Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления»





Скачать 155.44 Kb.
НазваниеРеферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления»
Дата публикации01.11.2014
Размер155.44 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат


Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникации и Информатики

РЕФЕРАТ

по предмету «Менеджмент»

на тему:

«Основные функции управления»

Выполнил: Халтурин Д.А. группа 081э

Проверил:

Новосибирск 2011
Содержание


Список литературы 12


Введение
Глубокие изменения, произошедшие в экономике нашей страны за последние годы, привели к пересмотру роли и значимости управленческого персонала на предприятии. В современных условиях бизнеса менеджмент осуществляет не только текущее управление предприятием, но и определяет стратегию развития предприятия. Необходимость совершенствования управленческой деятельности привела к профессионализации менеджмента.

Влияние научно-технического прогресса непосредственно на производственный процесс, призванное повысить производительность труда непосредственных исполнителей на производстве, не могло не отразиться на методах управления. Возросли требования к росту эффективности работы управленческого персонала, качеству и научной обоснованности управленческих решений. В силу возросшей степени ответственности за управляемый объект, все чаще результативность деятельности аппарата управления отождеств ляется с результативностью деятельности предприятия и наоборот.

Содержание управленческой деятельности можно истолковать следующим образом: воздействие на управляемую систему через выполнение совокупности функций с целью получения эффективного результата деятельности управляемой системы (объекта управления).

Целью данной работы является рассмотрение основных функций управления.


1. Сущность и содержание функций менеджмента
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

2. Основные функции управления
2.1. Функция планирования
Планирование охватывает все уровни управления и помогает предпринять и упростить действия, которые приведут к достижению целей организации. Так же снижает риск неопределенности внешней и внутренней среды организации, помогает оптимально делегировать полномочия и распределить ресурсы внутри фирмы. Важные цели планирования включают в себя достижение определенного уровня прибыли, повышение производительности труда, возможность организации выйти на новый рынок сбыта и т.д. «Эффективное выполнение функции планирования предполагает:

  • - получение сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влияющих на рынок самой фирмы и ее конкурентов, в частности, сведений о прошлых продажах и прибылях;

  • - определение оптимальной товарной структуры производства с учетом научно-технического прогресса и факторов спроса;

  • - оперативный учет наличных ресурсов и гибкое маневрирование ими;

  • - установление контроля за выполнением планов и своевременную корректировку плановых заданий в случае необходимости».

Стратегические планы разрабатывает высшее руководство организации. Оно ориентировано на продолжительный срок существования организации. Стратегическое планирование предусматривает разработку целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами.

На основе стратегических планов, разрабатываются тактические. Чаще всего они составляются сроком на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Тактические планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Эти планы обычно содержат количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В них приводятся детальные сведения о капиталовложениях и источниках финансирования. Тактические планы разрабатываются менеджерами среднего уровня.

На нижнем уровне разрабатываются оперативные планы сроком на месяц или квартал. Оперативное планирование заключается в определении промежуточных целей. В них детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий, но при этом часто используются планы предыдущих периодов.

Планирование нетрадиционной деятельности осуществляется в виде проектов. Для их создания и реализации используют различные специальные методы: маркетинг, финансовое состояние, производство, состояние персонала, внутреннюю культуру предприятия».

Процесс планирования очень важен и сложен. Для достижения целей организации не стоит им пренебрегать и упрощать.
2.2. Функция организации
Чтобы получить желаемые результаты, нужно эффективно распределить обязанности и полномочия между людьми. Также нужна правильная постановка целей. Одной из составляющих организационного процесса является деление организации на отделы или департаменты. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. Существует два основных аспекта организационного процесса:

    1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

    2. Делегирование полномочий.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Т.е. делегирование – это средство, при помощи которого руководитель распределяет обязанности, которые должны быть выполнены для достижения целей. Если менеджер не делегировал обязанность, то ему самому придется ее выполнить, а это не всегда возможно. Для эффективного делегирования, необходимо понять всю суть ответственности и организационных полномочий. Работник отвечает за результаты выполненной задачи и не может делегировать ответственность, также как и руководитель, делегировать можно только полномочия.

Все полномочия определяются политикой организации, внутренними правилами и должностными инструкциями. Они ограниченны даже у высшего руководства. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами и обычаями организации и общества. Они делятся на линейные и аппаратные (штабные). Линейные полномочия – передаются от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Менеджер, который обладает линейными полномочиями, имеет право принимать решения единолично, не согласовывая их с другими менеджерами, но в пределах правил, законов и обычаев фирмы. Процесс делегирования линейных полномочий называется скалярным (ступенчатым) процессом или цепью команд. Штабные полномочия делятся на консультативные, обслуживающий аппарат и личный аппарат. Они помогают выполнению основных функций.

Для развития организации и достижения ее целей нельзя автоматически распределять полномочия. Их нужно распределять эффективно, имея представление о структуре фирмы. Все полномочия должны облегчать достижение целей организации. В организации, которая придерживается принципа единоначалия, все коммуникации направляются по цепи команд. Сотрудник, у которого возникла проблема, не может напрямую обратиться к руководителю высшего ранга, минуя своего непосредственного начальника. И наоборот, руководитель высшего ранга не может напрямую отдавать распоряжения работнику низшего уровня, минуя промежуточный. При наличии большой цепи команд, единоначалие может существенно замедлить процесс коммуникации. При ограниченной норме управляемости, руководитель высшего звена может принять решение, когда все сотрудники отчитываются непосредственно перед ним. Это помогает сохранить больший контроль
2.3 Функция мотивации
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.

В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.
2.4. Функция регулирования и координации
Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы. 

Регулирование - функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятие мер по доведению параметров «входа» системы или процессов в ней до новых требований «выхода».  Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой. 

Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой. 

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. 

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректировок, увязки работы между исполнителями. Координацией охватываются общественные организации, что возможность сосредоточить силы на основных участках производства.

2.5. Функция контроля и учёта
Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями. Эффективность контроля зависит: от принятых теоретических подходов к контролю, как функции управления, от методов организации функции контроля и от полноты анализа причин возникновения ошибок. Контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Средством такого контроля является реализация правил и процедур, что позволяет обеспечить выполнение поставленных планов. Текущий контроль, осуществляется по ходу проведения работ, и его объектом являются сотрудники организации. Регулировка работы этих сотрудников помогает исключить изменение намеченных планов. Суть последующего контроля заключается в сравнении фактически полученных результатов, с требуемыми. Руководитель организации может использовать функцию последующего контроля для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем.

Типы нормативов, используемых при контроле:

  1. Натуральные, которые используются на производственном уровне организации и характеризуют количественные аспекты деятельности…и качество используемых и производимых товаров.

  2. Затратные, которые также используются на производственном уровне организации и характеризуют финансовые критерии эффективности производства…

  3. Капитальные, которые используются на уровне инвестиционной деятельности и характеризуют эффективность капитальных вложений (например, прибыль на инвестиционный капитал).

  4. Доходные, которые используются на уровне организации в целом, характеризуют эффективность использования средств предприятия…

  5. Программные, которые используются при выполнении разовых программ и характеризуют успешность их выполнения (например, срок выполнения или использование выделенных средств).

  6. Нематериальные, которые используются в том случае, когда невозможно использовать натуральные и стоимостные показатели…

  7. Целевые, которые характеризуют достижение конкретного результата и используются на уровне организации или ее подразделений».

Одновременно с контролем осуществляется учет. Учет – это подведение итогов краткосрочной деятельности.


Заключение
Мы пришли к выводам, что функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности любой организации. Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления. Для наиболее эффективного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления. В этой связи не очень правильно говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления: в разное время при разных обстоятельствах различные функции управления могут доминировать над другими. Все функции управления применимы к любым социально-экономическим процессам или системам. Например: регулировка уличного движения, учет денежного обращения в государстве, анализ макроэкономических показателей и т.д. Так же функции управления применимы и к самим функциям управления, как к специализированным видам деятельности. Например: организация контроля производственной деятельности, планирование учета расходных материалов. В таких случаях, первое понятие объясняет целеполагание, а второе – содержание деятельности.

Между функциями управления нет четких границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может иметь признаки двух или даже нескольких функций управления. Владение каждой из функций требует формирования определенных качеств руководителя. Современному менеджеру необходимо глубокое знание макро- и микроэкономики, которые соединены со знанием культуры, обычаев, религии, психологии, философии и этики. Эти знания помогают формировать социальное общение и общение на уровне индивидов. Менеджмент, как синтез науки и искусства требует непрекращающейся работы над своим интеллектуальным уровнем. Поэтому так важна систематическая работа, которая обогатит личность не только научными знаниями, но и духовными представлениями, которые помогут сформировать профессиональный стиль мышления, выработать характер новатора и бойца.

Список литературы


  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- 2-е изд.-М.: Дело, 2004.-800с.

  2. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб.пособие.-Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.-239с.

  3. Функции менеджмента // Бизнес-портал AUP.Ru: менеджмент и маркетинг в бизнесе. URL: http://www.aup.ru/books/m31/2.htm (дата обращения: 05.10.2011)

  4. Функции менеджмента: их разнообразие, характеристика, взаимосвязь, динамизм и результативность // Принципы роста: Бизнес, Менеджмент, Финансы. URL: http://prirosta.ru/blog/1/44 (дата обращения: 05.10.2011)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по курсу «Менеджмент» по теме «Зарубежный опыт управления»
Сравним основные течения в практике управления и определим их отличительные общие черты
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат. По предмету: «Менеджмент». На тему: «Виды организационных...
Функция организации реализуется двумя путями: через административно – организационное управление и через оперативное управление
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат Менеджмент в школе План. Понятия «менеджмент»
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Все эти процессы смогут давать большую прибыль лишь в том случае, если каждый работник будет знать свои функции и выполнять их на...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца»
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по математике на тему «Функции и графики»
Материал, связанный с этим вопросом на базе основной школы, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу,...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по алгебре на тему: «Функции»
Сферические функции293 Цилиндрические функции293 Функция Эйри324. Необычные функции344 Функция Дирихле344 Функция Хевисайда355. Функции,...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по предмету: Негосударственное структуроведение, на тему: Акционерное общество
Реферат по предмету: Негосударственное структуроведение, на тему: Акционерное общество. Биржи
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по предмету «морская энциклопедия» на тему «судовые дымовые трубы»
Но я в своем реферате не хотел бы затрагивать тему военных конструкторских разработок и ограничусь гражданскими пассажирскими и грузовыми...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconСценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции»
На интерактивной доске в программе ActivStudioProfessionalEdition заранее заготовлены упражнения
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРефератов по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Основные направления развития инновационной деятельности в сфере управления недвижимостью
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по предмету: «История» на тему: «По следам мамонтов»
Как выглядели мамонты?
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по предмету «Введение в рекламу» На тему «Характеристика мирового рынка рекламы»

Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
Реферат по предмету «Менеджмент» на тему: «Основные функции управления» iconРеферат по физике на тему: «Естественная и искусственная радиоактивность»
Сам же реферат я представляю как текст, не сильно выходящий за рамки школьного курса и наиболее понятно, на мой взгляд, объясняющий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск