ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
СОГЛАСОВАНО
____________________________
Руководитель ООП
по специальности 210601
декан ЭФ проф. В.А.Шпенст
| УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой экономической
теории профессор
____________ М.М. Хайкин
«___» ___________ 2012 г.
| программа учебной дисциплины «Экономическая теория» Специальность: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы
Специализация: Радиолокационные системы и комплексы Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Составитель: доцент каф. «Экономической теории» Ленковец О.М.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса «Экономическая теория» формирование экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономической системе общества. Сформировать понимание принципов работы рыночного механизма; понимание разнообразных форм конкуренции (совершенной и несовершенной); умения и навыки использования понятий микроэкономической теории для описания и анализа реальных рыночных явлений и моделей; умение и навыки строить модели для описания рыночных феноменов; навыки решения задач относящихся к классическим микроэкономическим моделям; знания об основных экономических проблемах на уровне макроэкономики - национальное производство, общий уровень цен, занятость, цикличность, экономический рост, международная экономика, проблемы переходной экономики.
Задачи курса: студенты должны знать и активно владеть изученными концепциями и логикой экономической теории: ориентироваться в обсуждении вопросов по изученной проблематике, построить стандартную микроэкономическую модель, провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, уметь интерпретировать полученные результаты. Усвоение сущности, назначения и использования основных макроэкономических показателей, выявление взаимосвязей между ними. Студенты должны иметь навыки самостоятельной работы с учебной и учебно-методической литературой; иметь представление о современных направлениях развития экономической теории. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа дисциплины «Экономическая теория» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра согласно ФГОС–3 и относится к базовой части профессионального цикла (Б.3). Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, а также дисциплин гуманитарного и социального, математического и естественнонаучного циклов. Программа курса строится на предпосылке, что студенты знакомы с закономерностями возникновения и функционирования государства и права, базовыми положениями теории прав собственности, основами государственного управления недропользованием, аналитическим аппаратом математического анализа.
В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении курсов профессионального цикла (Экономика и организация производства). Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине являются необходимыми для успешного прохождения практик и итоговой государственной аттестации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью ясно и логически продуманно строить свою речь (ОК-2);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК9);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
Уметь:
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне;
представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
организовать выполнение конкретного порученного этапа работы.
Владеть:
методологией экономического исследования;
современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;
современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 38
| 38
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 19
| 19
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 19
| 19
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 70
| 70
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно–графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Зачет
| Зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость часа
зач. ед.
| 108
| 108
|
|
|
| 3
| 3
|
|
|
| |