Скачать 97.99 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный Университет – Высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа курса «Современные отраслевые рынки » для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор: к.э.н. Соколова Яна Юрьевна
Москва АннотацияКурс дисциплины «Современные отраслевые рынки» опирается на базовые курсы экономической теории вводного и промежуточного уровня. Особое внимание в курсе уделено актуальным проблемам становления отраслевых рынков в России. Курс запланирован как подготовка к изучению теории отраслевых рынков и опирается, в основном, на периодические публикации ведущих экономических журналов. В силу устаревания журнальных публикаций, а так же быстрых изменений, происходящих в настоящее время в отечественной экономике, предлагаемая литература по отраслевым рынкам нуждается в постоянном мониторинге и обновлении. И эта деятельность (поиск свежих источников информации) рекомендуется так же студентам в качестве самостоятельной работы. Основная часть курса посвящена изучению отраслевых рынков российской экономики, что требует анализа таких аспектов как: емкость отраслевого рынка, состав основных игроков рынка и их возможные стратегии, условия конкуренции и условия спроса, темпы роста рынка и прогнозы долгосрочного развития. Важным элементом является анализ положения в целом на потребительских рынках и выявление возможных точек роста российской экономики. Курс в значительной степени является авторским - ряд лекций по различным секторам экономики может быть прочитан топ-менеджерами ряда ведущих предприятий «тяжелого контура». Программой дисциплины предусмотрены семинары, в ходе которых предполагается обсудить сценарии долгосрочного развития как российской экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, а так же таких ее направлений, которые не являются отраслями в традиционном экономическом понимании этого слова, но демонстрируют высокие темпы роста и отражают переход экономики на новый постиндустриальный уровень Примерами могут служить сферы: Интернет-услуг, информационных технологий, мобильной связи. На семинарах также будут заслушиваться и обсуждаться доклады и аналитические обзоры студентов. Самостоятельная работа студентов заключается в освоении теоретического и эмпирического материала, написании аналитических рефератов. Требования к студентамСтуденты должны иметь прочные знания по следующим дисциплинам: Макроэкономика; Микроэкономика; Институциональная экономика. Учебная задача дисциплиныВ результате изучения дисциплины студент должен: Научиться анализировать периодическую литературу, на основе анализа временных рядов и общих тенденций в экономике строить долгосрочные прогнозы по нескольким возможным сценариям развития ситуации. Иметь представление об основных взглядах на современные макроэкономические проблемы России и путях их решения, Уметь комплексно применять инструментарий экономической теории для анализа социально-экономических проблем страны, Обладать навыками самостоятельной исследовательской и аналитической работы. Формы контроля Учебным планом предусмотрено написание 1 письменной работы (реферат, 12-15стр машинописного текста) по итогам курса. Итоговая оценка складывается из следующих составляющих: проверка знаний на занятиях (как студентом был усвоен предыдущий материал -с весом 0,5 балла; домашнее задание с весом 0,2,итоговый тест с весом -0.3.Итоговая оценка- накопительная- проставляется непосредственно на зачете по 10-бальной системе. Для получения итоговой оценки наличие у студента теста и реферата – строго обязательно. Тематический план учебной дисциплины
Содержание программы Тема 1. Теория длинных волн Кондратьева применительно к экономикам Западной Европы, США и российской экономике послевоенного периода. Неизбежность социально-экономических преобразований эпохи Горбачева.
Тема 2. Метод кластерного анализа М. Портера применительно к отраслям российской экономики. Тема 3.Формирование среднего класса в России. Российский средний класс как основной потребитель товаров и услуг. Т Гурова «Дума для среднего класса»Эксперт № 24(378) 30июня 2003 «Объект и методика исследования» Эксперт№7(408) 23февраля 2004 Тема 4..Рынок трудовых ресурсов в современной России, понятие Head Hunter, функции, цели. Тема 5. Мобильная связь и телекоммуникации. Рынок информационных технологий.
Тема 6.Рынок ресторанов и рекреации. Текущая ситуация. Эксперт № 37(390) от 6.10.2003 В Краснова «Когда в ресторане много свободных столиков». Эксперт Урал № 42 (212) от 7.11.2005 В.Морозова «Вслед за модой» Эксперт Урал №42 (212) от 7.11.2005 В. Морозова «Клубника из Южной Америки» Эксперт Северо-Запад № 47(156) 15.12.2003 С.Блок «Накануне». Эксперт Сибирь № 44(140) от27ю11.206 Е.Носкова «Новый двигатель торговли». Эксперт № 37(572» от 27.08.2007 А.Кокшаров «Дожди помогли Интернет-торговле». Эксперт № 12 (506) от 27.03. 2006 В.Сычев «Google займется торговлей» Тема 7.Рынок туристических услуг. Внешний и внутренний туризм.
Тема 8.Рынок косметики и бытовой химии. http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/23/news_naturalnaya_kosmetika_vmesto_lekarstv/ Тема 9..Пищевая промышленность. Экономический журнал ВШЭ .Том 11,№ 3//Овчинников Ю.В. Радаев В.В. Формирование сруктуры продовольственных рынков в России в процессе ее интеграции в мировое хозяйство Тема10. Розничный бизнес. Ресторанные сети. .Эксперт № 37(390) от 6.10.2003 В Краснова «Когда в ресторане много свободных столиков». Эксперт Урал № 42 (212) от 7.11.2005 В.Морозова «Вслед за модой» Эксперт Урал №42 (212) от 7.11.2005 В. Морозова «Клубника из Южной Америки» Эксперт Северо-Запад № 47(156) 15.12.2003 С.Блок «Накануне». Эксперт Сибирь № 44(140) от27ю11.206 Е.Носкова «Новый двигатель торговли». Эксперт № 37(572» от 27.08.2007 А.Кокшаров «Дожди помогли Интернет-торговле». Эксперт № 12 (506) от 27.03. 2006 В.Сычев «Google займется торговлей» Тематика письменных работ
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы: к.э.н., доцент Соколова Я.Ю.________________________________ |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |