Скачать 1.21 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Е.В. ПОЛИКАРПОВА Философские проблемы науки и техники Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям Для магистрантов технических направлений подготовки Таганрог 2014 ББК 87.25я73 Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. – 72 с. В учебно-методическом пособии приводятся планы семинарских занятий с подробным списком литературы, вопросами для самоконтроля и методическими рекомендациями для самостоятельной работы студентов. Предназначено для магистрантов технических направлений подготовки, изучающих учебную дисциплину «Философские проблемы науки и техники». Рецензент Н.П. Заграй, д-р техн. наук, профессор кафедры электрогидроакустической и медицинской техники Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного федерального университета. © Е.В. Поликарпова, 2014 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время отмечается возрастание значения философии в жизнедеятельности человека и социума. Это объясняется рядом обстоятельств, прежде всего связанных с происходящим цивилизационным сдвигом в развитии человечества и системой кризисов глобального порядка, а также с прорывом в познавательной деятельности, который привел к созданию новых технологий, вносящих кардинальные изменения в образе жизни современного человека. Человек всегда стремится заглянуть в будущее, его интересуют тенденции развития научного знания, ему хочется знать, какие проблемы будут находиться в фокусе внимания науки. Рассмотрение «горячих точек» современной науки, ее нерешенных до сих пор проблем предполагает философский анализ и синтез полученных знаний, чтобы человечество смогло выработать стратегию развития, адекватную динамике окружающего природного и социального мира. Своего философского осмысления требуют и динамичные процессы современного противоречивого мира, которые ставят каждого человека в сложные условия социальной жизни, характеризующейся возрастанием неопределенности и степени риска (не случайно современное общество в философской и социологической литературе квалифицируется как «общество риска»). Сейчас, в начале третьего тысячелетия, четко обозначились как неоспоримые завоевания современной, техногенной цивилизации, обусловленные развитием науки и техники, так и некоторые негативные последствия данного развития, или глобальные проблемы. Последние – проблема выживания человечества в ядерный век, проблема экологического кризиса, проблема человеческого здоровья и сохранения личности и т.д. – обязаны своим существованием происходящему научно-техническому прогрессу; причем их решение связано с поиском новых измерений этого прогресса, с приданием ему гуманистической направленности. Не следует забывать и существующую связь новых, нетрадиционных исследований в науке с традиционными подходами, что требует своего осмысления. В целом сложившаяся ситуация в науке заставляет ученых обращаться к философии науки, которая представляет собой самосознание науки. В курсе «Философские проблемы науки и техники» делаются акценты на актуальных проблемах философского, мировоззренческого, методологического, смысложизненного характера, связанных с развитием современной науки, техники, технологий. КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ При подготовке к семинарскому занятию магистрантам рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:
К каждой теме предлагаются вопросы для обсуждения и вопросы для самоконтроля. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
1-Й МОДУЛЬ. НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ Все семинарские занятия имеют цель: формирование навыков ведения профессиональной дискуссии и закрепление обсуждаемого материала по философским проблемам науки и техники. Задачи:
Темы:
Форма участия в семинарских занятиях: магистранты обсуждают сообщения, доклады и эссе, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Длительность сообщения – 3-5 минут, докладов – 5-7 минут, эссе – 7-10 минут. Выступления должны быть емкими, аргументированными, логически связанными. ТЕМА 1. НАУКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Темы докладов
Методические указания Рассматривая первый вопрос, начните с того, что наука – это «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире» (Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики / Под ред. А.А. Ивина. 2004.) От других форм познания (художественного, обыденного, религиозного и др.) её отличает предметный и объективный способ рассмотрения мира. Развитие науки имеет кумулятивный характер – достижения науки каждой эпохи суммируются, а в дальнейшем уточняются и переосмысливаются. Таким образом, благодаря преемственности науки она может выступать как своего рода социальная память человечества. Перечислите важнейшие отличительные черты научного знания: рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов; объективность, общезначимость, безличность; воспроизводимость и проверяемость, логическая строгость, точность и однозначность и др. (Кармин). По отношению к практике можно выделить фундаментальные и прикладные науки. Задача фундаментальных наук – познание законов, которые управляют поведением и взаимодействием основополагающих структур природы, общества и мышления. Задача прикладных наук – применение результатов, полученных в фундаментальных науках, на практике, для удовлетворения потребностей общества. Отметьте также, что в науке выделяют теоретический и эмпирический уровни исследования и организации знания. Рассмотрите эти уровни более подробно. В современном мире роль науки постоянно растет, что вызывает в общественном сознании противоречивые мировоззренческие оценки науки (сциентизм и антисциентизм). Раскрывая второй вопрос, начните с определения науки. Сегодня под наукой понимается: 1. Особая совокупность знаний. 2. Особый вид деятельности. 3. Особая отрасль общественного труда. Дайте краткую характеристику каждой ипостаси науки. Наука прошла несколько стадий развития. Отметьте, что вопрос о времени возникновения науки спорен; проблема заключается в том, что считать подлинной наукой. Зачатки рационального познания можно увидеть уже в мифологической картине мира. Оно связано с процессами систематизации и рационализация мифов, различия объективного и субъективного знания, а также замещения причинно-значимых отношений причинно-следственными. Существует точка зрения, согласно которой наука появилась в доисторические времена, когда у древних людей возникли первые знания об окружающем мире. Согласно В.С. Степину, в истории становления науки можно выделит две стадии, соответствующие двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия – зарождающаяся наука (преднаука). Вторая – наука в её современном понимании. Особенностью преднауки является то, что преднаучное знание ориентировано на удовлетворение потребностей общества; в нем отсутствуют теоретические модели (преднаука – это разрозненные и несистематизированные эмпирические данные); логические доказательства при получении знания об окружающем мире не используются. Переход к собственно науке был связан с двумя коренными изменениями в развитии культуры и цивилизации, или, по Степину, культурными мутациями: 1. Изменения в культуре античности, обеспечившие применение научного метода в математике, который вывел её на уровень теоретического исследования. 2. Изменения в европейской культуре (XIV-XVI вв.), которые привели к становлению опытной науки, где главным методом изучения природы стал эксперимент, выраженный на языке математики. Результатом такого синтеза стало формирование теоретического естествознания. В третьем вопросе необходимо выяснить отличия науки от других форм познавательной деятельности. В современном мире наиболее развитой формой познания является наука. Она обладает прогностической функцией, поскольку занимается исследованием объективных законов природы и общества. Но наряду с наукой существуют и вненаучные формы познания, к которым относят художественное, философское, религиозно-мифологическое, обыденное познание. Рассмотрите их более подробно. Образность – характерная особенность искусства, в то время как наука оперирует логикой. Особенности художественного познания: наглядность, целостное отображение мира и человека в мире, использование эмоционально-выразительных средств (Спиркин). Особенности философского познания: оно основано на особых философских понятиях и категориях, является предельно абстрактным и оценочным по своему характеру. В противовес философскому научное знание предельно конкретно. Особенности мифологического познания: оно является фантастическим отражением реальности, тесно переплетено с эмоциональной сферой и имеет синкретический, нерасчлененный характер. Особенности религиозного познания: разделение мира на естественный и сверхъестественный, вера в чудеса и авторитеты, соблюдение традиций. Особенности обыденного познания: установка на жизненно-практическое знание, ориентация на здравый смысл. Согласно В.С. Степину, основания науки (пятый вопрос) – это фундаментальные представления, понятия и принципы науки, которые определяют стратегию исследования, организуют теоретическое и эмпирическое знание в единое целое и обеспечивают включение этого знания в культуру разных эпох. Структура оснований науки основана на взаимосвязи следующих компонентов: 1. Идеалов и норм исследования. 2. Научной картины мира. 3. Философских оснований науки. Функции оснований науки: 1) определение постановки проблем и поиск средств их решения; 2) являются фундаментом научного знания; 3) являются посредником между наукой и другими сферами культуры. Во время научных революций происходят коренные изменения в основаниях науки, вызывая их трансформацию. Возникновение новых типов научной рациональности определяются именно этими трансформациями. Согласно новой философской энциклопедии, идеалы и нормы науки – это регулятивные идеи и принципы, которые выражают представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Рассмотрите более подробно основные формы и уровни идеалов и норм науки. Научная картина мира (НКМ) – «особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска» (Новейший философский словарь). Можно выделить три этапа исторического развития НКМ: научная картина мира додисциплинарной науки, дисциплинарно-организованной науки (дифференциация конкретных наук) и современная НКМ (дисциплинарный синтез знаний на основе принципов глобального эволюционизма). Можно также говорить о классической, неклассической и постнеклассической НКМ. Философские основания науки являются связующим звеном между философским и научным знанием, они представляют собой совокупность философских идей и принципов, обосновывающих идеалы и нормы науки. Отметьте, что философские основания науки не тождественны всему философскому знанию. Функции философских оснований науки: 1) эвристическая и 2) обоснование любой новой научной идеи. Можно выделить онтологические, гносеологические и методологические философские основания естествознания. Дайте им краткую характеристику. Отвечая на четвертый вопрос, раскройте содержание понятий «научная традиция» и «научная революция». Под научной традицией понимается система канонизированных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания. Рассмотрите взгляды философов и ученых на проблему научных традиций (Кун, Лакатос, Касавин, Стёпин, Гейзенберг и др.). Приведите классификацию научных традиций, предложенную В.С. Стёпиным (вербализованные и невербализованные, явные и неявные и др.). Научная революция – это коренная трансформация оснований науки, смена научных картин мира, сопровождающаяся радикальным изменением нормативных структур исследования. Глобальные научные революции закономерно приводят к изменению типа научной рациональности. В истории естествознания выделяют четыре революции: 1) становление классического естествознания (XVII в); 2) становление дисциплинарно-организованной науки (конец XVIII-первая половина XIX вв.); 3) становление неклассического естествознания (конец XIX – середина XX вв.); 4) становление постнеклассической науки (последняя треть XX в. – наше время). Классическая рациональность соответствует классической науке, неклассическая рациональность – неклассической науке и постнекласическая рациональность – постнеклассической науке. Раскройте содержание этих типов научной рациональности. Контрольные вопросы
|
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной... В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки... | ||
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по философии | Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | ||
Учебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П.... Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерских... | Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям... Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для семинарских занятий [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | 1. Социология наука об обществе Социология. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям – Пятигорск: рио кмвис, 2010 – 56с | ||
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С.... Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900. 68 Юриспруденция,... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства Теория государства и права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | ||
Методическое пособие Для магистрантов всех направлений подготовки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... |