Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41





Скачать 288.12 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41
страница1/2
Дата публикации25.03.2015
Размер288.12 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка
  1   2


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

к.м.н., доцент Калоев А. Д.

«___» ____________ 200_ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов.

ТЕМА №41: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”.

Занятие 2: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф”.

Обсуждена на заседании кафедры (ПМК)

«___» _____________ 200_ г.

Протокол №____

Ставрополь, 200_ г.

  1. ТЕМА: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”.

Занятие 2: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф”.

  1. Актуальность:

Территория России подвержена воздействию широкого спектра природных яв­лений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхо­ждения, а также природных пожаров. Наибольшую опасность из рассматриваемых природных катастроф представляют землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы, циклоны, сели, оползни и обвалы, тайфуны, цунами, лавины и лесные пожары.

  1. Учебные и воспитательные цели:

  • Общая цель: Студенты должны уяснить, что природные явления могут быть крайне опасными и нередко трудно предсказуемыми, поэтому нужно знать не только правила действий при тех или иных стихийных бедствиях, но и уметь оказывать и организовать оказание медицинской помощи поражённым.

  • Частные цели: Разъяснить общую характеристику чрезвычайных ситуаций природного характера, ознакомить с основными силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации ЧС природного характера, научить основам организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС природного характера.

Время 3 часа (135 минут)

  1. Учебно-материальное обеспечение:

    • Тематические методические разработки кафедры

    • Лекционный материал

Контрольные вопросы к занятию, тесты и учебные вопросы к семинару находятся в приложении №1, 2 и 3 к данной методической разработке соответственно.

  1. Распределение времени семинара:

Вступительная часть 10 минут

Учебные вопросы:

  1. Характеристика ЧС природного характера (наводнения, бури, ураганы, циклоны, смерчи, селевые потоки, снежные лавины, лесные и торфяные пожары) 20 минут

Реферат 10 минут

  1. Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф 30 минут

  2. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий природных катастроф 20 минут

  3. Принципы оказания медицинской помощи при наводнении, при попадании людей под снежные лавины, в районе, пострадавшем от селя, при ликвидации медико-санитарных

последствий пожаров 30 минут

Заключительная часть 10 минут:

Письменный контроль по пройденной теме (контрольные вопросы находятся в приложении №1 к данной методической разработке).

Задание студентам для самостоятельной работы 5 минут:

Закрепление пройденного материала:

  • Разобрать характеристику и классификацию ЧС природного характера

  • Повторить и запомнить основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф

  • Продумать, какие силы и средства будут задействованы для ликвидации медико-санитарных последствий тех или иных природных катастроф

  • Запомнить принципы оказания медицинской помощи при наводнении, при попадании людей под снежные лавины, в районе, пострадавшем от селя, при ликвидации медико-санитарных

последствий пожаров
Задание для подготовки к следующему занятию:

Учебная программа – ТЕМА №8: “Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС”

Занятие 1: “Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС”

  • Подготовить реферат на тему: “Методы обеззараживания эпидемического очага инфекции”

  • Подготовить сообщение: сводка о ЧС в мире за минувшую неделю.


Список рекомендуемой литературы:

  1. “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно,

В. И. Сахно. Москва, 2002 г.

2. Особенности патологии поражения, диагностики и оказа­ния экстренной медицинской помощи населению при стихий­ных бедствиях и других катастрофах (частные вопросы меди­цины катастроф) под ред. Г.А.Рябова. М.: 1993.
Использованная для подготовки семинара литература:

  1. “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно,

В. И. Сахно. Москва, 2002 г.

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «О защите жизни и здоровья населения Российской Федера­ции при возникновении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авари­ями и катастрофами» от 03.05.94 № 420.

  2. Указ президента РФ от 11 июля 2004 г. №868 “Вопросы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий”.

  3. Постановление правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547 “О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера”.

  4. Постановление правительства РФ от 13 сентября 1996 г. №1094 “О классификации ЧС природного и техногенного характера”.

  5. Постановление правительства РФ от 3.05.1994 г. №240 “О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами”.

  6. “Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других ЧС” – В. В. Мешков. Москва, 1991 г.


Методическая разработка составлена

Старшим преподавателем

__________ Нефёдовым В. Г.

Преподавателем

_________ Ярошкевичем В.А.

«___» _______________ 200_ г.

Ставрополь, 200_ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Контрольные вопросы для студентов по теме №7:

“Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”

Занятие 2: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф”

  1. Определение и классификация наводнений

  2. Что такое гидродинамически опасные объекты и особенности наводнения при авариях на них?

  3. Назвать группы наводнений, в зависимости от масштабов и наносимого суммарного ущерба

  4. Назвать четыре зоны катастрофического затопления

  5. Определение и классификация бурь

  6. Определение понятия “ураган”

  7. Определение понятия “циклон”

  8. Определение понятия “смерч”

  9. Определение понятия “сель” и причина возникновения

  10. Определение понятий “оползень” и “снежная лавина”. Причины возникновения

  11. Определение понятия “пожар”. В чём заключается опасность лесных и торфяных пожаров?

  12. Особенности оказания медицинской помощи при катастрофах природного характера

  13. Примерная схема оказания первой медицинской помощи поражённым в результате природных катастроф

  14. Какие силы и средства будут задействованы при тех или иных природных катастрофах?

  15. Силы и средства каких уровней будут привлекаться в зависимости от масштаба катастрофы?

  16. Особенности и методика оказания медицинской помощи при утоплении

  17. Особенности и методика оказания медицинской помощи при попадании людей под снежные лавины

  18. Особенности и методика оказания медицинской помощи людям, пострадавшем от селя

  19. Особенности и методика оказания медицинской помощи поражённым при пожарах



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Контрольные тесты по учебной дисциплине “медицина катастроф”

ТЕМА №7: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС природного характера (стихийных бедствий)”

  1. При какой интенсивности землетрясения в большинстве зданий типа “А” имеются значительные повреждения, в некоторых – разрушения?

  1. 5 баллов

  2. 6 баллов

  3. 7 баллов

  4. 9 баллов

  5. 10 баллов

  1. При какой интенсивности землетрясения во многих зданиях типа “А” – обвалы?

  1. 5 баллов

  2. 6 баллов

  3. 7 баллов

  4. 8 баллов

  5. 9 баллов

  1. Какая работа, в ходе ликвидации последствий землетрясений, должна быть выполнена в первую очередь?

  1. Устранение аварий на коммунально-энергетических объектах

  2. Эвакуация поражённых из зоны землетрясения

  3. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения

  4. Извлечение людей из-под завалов, полуразрушенных и охваченных пожарами зданий

  5. Захоронение трупов

  1. При какой максимальной интенсивности землетрясения большинство лечебно-профилактических учреждений сохраняют работоспособность?

  1. 1-2 балла

  2. 3-4 балла

  3. 5-6 баллов

  4. 7-8 баллов

  5. 9-10 баллов

  1. При какой интенсивности землетрясения, каждый 3-4 житель получает различные травмы, вплоть до смертельных?

  1. 1-3 балла

  2. 4-5 баллов

  3. 6-7 баллов

  4. 8-9 баллов

  5. 10-11 баллов

  1. При какой интенсивности землетрясения 50-70% поражённых одномоментно потребуют медицинскую помощь?

  1. 3-4 балла

  2. 4-5 баллов

  3. 5-6 баллов

  4. 7-8 баллов

  5. 9-10 баллов

  1. При эвакуации каким видом транспорта, из очага землетрясения, следует организовывать медицинские распределительные пункты?

  1. Воздушный

  2. Железнодорожный

  3. Речной

  4. Автомобильный

  5. Морской

  1. В течение какого времени 50% людей, находящихся под сошедшей снежной лавиной, могут выжить?

  1. Не более 30 минут

  2. Не более 1 часа

  3. Не более 3 часов

  4. Не более 4 часов

  5. Не более 5 часов

  1. Какой вид медицинской помощи оказывается на месте поражения в порядке само- и взаимопомощи, бригадами машин “скорой помощи”, врачебно-сестринскими бригадами линейных больниц врачебно-санитарной службы железной дороги?

  1. Первая врачебная помощь в полном объёме

  2. Первая медицинская помощь

  3. Эвакуация в близлежащие лечебные учреждения

  4. Квалифицированная медицинская помощь

  5. Специализированная медицинская помощь

  1. Какие виды медицинской помощи оказываются на ПМП в пунктах сбора поражённых, развёрнутых непосредственно в районе происшествия?

  1. Первая медицинская помощь

  2. Доврачебная помощь

  3. Первая врачебная помощь по жизненным показаниям

  4. Эвакуация в близлежащие лечебные учреждения

  5. Квалифицированная и специализированная медицинская помощь

  1. Для оказания какого вида медицинской помощи могут быть использованы восстановительные поезда, в составе каждого из которых имеются санитарные вагоны с соответствующим оборудованием и персоналом?

  1. Первая медицинская помощь

  2. Доврачебная медицинская помощь

  3. Эвакуация в близлежащие лечебные учреждения

  4. Квалифицированная медицинская помощь

  5. Специализированная медицинская помощь

  1. После оказания какого вида медицинской помощи пострадавшие выносятся личным составом спасательных команд в пункты сбора поражённых, имеющие расчищенные и безопасные подъездные пути при возможных повторных “толчках”?

  1. Первая медицинская помощь

  2. Доврачебная помощь

  3. Первая врачебная помощь

  4. Квалифицированная медицинская помощь

  5. Эвакуация в лечебные учреждения

  1. Без оказания какого вида медицинской помощи транспортировка тяжело поражённых на неприспособленном транспорте (личный автомобиль) приводит к гибели на дороге, либо доставляются в ЛПУ в тяжёлом, даже терминальном состоянии?

  1. Первая медицинская помощь

  2. Доврачебная помощь

  3. Первая врачебная помощь

  4. Квалифицированная медицинская помощь

  5. Эвакуация в лечебные учреждения

  1. Какой вид медицинской помощи оказывают бригады машин “скорой помощи” и врачебно-сестринские бригады на ПМП, развёрнутых на берегу, в недоступных для воды местах?

  1. Первая медицинская помощь

  2. Доврачебная помощь

  3. Первая врачебная помощь

  4. Квалифицированная медицинская помощь

  5. Эвакуация в лечебные учреждения

  1. Для оказания каких видов медицинской помощи при наводнении, формирования и учреждения здравоохранения должны иметь кислород, портативные аппараты искусственного дыхания, грелки, сердечно-сосудистые средства?

  1. Первая медицинская помощь

  2. Доврачебная помощь

  3. Первая врачебная помощь

  4. Квалифицированная медицинская помощь

  5. Эвакуация в лечебные учреждения


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Учебные вопросы семинара

Вопрос 1: Характеристика ЧС природного характера

Наводнения

Наводнение - это временное значительное затопление местности водой в результате подъема ее уровня в реке, озере или на море, а также образование временных водотоков.

В зависимости от причин возникновения различают следующие разновидности наводнений:

• паводки - быстрое, но сравнительно кратковременное поднятие уровня воды в реке, вызываемое сильными дождями или интенсивным таянием снежного покрова, ледников, заторов и зажоров в ее бассейне (зажоры - скопление рыхлого губчатого шуга и мелкобитого льда в русле реки; заторы бывают весной при вскрытии рек и разрушении ледяного покрова, характеризуются скоплением льда в русле реки, что затрудняет ее течение);

• наводнение, возникающее под воздействием нагонного ветра на морских по­бережьях и в устьях рек, впадающих в море;

• цунами - наводнение, вызываемое подводными землетрясениями, извержения­ми подводных или островных вулканов и другими тектоническими процессами.
По данным МЧС России, на территории нашей страны существует угроза навод­нений почти для 746 городов и нескольких тысяч населенных пунктов.

Большую потенциальную опасность представляют подтоплепия. На территории России, по данным 1990 г., подтапливалось около 960 городов, более 500 поселков городского типа и тысячи мелких населенных пунктов. Подтопление территорий вы­зывает деформации и разрушение грунтов оснований зданий и подземных коммуни­каций, повышение сейсмичности территорий, затопление подвалов зданий, ухудше­ние санитарной и экологической обстановки в городах и населенных пунктах.

Довольно часто наводнения происходят от ветрового нагона воды, по последст­виям их сравнивают с крупнейшими паводковыми наводнениями и цунами. Ветро­вые нагоны воды происходят нередко на больших озерах и водохранилищах, а также в устьях крупных рек, впадающих в море. На величину нагонного уровня воды ока­зывают влияние: скорость, направление и длина разгона ветра, средняя глубина, пло­щадь водоема, его конфигурация и др. В случаях, когда в результате ветрового наго­на образуются высокие уровни воды, возможно затопление прилегающей террито­рии.

Угрозу затопления могут создавать возможные разрушения плотин, гидроузлов, ог­радительных дамб и других гидротехнических (гидродинамически опасных) объектов в результате аварий, стихийных бедствий и террористических актов.

Помимо поражающих факторов, характерных для других наводнений (утопление, механические травмы, переохлаждение), при авариях на гидродинамически опасных объектах на людей действуют факторы, обусловленные кинетической энергией волны прорыва. Механические повреждения различной тяжести могут быть следствием:

• непосредственного динамического воздействия на пораженного волны прорыва;

• травмирующего действия обломков зданий, сооружений, разрушаемых вол­ной прорыва;

• повреждающего действия различных предметов, вовлекаемых в движение волной прорыва.

Природные явления, связанные с наводнением или затоплением населенных пунктов на значительных территориях, определяют специфику деятельности здраво­охранения и, в частности, службы медицины катастроф.

Определяющими моментами при ликвидации медико-санитарных последствий на­воднения являются масштаб территории затопления и количество пострадавшего населе­ния, оказавшегося без крова, продуктов питания и питьевой воды, подвергшегося отрица­тельному воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов.

Наводнения, в зависимости от масштабов и наносимого суммарного ущерба, подразделяют на 4 группы:

1-я - низкие наводнения (наблюдаются на равнинных реках с повторяемо­стью 1 раз в 5-10 лет), характеризуются сравнительно небольшой площадью затопления, незначительным материальным ущербом и, как правило, не не­сут угрозы жизни и здоровью людей;

2-я - высокие наводнения (наблюдаются один раз в 20-25 лет), сопровождаются затоплением значительных участков речных долин, нанося ощутимый матери­альный ущерб и, как правило, сопровождаются угрозой для жизни и здоровья людей, что обусловливает необходимость частичной эвакуации населения;

3-я — выдающиеся наводнения (наблюдаются один раз в 50-100 лет), приводят к затоплению целых речных бассейнов с затоплением населенных пунктов. Подобные наводнения сопровождаются угрозой массовых потерь среди мест­ного населения, и, как следствие, требуют эвакуации значительной его части;

4-я - катастрофические наводнения (возникают не чаще 1 раза в 100-200 лет), вызывают затопление огромных площадей, полностью парализуя хозяй­ственную и производственную деятельность, наносят значительный матери­альный ущерб и, как правило, сопровождаются большими потерями среди местного населения.

Величина общих потерь при внезапном затоплении может составить в среднем 20-35% от числа населения, находящегося в зоне затопления. В холодное время года они могут увеличиваться на 10-20% в зависимости от продолжительности пребыва­ния пострадавших в воде.

В структуре санитарных потерь преобладают пострадавшие с явлениями асфик­сии, ознобления, а также с острыми нарушениями дыхательной и сердечно-сосуди­стой деятельности, травмами мягких тканей, сотрясениями головного мозга. Часть пострадавших может находиться в состоянии психического расстройства. В результа­те наводнения большое количество населения оказывается без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Занятие 1: “Характеристика и классификация медицинского имущества. Основы организации медицинского снабжения службы мк и подготовка...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №3: Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconМетодическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconРабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconРабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconРабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:...
Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconКафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов
Распределение студентов II курса стоматологического факультета по отделениям гбуз «вокб №1» для прохождения летней производственной...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №41 iconКафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов по уирс по итогам изучения элективного курса фитотерапии для студентов лечебного и педиатрического факультетов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск