Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации19.10.2014
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
Государственный университет
Высшая школа экономики


ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ


Факультет менеджмента

Программа дисциплины
Экономическая теория и институциональная экономика
для направления 080200.62 Менеджмент

подготовки бакалавра


Авторы программы: В. Н. Симанкова, vsimankova@hse.ru

О. В. Тютык, к.э.н, доцент, tyutyk@mail.ru

А. Ю. Редькина, aredkina@hse.ru

С.В. Суслова, к.э.н., доцент, ssuslova@hse.ru

Т.В. Букина, к.г.н., доцент, bukinatv@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 31 » августа 2010 г.
Зав. кафедрой ________________________ С.В. Суслова


Утверждена Учебно-методическим Советом ПФ ГУ ВШЭ « 9 » сентября 2010 г.
Председатель ________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2010
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент, изучающих дисциплину «Экономическая теория и институциональная экономика».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (протокол от 02.07.2010 г. № 15);

Учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2010г.

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент являются:

2.1 в области обучения: подготовка выпускников к организационно - управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

2.2 в области воспитания личности: формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


В результате изучения курса студент должен:

Знать:

  • основные нормативные правовые документы;

  • основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики

  • основные макроэкономические показатели и принципы их расчета

Уметь

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели

  • использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации)

Владеть

  • навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;

  • экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию

ОК-3

Анализирует информацию, обобщает данные в соответствии с базовыми знаниями и структурой курса, интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории, владеет способностью к обобщению, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач.

Кейсы

Способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия

и последствия принимаемых решений

ПК-3

Обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач, оценивает полученные результаты.

Кейсы и практические задания

Способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

ПК-30

Интерпретирует данные в соответствии со знанием макроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания макроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.

Практические задания

Понимает основы государственной политики и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

ПК-31

Интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, макроэкономики и институциональной экономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.

Практические задания

Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

ПК-32

Интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.

Практические задания

Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли.

ПК-33

Интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях.

Практические задания

Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях.

ПК-34

Обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач, оценивает полученные результаты.

Кейсы

Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели.

ПК-35

Анализирует информацию, обобщает данные в соответствии с базовыми знаниями и структурой курса, интерпретирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории, владеет способностью к обобщению, применяет знания микроэкономики, макроэкономики и институциональной теории при решении задач.

Практические задания

Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции

ПК-54

Представляет информацию последовательно, структурировано, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию.

Практические задания





4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и базовой части дисциплин.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Алгебра;

  • Геометрия;

  • Обществознание.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Функции и графики (различные приемы построения графиков, методы построения графиков функций, примеры исследования функций).

  • Уравнения и неравенства.

  • Математические модели в экономике.

  • Дифференциальное и интегральное исчисление. Знание основных понятий раздела «Экономика».


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Экономика труда;

  • Анализ отраслевых рынков;

  • Экономика России;

  • Разработка и принятие управленческих решений.



5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




Курс первый

Раздел 1

Микроэкономика
















1

Предмет и метод экономической теории

7

2

2

-

3

2

Основы анализа спроса и предложения. Рыночное равновесие

10

2

2

-

6

3

Государственное регулирование

12

2

4

-

6

4

Эластичность

12

2

4

-

6

5

Теория поведения потребителя

22

6

6

-

10

6

Теория поведения производителя

29

6

6

-

17

7

Рыночные структуры

42

12

10

-

20

8

Рынки факторов производства

20

4

6

-

10

9

Провалы рынка

20

2

6

-

12




Итого по разделу 1

174

38

46

-

90

Раздел 2

Макроэкономика
















10

Краткосрочный анализ. Модель IS-LM в закрытой экономике

33

14

12

-

7

11

Среднесрочный анализ: модель AD-AS

36

8

8

-

20

12

Макроэкономическая политика

44

8

6

-

30

13

Долгосрочный и среднесрочный анализ

37

8

6

-

23




Итого по разделу 2

150

38

32

-

80

Курс второй

Раздел 3

Институциональная экономика
















14

Основы институциональной экономики

34

6

6




22

15

Основные понятия теории институтов

46

6

8




32

16

Теория трансакционных издержек

46

6

8




32

17

Теория контрактов

44

6

6




32

18

Теория прав собственности

44

6

6




32

19

Теория фирмы

38

6

6




26

20

Теория государства

38

6

6




26

21

Институты и институциональные изменения

34

4

4




26




Итого по разделу 3

324

46

50

-

228




ИТОГО:

648

122

128




398

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4




Текущий

(неделя)

Контрольная работа




1

6

6

5

6







1 год, 2 модуль: письменная работа 90 минут – решение задач;

1 год, 3 модуль: письменная работа 90 минут – решение задач;

1 год, 4 модуль: письменная работа 90 минут – решение задач;

2 год 2 модуль: письменная работа 80 минут – решение задач

2 год, 3 модуль: письменная работа, 80 минут – решение задач

Реферат
















1-8







2 год, 2 модуль: реферирование статьи на английском языке с представлением доклада, время на подготовку – 2 недели

Домашнее задание








6

5




10







1 год, 3 модуль: письменная работа объемом 7-8 страниц, время на подготовку – 3 недели

1 год, 4 модуль: расчетная работа объемом 10-15 страниц, время на подготовку – 2 недели

2 год, 4 модуль: письменная работа объемом 15-20 страниц, время на подготовку – 3 недели

Итоговый

Зачет/ Экзамен





З

Э

З

Э




З







1 год, 2 модуль – письменный зачет;

1 год, 3 модуль – письменный экзамен;

1 год, 3 модуль – письменный зачет;

2 год, 1 модуль – письменный зачет;

2 год, 2 модуль – письменный экзамен

6.1 Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении контрольных работ студент должен продемонстрировать навыки решения задач оптимизационных задач, микро- и макроэкономических задач по изученным моделям, решать теоретико-игровые задачи.

При выполнении рефератов студент должен уметь воспроизводить, анализировать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; проводить микроэкономический, макроэкономический и институциональный анализ.

При выполнении домашнего задания студент должен показать знание схемы построения основных микро- и макроэкономических моделей.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов, домашнего задания, выполнение письменных работ на зачетах и экзаменах.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, групповых работах, посещение, выполнение домашних заданий.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: контрольные работы, домашние задания, рефераты.

О текущая = n1О1 + n2О2 + n3О3 + ∙∙∙

где Оi – оценки за контрольные мероприятия, ni – вес контрольных мероприятий

Веса по контрольным мероприятиям:

Раздел 1. Микроэкономика

Модуль 1,2 Контрольная работа 1 =1.

Модуль 3: Контрольная работа 2 =0,5; домашнее задание = 0,5.

Раздел Макроэкономика

Модуль 4: Контрольная работа =0,5, домашнее задание =0,5.

Раздел Институциональная экономика

Модуль 1,2: Контрольная работа =0,5, реферат =0,5.

Результирующая оценка по вышеуказанным модулям рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач
Результирующая оценка по дисциплине “Экономическая теория и институциональная экономика” – это взвешенная сумма результирующих оценок за все модули прохождения дисциплины.

О промежуточная 1 – результирующая оценка за 3 модуль на 1 курсе (часть Микроэкономика)

О промежуточная 2 – результирующая оценка за 4 модуль на 1 курсе (часть Макроэкономика)

О промежуточная 3 – результирующая оценка за 2 модуль на 2 курсе (часть Институциональная экономика)

О результирующая = r1промежуточная 1 + r2промежуточная 2 + r3промежуточная 3+ r4промежуточная 4

где ri – вес результирующих оценок, при этом r1 = 0,35, r2 = 0,3, r3 = 0,35

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется равной результирующей оценке (О результирующая) с учетом весов ri

7.Содержание дисциплины


Раздел 1. Микроэкономика

Тема 1. Предмет и метод общей экономической теории

Предмет экономической теории. Основные стадии развития предмета. Позитивная и нормативная экономическая наука. Микро- и макроэкономика. Метод экономической теории. Экономический способ мышления. Основы моделирования Экономические модели и эксперименты. Экономический выбор. Принцип рационального поведения. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Количество часов аудиторной работы:4.

Количество часов самостоятельной работы:3 (на выполнение заданий по текущему контролю – 1, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 2).

Тема 2. Основы анализа спроса и предложения. Рыночное равновесие

Спрос. Факторы, определяющие спрос. Изменение спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Факторы, определяющие предложение. Изменение предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Равновесное количество товаров и услуг. Равновесие по Л. Вальрасу. Равновесие по А. Маршаллу. Существование и единственность равновесия. Устойчивость равновесия (абсолютное и относительное равновесие, неопределённость равновесия, локальная и глобальная устойчивость равновесия).

Количество часов аудиторной работы:4.

Количество часов самостоятельной работы:6 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 2).

Тема 3. Государственное регулирование

Государственное регулирование рынка. Фиксированные цены: потолок и нижний уровень цены. Влияние государственного вмешательства на рыночное равновесие. Государственные налоги. Распределение суммы налога между потребителями и производителями. Избыточное налоговое бремя. Воздействие потоварной субсидии.

Количество часов аудиторной работы:4.

Количество часов самостоятельной работы:6 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 2).

Тема 4. Эластичность

Эластичность спроса. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичность спроса по доходу. Нормальные товары. Низшие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые товары. Эластичность спроса по цене и выручка продавца. Эластичность предложения.

Количество часов аудиторной работы:6.

Количество часов самостоятельной работы:6 (на выполнение заданий по текущему контролю – 2, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).

Тема 5. Теория поведения потребителя

Кардиналистская (количественная) теория полезности. Полезность и спрос. Общая и предельная полезность. Свойства функции полезности. Законы Госсена. Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории полезности). Основные постулаты теории поведения потребителя. Правило максимизации полезности. Функциональный и нефункциональный спрос. Социальные эффекты (Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена, спекулятивный и нерациональный спрос). Ординалистская теория полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их свойства и основные типы (функция полезности Кобба-Дугласа, совершенные заменители, комплементы, антиблага, точка насыщения). Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения, экономический смысл.Бюджетное ограничение. Благосостояние потребителя. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности). Экономический смысл положения равновесия. Кривая «доход – потребление», кривая Энгеля. Кривая «цена – потребление», функция спроса.

Количество часов аудиторной работы:12.

Количество часов самостоятельной работы:10 (на выполнение заданий по текущему контролю – 5, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 5).

Тема 6. Теория производителя

Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов. Цели фирмы (максимизация прибыли; максимизация объёма продаж и др.). Производство с одним переменным фактором:

Понятие производственной функции, основные виды. Совокупный, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности. Средняя и предельная производительность факторов. Долгосрочный период: кривые постоянного продукта (изокванта и её свойства, предельная норма технического замещения, типы изоквант, производственная функция Кобба-Дугласа). Изокоста (Математическое выражение и экономический смысл изокосты, влияние изменения цен на ресурсы и бюджета производителя). Равновесие производителя (Равенство предельной нормы технического замещения и отношению цен на ресурсы). Издержки фирмы в краткосрочном периоде (бухгалтерские и экономические издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Издержки в долгосрочном периоде (графическая связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периоде, средние издержки в долгосрочном периоде, отдача от масштаба, минимальный эффективный масштаб производства и структура отрасли).

Количество часов аудиторной работы:12.

Количество часов самостоятельной работы:17 (на выполнение заданий по текущему контролю – 9, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8).

Тема 7. Типы рыночных структур

Совершенная конкуренция

Характерные черты совершенной конкуренции. Равновесие в краткосрочном периоде (для отрасли и для отдельной фирмы, правило максимизации прибыли, предельная, допредельная и запредельная фирмы). Равновесие фирмы в долгосрочном периоде (кривая предложения фирмы и кривая предложения отрасли, механизм вхождения в отрасль и выхода из неё, равновесие отрасли). Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции.

Монополия

Чистая монополия: характерные черты. Равновесие в условиях монополии (правило максимизации прибыли). Экономические последствия монополии. Потери общественного благосостояния, вызванные монополией. Х-неэффективность.

Монополистическая конкуренция

Характерные черты монополистической конкуренции. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Достоинства и недостатки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Реклама.

Олигополия

Характерные черты и причины распространения. Модели поведения производителя в условиях олигополии (кооперативное и некооперативное поведение, теория игр, модель картеля, дуополия Курно).

Количество часов аудиторной работы:22.

Количество часов самостоятельной работы:20 (на выполнение заданий по текущему контролю – 10, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 10).

Тема8. Рынки факторов производства

Рынок труда. Особенности спроса и предложения ресурсов. Выбор между досугом и потреблением. Предложение труда. Равновесие на рынке труда условиях совершенной конкуренции. Роль профсоюзов на рынке труда. Монопсония на рынке труда. Двусторонняя монополия. Рынок капитала. Основные понятия на рынке капитала. (Цена на рынке капитала. Спрос и предложение). Дисконтированная стоимость (Текущая дисконтированная стоимость; чистая дисконтированная стоимость). Рынок земли. Особенности предложения земли. Спрос на землю (сельскохозяйственный спрос, несельскохозяйственный спрос).

Количество часов аудиторной работы:10

Количество часов самостоятельной работы:10 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6 подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).

Тема 9. Провалы рынка

Положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза. Корректирующие налоги и субсидии. Механизмы борьбы с внешними эффектами загрязнения: нормативы на выбросы, налоги на выбросы, передаваемые лицензии на выбросы. Чистое общественное благо и чистое частное благо. Свойства чистых общественных благ. Проблема «безбилетника». Перегружаемые общественные блага, клубные блага.

Количество часов аудиторной работы:8.

Количество часов самостоятельной работы:10(на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).

Литература по разделу:

1. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е издание./Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2007.

2. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. Скт.-Пб., Экономическая школа, 1997.

  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Издательский дом "Питер", 2011. – 608 с

Формы и методы контроля по разделу 1 «Микроэкономика», применяемые учебные технологии:

Для проведения лекционных занятий могут использоваться рабочие тетради и презентации.

На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:

  1. Решение расчетных задач;

  2. Обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой докладов по группам;

  3. Доклады студентов.

  4. Кейсы.

На контрольных работах проверяется:

  1. Знание теории;

  2. Умение решать задачи;

  3. Умение применить теорию для решения упрощенных практических ситуаций.

Раздел 2. Макроэкономика

Тема 10. Краткосрочный анализ. Модель IS-LM в закрытой экономике

Макроэкономика как наука. Предмет и важность изучения макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы: экономический рост, уровень безработицы, уровень инфляции, величина ставки процента, состояние государственного бюджета и состояние торгового баланса. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическая политика. История развития макроэкономики. Классическая школа. "Кейнсианская революция". Неоклассическая теория. Монетаризм. Экономическая теория предложения. Концепция рациональных ожиданий.Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические процессы ex post и ex ante. Понятие агрегирования. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Равновесие в макроэкономике и его виды.

Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов. Валовой национальный продукт (ВНП). Принцип равенства доходов и расходов в экономике. Соотношение показателей в системе национальных счетов: показатели ВВП, ЧНП, НД, ЛД и РД. Недостатки показателя ВНП для оценки благосостояния. Понятие чистого экономического благосостояния. Номинальный и реальный ВНП. Понятие дефлятора. Инфлирование и дефлирование. Индекс Ласпейреса (индекс потребительских цен), индекс Пааше (дефлятор ВНП), индекс Фишера и их соотношение. Индексы цен и измерение инфляции.

Макроэкономические взаимосвязи. Кругооборот расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Полная схема кругооборота. Основные макроэкономические потоки. Макроэкономическое тождество и основные выводы из него. Равенство инъекций и изъятий. Равенство инвестиций и совокупных сбережений. Условия финансирования дефицита государственного бюджета и дефицита торгового баланса.

Простая кейнсианская модель товарного рынка. Рынок товаров и услуг: его особенности и агенты. Предпосылки и методологические принципы кейнсианского анализа. Понятие совокупных расходов. Планируемые и фактические совокупные расходы. Потребительская функция Кейнса. Инвестиции, предельная эффективность капитала. Государственные расходы. Чистый экспорт. Кейнсианский крест. Инфляционный и рецессионный разрывы. Роль товарно-материальных запасов в восстановлении равновесия на товарном рынке. Мультипликативный эффект. Виды мультипликаторов: мультипликатор расходов, налоговый.

Фискальная политика. Необходимость государственного регулирования товарного рынка в кейнсианской модели. Сущность и инструменты фискальной политики. Виды государственных расходов. Трансфертные платежи. Налоги и их роль в экономике. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения. Кривая А. Лаффера. Госбюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дефицит государственного бюджета. Структурный и циклический дефицит. Источники финансирования дефицита государственного бюджета. Виды фискальной политики: стимулирующая и ограничительная, дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы. Государственный долг и его виды. Влияние фискальной политики на равновесие на товарном рынке.

Взаимное равновесие на товарном рынке и рынке капитала. Зависимость инвестиций от ставки процента. Графическое выведение кривой IS. Алгебраическое уравнение кривой IS. Обоснование наклона кривой IS. Причины сдвигов кривой IS.

Денежный рынок. Деньги, их происхождение и функции. Деньги как средство обращения. Ликвидность денег. Деньги как финансовый актив. Доходность денег. Денежные агрегаты. Спрос на деньги и его виды. Количественная теория денег и трансакционный спрос на деньги. Кэмбриджское уравнение. Теория предпочтения ликвидности. Мотивы спроса на деньги в кейнсианской модели.

Равновесие денежного рынка и монетарная политика. Предложение денег. Современная банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их операции и роль в экономике. Резервы банков. Банковский (депозитный) мультипликатор. Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор. Монетарная политика. Цели и инструменты монетарной политики. Норма резервирования. Учетная ставка процента. Операции на открытом рынке и их виды. Стимулирующая и ограничительная монетарная политика. Равновесие денежного рынка и его восстановление. Равновесная ставка процента. Построение кривой LM и ее алгебраическое уравнение. Обоснование наклона кривой LM. Причины сдвигов кривой LM.

Модель IS-LM. Основные предпосылки модели. Модель IS-LM как модель кейнсианского типа. Графическое построение и алгебраическое уравнение модели. Равновесные уровень национального дохода и ставки процента. Аналитические возможности модели IS-LM. Соотношение фискальной и монетарной политики и влияние их изменений на равновесие в модели IS-LM. Оценка эффективности монетарной и фискальной политики. Эффект вытеснения. Эффект чистого экспорта. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка. Последствия государственного регулирования ставки процента.

Макроэкономическая политика в модели IS-LM. Аналитические возможности модели IS-LM. Фискальная и монетарная политика в модели IS-LM. Взаимодействие фискальной и монетарной политик в модели IS-LM. Государственная политика в условиях ликвидной и инвестиционной ловушек. Эффективность государственной политики.

Количество часов аудиторной работы:26.

Количество часов самостоятельной работы:7

Тема 11. Среднесрочный анализ: модель AD-AS

Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос и его структура. Модели IS-LM как модель совокупного спроса. Алгебраическое уравнение кривой AD. Обоснование наклона кривой AD. Эффект Пигу (эффект реальных денежных запасов). Эффект Кейнса (эффект процентной ставки). Эффект импортных закупок. Факторы влияющие на совокупный спрос. Причины сдвигов кривой AD. Стабилизационная политика государства как политика регулирования совокупного спроса.

Совокупное предложение. Различные подходы к изучению совокупного предложения. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Факторы влияющие на совокупное предложение. Сдвиги кривой AS.

Модель AD-AS. Модель AD-AS как модель равновесия трех рынков и ее предпосылки. Сдвиги в модели AD-AS. Шоки спроса и предложения. Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний экономики. Экономический рост. Факторы экономического роста.

Количество часов аудиторной работы:16.

Количество часов самостоятельной работы:20
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск