Скачать 195.04 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования» (СПбИГО) УТВЕРЖДЕНО на заседании Ученого совета Протокол № 7 « 26 » марта 2014 г. __________________________ К.К. Вишняков-Вишневецкий Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика
Санкт-Петербург, 2014 Введение Поступающие в аспирантуру Санкт-Петербургского института гуманитарного образования по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика сдают, наряду с экзаменами по философии и иностранному языку, вступительный экзамен по специальности в объеме программы курса для высших учебных заведений. Целью данного экзамена является проверка знаний курса экономики и управления поступающих в аспирантуру института, выявление умения и возможностей применять имеющиеся знания для анализа проблем экономического развития как общества в целом, так и его отдельных граней. Требования к вступительному экзамену в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика Вступительный экзамен по специальности состоит из двух частей: подготовительной (написание реферата по специальности) и самого экзамена. Условием допуска к экзамену по специальности является подготовка реферата, который должен показать готовность поступающего в аспирантуру к научной работе. Тема реферата выбирается самостоятельно. (Приложение №1). Реферат для вступительного экзамена по специальности должен иметь характер исследования, всесторонне освещать тему (не по вузовским учебникам, а по монографиям, статьям и диссертациям). Рекомендуется выбирать для реферата не слишком широкий вопрос, но рассмотреть его всесторонне. Реферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области работ, а в конце желательно осветить новый результат, полученный автором. Объем реферата составляет 25-30 печатных страниц, шрифт 14, Times New Roman, 1,5 интервал и оформляется в виде рукописи в соответствии с требованиями к научной работе, то есть должен иметь титульный лист, введение, несколько разделов с анализом материала, заключение с выводами, список литературы (не менее 20 источников), примечания. Не позднее 7 дней до начала вступительных экзаменов реферат по специальности представляется в отдел аспирантуры. Реферат рецензируется одним из членов предметной комиссии или предполагаемым научным руководителем, и оценка за него учитывается при выведении общей оценки по специальной дисциплине. Образец оформления титульного листа для реферата по специальности в Приложении №2 данной программы. Содержание программы вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика Раздел 1. Экономическая теория Введение в экономику Предмет и объект исследования общей экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории. Методология и методы познания экономических явлений. Метод историзма в экономике. Возможность и границы применения математического аппарата. Экономические системы, их основные характеристики. Основные понятия собственности, её экономические и правовые аспекты. Характер труда. Организационно - экономические отношения. Управление: сущность и место в экономической системе. Факторы производства, их соотношение. Производственные ресурсы и проблемы их оптимального использования. Эффективность производства. Разгосударствление и приватизация как основа рыночных отношений. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Проблемы формирования рыночных отношений в переходной экономике и пути их решения. Микроэкономика Основы теории спроса и предложения. Законы спроса и предложения. Механизм формирования рыночной цены. Издержки, их сущность, структура и классификация. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Организационно-правовые формы предпринимательства в России. Кругооборот ресурсов фирмы. Формирование прибыли фирмы, её источники и назначение. Факторные рынки. Процент на капитал: природа и динамика. Земельная рента как доход с земли. Заработная плата: сущность, уровень, динамика. Механизм рыночной координации фирмы. Трансакционные издержки. Коммерческая деятельность фирмы на различных рынках. Фирма на рынках благ и услуг, факторов производства. Фирма как участник финансового рынка. Конъюнктура рынка. Экономическая стратегия фирмы в условиях маркетинговой концепции организации её деятельности. Конкуренция и её виды. Макроэкономика Понятия макроэкономики и макроэкономического равновесия. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Инвестиции как фактор экономического роста. Экономический цикл: содержание, фазы, типы. Государственное антикризисное регулирование. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия. Антиинфляционная политика правительства. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией. Доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства. Финансовая система и финансовая политика. Государственный бюджет и его баланс. Управление государственным долгом. Кредитно-денежная политика и её инструменты. Рынок ценных бумаг как специфическая форма рынка капиталов. Фондовая биржа. Налоги: сущность, виды, формы, принципы. Современные реформы налогообложения. Функции государства в смешанной и переходной экономике. Характеристика всемирного хозяйства и основные черты его развития. Мировая торговля. Международная миграция капитала и рабочей силы. Интеграционные процессы в мировой экономике. Раздел 2. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) Природа и понятие услуги. Отличие услуги от материального блага. Свойства и характеристики услуги. Сравнительная характеристика товара и услуги. Критерии классификации услуг. Услуги в современной экономической системе. Степень развития сферы услуг как признак развитости общества: первичный, вторичный и третичный сектора экономики. Структура общественного производства развитых стран. Пирамида потребностей А. Маслоу. Динамика развития сферы услуг. Рынок услуг как разновидность рынка. Понятие и сущность рынка услуг. Особенности рынка услуг. Рынок покупателя. Аутсорсинг. Виды рынков услуг. Понятие международного рынка услуг, его особенности и структура. Отличие международной торговли услугами от международной торговли товарами. Классификация услуг Статистической комиссией ООН. Крупнейшие экспортеры и импортеры коммерческих услуг. Влияние глобализации на структуру международного рынка услуг. Рынок труда в сфере услуг: характеристики. Специфика занятости в отдельных секторах сферы услуг. Занятость в сфере туризма и ее особенности. Туризм как отрасль экономики. Влияние глобализации на отрасль туризма. Безработица в сфере туризма. Таймшер. Занятость в сфере рекламы. Понятие рекламы. Особенности рекламы как продукта и деятельности в сфере рекламы. Занятость в сфере здравоохранения и медицинских услуг и ее особенности. Предпринимательство в сфере услуг. Понятие предпринимателя. Функции предпринимательской деятельности. Особенности предпринимательства в сфере услуг. Малый бизнес: его роль в экономической системе. Бенчмаркинг. Цивилизационный процесс и структурная эволюция общественного производства. Общественно-экономические формации. Понятие цивилизации. Индустриальное общество и его характеристики. Постиндустриальное или информационное общество. Информационные ресурсы. Информационная экономика как синтез промышленного производства и сферы услуг. Сервисная экономика. Экономика услуг. Государственное регулирование сферы услуг. Ценовая, налоговая и бюджетная политика в регулировании сферы услуг на примере отдельных отраслей и видов услуг (торговля, транспорт, связь, банковская деятельность и другие). Государственное регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий. Методы антимонопольной политики в условиях глобализации экономики. Сущность и социально-экономические формы предприятия, трудовой коллектив. Предприятие в рыночной экономике. Виды предприятий. Понятие и общая характеристика фирмы. Малые предприятия, их роль в экономике. Законодательное регулирование деятельности предприятий. Менеджмент и маркетинг в управлении предприятием. Предприятие и государство. Понятие и сущность организации. Функции и признаки организации. Классификация организаций. Виды и типы организации. Формальные и неформальные организации. Сложные организации. Общая характеристика организации. Законы организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Ресурсы организации, зависимость от внешней среды, виды разделения труда в организации. Структуризация деятельности организации. Современные тенденции в развитии организаций. Понятие, экономическая сущность и значение основных производственных фондов. Классификация основных фондов. Структура основных фондов. Методы оценки основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Источники формирования и воспроизводства основных средств предприятия. Показатели эффективности использования основных фондов. Пути улучшения использования основных фондов и производственных мощностей. Оборотные средства организации: понятие, экономическая сущность, значение. Состав и структура оборотных средств предприятия материального производства. Состав и структура оборотных средств предприятия в сфере услуг. Показатели уровня использования оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Калькуляция себестоимости единицы продукции. Методы калькулирования себестоимости продукции. Виды себестоимости. Классификация затрат. Явные и неявные издержки. Прямые и косвенные затраты. Производственные и коммерческие затраты. Основные и накладные затраты. Одноэлементные и комплексные затраты. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Понятие цены. Методы ценообразования. Цели ценообразования. Ценообразование на услуги. Стандартные подходы к установлению цены на услугу. Расчет базовой цены услуги. Ценовая политика и тактика фирмы. Цели ценовой политики. Факторы формирования цены, ценовые стратегии фирмы. Классические ценовые стратегии. Альтернативные варианты ценовой стратегии фирмы. Проблема снижения издержек и максимизации прибыли. Технико-экономические факторы снижения себестоимости продукции. Повышение технического уровня производства. Снижение трудоемкости выпускаемой продукции, механизация и автоматизация производства. Разработка и применение высокопроизводительных ресурсосберегающих технологий. Планирование себестоимости. Научная организация нормирования затрат. Резервы снижения себестоимости продукции. Совершенствование организации производства и труда. Эргономика. Понятие и оценка эффективности. Общие принципы и условия эффективной деятельности организации. Факторы повышения эффективности деятельности организации. Прибыль как экономическая категория. Определение прибыли и ее виды. Факторы, влияющие на рост прибыли. Формирование и использование прибыли предприятия. Понятие и виды рентабельности. Показатели рентабельности. Формулы расчета показателей рентабельности собственного капитала, основных и оборотных средств. Распределение. Канал распределения. Уровень канала распределения. Функции канала распределения. Виды каналов сбыта. Выбор канала сбыта. Положительные и отрицательные стороны основных каналов распределения услуг. Разработка и реализация сбытовой стратегии. Различие между распределением товаров и услуг. Понятие качества. Техническое и функциональное качество. Социальное качество. Факторы качества услуг. Пятиступенчатая модель качества обслуживания. Показатели оценки качества обслуживания. Принципы обеспечения качества обслуживания. Стандарт обслуживания. Управление качеством в индустрии сервиса. Понятие менеджмента. Качество менеджмента. Кастомизация и ее применение в сервисной экономике. Сервисный менеджмент: сущность и содержание. Особенности сферы услуг. Модель менеджмента Б. Карлофа. Особенности менеджмента социальной сферы. Понятие и сущность организационной структуры управления. Назначение организационной структуры. Понятие и принципы построения управленческих структур. Типы структур управления организацией. Механистическая и органическая модели. Виды структур управления. Организационные и производственные структуры управления. Тенденции эволюции организационных структур. Понятие и классификация управленческих решений. Субъекты и объекты управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Понятие цели управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Типология управленческих решений. Принципы и модели процесса разработки управленческих решений. Особенности стратегического менеджмента. Концепции стратегического менеджмента. Виды систем управления. Выбор системы управления. Сущность стратегии, составные части, формы, уровни и виды. Основные методы разработки стратегий. Матрица БКГ, матрица МакКинси. Организационный потенциал фирмы. Анализ в стратегическом менеджменте. Реализация стратегий (препятствия, принципы эффективности реализации). Планирование: понятие и сущность планирования. Предмет, метод и задачи планирования. Принципы и методы планирования. Функции планирования. Виды планирования. Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Типы и виды планов. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Функции и структура плановых служб предприятия. Планирование как важнейшая функция управления. Мотивация: понятие, значение, эволюция. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Теория потребностей Мак-Клелланда. Двухфакторная теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания. Теория справедливости. Модель Портера-Лоулера. Роль мотивации в управлении. Контроль как важнейшая функция управления; сущность управленческого контроля. Природа и цель контроля. Процесс контроля. Предварительный контроль. Текущий контроль. Системы обратной связи. Заключительный контроль. Установка стандартов. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Информационная система менеджмента для планирования и контроля. Понятие и содержание организационной культуры. Признаки и особенности организационной культуры. Структура и базисные элементы организационной культуры. Основные функции организационной культуры. Модели и уровни организационной культуры. Роль организационной культуры и ее влияние на эффективность деятельности предприятия. Основы управления организационной культурой; оценка эффективности управления. Организационный климат. Современная российская организационная культура: истоки, содержание, особенности. Система управления персоналом в организации: понятие, сущность, функции. Мотивация в современных условиях. Методы исследования персонала. Методы оценки эффективности управления персоналом. Управление персоналом в современной экономической системе. Совершенствование найма персонала. Совершенствование мотивации персонала. Совершенствование обучения персонала. Управление персоналом как часть общего управления. Кадровая политика. Планирование работы с персоналом. Отбор персонала. Адаптация персонала. Оценка результативности персонала в организации. Профессиональное обучение. Управление карьерой. Оценка эффективности управления персоналом. Стимул. Стимулирование. Мотивация и стимулирование. Материальные методы стимулирования. Доплаты за условия труда. Надбавки. Нематериальные методы стимулирования труда. Социальные стимулы. Моральные стимулы. Социально-психологические стимулы. Ответственность как моральная категория. Понятия социальной ответственности и этики бизнеса. Подходы к изучению социальной ответственности бизнеса: концепции М. Фридмена и М. Портера. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса. Социальная ответственность организации и профессиональная этика специалиста сфере услуг. Список литературы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика Раздел 1. Экономическая теория
Раздел 2. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика Раздел 1. Экономическая теория
Раздел 2. Экономика, организация и управление отраслями, предприятиями и комплексами сферы услуг
Приложение № 1 Темы рефератов для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика
Приложение № 2 Образец титульного листа реферата для допуска к вступительному экзамен в аспирантуру по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика
|
Российской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая... Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | Российской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая... Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | ||
Об образовании на обучение по образовательной Негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Самарский институт... | Негосударственная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год | ||
Контрольная работа зачет Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды» | Контрольная работа зачет Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды» | ||
Контрольная работа зачет Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды» | Контрольная работа зачет Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды» | ||
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | ||
Анкета Фотографии 3Х4 Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | «Рынок ценных бумаг» Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | ||
Комплексная программа практик бакалавров Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | Методические указания по написанию выпускной квалификационной и курсовых работ 11 Министерство образования и науки Российской Федерации Автономная некоммерческая организация высшего образования и дополнительного... | ||
Реферат По курсу: «Цены и ценообразование». На тему: «Ценовая политика предприятия» Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования | Контрольная работа На тему: «В чем состоит эффект Доплера и где он проминяется?» Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования |