Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Факультет _Общеэкономический
Кафедра __Национальной и региональной экономики
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Государственные и муниципальные финансы»
Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» Квалификация выпускника Бакалавр
Москва 2012
Составители:
| д.э.н., профессор В.А. Слепов
|
| (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
|
| к.э.н., доцент Чалова А.Ю.
|
| (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
|
Цель дисциплины
Целью учебной дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» является формирование у слушателей теоретических знаний по закономерностям функционирования и тенденциям развития государственных и муниципальных финансов в современной экономике и овладение навыками практической работы в бюджетно-налоговой сфере.
Учебные задачи дисциплины
В ходе изучения дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» решаются следующие задачи:
- получение системы знаний о содержании и особенностях финансов государственного и муниципального секторов экономики и овладение культурой бюджетного мышления;
- владение профессиональной бюджетной терминологией, умением грамотно, логично излагать мнение, предложения в области бюджетного процесса на государственном и муниципальном уровне, способностью к саморазвитию, повышению квалификации;
- изучение видов и механизмов воздействия государства на социально-экономические процессы в обществе с использованием бюджетно-налоговых инструментов;
- осмысление и систематизация основных проблем в области управления финансами на государственном и муниципальном уровнях и обоснование путей их решения;
- отработка правил бюджетной классификации и расчета основных бюджетных параметров;
- получение знаний о порядке нахождения бюджетной информации, алгоритму ее анализа и правилах использования;
- овладение способностью осуществлять сбор, анализ, обработку данных, необходимых для решения заданий в области бюджетной политики и бюджетного процесса; способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бюджетную, налоговую и другую информацию, содержащуюся в отчетности об исполнении бюджетов и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений в области бюджетирования на макроуровне;
- подготовка будущих специалистов к практической работе в финансовых, налоговых органах, бюджетных структурах.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования)
Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» является дисциплиной профиля «Региональная экономика» по направлению подготовки 080100 «Экономика». Изучение дисциплины требует наличия у студентов знаний в области макроэкономики, экономической теории, финансов и кредита, налогов и налогообложения, бухгалтерского учета. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции (компетенции должны соответствовать УП): В результате освоения данной дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-8 способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-11 способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
1.7. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен
1.Знать:
Экономическое содержание ключевых понятий курса («государственные финансы», «бюджет», «бюджетная система», «доходы бюджета», «расходы бюджета», «государственный долг», «муниципальные финансы», «межбюджетные отношения», «бюджетный федерализм» и др.)
| ОК-1;ОК-5ОК-6 ;
| Цели, инструменты, приоритетные направления и проблемы реализации бюджетно-налоговой политики государства, основные методы ее оценки и анализа по имеющейся бюджетной информации
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8; ОК-12;
ПК-1; ПК-8;ПК-11;
| Правовые основы, структуру и принципы построения бюджетной системы в РФ
| ОК-1;ОК-6; ПК-8;ПК-11;
| Структуру бюджетной классификации в Российской Федерации, принципы и приемы ее построения, ее содержательные и функциональные характеристики.
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;;
ПК-1; ПК-8;ПК-11;
| Содержание и основные направления реформирования бюджетного процесса в РФ.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12;
ПК-8;ПК-11;
| Экономическую сущность, и формы реализации государственного кредита; методы управления государственным долгом.
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| Содержание и принципы бюджетного федерализма, состав межбюджетных отношений и проблемы их реализации на различных уровнях бюджетной системы.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11;
| Тенденции и направления реформирования государственных и муниципальных финансов в РФ и за рубежом.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12;
ПК-8;ПК-11;
|
2. Уметь:
Выявлять приоритеты функциональных направлений бюджетной политики в Российской Федерации, анализировать их по ряду показателей (критериев) и оценивать эффективность инструментов их реализации
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8; ОК-12;
ПК-1; ПК-8;ПК-11;
| Классифицировать доходы и расходы бюджетов в соответствии с разделами и подразделами бюджетной классификации
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11;
| Рассчитывать объемы собственных доходов бюджетов, их достаточность для финансирования расходных обязательств
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| Использовать различные формы бюджетного финансирования в своей деятельности и оценивать возможность их использования
| ОК-1;ОК-6;
ПК-8;ПК-11
| Определять сбалансированность бюджетов и рассчитывать предельную величину бюджетного дефицита и внутренних заимствований
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11;
| Рассчитывать объемы межбюджетных трансфертов и уровень вертикальной и горизонтальной бюджетной сбалансированности.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12;
ПК-11;
|
Владеть:
3.1
| терминологией в области бюджетного процесса и бюджетной политики
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8; ОК-12;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| 3.2
| методами и показателями оценки отдельных направлений бюджетной политики
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11
| 3.3
| методами оценки основных параметров бюджетов различных уровней
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| 3.4
| навыками оценки сбалансированности бюджетов различных уровней
| ОК-1;ОК-6;
ПК-8;ПК-11
| 3.5
| индикаторами оценки бюджетной обеспеченности субъектов федерации и муниципальных образований
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11
|
Содержание дисциплины: № п/п
| Наименование разделов и тем
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа (форма, часы)
| Интерактивные формы обучения
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Семинарские занятия
| Всего
| 1
| Тема 1. Содержание и роль государственных и муниципальных финансов
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, тесты
4
| Обсуждение в группе
1
| Обсуждение докладов, рефератов
| 2
| Тема 2. Бюджетная система и бюджетная политика Российской Федерации
| 4
| 4
| 8
| Подготовка аналитического документа, аналитических записок и эссе
6
| Обсуждение в мини-группах
2
| Подготовка аналитической записки
| 3
| Тема 3. Бюджетная классификация. Структура федерального бюджета в Российской Федерации.
| 4
| 4
| 8
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
6
| Обсуждение в группе, решение заданий
1
| Обсуждение
докладов,
тесты
Подготовка аналитической записки
| 4
| Тема 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Государственный кредит и государственный долг
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
4
| Обсуждение в группе, решение задач
1
| Обсуждение докладов,
Тесты
Подготовка аналитической записки
| 5
| Тема 5. Бюджетный процесс
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
4
| Обсуждение в группе, решение задач
1
| Обсуждение докладов,
Тесты
| 6
| Тема 6. Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды
| 2
| 2
| 4
| Подготовка ответов на вопросы, эссе
4
| Обсуждение в группе
0
| Обсуждение докладов,
тесты
| 7
| Тема 7. Особенности региональных финансов
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
6
| Защита аналитических проектов по конкретному бюджету территориального уровня.
4
| Обсуждение докладов,
тесты Подготовка аналитической записки
| 8
| Тема 8. Муниципальные финансы
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
6
| Защита аналитических проектов по конкретному бюджету территориального уровня.
4
| Обсуждение докладов,
тесты Подготовка аналитической записки
| 9
| Тема 9. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
| 2
| 2
| 4
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
10
| Круглый стол по проблемам финансов регионов и муниципальных образований;
2
| Тесты
Презентация аналитической записки
| КСР
|
|
| 6
|
|
|
| ИТОГО
| 22
| 32
| 60
| 48
| 16 (30%)
|
| Курсовая работа
|
| Экзамен
| 36
| ИТОГО
| 144
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины: Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» обеспечена электронным курсом видеолекций, рабочими тетрадями для аудиторной и домашней работы, заданиями для самостоятельной работы в виде подготовки аналитических записок. |