Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов





НазваниеУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > Право > Методические разработки
  1   2   3   4
ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра фармакологии

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса

лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

Казань, 2009

УДК: 615.014 (075.8)+615.032(075.8)

ББК 52.8
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Авторы:

проф. Р.С.Гараев,

проф. Л.Н.Залялютдинова,

проф. А.З.Байчурина,

проф. Р.Х.Хафизьянова,

доц. А.Г.Овчинникова,

ст. преподаватель Н.В.Сабитова

ст. преподаватель В.Ш.Исмагилов

Рецензенты:

зав. кафедрой клинической фармакологии КГМА доц. З.А.Бурнашова,

проф. кафедры фармакологии с курсом фармакогнозии и ботаники фармацевтического факультета И.И.Сёмина

Под редакцией профессора Р.С.Гараева

Лекарственные средства, регулирующие функции центральной нервной системы /Под редакцией Гараева Р.С. – Казань: КГМУ, 2009. – 35 с.
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования на лабораторных занятиях по частной фармакологии и для самостоятельного изучения предмета при подготовке к занятиям и контрольным работам.


© Казанский государственный медицинский университет, 2009


ВВЕДЕНИЕ
«Лекарственные средства, регулирующие функции центральной нервной системы» является разделом частной фармакологии, для изучения которого на лабораторных занятиях отводится 18 часов (6 занятий):

- средства для наркоза, снотворные средства, этиловый спирт,

- противосудорожные средства (противоэпилептические и противопаркинсонические средства; средства, применяемые при различных судорожных состояниях),

- центральные опиоидные и неопиоидные анальгетики,

- ненаркотические анальгетики (нестероидные противовоспалительные средства),

- нейролептики, средства для лечения маний (соли лития), транквилизаторы, седативные средства,

- антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы; аналептики.

Методические разработки для каждого занятия составлены по единой схеме и включают вопросы для самоподготовки, определение классификации лекарственных средств (ЛС), выписывание рецептов на препараты по теме, выполнение тестовых заданий, задание по выбору препарата, решение ситуационных задач и контрольные вопросы.

«Вопросы для самоподготовки» извлечены из соответствующего раздела типовой учебной программы. Ознакомление с этими вопросами полезно не только для подготовки к лабораторным занятиям, но и к контрольным работам и экзаменам.

Задачей частной фармакологии является усвоение и приобретение умений по определению групповой принадлежности лекарственных средств и практических навыков по выписыванию рецептов на лекарственные препараты. Это предполагает задания I и II. Умение ответить на тестовые вопросы (задание III) отражает подготовленность студента по теме, которой посвящено планируемое занятие. Тренированность и навыки быстрого и правильного ответа на тестовые вопросы важны также для сдачи контрольных работ, экзаменов и подтверждения «выживаемости знаний» при проверках разного уровня. Для этого составлены специальные тесты: «выберите один правильный ответ». Частная фармакология, в том числе раздел «Лекарственные средства, регулирующие функции центральной нервной системы», относится к базисной фармакологии, которая является одной из общемедицинских дисциплин. Формированию клинического мышления способствуют задания IV по фармакотерапии «Выберите препарат» и задание V «Выполните ситуационные задачи». Собеседование со студентами по изучаемой теме (устная форма ответа) базируются, как правило, на «контрольных вопросах».

Методическая разработка будет полезной как для самоподготовки студентов, так и для использования на лабораторных занятиях.


4
Тема: СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА (общие анестетики)
Вопросы для самоподготовки

История открытия и применения средств для наркоза (У. Мортон, Н.И.Пирогов, Н.П.Кравков). Стадии наркоза, их общая характеристика.

Механизмы действия средств для наркоза. Понятие о широте наркотического действия. Сравнительная характеристика средств ингаляционного наркоза (активность, скорость развития наркоза, анальгетическое и мышечно-расслабляющие свойства, последействие, влияние на сердечно-сосудистую систему, огнеопасность). Особенности действия средств для неингаляционного наркоза; их сравнительная характеристика (скорость развития наркоза, анальгетическое и мышечно-расслабляющие свойства, продолжительность действия, последействие). Побочные эффекты средств для наркоза.

I. Определите групповую принадлежность следующих лекарственных средств: фторотан (галотан), энфлуран, азота закись (динитрогена оксид), тиопентал-натрий (тиопентал), кетамина гидрохлорид (кетамин).

II. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов).

1. Какие препараты относятся к средствам для ингаляционного наркоза?

А. Тиопентал-натрий Г. Кетамин

Б. Энфлуран Д. Фторотан (галотан)

В. Азота закись (динитрогена оксид)

2. К средствам для неингаляционного наркоза относятся:

А. Тиопентал-натрий Г. Кетамин

Б. Азота закись (динитрогена оксид) Д. Энфлуран

В. Фторотан (Галотан)

3. Жидкие летучие наркотические вещества – это:

А. Азота закись (динитрогена оксид) Г. Тиопентал-натрий

Б. Энфлуран Д. Кетамин

В. Фторотан (галотан)

4. Особенности средств для неингаляционного наркоза

А. Наркоз наступает после длительной стадии возбуждения

Б. Наркоз наступает практически без стадии возбуждения

В. Хорошая управляемость глубиной наркоза

Г. Плохая управляемость глубиной наркоза

Д. Необходимость использования сложной аппаратуры

5. Тиопентал-натрий:

А. Вызывает наркоз через 30-40 мин. Г. Может вызвать ларингоспазм

Б. Наркоз продолжается 20-30 мин. Д. Характерна стадия возбуждения

В. Угнетает дыхательный центр

6. Свойства фторотана (галотана):

А. Обладает высокой активностью

Б. Имеет низкую активность

5
В. Вызывает наркоз через 3-5 мин без стадии возбуждения

Г. Вызывает артериальную гипотензию

Д. Повышает чувствительность миокарда к катехоламинам

7. Отметьте основные свойства закиси азота (динитрогена оксид):

А. Имеет малую наркотическую активность

Б. Обладает высокой наркотической активностью

В. Проявляет высокую анальгетическую активность

Г. Имеет низкую анальгетическую активность

Д. Не обладает раздражающим действием на слизистые оболочки дыхательных путей

8. Что не позволяет использовать спирт этиловый в качестве средства для наркоза?

А. Повышение теплоотдачи Г. Угнетение спинальных рефлексов

Б. Мочегонное действие Д. Малая наркотическая широта

В. Длительная стадия возбуждения

9. Лечение острого отравления этиловым спиртом (алкогольной комы) включает:

А. Промывание желудка

Б. Ингаляции кислорода

В. Форсированный диурез

Г. Дыхательные аналептики

Д. Атропина сульфат
Выберите один правильный ответ.

10. Средство для неингаляционного наркоза

А. Нитразепам Г. Азота закись (динитрогена оксид)

Б. Фторотан (галотан) Д. Энфлуран

В. Тиопентал-натрий (тиопентал)

11. Механизм возбуждения, наблюдаемого при резорбтивном действии этилового спирта

А. Прямое возбуждающее влияние на кору головного мозга

Б. Блокада ГАМК-рецепторов

В. Ослабление тормозного влияния коры головного мозга на подкорковые центры

Г. Антагонизм с тормозным медиатором аденозином

Д. Раздражением слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта

12. Газообразное средство для наркоза

А. Нитразепам Г. Азота закись (динитрогена оксид)

Б. Фторотан (галотан) Д. Энфлуран

В. Тиопентал-натрий (тиопентал)

13. Летучее жидкое средство для ингаляционного наркоза

А. Нитразепам Г. Азота закись (динитрогена оксид)

Б. Фторотан (галотан) Д. Кетамин

В. Тиопентал-натрий (тиопентал)

6
14. Для стадии хирургического наркоза характерны

А. Речевое и двигательное возбуждение

Б. Сохранение сознания

В. Отсутствие всех видов чувствительности, в том числе болевой

Г. Остановка дыхания

Д. Повышение тонуса скелетной мускулатуры

15. Комбинированный наркоз – это

А. Одномоментное применение разных летучих жидких средств для наркоза

Б. Сочетанное ингаляционное применение летучих жидких и газообразных средств для наркоза

В. Внутривенное введение неингаляционных средств для наркоза с нейролептиками, транквилизаторами и другими препаратами, угнетающими ЦНС

Г. Сочетанное применение средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза

Д. Применение миорелаксантов на фоне наркоза.
IV. Выберите препараты:

1. Для ингаляционного наркоза с мало выраженной стадией возбуждения.

