Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов





НазваниеУчебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов
страница1/15
Дата публикации19.07.2013
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Федеральное государственное образовательное учреждение

профессионального высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономической теории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ


к семинарским занятиям по дисциплине

«ЭКОНОМИКА»

для студентов неэкономических факультетов

Кубанского государственного аграрного

университета

Краснодар 2011


Публикуется в соответствии с Планом издания

учебно-методической литературы по кафедре

экономической теории на 2010-2011 уч. год

(Утверждено на заседании кафедры экономиче-

ской теории 15 июня 2010 г., протокол № 11)

Разработали: проф. Дулин М.П.

проф. Лукомец М.И.


Рецензенты: проф. Малейченко В.Н.

доцент Власова Н.В.

Ответственный за выпуск :

проф. Лукомец М.И.
ВЫПИСКА

из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности или направлению подготовки дипломированного специалиста 021100 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 27.03.2000 г. (номер государственной регистрации 26 гум./спец.)

ГСЭ.Ф.10


Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие.

Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Переходная экономика. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения экономической теории студент должен стремиться к тому, чтобы знать, понимать и свободно излагать по памяти в устной и письменной речи:

- понятийный аппарат экономической теории как науки, определение основных экономических категорий науки, комментировать их содержание;

- основные экономические законы, потребности и интересы, определяющие логику поведения людей в обществе с рыночной экономикой;

- объективные движущие материальные и социальные силы общественного прогресса, определяющие структуру, закономерности и тенденции развития экономических отношений;

- возникновение и основные этапы развития экономической теории как науки;

- воспроизводство общественного и индивидуального капитала, эффективность общественного производства;

- взаимодействие производительных сил, экономических форм их функционирования, методов хозяйствования и институциональных структур;

- состав, структуру и динамику национального богатства;

- экономику ресурсов (рынков капиталов, земли, труда и финансов);

- роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем, теорию государственного регулирования экономики;

- закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на национальную экономику;

- теорию потребительского спроса;

- теорию фирмы;

- теорию рынка;

- теорию конкуренции и антимонопольного регулирования;

- теорию общего экономического равновесия;

- теорию экономического роста;

- теорию кризисов;

- теорию денег;

- теорию кредита;

- теорию финансов;

- теорию инфляции;

- теорию безработицы;

- теорию национального счетоводства;

- институциональную и эволюционную экономическую теорию;

- теорию переходной экономики;

- становление экономической науки, возникновение классических и других основных научных школ;

- марксистскую теорию макроэкономического равновесия;

- маржинализм и его эволюцию;

- кейнсианская модель макроэкономического равновесия;

- неолиберализм и монетаризм;

- институционализм и неоинституционализм;

- российскую школу экономической мысли.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ

В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

(2-я неделя - 2 часа)

1. Экономика и структура экономической науки

а) общая характеристика экономической науки. Понятия

«теория», «наука», «закон», «принцип», «модель»;

б) структура экономической науки: экономическая теория, экономическая история, отраслевые и функциональные науки.

2. Предмет экономической теории

а) объективные материальные условия жизни людей: безграничность потребностей и ограниченность (редкость) производственных ресурсов;

б) экономические отношения между людьми в условиях ограниченных ресурсов;

в). экономические категории и законы.

3. Методы экономической теории:

а) метод научной абстракции;

б) метод функционального анализа;

в) метод индукции и дедукции;

г) экономико-математическое прогнозирование;

д) экономический эксперимент.

Для самостоятельного изучения

4. Основные этапы и направления развития экономической теории:

4.1. Экономические учения Древнего мира:

а) Древняя Азия (Вавилония - Законы царя Хаммурапи. Китай Конфуций, коллективный трактат Гуань-цзы. Индия – "Артхашастра");

б) Древняя Греция (Ксенофонт, Платон, Аристотель);

в) Древний Рим (Катон Старший, Гракхи Тиберий и Гай, Варрон, Колумелла).

4.2. Экономическая теория в феодальный период:

а) социально-экономические идеи в арабских странах – статьиКорана, работы Ибн-Хальдуна;

б) экономические идеи феодализма в Западной Европе – в статьях "Салической правды", экономических воззрениях канонистов, Фомы Аквинского;

в) экономические идеи в статьях "Русской Правды", работах Афанасия Ордин-Нащекина, Юрия Крижанича, Ивана Посошкова;

г) школа меркантилистов. Экономические идеи представителей школы раннего и позднего меркантилизма (У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен).

4.3. Возникновение и развитие классической политической экономии:

а) У.Петти и его теории стоимости, заработной платы, ренты, процента, цены земли;

б) П. Буагильбер, как создатель теории трудовой стоимости во Франции; особенности его взглядов на обмен и денежную форму стоимости;

в) школа физиократов. Учение Ф. Кенэ о "чистом продукте", капитале, пропорциях общественного воспроизводства;

г) развитие идей физиократов о классах общества, о распределении богатства между ними в работах Анн Тюрго.

д) классическая политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо);

е) социалисты утописты (А.К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Т.Мор, Р.Оуэн, Т.Кампанелла;

ж) марксистская экономическая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин);

4.4. Основные направления развития современной экономической науки:

а) маржинализм (К.Менгер, Ф.фон Визер, Е.фон Бем-Баверк, У.С.Джевонс);

б) математическая школа (Л.Вальрас);

в) неоклассическое направление (А.Маршалл, Д.Милль);

г) монетаризм (М.Фридмен);

д) неолиберализм (Л.фон Мизес, Ф.фон Хайек);

е) кейнсианское направление (Дж.М. Кейнс);

ж) институционализм (Р.Коуз, Дж.Бьюкенен).

4.5. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли:

а) особенности развития экономической науки в России;

б) научный вклад М.И.Туган-Барановского в развитие кооперативной идеи;

в) научный вклад А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики;

г) традиции экономико-математической школы в России (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).

Тестовые задания

Задание 1.1

Предметом изучения современной экономической теории является:

£ общественное производство

£ общественные отношения людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ

£ экономические законы, управляющие производством на различных ступенях развития общества

R экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов

Rметоды эффективного использования ограниченных ресурсов.

Задание 1.2

Общенаучным методом исследования экономической науки считается:

£ экономический эксперимент

R научная абстракция

£ математические модели

£ статистические данные

£ нормативный анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...
Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...
Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной...
В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско практическим занятиям по дисциплине «Гериатрия»....
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по философии

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The...
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «экономика» для студентов неэкономических факультетов iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск