1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России





Скачать 292.53 Kb.
Название1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России
страница1/3
Дата публикации06.01.2015
Размер292.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Вступление в ВТО и сельское хозяйство России

(«Вестник Московского Университета, серия 6 "Экономика", №4», июль-август, 2006, д.э.н. С.В. Киселев, к.э.н. Р.А. Ромашкин)
В настоящее время процесс переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) находится в завершающей стадии. Кроме того, продолжается новый раунд многосторонних торговых переговоров, в которых российская сторона в перспективе примет активное участие. Вопросы сельского хозяйства являются одними из самых дискуссионных и острых. Это усиливает необходимость углубления анализа аграрной политики Российской Федерации, а также последствий присоединения нашего государства к ВТО с точки зрения таможенно-тарифной защиты и внутренней поддержки сельского хозяйства. Настоящая работа посвящена определению рисков аграрно-продовольственного сектора России в условиях вступления в ВТО, а также поиску путей минимизации возможных неблагоприятных последствий такого шага.

1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России

После распада СССР в России произошло ускорение реформ по переходу страны от системы централизованного планирования и распределения к рыночной экономике. В 1992 г. был дан старт либерализации цен и масштабным преобразованиям собственности, сопровождавшимся введением плавающего валютного курса, открытием национального рынка, инфляционными процессами, распадом хозяйственных связей. Переходный период характеризовался беспрецедентным спадом производства (см. граф.1). По сравнению с 1990 г. ВВП в 1998 г. сократился более чем на 42%, а реальные среднедушевые денежные доходы – на 50%.

Негативные тенденции удалось преодолеть только после 1998 г. в результате проявления эффекта импортозамещения после более чем четырехкратной девальвации национальной валюты. Начиная с этого периода, российская экономика развивается довольно высокими темпами. Среднегодовые темпы прироста ВВП составляют 6,8%, инвестиций в основной капитал – 9,8%, конечного потребления – 7,0%1. Кумулятивный рост за шесть лет, прошедших после финансового кризиса 1998 г., составил 48%. Наиболее динамично развивались строительство и промышленное производство, среднегодовые темпы прироста которых достигали 8,9% и 8,0% соответственно. Инфляция постепенно снижается: с 36,5% в 1999 г. до 10,9% в 2005 г.

График 1. ВВП и выпуск различных секторов российской экономики в 1990-2004 гг. (стоимостные показатели в сопоставимых ценах, в процентах к 1990 году)*



* Расчет с использованием данных Росстата.
Положительная динамика производства затронула и сельское хозяйство. В среднем темпы прироста валовой продукции за 1999–2004 гг. составили 4,0% в год и характерны для всех типов хозяйств. Этому способствовали следующие факторы: благоприятные погодные условия; повышение ценовой конкурентоспособности отечественных товаров в результате девальвации национальной валюты; рост реальных доходов населения; развитие пищевой промышленности, генерирующей спрос на сельскохозяйственную продукцию; усиление роли вертикально интегрированных компаний на аграрно-продовольственном рынке России, обладающих значительными инвестиционными возможностями и применяющих передовые технологии и методы производства.

Основной вклад в рост выпуска сельского хозяйства вносит растениеводство. Начиная с 1999 г. производство растениеводческой продукции увеличивалось в среднем на 6,8% в год. Это позволило к 2005 г. практически восстановить уровень выпуска 1990 г. Однако в животноводстве, на долю которого приходится 45% совокупного сельскохозяйственного выпуска, предкризисного уровня производства достичь не удалось. В 2004 г. выпуск животноводческой продукции составил чуть больше 50% от уровня производства 1990 г. Такая ситуация наблюдается с 1997 г. Из всех отраслей животноводства в 2004 г. только птицеводство развивалось динамично.

Доля сельского хозяйства в ВВП сократилась более чем в 3 раза: с 15,4% в 1990 г. до 5,0% в 2004 г. В сельской местности проживает 38,5 млн. чел. (26,9% населения России). Из них 13,9 млн. чел. занимаются сельскохозяйственным производством. При этом численность экономически активного населения в аграрном секторе составляет 7,6 млн. чел. (54,5%). Доля экономически активного населения аграрного сектора в общей численности экономически активного населения России достигает 9,7%.

Основная часть сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения (57,9%). В основном это трудоинтенсивная продукция растениеводства (картофель, овощи), мясо и молоко (более 50%), шерсть (около 60%), яйцо (более 25%). На долю сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 37,9% и 4,2% совокупного аграрного выпуска соответственно. Доля продукции хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств постоянно увеличивается на фоне уменьшения удельного веса продукции сельскохозяйственных предприятий. Такая тенденция свидетельствует о неблагоприятных условиях функционирования крупнотоварного аграрного производства: дефицит сельскохозяйственной техники, отсутствие квалифицированной рабочей силы, диспаритет цен, низкая рентабельность, сокращение инвестиций, отсутствие внутренних инвестиционных источников, неразвитая рыночная и социальная инфраструктура. В отсутствии закона о развитии сельского хозяйства с четким обозначением мер государственной аграрно-продовольственной политики и плановыми обязательствами государства по финансированию сельского хозяйства на период от пяти и более лет дальнейшие перспективы развития отрасли весьма туманны.

2. Основные этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства

Переговоры по вступлению России в ВТО начались в 1995 г. В них вовлечены несколько десятков министерств и ведомств, региональные структуры государственной власти, ассоциации производителей, потребителей и коммерсантов. К настоящему моменту переговорный процесс вошел в завершающую стадию. По некоторым оценкам, Россия может завершить переговоры к концу 2006 г.

В общей сложности состоялось 30 заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Мандат Рабочей группы состоит в изучении торгового режима и согласовании условий членства России. В состав Рабочей группы входят 58 членов. Переговоры охватывают все сектора национальной экономики: промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг. Помимо обязательств в области торговли товарами и услугами Россия должна обеспечить соответствие национального законодательства и его правоприменения нормам ВТО, а также требованиям отдельных стран-членов Рабочей группы. Права и обязательства, которые примет на себя Россия по итогам переговоров, будут отражены в Докладе Рабочей группы.

Одной из проблемных областей переговоров остается сельское хозяйство. Переговорный процесс сконцентрирован вокруг трех основных блоков вопросов регулирования аграрно-продовольственного сектора. Первый блок вопросов включает возможности доступа на отечественный рынок импортных товаров. Полемика ведется вокруг Россией уровня таможенных пошлин, возможности использования тарифных квот и специальных защитных мер. Договоренности по таможенным пошлинам охватывают начальный и конечный уровни связывания таможенного тарифа, а также имплементационный период, в течение которого происходит снижение таможенных пошлин от начального до конечного уровня.

Второй блок вопросов, который получил широкое публичное обсуждение – это внутренняя поддержка сельского хозяйства, которая подразделяется, по устоявшейся международной терминологии, на меры зеленого, янтарного и голубого ящиков2.

Третий блок вопросов – это экспортное субсидирование, которое включает в себя обоснование размеров предоставления субсидий по физическому объему экспорта конкретных товаров и его стоимости.

Кроме этих трех блоков вопросов, входящих в Соглашение о сельском хозяйстве ВТО, существуют еще два важных аспекта переговоров, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства России. Один из них – сфера сельскохозяйственных услуг. В нее входят и особо выделяются в Генеральном соглашении по торговле и услугам ветеринарные услуги, оптовая и розничная торговля, лизинг, сделки с недвижимостью (с сельскохозяйственной землей), услуги в области охоты, рыболовства и лесного хозяйства.

Другой блок вопросов связан с приведением санитарных и фитосанитарных мер в России в соответствие с правилами ВТО. Существует особое Соглашение ВТО о применении санитарных и фитосанитарных правил (СФС). К нему примыкает Соглашение о технических барьерах в торговле. Оно касается стандартов, сертификации, лицензирования и затрагивает многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности.

Несмотря на то, что переговорный процесс по вступлению России в ВТО начался в 1995 г., серьезное обсуждение сельскохозяйственной тематики имело место лишь с 1996 – 1997 г., когда были представлены Рабочей группе на рассмотрение и обсуждение материалы об объеме внутренней поддержки российского аграрного сектора. Именно с этого времени в ходе переговоров вопросы сельского хозяйства вызывают активную дискуссию.

В целом, в переговорах по сельскохозяйственной тематике можно выделить четыре этапа: информационный; расчетный; разъяснительный; этап активных действий и поиска решений.

В ходе информационного этапа переговоров (1995 – 1996 гг.) основное внимание со стороны членов Рабочей группы по вступлению России в ВТО было направлено на изучение вопросов международной торговли и регулирования экономики в России. В отношении сельского хозяйства, российская сторона предоставила материалы по основным аспектам внутренней аграрной политики: приватизации сельскохозяйственных предприятий и земель, ценовому регулированию, межрегиональным торговым барьерам, регулированию международной торговли, роли государства в сельском хозяйстве, формировании федерального и региональных продовольственных фондов и т.д.

Следующую стадию переговоров (1996 – 1998) можно назвать расчетной. В 1997 г. на рассмотрение членов ВТО были представлены предварительные оценки агрегированной меры поддержки (АМП) сельского хозяйства России за 1989 – 1991 и 1993 - 1995 гг., а также информация по экспортным субсидиям за 1988 - 1995 гг. Это событие дало импульс переходу от обсуждения вопросов, касающихся экономического развития и торгового регулирования, к выработке условий членства России в ВТО.

На девятой встрече Рабочей группы (декабрь 1998 г.) российская сторона официально представила пересмотренные расчеты объемов внутренней поддержки и экспортного субсидирования. Россией было предложено определить базовый уровень Агрегированной меры поддержки3 (АМП) на основании данных за 1989 - 1991 гг. Для оценки экспортных субсидий в качестве базового периода предлагалось выбрать 1988 - 1990 гг. При таком подходе уровень связанной поддержки составлял 82,9 млрд. долл. США, а величина экспортных субсидий – около 1,6 млрд. долл. США.

Третий этап переговоров по сельскому хозяйству может быть охарактеризован как разъяснительный. Российская сторона представила на рассмотрение документы, содержащие информацию о программах внутренней поддержки, имевших место в 1989 - 1997 гг. В ходе десятого заседания Рабочей группы в мае 2000 Россия внесла официальное предложение принять 1989 – 1995 гг. за базовый период для расчета AMП и 1988 - 1995 гг. для обязательств по экспортным субсидиям. При таком варианте базовая величина связанной поддержки составляла 63,4 млрд. долл. При исключении из расчетов максимального и минимального значений поддержки этот же показатель соответствовал 36,4 млрд. долл., Среднегодовая величина экспортного субсидирования за период 1988 – 1995 гг. составляла 643,7 млн. долл.

Начиная с середины 2000 г., когда стартовал современный этап переговоров (этап активных действий и поиска решений), членство в ВТО стало одной из ключевых тем Программы экономического развития. В октябре 2000 г. российская сторона представила документ, озаглавленный "Основные приоритеты агропродовольственной политики и аграрной реформы в России: оценка потребности во внутренней поддержке и экспортных субсидиях". В соответствии с этим документом, ежегодная потребность сельского хозяйства во внутренней поддержке оценивалась в 16 - 20 млрд. долл. Россия внесла официальное предложение – принять в качестве базового периода 1991 - 1993 гг., когда среднегодовой объем АМП составлял 16,2 млрд. долл. В отношении экспортных субсидий было предложено принять за основу 1990 – 1992 гг., когда величина субсидирования соответствовала 726,1 млн. долл.

Дальнейшее развитие переговорного процесса привело к уточнению расчетов и предоставлению Российской Федерацией новых уступок. Для принятия обязательств был предложен период 1993-1995 гг. со среднегодовым объемом АМП в 9,0 млрд. долл. США и объемом экспортного субсидирования в 156,9 млн. долл. Однако такая позиция не устраивает членов ВТО, настаивающих на предоставлении Россией данных по внутренней поддержке за последние годы и отказа от права на использование экспортного субсидирования сельскохозяйственной продукции.

В отношении доступа к рынку расчеты показывают, что действующий уровень тарифной защиты аграрно-продовольственного рынка России, подсчитанный методом средневзвешенной с учетом специфической составляющей комбинированных пошлин, составляет 29%. Предложение Российской Федерации заключается в том, чтобы конечный уровень связывания таможенных пошлин на аграрно-продовольственном рынке примерно соответствовал действующему уровню таможенно-тарифной защиты.

Однако в разрезе отдельных продуктовых групп существуют особенности. Предлагается незначительное открытие рынка готовой продукции, овощей и фруктов, в то время как защита чувствительных товарных групп (мясо, сахар) остается на достаточно высоком уровне. Причем по мясной группе Российская Федерация имеет право использовать тарифные квоты, по крайней мере, до 2009 г.
3. Оценка возможных последствий вступления в ВТО для сельского хозяйства России

С учетом развития переговорного процесса по вступлению России в ВТО и предварительных договоренностей Дохийского раунда торговых переговоров, в среднесрочной перспективе наиболее вероятно сокращение таможенно-тарифной защиты рынка промышленных (на 33%) и сельскохозяйственных товаров (на 15%) на фоне снижения поддержки аграрного сектора до уровня 2,5% от стоимостного объема сельскохозяйственного производства. Этот сценарий был просчитан с использованием прикладной экономико-математической модели общего равновесия на рынке товаров и услуг.

Модель общего равновесия содержит данные по отдельным товарным рынкам и отраслям в соответствии с номенклатурой, используемой в российской таблице "Затраты-выпуск" за 2000 г., и включает 28 отраслей и 27 товарных групп. Продукция сельского хозяйства подразделяется на растениеводческие и животноводческие товары и производится сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Пищевая промышленность представлена одним видом деятельности и одной товарной группой.

Рынок факторов производства (труда и капитала) в модели разделен на два обособленных друг от друга сегмента: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные факторы. Сельскохозяйственные факторы производства – это труд и капитал, используемые в аграрном секторе. Несельскохозяйственные факторы производства задействованы в отраслях промышленности, включая пищевую, и сфере услуг.

При проведении сценарного анализа была сымитирована ситуация, при которой предложение труда и отношения его отраслевых доходов к среднему доходу зафиксированы на уровне базового периода при возможности эндогенного изменения спроса отраслей на труд и среднего дохода этого фактора. Предложение капитала формируется эндогенно под влиянием спроса отраслей на этот фактор при неизменности его среднего дохода и отношений отраслевых доходов этого фактора к среднему доходу.

На наш взгляд, для экономики Российской Федерации на данном этапе развития такое условие балансировки рынка факторов производства является наиболее реалистичным. Макроэкономическая стабилизация, наличие в стране свободных денежных средств вследствие притока валютной выручки создают предпосылки, когда предложение капитала определяется спросом отраслей на него. Однако предложение труда, особенно квалифицированного, ограничено на фоне роста реальных доходов этого фактора.

При достижении сбалансированности внешней торговли в качестве уравновешивающих переменных поочередно выступают реальный обменный курс и сальдо платежного баланса. Использование различных условий балансировки внешней торговли продиктовано необходимость проведения комплексного анализа последствий открытия национального рынка.

При либерализации в условиях фиксированного обменного курса стоимостной рост экспорта не компенсирует стоимостное возрастание импорта. В результате имеет место сокращение сальдо платежного баланса при неизменности цен экспорта.

Открытие национального рынка в условиях фиксированного на уровне базового периода сальдо платежного баланса также ведет к увеличению импорта. Одновременно возрастает спрос на иностранную валюту для обслуживания импортных поставок. Это имеет следствием обесценение национальной валюты, что ведет к активизации экспорта при неизменности его цены, измеренной в иностранной валюте. В этом случае стоимостной рост импорта полностью компенсируется стоимостным увеличением экспорта. Поскольку обесценение национальной валюты снижает ценовую конкурентоспособность импорта, последний увеличивается в меньшей степени, чем в случае с фиксированным обменным курсом.

Как показывают расчеты, либерализация доступа к рынку с одновременным сокращением внутренней поддержки сельского хозяйства ведут к незначительным изменениям в ВВП (см. табл.1). Несущественно меняются и компоненты этого показателя. Однако необходимо отметить, что при любых условиях балансировки внешней торговли происходит сокращение потребления домашних хозяйств. При этом уменьшается как коммерческое, так и некоммерческое потребление товаров и услуг.

Негативные тенденции в потреблении домашних хозяйств обусловлены сокращением внутренней поддержки аграрного сектора и последующим ростом цен на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности. Учитывая высокую долю расходов на продовольственные товары в потребительских расходах, происходит сокращение потребления продукции других отраслей. Это ведет к падению цен и уменьшению выпуска. Таким образом, отрицательные моменты, вызванные снижением внутренней поддержки, перекрывают позитивные сдвиги в потреблении, связанные с либерализацией внутреннего рынка и уменьшением потребительских цен вследствие притока более дешевых импортных товаров.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру подготовлена в соответствии...
Программа предназначена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по направлению подготовки 35. 06. 04 Технологии,...
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconКвадрокоптер в сельском хозяйстве (оценка возможностей применения)
Название работы: Квадрокоптер в сельском хозяйстве (оценка возможностей применения)
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебная дисциплина предназначена для освоения одной из важнейших отраслей – экологии, применение знаний, сельском хозяйстве, биотехнологии,...
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconУчебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов...
...
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаем Вашему вниманию две статьи из журнала «Посев» №9 за 2013г о патриотизме и о сельском хозяйстве в России.]
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconНаправление 35. 06. 04 Технологии, средства механизации и энергетические...
Направление 35. 06. 04 Технологии, средства механизации и энергетические оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconПрограммный комплекс для анализа больших данных и его применение в сельском хозяйстве

1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconТемы рефератов по курсу дисциплины
Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве и медицине
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconРекомендуемый перечень тем рефератов по химии
Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве и медицине
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconВода жизненно необходима. Она нужна везде в быту, сельском хозяйстве...
Вода жизненно необходима. Она нужна везде – в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Вода необходима организму в большей степени,...
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине договорные отношения в...

1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconВысшего профессионального образования
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 110800 «Электротехнологии и электрооборудование в сельском...
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная радиобиология»
Ознакомить студентов с основами и методами радиоизотопных исследований и радиационной биотехнологии в сельском хозяйстве
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
Материал по занятиям распределен в соответствии с тематическим планированием первого года обучения (8 класс) по программе Д. Л. Степанова...
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconКомплекс дисциплины для специальностей Инженерного института: сд. Дс. Ф
СД. Дс. Ф «Мобильные энергетические средства в сельском хозяйстве» для специальности 110301. 65 Механизация сельского хозяйства
1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России iconОкб астрон
Заявленная полезная модель может быть использована в научных исследованиях, биологии, медицине и фармакологии, военном деле и безопасности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск