АННОТАЦИЯ
рабочей учебной программы по специальности
_______060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО________ 1. Название дисциплины: Электив «Новые технологии в хирургическом лечении больных с патологией органов брюшной полости и гематологическими заболеваниями» - VI курс 2. Трудоемкость:
Виды учебной работы
| Трудоемкость (час.)
| Аудиторные занятия:
|
| лекции
| нет
| семинары, практические занятия
| 32
| экзамен
| зачет
| Самостоятельная работа:
| 12
| Конкретизировать формы работы
|
| работа с источниками, учебными и научными изданиями
работа со справочными изданиями
работа с Интернет-источниками
оформление реферата по теме электива
| 3 3
3 3
| Общая трудоемкость
| 44
|
2.2 СЕМЕСТРЫ ИЗУЧЕНИЯ, СРОКИ – XII семестры.
2.3 ЭКЗАМЕН ИЛИ ЗАЧЕТ, КОГДА – ИГА в июне текущего учебного года
2.4 ОЧНОЕ
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО: 3.1.Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (текст компетенции)
| Коды форми-руемых компетенций
| способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК- 1
| способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
| ОК - 2
| способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
| ОК - 3
| способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики
| ОК - 4
| способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК - 5
| способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
| ОК - 6
| способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
| ОК - 7
| способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
| ОК - 8
| Профессиональные компетенции
|
|
- общепрофессиональные:
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками; способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат; способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности; способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность; способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-интрументальных исследований, морфологического анализа, операционного и секционного материала, написать медицинскую карату амбулаторного и стационарного больного; способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп; способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными; способность и готовность проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта; способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
|
ПК - 1
ПК – 2
ПК – 3 ПК – 4
ПК – 5 ПК – 6
ПК – 7
ПК – 8 ПК - 9
|
- в профилактической деятельности:
способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин; способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам; способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными; способность и готовность организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры взрослого населения и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты, проводить отбор взрослого населения и подростков для наблюдения с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты; способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях.
|
ПК - 10
ПК – 11
ПК – 12
ПК – 13 ПК – 14
|
- в диагностической деятельности:
способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом; способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов; способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организмам в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний; способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы.
|
ПК - 15
ПК– 16
ПК – 17
ПК - 18
|
- в лечебной деятельности:
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной , эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушения дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия; способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов; способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации; способность и готовность назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.
|
ПК – 19
ПК - 20 ПК – 21
ПК - 22
|
- в реабилитационной деятельности:
способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний; способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фототерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков.
-в психолого - педагогической деятельности
способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни; способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
|
ПК – 23
ПК – 24
|
ПК - 25 ПК – 26
|
- в организационно-управленческой деятельности:
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций; способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам; способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций; способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков.
|
ПК – 27
ПК – 28
ПК – 29
ПК - 30
|
- в научно-исследовательской деятельности:
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
|
ПК – 31
ПК - 32
| 3.2. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
1. этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических и гематологических заболеваний органов брюшной полости;
2. клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;
3. современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
4. способы лечения, показания к их применению;
5. деонтологические аспекты в хирургии гематологии. Уметь:
1. собрать анамнез; проводить общеклиническое обследование больных хирургическими и гематологическими заболеваниями органов брюшной полости. Анализировать данные общеклинического обследования; сформировать предварительный диагноз;
2. составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;
3. сформулировать окончательный клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;
4. сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению;
5. выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции. Владеть:
- методикой воспроизведения симптомов, характерных для хирургических и гематологических заболеваний органов брюшной полости;
- уметь ассистировать при операциях на органах брюшной полости.
Краткое содержание дисциплины
№ темы
| Название темы
| Темы для самостоятельной работы (реферат)
| 1.
| Современное состояние хирургии желудка и 12-ти перстной кишки:
1 - история желудочной хирургии
2 - модификации резекций желудка
3 - патофизиологические основы ваготомий при хирургическом лечении язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки
4 - болезни оперированного желудка - современные аспекты проблемы
5 - качество жизни больных, перенесших операции
Актуальные проблемы диагностики и хирур-гического лечения патологии желчевыво-дящих путей:
1 - топографо-анатомические особенности жел-чевыводящих желчных протоков
2 - современные представления о патогенезе желчнокаменной болезни
3 - современные методы диагностики заболеваний желчевыводящих путей
4 - современные достижения хирургической кор-рекции патологии желчевыводящих путей и ее последствия
5 - эндоскопические методы при лечении заболева-ний желчевыводящих протоков
| 1 - патофизиология регуляции желудочной секреции в норме
2 — клапанная теория Витебского
3 - патофизиологические основы формирования пигментных камней при ЖКБ
4- патофизиологические основы формирования минеральных камней при ЖКБ
| 2.
| Современные методы диагностики и хирургиче-
ского лечения заболеваний поджелудочной железы
1 - исторические этапы хирургического лечения
поджелудочной железы
2 — особенности топографо-анатомического распо-
ложения поджелудочной железы
3 - современные представления о патогенезе острого панкреатита
4 - современные методы частичного и полного уда-
ления поджелудочной железы
5 - реабилитация больных после операций на подже
лудочной железе
Актуальные проблемы диагностики и хирурги-ческого лечения при хирургических и гематологических поражениях печени
1 - топографо-анатомические особенности строения
печени
2 - редкие доброкачественные и паразитарные забо-
левания печени
3 - современные методы диагностики и хирургиче-
ских вмешательств при заболеваниях печени
4 - портальная гипертензия, ее осложнения и хирур-
гическая коррекция
| 1. - гастробилиопанкретоду-
оденальная зона
2 - возможности УЗИ в лечении жидкостных образований поджелудочной железы
3 - возможности рентгеноэндоваскуляр-
ной хирургии в диагностике и лечении
заболеваний печени
4 - эндоскопические методы остановки
кровотечения из варикозных вен пищево-
да
5 - болезнь Кароли
| 3.
| Современные возможности диагностики и хирургического лечения заболеваний Желудочно-кишечного тракта:
1 - исторические этапы хирургического лечения за-
болеваний пищевода, тонкой и толстой кишки
2 - современные методы диагностики и хирургиче-
ского лечения заболеваний пищевода
3 - современные методы диагностики и хирургиче-
ского лечения заболеваний тонкого кишечника
4 - современные методы диагностики при заболева-
ниях ободочной и прямой кишки
5 - хирургическая тактика при осложненном течении колитов, полипов, дивертикулезной болезни
Редкие заболевания диафрагмы:
1 – топографо-анатомические особенности строения диафрагмы
2 – современные представления о патогенез грыж пищеводного отверстия диафрагмы
3 – релаксация диафрагмы и диафрагматиты
4 – использование синтетических сеток при дефектах диафрагмы
| 1 - болезнь Крона – совре-менные представления о патогенезе, диагностика и
лечение
2 - синдром верхней брыжеечной артерии
3 - диагностика и современные методы
лечения грыж Бохдалека
4 — врожденный короткий пищевод
|
4.
| Современное состояние проблемы диагностики и
хирургического лечения заболеваний органов
эндокринной системы:
1 — надпочечники
2 - гипофиз
3 — щитовидная железы
4 — вилочковая железы
5 - паращитовидные железы
Острый живот (современное состояние пробле-
мы):
1 - острый аппендицит
2 - ущемленная грыжа
3 - острая кишечная непроходимость
4 - острый холецистит
5 - острый панкреатит
Перитонит:
1 - современные представления о патогенезе перито
нита
2 - современные методы диагностики перитонитов
3 - методы обработки и дренирования брюшной по-
лости
4 - лапаростомия при лечении перитонитов
5 - антибактериальная терапия в лечении перитонита
| 1 - медиастения — современные представ-
ления о патогенезе и лечении.
2 - последствия после аппендэктомии по поводу простого (негативного) аппендицита
3 - рентгенологические признаки заворота сигмовидной кишки
4 - роль прокальцито-нинового теста при
диагностике синдрома системной воспа-
лительной реакции
| 5.
| Гематологическая хирургия:
1 - история развития и современное состояние гема-
тологической хирургии
2 - особенности анатомического строения селезенки
3 - селезенка - как хирургический объект
4 - постспленэктомический и аспленический син-
дром
Возможности видеоэндохирургии и рентгеноэндо
васкулярной хирургии в лечении гематологиче-
ских заболеваний:
1 - история развития видеоэндохирургии
2 - история развития рентгеноэндоваскулярной хи-
рургии
3 - лапароскопическая спленэктомия
4 - эмболизация селезеночной артерии при гематологических заболеваниях селезенки
5 - организация работы ангиографического кабинета
| 1 - возможности рентгеноэндоваскуляр-
ной хирургии при легочных кровотечениях
2 - перспективы применения стволовых клеток в хирургии
| 6.
| Трансплантология органов брюшной полости:
1 - печень
2 - поджелудочной железы
3 - тонкого кишечника
4 - имплантация селезеночной ткани
5 - качество жизни больных, перенесших трансплан
тацию органов
Занятия в компьютерном классе
Итоговый семинар
| 1 - возможности рентгеноэндоваскуляр-
ной хирургии при легочных кровотечениях
| Литература для электива «Новые технологии в хирургическом лечении больных с патологией органов брюшной полости и гематологическими заболеваниями» - VI курс
Клиническая хирургия. //Под ред. Рыбачкова В.В. -Ярославль, 2006.
Колесников И.С, Лыткин М.И.(ред.) -Хирургия легких и плевры . -Л., 1988.
Болезни органов дыхания //Под ред. Путова Н.В. -М., 1989.
Бураковский В.И., Бакерия Л.А. Сердечно-сосудистая хирургия. М, 1989. 5.Майстренко Н.А., Мовчан К.Н. Хирургическое лечение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. -СПб., 2000.
Черноусов А.Ф., Шестаков А.Л.. Селективная проксимальная ваготомия. -М., 2001.
Панцырев Ю.М. Патологические синдромы после резекции желудка и гастрэктомии. -М, 1973.
Гальперин Э.И. и др. Заболевания желчных путей после холецистэктомии. -М., 1988.
Вишневский А.А., Адамян А.А. Хирургия средостения. -М, 1977.
Ивашкин В.Т., Шептулин А.А. Болезни пищевода и желудка -М, 2002.
Курбанов Ф.С. Хирургия пищевода -М: Медицина, 2000.
Прохорова И.П. Заболевания печени. -Ташкент, 1990.
Тимербулатов М.В. Органосохраняющая и миниинвазивная хирургия селезенки. -М: Медпресс, 2004.
Багненко СФ. Хронический панкреатит. -СПб., 2000.
Нестеренко Ю.А., Глабай В.П., Шаповальянц С.Г. Хронический панкреатит. -М., 2000.
Палеев Н.Р. Болезни органов дыхания/Руководство по внутренним болезням. -М: Медицина, 2007.
Чебышев М.В. и др. Эхинококкоз органов грудной полости. -М., 2002.
Хирургическая эндокринология: руководство /Под ред. А.П.Калинина -СПб.: Питер, 2004.
Клиническая оперативная колопроктология /Под ред. ВДФедорова -М., 1994.
Федоров В.Д., Дульцев Ю.В. Проктология. -М., 1984.
Кузин М.И., Данилов М.В., Благовидов Д.Ф. Хронический панкреатит. -М., 1985.
Эндоскопическая хирургия. //Под ред. Савельева B.C. -M., 1998. 23 .Наружные грыжи живота. -Петрозаводск, 1998.
Пациора М.Д. Хирургия портальной гипертензии. -М., 1984.
Петровский Б.В., Милонов О.Б. Дееничин П.Г. Хирургия эхинококкоза. -Москва-София, 1985.
Хирургические заболевания легких и плевры. -Петрозаводск, 2006.
Химические ожоги и рубцовые сужения пищевода. Петрозаводск, 1983.
Хирургическое лечение заболеваний щитовидной железы. -Петрозаводск, 2003.
Хирургические болезни (ситуационные задачи) -Петрозаводск, 2000.
Хирургические болезни (типовые тестовые задания) -Петрозаводск, 2000.
Хирургические общеврачебные манипуляции. -Петрозаводск, 2002.
Желчно-каменная болезнь и холециститы. -Петрозаводск, 1975.
Майстренко Н.А. (ред.) Гепатобилиарная хирургия. -СПб., 1999.
Константинова Г.Д. и соавт. Флебология. -М.., 2001.
Альперович Б.И. (ред.) Хирургия печени и желчных путей. -Томск, 1999.
Черноусов А.Ф. с соавт. Хирургия пищевода. -М., 2000.
Кокосов А.Н. (ред.) Хронический бронхит и обструктивная болезнь легких. -СПб., 2002.
Нестеренко Ю.А. с соавт. Хронический панкреатит. -М., 2000.
Клименко Г.А. Холедохолитиаз. Диагностика и оперативное лечение. -М., 2000.
Шевченко Ю.Л. (ред.) Ошибки, опасности и осложнения в хирургии вен. -СПб., 1999.
Покровский А.В.(ред.) Клиническая ангиология (руководство для врачей).т.1 ,т.2 —М., 2004.
Зубарев П.Н. (ред.) Хирургические болезни пищевода и кардии. -СПб., 2005.
Шулутко A.M. Варикозная болезнь: современные принципы лечения. -М., 2003.
Кузьмин В.Д. Болезни щитовидной железы: диагностика, профилактика, лечение. -Ростов-на-Дону, 2004.
Нестеренко Ю.А. с соавт. Диагностика и лечение деструктивного панкреатита. -М., 2004.
Бисенков Л.Н. (ред.) Торакальная хирургия. СПб., 2004.
Жебровский В.В. Хирургия грыж живота. -М.,2005.
Гришин И.Н. Варикоз и варикозная болезнь нижних конечностей. -Минск, 2005.
Маев И.В. с соавт. Хронический панкреатит. -М, 2005.
Савельев B.C., Кириенко А.И. (ред.) Хирургические болезни, т.1. т.2. -2005.
Славин Л.Е. с соавт. Осложнения хирургии грыж живота. -М., 2005.
Гальперин Э.И. (ред.) Руководство по хирургии желчных путей. -М., 2006.
Петров В.П., Ерюшин И.А., Шемякин И.С. Кровотечения при заболеваниях пищеварительного тракта. -М., 1987.
Ривкин В.Л., Никитин A.M. Полипы и полипоз толстой кишки. -М., 2005. 55 Гринев М.В. Хирургический сепсис. -СПб., 2003.
Трунин Е.М. Диффузный токсический зоб. -СПб., 2006
Перитонит (под. Ред. В.С.Савельева) -М., 2006
Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости (под ред. В.С.Савельева) -М.,2005.
5. Формы контроля. Оценочные средства:
- курация больного с клиническим разбором в группе - заключение преподавателя;
- компьютерное тестирование по теме;
- зачет.
Зав. кафедрой д.м.н. А.И.Фетюков
25.02.2012 г.
|