МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра экономики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
промышленности и транспорта
А.В. Спирин_______________
«____»______________2011 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета заочного
обучения
И.М. Дребнева_____________
«____»______________2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика отрасли»
Направление подготовки:
190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Профили подготовки:
Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
(нефтегазодобыча)» Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения
очная, заочная
Бузулук 2011
Рецензент кандидат экономических наук Иванова Н.А.
Рабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» /сост. Н.В.
Калмыкова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 26 с. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов в 5 семестре, заочной формы обучения – в 6 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 706
Составитель ______________Н.В. Калмыкова
«____»______________2011 г.
©Калмыкова Н.В., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011 Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...........................................................................................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины....…………………………..
| 7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..................................................
| 7
| 4.2
| Структура дисциплины.......................................................................
| 8
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....………………………………
| 11
| 4.4
| Курсовой проект (курсовая работа)………………………………..
| 12
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…
| 12
| 5
| Образовательные технологии............................................................
| 14
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………
| 14
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации..............................................................
| 15
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………
| 20
| 7.1
| Основная литература…………………………………………………
| 20
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………………..
| 20
| 7.3
| Периодические издания.....………………………………………….
| 21
| 7.4
| Интернет-ресурсы.................................................................................
| 21
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ....................
| 22
| 7.6
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы……………………………
| 22
| 7.7
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .....................................................
| 22
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………
| 22
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………
| 23
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …
| 24
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний об отраслевой структуре экономики России и методах отраслевого экономического обоснования размещения производства, представления о роли и месте транспортной отрасли в системе народного хозяйства, получение студентами теоретических и прикладных профессиональных знаний и умений в области экономики, организации и управлении в автотранспортной отрасли.
В области воспитания обучаемых целью подготовки является формирование социально-личностных характеристик, отражающих
современные требования к личности, прогрессивную структуру его ценностей и жизненных устремлений, приверженность к здоровому образу жизни, развитое чувство социальной ответственности.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов; комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни: культуры, образования и др.;
- изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения этих территорий;
- исследование и распространение методов, способствующих развитию экономики AT, транспортной системы в целом, экономики России; интеграции России в мировую транспортную систему и экономику;
- использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг, улучшающих потребление населения и снижающих транспортные затраты в цене готовой продукции;
- выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;
- определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиций в автомобильную отрасль для формирования ее современной материально-технической базы. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Подготовка бакалавров инженеров предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам.
Дисциплина «Экономика отрасли» является дисциплиной базовой части (Б.1.1.5) гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 190600.62
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация - «бакалавр»).
Дисциплина базируется на знаниях, полученных в рамках курса «Экономическая теория», «История развития специального транспортно-технологического оборудования в нефтегазодобывающей отрасли», «Информатика».
Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра инженера и предшествует изучению следующих дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Производственный менеджмент», «Маркетинг», «Анализ хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий», «Налоги и налогообложение хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий». 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных компетенций (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения
(ОК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональных компетенций (ПК):
- владеет знаниями экономических законов, действующих на предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, их применения в условиях рыночного хозяйствования (ПК-34).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
- закономерности функционирования экономики на современном этапе;
- отраслевую структуру хозяйственного комплекса страны;
- структуру транспортной отрасли;
-постановления правительства, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;
- факторы и проблемы, формирующие и влияющие на темпы экономического роста транспортной отрасли;
- региональные аспекты состояния и развития отрасли, ее структуры;
- механизмы формирования рынка автотранспортных и автосервисных услуг;
- механизмы и методы государственного регулирования транспортной отрасли;
- содержание планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и методы планирования.
-формы организационной структуры, методы управления и регулирования;
Уметь:
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в автотранспортной отрасли в связи с формированием и активным развитием рыночных отношений;
- проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения;
- уметь выполнять работы в области планирования производственной деятельности, основам организации производства, труда и управления производством;
Владеть:
- знаниями экономических законов, действующих на предприятиях автотранспортной отрасли, их применения в условиях рыночной системы хозяйствования;
- основами методики разработки планов предприятия;
Уметь:
- самостоятельно приобретать и использовать знания о функционировании отрасли;
- анализировать и оценивать состояние транспортной отрасли в разрезе отраслей народного хозяйства;
- анализировать во взаимосвязи экономические процессы и значительные события на уровне предприятий технологического транспорта;
- проводить исследования рынка транспортных услуг;
- проводить оценку конкурентоспособности;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений. Владеть:
- знаниями экономических законов, действующих на предприятиях транспортной отрасли, их применение в условиях рыночной системы хозяйствования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- порядком проведения оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности в транспортной отрасли;
- методами проведения исследований, включая применение готовых методик;
- методами исследования рынка транспортных услуг;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. Приобрести опыт деятельности:
- расчета технико-экономических показателей, обоснования принимаемых решений;
|