Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Факультет Общеэкономический
Кафедра национальной и региональной экономики
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Государственные и муниципальные финансы»
Направление подготовки: 080100 «Экономика»
Профиль подготовки «Региональная экономика»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Москва 2013
Цель и задачи дисциплины:
Целью учебной дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» является формирование у слушателей теоретических знаний по закономерностям функционирования и тенденциям развития государственных и муниципальных финансов в современной экономике и овладение навыками практической работы в бюджетно-налоговой сфере.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы» является дисциплиной профиля «Региональная экономика» по направлению подготовки 080100 «Экономика». Изучение дисциплины требует наличия у студентов знаний в области макроэкономики, экономической теории, финансов и кредита, налогов и налогообложения, бухгалтерского учета.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции (компетенции должны соответствовать УП):
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-8 способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-11 способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
В результате изучения дисциплины студент должен
1.Знать:
Экономическое содержание ключевых понятий курса («государственные финансы», «бюджет», «бюджетная система», «доходы бюджета», «расходы бюджета», «государственный долг», «муниципальные финансы», «межбюджетные отношения», «бюджетный федерализм» и др.)
| ОК-1;ОК-5ОК-6 ;
| Цели, инструменты, приоритетные направления и проблемы реализации бюджетно-налоговой политики государства, основные методы ее оценки и анализа по имеющейся бюджетной информации
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8; ОК-12;
ПК-1; ПК-8;ПК-11;
| Правовые основы, структуру и принципы построения бюджетной системы в РФ
| ОК-1;ОК-6; ПК-8;ПК-11;
| Структуру бюджетной классификации в Российской Федерации, принципы и приемы ее построения, ее содержательные и функциональные характеристики.
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;;
ПК-1; ПК-8;ПК-11;
| Содержание и основные направления реформирования бюджетного процесса в РФ.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12;
ПК-8;ПК-11;
| Экономическую сущность, и формы реализации государственного кредита; методы управления государственным долгом.
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| Содержание и принципы бюджетного федерализма, состав межбюджетных отношений и проблемы их реализации на различных уровнях бюджетной системы.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11;
| Тенденции и направления реформирования государственных и муниципальных финансов в РФ и за рубежом.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12;
ПК-8;ПК-11;
| 2. Уметь:
Выявлять приоритеты функциональных направлений бюджетной политики в Российской Федерации, анализировать их по ряду показателей (критериев) и оценивать эффективность инструментов их реализации
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8; ОК-12;
ПК-1; ПК-8;ПК-11;
| Классифицировать доходы и расходы бюджетов в соответствии с разделами и подразделами бюджетной классификации
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11;
| Рассчитывать объемы собственных доходов бюджетов, их достаточность для финансирования расходных обязательств
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| Использовать различные формы бюджетного финансирования в своей деятельности и оценивать возможность их использования
| ОК-1;ОК-6;
ПК-8;ПК-11
| Определять сбалансированность бюджетов и рассчитывать предельную величину бюджетного дефицита и внутренних заимствований
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11;
| Рассчитывать объемы межбюджетных трансфертов и уровень вертикальной и горизонтальной бюджетной сбалансированности.
| ОК-1;ОК-6; ОК-12;
ПК-11;
|
Владеть:
3.1
| терминологией в области бюджетного процесса и бюджетной политики
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8; ОК-12;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| 3.2
| методами и показателями оценки отдельных направлений бюджетной политики
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11
| 3.3
| методами оценки основных параметров бюджетов различных уровней
| ОК-1; ОК-5; ОК-6;ОК-8;
ПК-1; ПК-8;ПК-11
| 3.4
| навыками оценки сбалансированности бюджетов различных уровней
| ОК-1;ОК-6;
ПК-8;ПК-11
| 3.5
| индикаторами оценки бюджетной обеспеченности субъектов федерации и муниципальных образований
| ОК-1;ОК-6; ОК-12; ПК-11
| 4. Содержание дисциплины: № п/п
| Наименование разделов и тем
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа (форма, часы)
| Интерактивные формы обучения
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Семинарские занятия
| Всего
|
|
|
| 1
| Тема 1. Содержание и роль государственных и муниципальных финансов
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, тесты
4
| Обсуждение в группе
1
| Обсуждение докладов, рефератов
| 2
| Тема 2. Бюджетная система и бюджетная политика Российской Федерации
| 4
| 4
| 8
| Подготовка аналитического документа, аналитических записок и эссе
6
| Обсуждение в мини-группах
2
| Подготовка аналитической записки
| 3
| Тема 3. Бюджетная классификация. Структура федерального бюджета в Российской Федерации.
| 4
| 4
| 8
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
6
| Обсуждение в группе, решение заданий
1
| Обсуждение
докладов,
тесты
Подготовка аналитической записки
| 4
| Тема 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Государственный кредит и государственный долг
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
4
| Обсуждение в группе, решение задач
1
| Обсуждение докладов,
Тесты
Подготовка аналитической записки
| 5
| Тема 5. Бюджетный процесс
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
4
| Обсуждение в группе, решение задач
1
| Обсуждение докладов,
Тесты
| 6
| Тема 6. Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды
| 2
| 2
| 4
| Подготовка ответов на вопросы, эссе
4
| Обсуждение в группе
0
| Обсуждение докладов,
тесты
| 7
| Тема 7. Особенности региональных финансов
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
6
| Защита аналитических проектов по конкретному бюджету территориального уровня.
4
| Обсуждение докладов,
тесты Подготовка аналитической записки
| 8
| Тема 8. Муниципальные финансы
| 2
| 4
| 6
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
6
| Защита аналитических проектов по конкретному бюджету территориального уровня.
4
| Обсуждение докладов,
тесты
Подготовка аналитической записки
| 9
| Тема 9. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
| 2
| 2
| 4
| Доклады, рефераты, задачи, тесты
10
| Круглый стол по проблемам финансов регионов и муниципальных образований;
2
| Тесты
Презентация аналитической записки
| КСР
|
|
| 6
|
|
|
| ИТОГО
| 22
| 32
| 60
| 48
| 16 (30%)
|
| Курсовая работа
|
| Экзамен
| 36
| ИТОГО
| 144
| 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Дисциплина обеспечена электронным курсом лекций, заданиями для самостоятельной работы в виде деловых ситуаций.
Разработчики:
д.э.н., профессор Слепов В.А.
|
| к.э.н., доцент Чалова А.Ю.
|
Заведующий кафедрой
|
|
| д.э.н., проф. Слепов В.А.
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
| |