Скачать 0.69 Mb.
|
Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УРОВНЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (разработаны Отделом стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова под руководством проф. П. А. Воробьева) 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Стандарт медицинской помощи – нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации. Цель разработки стандартов – нормативное обеспечение системы управления качеством медицинской помощи. Стандарты разрабатываются для решения следующих задач:
1.2. Технология разработки и применения стандартов формируется с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию национальных стандартов - протоколов ведения больных (далее по тексту протоколы), стандартов медицинской помощи Минздравсоцразвития России, клинических рекомендаций (руководств), научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи. 1.3. Национальные стандарты - протоколы ведения больных и стандарты медицинской помощи Минздравсоцразвития России являются основанием для создания стандартов субъекта Федерации / медицинской организации. Национальные стандарты – протоколы ведения больных - и стандарты медицинской помощи Минздравсоцразвития России определяют общие требования к процессу оказания медицинской помощи больному с определенным заболеванием (синдромом, клинической ситуацией) на всех этапах (диагностика, лечение, реабилитация и профилактика) и для всех условий (санаторно-курортные, амбулаторно-поликлинические, стационарные, включая специализированную и высокотехнологичную помощь, условия скорой медицинской помощи). Национальные стандарты - протоколы ведения больных - и стандарты медицинской помощи Минздравсоцразвития России направлены на обеспечение целостности лечебно-диагностического процесса, преемственности и взаимосвязи в оказании медицинской помощи в различных медицинских организациях и не учитывают конкретные особенности отдельных субъектов Федерации и медицинских организаций (материально-технические условия, сложившиеся организационно-технологические подходы к оказанию медицинской помощи и др.), которые определяют пути реализации установленных требований. 1.4. На основании протоколов ведения больных и стандартов Минздравсоцразвития России в субъектах Федерации разрабатываются клинико-экономические стандарты, и далее – на основании клинико-экономических стандартов разрабатываются стандарты медицинской организации. Таким образом, формируется 3-уровневая система нормативных документов (национальный / федеральный, региональный уровни и уровень медицинской организации), регулирующих объемы и качество оказания медицинской помощи. 1.5. Для обеспечения выполнения установленных требований в клинико-экономических стандартах субъекта Федерации и стандартах медицинских организаций должны содержаться стандартные операционные процедуры (СОПы) - документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур, обеспечивающих выполнение требований стандарта (оказание предусмотренных стандартом медицинских услуг, назначение лекарственных средств, обеспечение преемственности и этапности в оказании медицинской помощи; управление качеством медицинской помощи с использованием стандарта). 1.6. Субъект Федерации и медицинская организация могут инициировать разработку собственных стандартов по теме, по которой национальные / федеральные нормативные документы отсутствует. При этом соблюдаются изложенные в настоящем документе принципы и порядок разработки стандартов медицинской помощи. 2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УРОВНЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Разработка клинико-экономических стандартов субъекта Федерации и стандартов медицинских организаций включает: формирование рабочей группы, разработку регламента деятельности рабочей группы, формирование текста (требований, содержательной части), внедрение стандарта и оценку эффективности его применения по установленным для каждого стандарта индикаторам качества. Деятельность рабочих групп по разным направлениям координирует экспертный орган, занимающийся вопросами стандартизации, соответствующего уровня. 2.1. Формирование рабочей группы Для подготовки стандарта и координации работ по его внедрению создается рабочая группа, в которую входят:
В составе рабочей группы определяются заместители Председателя и секретарь. Количественный состав рабочей группы может варьировать в зависимости от объема выполняемых работ. Рабочая группа ответственна за формирование стандартов, их внедрение и мониторирование. Деятельность рабочей группы определяется Положением или иным нормативным документом, который определяет цели, задачи, принципы и порядок ее деятельности. Положение о деятельности рабочей группы, списочный состав, ответственные исполнители по каждому стандарту и сроки разработки каждого стандарта утверждаются председателем или иным уполномоченным лицом (например, руководителем органа управления здравоохранения или главным врачом). .Все заседания рабочей группы протоколируются (Приложение 1). Все предложения членов рабочей группы вносятся на рассмотрения в письменном виде. На каждый стандарт заводится специальная папка (файл), куда заносится вся информация (изменения и дополнения) по разрабатываемому стандарту. После завершения разработки стандарта файл направляется в архив рабочей группы. 2.2. Методы формирования рабочей группы по подготовке стандартов. Эффективность деятельности рабочей группы определяется не только компетентностью специалистов в различных областях медицины, но и их навыками экспертной работы. Важно, что члены рабочей группы не назначаются, а выбираются на основании какой-либо научно обоснованной методики. При формировании рабочей группы по подготовке стандарта необходимо использовать формализованные методы подбора экспертов и оценки их компетентности. Эксперт рабочей группы по подготовке стандарта должен обладать специальными навыками экспертной оценки, в связи с чем целесообразно обучение экспертов до начала работы (Приложение 2, 3). 2.3. Методы принятия решений, применяемые при подготовке стандартов Организацию деятельности рабочей группы следует осуществлять в соответствии с общими принципами работы в команде. Процесс разработки и внедрения стандартов должен быть описан (формализован), согласован и утвержден участниками рабочей группы. Все решения при подготовке стандарта рабочая группа принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается. При работе над стандартом эксперты могут использовать элементы различных методов рационального принятия решений (Приложение 4). 2.4. Обучение членов рабочей группы по подготовке стандартов До начала деятельности необходимо провести обучение членов рабочей группы по следующим направлениям: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения национальных стандартов - протоколов ведения больных и стандартов медицинской помощи Минздравсоцразвития России, организация и методы экспертной работы; использование Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, Государственного реестра лекарственных средств, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, Справочника лекарственных средств Формулярного комитета; основы доказательной медицины, клинико-экономического анализа; роль стандартизации в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования стандартов и протоколов и т.д. При необходимости проводится дополнительная подготовка членов рабочей группы по медицинской специальности, соответствующей теме стандарта. Обучение должно быть организовано на территориальном уровне по разработанным и утвержденным в установленном порядке программам тематического усовершенствования. При необходимости возможно направление отдельных специалистов на федеральный уровень. В первую очередь проводится обучение лиц с качествами лидеров, способных обучать в последующем членов рабочих групп на уровне субъекта Федерации и медицинских организаций. 2.5. Этапы разработки стандартов медицинской помощи уровня субъекта Федерации и медицинской организации Разработка стандарта в рабочей группе проходит следующие этапы:
Рабочая группа знакомится с содержанием национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России и разрабатывает на их основе стандарт соответствующего уровня (клинико-экономический стандарт субъекта Федерации и стандарт медицинской организации). При отсутствии национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России стандарт формируется в субъекте Федерации и медицинской организации с учетом принципов, изложенных в ГОСТ Р 52600-2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения» и в данных методических рекомендациях. Разработке текстовой части стандарта должна предшествовать оценка возможностей по выполнению требований национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России - ситуационный анализ. При проведении ситуационного анализа следует обратить внимание на следующие аспекты:
Основной целью ситуационного анализа является определение возможностей субъекта Федерации и медицинской организации выполнять установленные национальными протоколами и стандартами Минздравсоцразвития России требования. На основании результатов ситуационного анализа формируются программа и план мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи в субъекте Федерации и в медицинских организациях. Разработанный стандарт и план мероприятий по его внедрению вводятся в действие приказом руководителем органа управления здравоохранения или главного врача или иным нормативным документов в установленном порядке. Внедрение стандарта является формализованной процедурой. Разработка и утверждение плана внедрения стандарта подразумевает определение перечня необходимых мероприятий по обеспечению возможности соблюдения его требований, ответственных за каждое мероприятие, сроков и критериев оценки достижения результатов. При отсутствии достаточных условий для выполнения требований национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России в плане необходимо предусмотреть перечень и очередность реализации мероприятий, позволяющих обеспечить необходимые условия, например:
По результатам может быть составлен перечень необходимого медицинского оборудования для реализации требований стандартов. Контроль за соблюдением плана мероприятий по внедрению стандарта целесообразно возложить на рабочую группу. С определенной периодичностью (раз в месяц, квартал или полугодие) рабочей группе необходимо пересматривать и уточнять план мероприятий. При невозможности выполнения требований национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России в полном объеме во всех медицинских организациях в субъекте Федерации следует предусмотреть распределение ответственности за оказание медицинской помощи при конкретном заболевании между различными медицинскими организациями. Ответственность определяется исходя из преемственности и этапности в оказании медицинской помощи и закрепляется СОПом. При определении ответственности необходимо предусмотреть исключение дублирования медицинских услуг в медицинских организациях (например, повторное проведение диагностического обследования – анализа крови, мочи, рентгеноскопии и др. - при направлении больного из центральной районной больницы в областную). В медицинской организации используются те разделы национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России, которые имеют непосредственное отношение к условиям выполнения медицинской помощи в данной организации. В медицинских организациях, в которых объемы оказываемой помощи соответствуют требованиям национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России или опережают их, основной перечень услуг и лекарственных средств при необходимости может быть расширен за счет перенесения в него услуг и лекарств из дополнительного перечня. В стандарт могут быть внесены также услуги, не предусмотренные национальным протоколом и стандартом медицинской помощи Минздравсоцразвития России, при условии наличия убедительных доказательств их эффективности и безопасности, с учетом экономической целесообразности. Следует принимать во внимание, что стандарт носит опережающий характер, в нем должны быть заложены направления совершенствования оказания помощи больным с определенным заболеванием (нозологической формой, синдромом) или в определенной клинической ситуации. Повысить эффективность внедрения стандарта можно при помощи следующих мероприятий:
Рекомендуемый алгоритм проведения ситуационного анализа и принятия управленческого решения по его результатам приведен в Приложении 7. 2.6. Обучение медицинских работников на этапе внедрения стандартов Обучение медицинских работников является обязательной частью процесса внедрения стандарта. Обучение проводится по тем же основным темам, что и обучение членов рабочей группы по разработке стандарта: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения национального протокола и стандарта медицинской помощи Минздравсоцразвития России, организация и методы экспертной работы при разработке стандарта; использование Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, доказательная медицина, клинико-экономический анализ, роль национальных протоколов и стандартов медицинской помощи Минздравсоцразвития России в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования стандартов и т.д. Обучение организуется непосредственно в организации с привлечением членов рабочей группы по разработке стандарта. При необходимости отдельные специалисты направляются для прохождения усовершенствования в учреждениях последипломного образования. Для обеспечения непрерывности образования следует планировать проведение постоянных мероприятий – научно-практических конференций, клинических разборов, школ и т.д., - по проблемам разработки и внедрения стандартов с разбором результатов и проблем по их внедрению. 3. Структура и содержание СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УРОВНЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Разрабатываемый стандарт должен иметь следующие разделы:
Кроме того, структура стандарта может быть дополнена разделами, позволяющими оценивать качество медицинской помощи:
3.1. Модель пациента Стандарт начинается с модели пациента – формализованного описания характеристик пациента, определяющих тактику его ведения по данному протоколу. Модели пациента сформированы в национальных протоколах и стандартах медицинской помощи Минздравсоцразвития России и включают:
|
Оказание медицинской помощи по профилю «гематология» Приказ Минздрава России от 15. 11. 2012 n 930н Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология", обязательными... | Приказ Минздрава России от 12. 11. 2012 n 907н Порядок оказания медицинской... Закон n 323-фз с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской... | ||
О порядке организации медицинской помощи по медицинской реабилитации ... | Перечен ь жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,... Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи на... | ||
Стандартов медицинской помощи больным при различных заболеваниях Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при лепре, активная стадия | Приказ от 23 октября 2013 г. N 1352-п о внедрении клинических рекомендаций... В целях совершенствования оказания медицинской помощи больным хирургического профиля, обеспечения доступности и качества оказания... | ||
Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | Проект приказа «Об утверждении порядка лабораторного обеспечения медицинской помощи» Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №33, ст. 1318; Собрание законодательства... | ||
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам... В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | Постановление От 22 октября 2012 г. N 1074 о программе государственных... В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | ||
Российской федерации письмо Вп-п12-1763 с целью организации эффективной работы по выявлению и коррекции факторов риска развития заболеваний в Центрах здоровья... | 1. Диагностика острой сердечной недостаточности в условиях скорой... Наименование стандарта: Стандарт медицинской помощи больным с сердечной недостаточностью в условиях скорой и неотложной медицинской... | ||
Деловая программа круглый стол «Применение телемедицинских технологий... Модератор – главный медицинский специалист мо РФ по военно-медицинской статистике и информатике, заведующий кафедрой автоматизации... | Методические рекомендации москва 2012 Методические рекомендации предназначены для руководителей пмсп, медико-санитарных частей, здравпунктов, специалистов службы медицинской... | ||
Практикум по отработке навыков оказания первой медицинской помощи Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | Озеров В. Ф., и др. Руководство по скорой медицинской помощи/под... Категория слушателей: фельдшера скорой медицинской помощи (стаж работы свыше 5 лет) |