варианты:

  • вы думаете за «фирму-новичка» (в любом смысле – диверсификация, новый географический рынок, появление бизнеса);

  • вы думаете за фирму-старожила;

  • вы думаете за «регулятора» (чиновника).

Экономические моменты, которые важны для анализа рынков и поведения фирм на них1:

  • базовые условия со стороны спроса, предложения или особенности институциональной среды;

  • силы конкуренции по М.Портеру;

  • трансакций, типичные для фирмы, как следствие — какие виды трансакционных издержек важны; как в свою очередь это влияет на размер фирмы и заключаемые ею контракты с работниками, потребителями или поставщиками или

  • уровень специфичности активов и как это влияет на контрактацию фирм и стимулы к интеграции;

  • возможности оппортунистического поведения и как фирмы защищаются от них;

  • основные риски деятельности в отрасли;

  • относится ли выбранная Вами отрасль к отраслям новой экономика? В этом случае можно дальше анализировать особенности, методы конкурентной борьбы и влияние государственной политики (см. соответствующую лекцию);

  • влияние государства (прямое и опосредованное);

  • роль рекламы;

  • роль дифференциации товаров;

  • причины возникновения монопольной власти;

  • способы использования монопольной власти;

  • сетевые эффекты;

  • влияние кризиса.

Напоминаю, что можно использовать две различные схемы анализа (а при желании и их гибрид)

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин

    1. Базовый учебник


  1. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. Практикум: учеб.пособие для бакалавров, 2013.

  2. Church J., Ware R. Industrial Organization: A Strategic Approach. McGraw Hill. В свободном доступе: http://homepages.ucalgary.ca/~jrchurch/page4/page4.html
    1. Основная литература


  1. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие / В.М. Джуха ; А.В. Курицын ; И.С. Штапова . - М. : КноРус , 2012. Гл. 1,3,9

  2. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. Главы 1,2,4,6

    1. Дополнительная литература

  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1997.

  2. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

  3. Кабраль Л., Курс организации отраслевых рынков. Минск: Новое знание, 2003.

  4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999.

  5. Вехи экономической мысли. 5 том. С.-Пб., Экономическая школа, 2003.

  6. Милгром П., Робертс Д. «Экономика, организация и менеджмент», С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  7. Vrinda Kadiyali, K. Sudhir, Vithala R. Rao. Structural analysis of competitive behavior: New Empirical Industrial Organization methods in Marketing. International Journal of Research in Marketing, Vol. 18, No. 1-2, pp.161-186, 2001

  8. Roberts P.W. Product innovation, product–market competition and persistent profitability in the U.S. Pharmaceutical industry. Strategic Management Journal, Vol. 20, p. 655–670, 1999

  9. Katrijn Gielens, Marnik G. Dekimpe. The Entry Strategy of Retail Firms into Transition Economies. Journal of Marketing, Vol. 71 (April 2007), 196–212.

  10. Grunhagen, DiPietro, Robert E. Stassen, Lorelle Frazer, The Effective Delivery of Franchisor Services: A Comparison of U.S. and German Support Practices for Franchisees. Journal of Marketing Channels, Volume 15, Issue 4 September 2008 , p.315-335

  11. Raji Srinivasan, Dual Distribution and intangible Firm Vaiue: Franchising in Restaurant Chains. Journal of Marketing, Vol. 70 (July 2006), 120-135.
    1. Справочники, словари, энциклопедии


  1. The New Palgrave Dictionary of Economics. Second Edition. Eds. Steven N. Durlauf and Lawrence E. Blume. Palgrave Macmillan, 2008.

  2. The New Palgrave Dictionary of Economics Online. Palgrave Macmillan. http://www.dictionaryofeconomics.com/
    1. 11 Программные средства


    • стандартный пакет программ Microsoft Office,

    • Adobe Acrobat

    • Любое приложение для просмотра видео файлов Classic Media Player, Windows Media Player и.т.п.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется через систему LMS.

Подготовка к лекциям. Для подготовки к лекции по всем разделам дисциплины в материалах выкладываются презентации лекций, дополнительные материалы и материалы для самостоятельной работы.

Подготовка к семинарским занятиям. Для подготовки к семинарским занятиям в материалах выкладываются планы семинарских занятий, домашние задания. Для проверки знаний студентов в системе LMS предполагаются тесты.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий используется мультимедийное оборудование.


1 Следовательно, их можно использовать в работе. Это только рекомендации!!!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Поведение потребителей  для направления 080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Поведение потребителя для направления 080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины ir менеджмент  направления 080200. 68 Менеджмент...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины «Прогнозирование и моделирование рисков проекта»...
...
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Территориальный маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент «Маркетинг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Анализ финансовых рынков для направления 080100....
«Анализ финансовых рынков» читается на первом курсе магистерской программы «Финансовые рынки» и рассчитана на один семестр. В процессе...
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 68 Менеджмент, подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Экономика общественного сектора для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск