Скачать 0.83 Mb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономической теории УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к семинарским занятиям по дисциплине «ЭКОНОМИКА» для студентов неэкономических факультетов Кубанского государственного аграрного университета Краснодар 2011 Публикуется в соответствии с Планом издания учебно-методической литературы по кафедре экономической теории на 2010-2011 уч. год (Утверждено на заседании кафедры экономиче- ской теории 15 июня 2010 г., протокол № 11) Разработали: проф. Дулин М.П. проф. Лукомец М.И. Рецензенты: проф. Малейченко В.Н. доцент Власова Н.В. Ответственный за выпуск : проф. Лукомец М.И. ВЫПИСКА из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности или направлению подготовки дипломированного специалиста 021100 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 27.03.2000 г. (номер государственной регистрации 26 гум./спец.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения экономической теории студент должен стремиться к тому, чтобы знать, понимать и свободно излагать по памяти в устной и письменной речи: - понятийный аппарат экономической теории как науки, определение основных экономических категорий науки, комментировать их содержание; - основные экономические законы, потребности и интересы, определяющие логику поведения людей в обществе с рыночной экономикой; - объективные движущие материальные и социальные силы общественного прогресса, определяющие структуру, закономерности и тенденции развития экономических отношений; - возникновение и основные этапы развития экономической теории как науки; - воспроизводство общественного и индивидуального капитала, эффективность общественного производства; - взаимодействие производительных сил, экономических форм их функционирования, методов хозяйствования и институциональных структур; - состав, структуру и динамику национального богатства; - экономику ресурсов (рынков капиталов, земли, труда и финансов); - роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем, теорию государственного регулирования экономики; - закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на национальную экономику; - теорию потребительского спроса; - теорию фирмы; - теорию рынка; - теорию конкуренции и антимонопольного регулирования; - теорию общего экономического равновесия; - теорию экономического роста; - теорию кризисов; - теорию денег; - теорию кредита; - теорию финансов; - теорию инфляции; - теорию безработицы; - теорию национального счетоводства; - институциональную и эволюционную экономическую теорию; - теорию переходной экономики; - становление экономической науки, возникновение классических и других основных научных школ; - марксистскую теорию макроэкономического равновесия; - маржинализм и его эволюцию; - кейнсианская модель макроэкономического равновесия; - неолиберализм и монетаризм; - институционализм и неоинституционализм; - российскую школу экономической мысли. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ (2-я неделя - 2 часа) 1. Экономика и структура экономической науки а) общая характеристика экономической науки. Понятия «теория», «наука», «закон», «принцип», «модель»; б) структура экономической науки: экономическая теория, экономическая история, отраслевые и функциональные науки. 2. Предмет экономической теории а) объективные материальные условия жизни людей: безграничность потребностей и ограниченность (редкость) производственных ресурсов; б) экономические отношения между людьми в условиях ограниченных ресурсов; в). экономические категории и законы. 3. Методы экономической теории: а) метод научной абстракции; б) метод функционального анализа; в) метод индукции и дедукции; г) экономико-математическое прогнозирование; д) экономический эксперимент. Для самостоятельного изучения 4. Основные этапы и направления развития экономической теории: 4.1. Экономические учения Древнего мира: а) Древняя Азия (Вавилония - Законы царя Хаммурапи. Китай Конфуций, коллективный трактат Гуань-цзы. Индия – "Артхашастра"); б) Древняя Греция (Ксенофонт, Платон, Аристотель); в) Древний Рим (Катон Старший, Гракхи Тиберий и Гай, Варрон, Колумелла). 4.2. Экономическая теория в феодальный период: а) социально-экономические идеи в арабских странах – статьиКорана, работы Ибн-Хальдуна; б) экономические идеи феодализма в Западной Европе – в статьях "Салической правды", экономических воззрениях канонистов, Фомы Аквинского; в) экономические идеи в статьях "Русской Правды", работах Афанасия Ордин-Нащекина, Юрия Крижанича, Ивана Посошкова; г) школа меркантилистов. Экономические идеи представителей школы раннего и позднего меркантилизма (У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен). 4.3. Возникновение и развитие классической политической экономии: а) У.Петти и его теории стоимости, заработной платы, ренты, процента, цены земли; б) П. Буагильбер, как создатель теории трудовой стоимости во Франции; особенности его взглядов на обмен и денежную форму стоимости; в) школа физиократов. Учение Ф. Кенэ о "чистом продукте", капитале, пропорциях общественного воспроизводства; г) развитие идей физиократов о классах общества, о распределении богатства между ними в работах Анн Тюрго. д) классическая политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо); е) социалисты утописты (А.К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Т.Мор, Р.Оуэн, Т.Кампанелла; ж) марксистская экономическая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); 4.4. Основные направления развития современной экономической науки: а) маржинализм (К.Менгер, Ф.фон Визер, Е.фон Бем-Баверк, У.С.Джевонс); б) математическая школа (Л.Вальрас); в) неоклассическое направление (А.Маршалл, Д.Милль); г) монетаризм (М.Фридмен); д) неолиберализм (Л.фон Мизес, Ф.фон Хайек); е) кейнсианское направление (Дж.М. Кейнс); ж) институционализм (Р.Коуз, Дж.Бьюкенен). 4.5. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: а) особенности развития экономической науки в России; б) научный вклад М.И.Туган-Барановского в развитие кооперативной идеи; в) научный вклад А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики; г) традиции экономико-математической школы в России (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович). Тестовые задания Задание 1.1 Предметом изучения современной экономической теории является: £ общественное производство £ общественные отношения людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ £ экономические законы, управляющие производством на различных ступенях развития общества R экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов Rметоды эффективного использования ограниченных ресурсов. Задание 1.2 Общенаучным методом исследования экономической науки считается: £ экономический эксперимент R научная абстракция £ математические модели £ статистические данные £ нормативный анализ |
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной... В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109... Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско практическим занятиям по дисциплине «Гериатрия».... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по философии | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям... Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The... Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с | ||
Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников... Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы... |