Скачать 453.69 Kb.
|
1. Предмет дисциплины макроэкономика. Макроэкономика - это раздел экономической науки, в котором экономические процессы рассматриваются на уровне национального хозяйства, а не в рамках домохозяйств и фирм. Это наука об агрегированном поведении в экономике, когда изучается вся совокупность факторов, экономических агентов, совокупный спрос и предложение, уровень цен на всех рынках, национальный объем производства, национальные инвестиции и т.д. Техника агрегирования особенно важна в макроэкономике: обработка массивов информации, выявление средних значений, построение рядов экономической динамики, использование индексных величин. Важное значение в макроэкономике имеют обобщающие показатели экономического развития - национальный продукт, валовые инвестиции, национальное потребление, чистый экспорт Большое влияние традиционно отводится долгосрочным и краткосрочным экономическим колебаниям — изменениям объемов производства, цен, занятости, инвестиций. Макроэкономика обстоятельно изучает теоретические основы экономической политики государства (кредитно-денежной, фискальной, социальной) и формулирует конкретные предложения в этом направлении. Постоянно растет значение фактора открытой экономики, а в макроэкономике все более значимым становится глобальный подход с позиций не только национальной экономики, а с позиций планетарной экономики, мирового сообщества государств. 2. Современные направления (школы) макроэкономики. Кейнс разработал свою теорию макроэкономического воздействия на экономику в связи с Великой Депрессией 1929-1933 гг. Этот экономический кризис показал, что политика государственного невмешательства в экономические процессы, которую проповедовала классическая макроэкономическая школа, оказалась неэффективна для экономики 30х годов. Ранее предполагалось, что государство вообще не должно вмешиваться в экономику, лишь создавая условия для свободной конкуренции, позволяя механизму рыночного саморегулирования приводить все в норму. Великая Депрессия показала, что это далеко не так, и рыночная система не самодостаточна. Необходимы импульсы извне, стимуляция, которую и предлагал Кейнс в своей макроэкономической теории. Кейнсианство предлагало политику активного вмешательства в экономику, борьбу с ростом цен при экономическом подъеме и стимулирование спроса во время стагнации. Недостатки теории проявились во время кризиса 1973-1975 гг., когда период спада в экономике усугубился ростом цен – появился новый термин «стагфляция» = стагнация+инфляция. Кейнс не предусмотрел этого, и несостоятельность его теории привела к появлению неоклассиков и монетаризма. Эта теория утверждала, что, кроме поддержки свободной конкуренции, государство должно отслеживать денежную массу, так как именно она оказывает основное воздействие на инфляцию и темпы экономического роста. 5. Круговорот продуктов, доходов и расходов в экономике. «Утечки и инъекции». В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВВП, доходов и расходов). В ней экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других. В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется. Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов – правительство и остальной мир – то равенство нарушается, так как из потока дохода-расходы образуются утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Утечка – любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток доходы-расходы вливаются дополнительные средства в виде инъекции – инвестиции, государственные расходы и экспорт. Инъекция – любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны. 6. Основные макроэкономические показатели. Для измерения национального продукта используются различные показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход, чистый национальный продукт (ЧИП). Валовой внутренний продукт -- центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он измеряет стоимость конечных товаров и услуг. В самом общем виде валовой внутренний продукт представляет собой совокупную стоимость произведенной в народном хозяйстве страны конечной продукции за год. Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. ВНД – поток первичных доходов, полученных ее резидентами. ЧНП= ВНП-амортизации. НД = ЧНП- косвенные налоги. НД – (взносы на социальное страхование + налог на прибыль корпораций + нераспределённые доходы фирм ) + трансфертные платежи населению = личный доход (ЛД). ЛД – индивидуальный подоходный налог = располагаемый доход (РД) населения. 4. Группировка экономических субъектов по секторам экономики. Во всей экономике выделяют 4 агрегированных субъекта: |
Макроэкономика как наука. Современные школы макроэкономики Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт... | Программа дисциплины Международная экономика для направления 080100. 62 «Экономика» Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, истории экономических учений,... | ||
Реферат по Информационно-коммуникационным технологиям в естественнонаучных... Современные направления исследований в области получения и практического применения аптамеров | Программа дисциплины «современные технологии обработки информации» Код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра | ||
"Современные педагогические технологии на занятиях и уроках гуманитарного... Общероссийского педагогического конкурса "Современные педагогические технологии на занятиях и уроках гуманитарного направления 2014-2015... | Анализ воспитательной работы школы за 2012-2013 учебный год Воспитательная система школы строится на принципах, заложенных в Уставе оу, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии... | ||
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.... | Рабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | ||
Программа дисциплины «Современные проблемы политической философии» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Миграционные процессы: современные тенденции... ... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | Программа дисциплины Современные методы принятия решений для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | ||
Программа разработана в соответствии с: 2Цели освоения дисциплины... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Методическое пособие по дисциплине «Экономика общественного сектора» Обсуждена на заседании кафедры макроэкономики и экономической теории 22. 05. 08, протокол №9 |