2. Для вводного наркоза.

3. Барбитуровое производное, интенсивно накапливающееся в жировой ткани.
V. Выполните ситуационные задачи.

1. После фторотанового наркоза у больного сохранялась артериальная гипотония. Какой препарат следует ввести для восстановления нормального артериального давления? Обоснуйте Ваш выбор.

Контрольные вопросы

1. Определение понятия «наркоз».

2. Требования к средствам для наркоза.

3. Классификация средств для наркоза

4. Механизмы действия средств для наркоза.

5. Последовательность действия средств для наркоза на нервную систему и стадии наркоза.

6. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза.

7. Основные осложнения при наркозе.

8. Виды сложного наркоза (смешанный, комбинированный, потенцированный наркоз).

9. Резорбтивное действие спирта этилового.

10. Механизм возбуждающего действия этилового спирта.

11. Местное действие спирта этилового, показания к применению.

12. Острое и хроническое отравление спиртом этиловым, меры помощи.

7
Тема: СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА
Вопросы для самоподготовки

Классификация. Влияние снотворных средств на структуру сна. Механизмы снотворного действия. Производные бензодиазепина – агонисты бензодиазепиновых рецепторов, обладающие выраженным снотворным свойством. “Небензодиазепиновые” агонисты бензодиазепиновых рецепторов. Cнотворные свойства блокаторов центральных Н1-рецепторов. Применение препаратов мелатонина при нарушении сна. Производные барбитуровой кислоты; их применение. Побочное действие снотворных средств. Возможность развития лекарственной зависимости. Острое отравление, принципы его фармакотерапии. Антагонисты снотворных средств бензодиазепинового ряда (флумазенил).

I. Определите групповую принадлежность следующих лекарственных средств: нитразепам, зопиклон, этаминал-натрий, флумазенил.

II. Выпишите рецепты на препараты:

1. Нитразепам в таблетках

2. Зопиклон в таблетках

3. Флумазенил в виде раствора в ампулах

III. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов).

1. Какие свойства должны быть присущи снотворным средствам?

А. Способность вызывать физиологический или максимально близкий к таковому сон

Б. Эффективность и безопасность для разных групп больных

В. Быстрота наступления сна

Г. Последействие в виде сонливости и заторможенности, снижения работоспособности

Д. Возбуждение ЦНС

2. Показания к применению снотворных средств

А. Расстройства засыпания Г. Неврозы

Б. Укороченный сон Д. Паркинсонизм

В. Пробуждение ночью или прерывистый сон

3. Противопоказания к назначению нитразепама

А. Беременность (первые 3 месяца) Г. Артериальная гипертензия

Б. Миастения Д. Бронхиальная астма

В. Тяжелые органические поражения печени и почек

4. Основные признаки острого отравления снотворными средствами

А. Коматозное состояние Г. Понижение рефлекторной возбудимости

Б. Угнетение дыхания Д. Отеки

В. Снижение артериального давления

5. Мероприятия, необходимые при отравлении снотворными средствами

А. Промывание желудка

Б. Назначение стимуляторов центральной нервной системы

8
В. Применение гипертензивных средств

Г. Применение диуретических средств

Д. Назначение седативных средств

Выберите один правильный ответ.

6. Препарат, являющийся антагонистом бензодиазепинов

А. Нитразепам В. Кетамин Г. Флумазенил

Б. Фторотан (галотан) Д. Зопиклон

7. Снотворное средство из группы бензодиазепинов

А. Этаминал-натрий В. Бемегрид Д. Зопиклон

Б. Флумазенил Г. Нитразепам

8. Производное барбитуровой кислоты

А. Нитразепам В.Флумазенил Д. Димедрол

Б. Этаминал-натрий Г. Зопиклон

9. Какое из указанных средств практически не нарушает фазы сна?

А. Этаминал-натрий В. Флумазенил Д. Зопиклон

Б. Нитразепам Г. Бемегрид

10. Наиболее селективный антагонист производных барбитуровой кислоты

А. Нитразепам В. Флумазенил Д. Тиопентал

Б. Этаминал-натрий Г. Бемегрид
III. Выберите препараты:

1. Больному, страдающему нарушением процесса засыпания

2. Из группы снотворных, не нарушающих структуры сна

3. Антагонист снотворных бензодиазепинового ряда
V. Выполните ситуационные задачи.

1. У водителя троллейбуса нарушился сон. Он решил принять нитразепам без согласования с врачом, так как препарат помог ему в подобной ситуации, когда он лежал в больнице по поводу стенокардии. Хотя сон нормализовался, однако водитель не смог управлять общественным транспортом. Причина? Правильно ли поступил водитель, самовольно приняв снотворное?

Контрольные вопросы

1. Понятие о снотворных средствах

2. Представление о фазах сна: медленный или синхронизированный и быстрый или парадоксальный сон

3. Виды расстройств сна

4. Классификация снотворных средств, механизм действия, влияние на структуру сна

5. Сравнительная характеристика разных групп снотворных средств (скорость развития эффекта, продолжительность действия, последействие, привыкание, лекарственная зависимость).

6. Острое отравление снотворными средствами, меры помощи. Антагонисты снотворных средств.

9
Тема: ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Вопросы для самоподготовки

Классификация противоэпилептических средств. Механизмы действия противоэпилептических средств. Сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов при разных формах эпилепсии. Средства для купирования эпилептического статуса. Побочные эффекты противоэпилептических средств.
I. Определите групповую принадлежность следующих средств: фенобарбитал, дифенин (фенитоин), этосуксимид, карбамазепин, натрия вальпроат, клоназепам, ламотриджин.

II. Выпишите рецепты на препараты:

1. Дифенин (фенитоин) в таблетках;

2. Фенобарбитал в таблетках;

3. Карбамазепин в таблетках

4. Натрия вальпроат в таблетках

5. Этосуксимид в капсулах;

6. Клоназепам в таблетках;

7. Ламотриджин в таблетках.

III. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов).

1. Перечислите лекарственные средства для предупреждения больших судорожных припадков эпилепсии

А. Карбамазепин В. Натрия вальпроат Д. Этосуксимид

Б. Дифенин (фенитоин) Г. Фенобарбитал

2. Препараты для предупреждения малых приступов эпилепсии

А. Этосуксимид В. Ламотриджин Д. Карбамазепин

Б. Натрия вальпроат Г. Дифенин (фенитоин)

3. Укажите механизмы противоэпилептического действия натрия вальпроата

А. Накопление в мозге ГАМК

Б. Блокада Na+- каналов

В. Блокада Са2+- каналов

Г. Подавление центральных эффектов возбуждающих аминокислот

Д. Снижение содержания в головном мозге норадреналина

4. Требования, предъявляемые к противоэпилептическим препаратам

А. Эффективность при различных формах эпилепсии

Б. Должны проявлять седативный и снотворный эффекты

В. Не должны кумулировать, вызывать привыкания, лекарственную зависимость

Г. Не должны вызывать индукцию микросомальных ферментов печени

Д. Должны быть малотоксичными и иметь большую широту терапевтического действия

10
Выберите один правильный ответ.

5. «Эпилептический статус» – это

А. Кратковременные генерализованные тонико-клонические судороги с потерей сознания, которые через несколько минут сменяются общим угнетением ЦНС

Б. Кратковременная утрата сознания и подёргивания мышц лица и других групп мышц

В. Кратковременные судорожные подёргивания мышц без утраты сознания

Г. Приступы расстройства поведения, неосознанные немотивированные поступки, о которых больной не помнит

Д. Длительные приступы судорог или частые приступы судорог с малыми интервалами

6. Противоэпилептическое средство, применяемое при малых приступах эпилепсии

А. Фенобарбитал В. Дифенин (Фенитоин) Д. Циклодол (Тригексифенидил)

Б. Карбамазепин Г. Натрия вольпроат

7. Средство для купирования судорог при эпилептическом статусе

А. Дифенин (Фенитоин) В. Циклодол (Тригексифенидил) Д. Диазепам

Б. Натрия вольпроат Г. Этосуксимид

8. Противоэпилептическое средство, блокирующее натриевые каналы мембран нейронов головного мозга

А. Дифенин (Фенитоин) В. Леводопа Д. Диазепам

Б. Клоназепам Г. Этосуксимид

9. Противоэпилептическое средство, взаимодействующее с барбитуровыми рецепторами

А. Дифенин (Фенитоин) В. Леводопа Д. Фенобарбитал

Б. Клоназепам Г. Этосуксимид
IV. Выберите препараты:

1. Для предупреждения больших судорожных припадков

2. Для предупреждения малых судорожных припадков

3. Для купирования эпилептического статуса

V. Выполните ситуационные задачи.

1. Больной, страдающий эпилепсией, обратился к стоматологу. Врач констатировал у пациента гиперпластический гингивит. Какое противоэпилептическое средство может дать этот побочный эффект?

2. Больной, страдающий эпилепсией, самовольно прекратил прием препаратов. Приступы эпилепсии возобновились. Причина?

3. У больного поражение тройничного нерва. Какой противоэпилептический препарат может быть назначен?
Контрольные вопросы

1. Понятие о гиперкинезах.

2. Лечение симптоматических судорог.

11
3. Тактика лечения эпилепсии.

4. Противоэпилептические средства, их классификация в зависимости от типа заболевания.

5. Особенности механизма действия натрия вольпроата, клоназепама, ламотриджина.

6. Особенности механизма действия фенобарбитала, дифенина, карбамазепина.

7. Особенности действия этосуксимида, карбамазепина.

8. Обоснуйте использование диазепама при эпилептическом статусе.
Тема: ПРОТИВОПАРКИНСОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Вопросы для самостоятельной подготовки

Основные принципы фармакотерапии болезни Паркинсона и синдрома паркинсонизма. Механизмы действия противопаркинсонических средств, стимулирующих дофаминергические процессы. Ингибиторы МАО - В (селегилин); вещества, угнетающие КОМТ (толкапон). Сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов. Основные побочные эффекты. Применение ингибиторов ДОФА-декарбоксилазы (карбидопа), блокаторов периферических дофаминовых рецепторов (домперидон), “атипичных” антипсихотических средств для уменьшения побочного действия леводопы.

I. Определите групповую принадлежность следующих лекарственных средств: леводопа, мидантан (амантадин), циклодол (тригексифенидил), бромокриптин, селегилин, толкапон, карбидопа, домперидон.

II. Выпишите рецепты на препараты:

1. Леводопа в капсулах и таблетках;

2. Циклодол (тригексифенидил) в таблетках;

3. Мидантан (амантадин) в таблетках;

4. Селегилин в таблетках;

5. Бромокриптин в таблетках;

6. Толкапон в таблетках;

7. Домперидон в таблетках.

III. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов).

1. Укажите симптомы, характеризующие болезнь Паркинсона

А. Ригидность (резко повышенный тонус мышц)

Б. Тремор (постоянное непроизвольное дрожание)

В. Гипокинезия (скованность движений)

Г. Изменение походки

Д. Учащение мочеиспускания

2. В каких структурах мозга снижается содержание дофамина при паркинсонизме?

А. В базальных ядрах В. В гипофизе Д. В коре головного мозга

Б. В черной субстанции Г. В гипоталамусе

12
3. Дисбаланс каких нейромедиаторных систем головного мозга лежит в основе развития болезни Паркинсона?

А. ГАМК-ергической В. Дофаминергической Д. Глутаматергической

Б. Серотонинергической Г. Холинергической

4. Противопаркинсонические дофаминергические средства

А. Селегилин В. Циклодол (тригексифенидил) Д. Мидантан (амантадин)

Б. Толкапон Г. Леводопа

5. Предшественник дофамина

А. Бромокриптин В. Мидантан (амантадин) Д. Леводопа

Б. Циклодол (тригексифенидил) Г. Селегилин
Выберите один правильный ответ.

6. Вещество, угнетающее холинергические системы

А. Циклодол (тригексифенидил) В. Леводопа Д. Селегилин

Б. Бромокриптин Г. Мидантан (амантадин)

7. В механизме противопаркинсонического действия циклодола (тригексифенидил) играет роль в

А. Освобождении дофамина из пресинаптических образований

Б. Усилении синтеза дофамина

В. Подавлении синтеза дофамина

Г. Блокаде холинорецепторов в ЦНС

Д. Повышении содержания ацетилхолина в экстрапирамидной системе

8. Ингибитор МАО-В в тканях мозга

А. Селегилин В. Циклодол (тригексифенидил) Д. Мидантан (амантадин)

Б. Бромокриптин Г. Леводопа

9. Дофаминомиметик, применяемый для лечения болезни Паркинсона

А. Циклодол (тригексифенидил) Г. Бромокриптин

Б. Мидантан (амантадин) Д. Селегилин

В. Леводопа

10. Ингибитор КОМТ

А. Толкапон В. Мидантан (амантадин) Д. Леводопа

Б. Циклодол (тригексифенидил) Г. Селегилин

11. Механизм противопаркинсонического действия леводопа

А. Освобождение дофамина из пресинаптических образований

Б. Усиление синтеза дофамина

В. Подавление синтеза дофамина

Г. Блокада холинорецепторов в ЦНС

Д. Повышение содержания ацетилхолина в экстрапирамидной системе
IV. Выберите препараты:

1. Для лечения паркинсонизма из группы агонистов дофаминовых рецепторов

2. Для лечения болезни Паркинсона – центральный холиноблокатор

3. Из группы селективных ингибиторов МАО - В, пролонгирующий действие дофамина

13
4. Предшественник дофамина
V. Выполните ситуационную задачу:

1. Больному паркинсонизмом для уменьшения мышечной ригидности был назначен лекарственный препарат, после приёма которого у больного ослабла мышечная скованность. Однако больной обратил внимание на сухость во рту, учащение сердцебиения и ухудшение ближнего видения. Какой препарат принимал больной? Какой механизм вызванных им осложнений?

Контрольные вопросы

1. Роль различных нейромедиаторных (дофаминергической, холинергической, глутаматергической) систем в генезе паркинсонизма.

2. Классификация антипаркинсонических средств.

3. Особенности механизма действия леводопы, бромокриптина, селегилина, влияющих на дофаминергическую систему.

4. Взаимоотношение дофаминергической и холинергической систем при паркинсонизме. Особенности действия циклодола (тригексифенидила)

.

5. Особенности действия мидантана.

6. Принципы комбинированного применения противопаркинсонических средств.
Тема: НАРКОТИЧЕСКИЕ (ОПИОИДНЫЕ) АНАЛЬГЕТИКИ И НЕОПИОИДНЫЕ АНАЛЬГЕТИКИ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЦЕНТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Вопросы для самоподготовки

Представление о системах восприятия и регулирования боли в организме, об опиоидных рецепторах и их эндогенных лигандах. Классификация болеутоляющих средств. Механизмы болеутоляющего действия опиоидных анальгетиков, взаимодействие с разными подтипами опиоидных рецепторов. Эффекты, обусловленные влиянием на центральную нервную систему. Влияние на деятельность внутренних органов (сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт). Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Частичные агонисты и агонисты-антагонисты опиоидных рецепторов. Показания к применению. Понятие о нейролептанальгезии.

Побочные эффекты. Привыкание, лекарственная зависимость. Острое отравление опиоидными анальгетиками, принципы его фармакотерапии. Антагонисты опиоидных анальгетиков (налоксон, налтрексон). Принцип действия. Применение.

Неопиоидные анальгетики преимущественно центрального действия. Блокаторы натриевых каналов (карбамазепин), ингибиторы обратного

нейронального захвата моноаминов (амитриптилин), α2-адреномиметики (клофелин), антагонисты NMDA-рецепторов (кетамин), ГАМКВ миметики.

14
Отличие от опиоидных анальгетиков. Механизмы болеутоляющего действия. Применение.
I. Определите групповую принадлежность вышеуказанных средств: морфина гидрохлорид, промедол (тримеперидин), фентанил, кодеин, пентазоцин, налоксон, налтрексон.

II. Выпишите рецепты на препараты

1. Морфина гидрохлорид в таблетках и ампулах;

2. Промедол (тримеперидин) в таблетках и ампулах;

3. Фентанил в ампулах;

4. Пентазоцин в таблетках и ампулах;

5. Налоксон в ампулах;

6. Налтрексон в таблетках

7. Бупренорфин в таблетках
IV. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов).

1. Наркотические анальгетики

А. Фентанил В. Морфина гидрохлорид Д. Пентазоцин

Б. Налоксон Г. Промедол (тримеперидин)

2. Антагонисты наркотических анальгетиков

А. Промедол (тримеперидин) В. Фентанил Д. Кодеин

Б. Налоксон Г. Налтрексон

3. Основной механизм действия наркотических анальгетиков

А. Ослабление дофаминергических процессов в структурах гипоталамуса;

Б. Блокада холинергических процессов

В. Усиление тормозных ГАМК-ергических процессов, обусловленное взаимодействием с бензодиазепиновыми рецепторами

Г. Стимуляция опиоидных рецепторов

Д. Блокада опиоидных рецепторов

4. Алкалоиды опия

А. Морфина гидрохлорид В. Парацетамол Д. Трамадол

Б. Кодеин Г. Папаверин

5. Синтетические заменители морфина

А. Морфина гидрохлорид В. Промедол (тримеперидин) Д. Налоксон

Б. Папаверин Г. Фентанил

6. Агонисты опиоидных рецепторов

А. Морфина гидрохлорид В. Фентанил Д. Трамадол

Б. Промедол (тримеперидин) Г. Пентазоцин

7. Фармакологические эффекты морфина

А. Уменьшение болевой чувствительности Г. Урежение дыхания, брадикардия

Б. Диарея Д. Запоры

В.Сужение зрачков

15
8. Фармакологические эффекты морфина

А. Усиление болевой чувствительности

Б. Мидриаз (расширение зрачка)

В. Противокашлевое действие

Г. Уменьшение секреции желез

Д. Противошоковое действие

9. Тонус каких гладких мышц повышается под влиянием морфина

А. Бронхов

Б. Сфинктеров мочевого пузыря

В. Желчевыводящих путей

Г. Сфинктеров желудочно-кишечного тракта

Д. Кровеносных сосудов

10. Основные показания к применению наркотических анальгетиков

А. Травматический шок

Б. Миалгия

В. Боли при злокачественных опухолях

Г. Потенцированный наркоз

Д. Боли при инфаркте миокарда

11. Симптомы острого отравления морфином

А. Коматозное состояние

Б. Отсутствие болевой реакции

В. Угнетение дыхания

Г. Сохранение или повышение спинно-мозговых рефлексов

Д. Гиперсаливация, диарея

12. Основные мероприятия при остром отравлении морфином

А. Промывание желудка на любом сроке после отравления

Б. Введение налоксона Г. Спустить мочу катетером

В. Введение аналептиков Д. Форсированный диурез

13. Фармакологические свойства, отличающие промедол от морфина

А. Уступает морфину по анальгетической активности

Б. Оказывает меньшее угнетающее влияние на дыхание

В. Отсутствие спазмогенного действия на гладкую мускулатуру

Г. Анальгетический эффект менее длительный

Д. Спазмогенный эффект более выражен

14. Растения, содержащие алкалоиды с болеутоляющим действием

А. Снотворный мак В. Термопсис Д. Валериана

Б. Горицвет весенний Г. Ландыш майский

15. Лекарственная зависимость к наркотическим анальгетикам – это:

А. Снижение анальгетического эффекта

Б. Непреодолимое желание к повторному приёму

В. Угнетение дыхания

Г. Угнетение кашлевого центра

Д. Острое отравление
16
Выберите один правильный ответ.

16. Длительность анальгетического действия морфина при парентеральном введении

А. 5-10 минут Б. 30-40 минут В. 1-2 часа Г. 4-6 часов Д. 12-24 часа

17. Наркотический анальгетик, используемый в качестве противокашлевого средства

А. Морфина гидрохлорид В. Кодеин Д. Пентазоцин

Б. Промедол (тримеперидин) Г. Фентанил

18. Наркотический анальгетик, используемый как компонент нейролептанальгезии

А. Фентанил В. Морфина гидрохлорид Д. Пентазоцин

Б. Промедол (тримеперидин) Г. Трамадол

19. Алкалоид опия – производное изохинолина

А. Морфина гидрохлорид В. Трамадол

Б. Промедол (тримеперидин) Г. Кодеин

Д. Папаверина гидрохлорид (папаверин)

20. Наркотические анальгетики

А. Блокируют дофаминовые рецепторы в ЦНС

Б. Блокируют центральные холинорецепторы

В. Блокируют Na+ каналы в чувствительных нервах

Г. Являются агонистами опиоидных рецепторов

Д. Блокируют циклооксигеназу

21. Побочный эффект, характерный для наркотических анальгетиков
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconР. Кочюнас основы психологического консультирования
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №3: Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconКафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов по уирс по итогам изучения элективного курса фитотерапии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconТесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconРабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconРабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconРабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconПланы семинарских занятий по биоэтике для педиатрического факультета...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск