УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
___________ Ю.С. Руденко
«____» ___________ 2014 г
Кафедра экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
Научная специальность
08.00.01 Экономическая теория
по отрасли 08.00.00
Экономические науки
Москва 2014
Составители рабочей программы: зав. кафедрой экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, к.э.н., доцент Руденко Л.Г.
Руденко Л.Г. Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 08.00.01 экономическая теория. – М.: МУ имени С.Ю. Витте, 2014. – 40 с.
Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20700), а также паспорта научной специальности 08.00.01 «Экономическая теория».
Программа утверждена на заседании научно-методического совета МУ имени С. Ю. Витте протокол № ____ от ___________ 201_ г.
© Руденко Л.Г., 2014.
©Московский университет имени С.Ю. Витте, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ I. Общие положения................................................................................................4 II. Содержание программы……………………………………………………….9 III. Примерный перечень тем рефератов……………………………………….31 IV. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.......................32 VI. Список литературы.........................................................................................39
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по специальности 08.00.01 – Экономическая теория. Вступительный экзамен в аспирантуру по экономической теории нацелен на определение уровня теоретической подготовки выпускников высших учебных заведений в РФ, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки 08.01.00 «Экономика» (квалификация (степень) магистр), приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 543.
Экономическая теория занимает одно из центральных мест в системе наук о человеке, поэтому будущий исследователь в этой области должен быть не только транслятором сложившейся экономической культуры, но и специалистом, способным осуществлять глубокие научные разработки. Специфика профессиональной экономической деятельности требует от исследователя способности синтезировать знание закономерностей, принципов, современных тенденций развития экономических процессов с теорией и методикой профессионального образования. Формирование такого специалиста возможно при условии глубокого изучения мировой педагогической мысли, получения знаний о закономерностях развития личности, ее профессионального самоопределения и становления, овладения способами анализа экономических явлений и фактов в сфере профессионального образования.
Это требует переосмысления системы ценностей и приоритетов в образовательной политике, основных принципов построения и функционирования системы профессионального образования, подходов к конструированию педагогического процесса в учреждении профессионального образования начального, среднего и высшего уровня. При этом важно учесть те глубокие изменения, которые произошли в социально-экономическом комплексе России в течение последних десяти лет.
Готовясь к поступлению в аспирантуру, следует учесть, что под уровнем научной подготовленности соискателя научной степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.01 - Экономическая теория следует понимать его способность решать задачи ценностно-ориентационной, гностической, рефлексивной и преобразовательной деятельности в сфере профессионального образования, опираясь на освоенный социально-педагогический опыт. Уровни научной подготовленности различаются классами задач, которые способен решать соискатель. Требуемый уровень характеризуется готовностью к самостоятельной постановке проблем в сфере профессионального образования и поиску новых способов их решения. В этой связи, поступающему в аспирантуру важно не столько показать наличие у себя конкретных экономических знаний, сколько продемонстрировать развитость у себя педагогической культуры, а также владение определенными способами проективной, преобразующей, исследовательской деятельности.
Целью данного экзамена является проверка знаний курса экономики, экономической теории поступающих в аспирантуру, выявление умения и возможностей применять имеющиеся знания для анализа проблем экономического и правового развития как общества в целом, так и его отдельных граней.
Ответ по каждому вопросу на экзамене должен включать в себя следующие пункты: история вопроса, теория вопроса, а также значение данного знания для соответствующей деятельности. На экзамене комиссией могут быть заданы дополнительные или уточняющие вопросы. Оценки объявляются по окончании экзамена для всей группы. Экзамены принимает комиссия методом собеседования. После ответа экзаменующиеся сдают свои черновые записи и билеты председателю комиссии. Записи должны быть подписаны с указанием даты сдачи экзамена. Все записи экзаменующиеся ведут на листах бумаги, выдаваемых комиссией на экзамене. В помещении, где проводятся вступительные экзамены, одновременно находятся не более четырех экзаменующихся. На подготовку к ответу предоставляется не более 30-ти минут. При подготовке к ответу разрешается пользоваться только программой, выдаваемой комиссией. Продолжительность экзаменационного собеседования с каждым экзаменующимся не более одного «академического часа» - (45 минут).
Апелляцию рассматривает в тот же, как правило, день специально создаваемая ректором (первым проректором вуза) группа (комиссия). Во время апелляции абитуриент не может вносить в свой «состоявшийся ответ» (записи, сделанные в ходе подготовки к экзамену) никаких дополнений или изменений. Члены апелляционной комиссии анализируют исключительно так называемый «лист устного ответа» абитуриента.
1.1. Критерии оценки знаний и умений абитуриентов
При принятии экзамена необходимо иметь в виду следующие критерии: - знание учебного материала предмета (учебной дисциплины);
- наличие аналитического мышления;
- владение категориальным аппаратом;
- владение экономико-математическим инструментарием;
- умение применять теоретические знания для анализа конкретных экономических ситуаций;
- общий (культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа.
Уровень знаний абитуриента определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» - ставится при полных, исчерпывающих, аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью в выражении мыслей и обоснованностью выводов, демонстрирующих знание источников, понятийного аппарата и умения ими пользоваться при ответе.
Оценка «хорошо» - ставится при достаточно полных и аргументированных ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием понятийного аппарата и литературы по теме вопроса при незначительных упущениях при ответах.
Оценка «удовлетворительно» - ставится при неполных и слабо аргументированных ответах, демонстрирующих общее представление и элементарное понимание существа поставленных вопросов, понятийного аппарата и обязательной литературы.
Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании и непонимании абитуриентом существа экзаменационных вопросов.
В структурном отношении программа представлена следующими разделами:
1. Микроэкономика
2. Макроэкономика
3. Теория профессионального образования.
4. Методика профессионального образования.
5. Управление системами профессионального образования.
Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов: первый связан с историко-педагогической проблематикой, второй посвящается теоретико-методологическим проблемам теории и методики профессионального образования, третий – предполагаемой теме исследования поступающего в аспирантуру.
Для того допуска к сдаче вступительного экзамена, абитуриенту поступающему в аспирантуру необходимо подготовить реферат, исходя из интересующей его проблематики. Перечень примерных тем рефератов приведен в данной программе. В реферате поступающий должен показать степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку проблеме (произведению, факту, событию и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ и технологий.
Выбор темы реферата осуществляется абитуриентом самостоятельно. Для подготовки реферата следует использовать материалы научно-методических конференций и круглых столов, которые в последнее время обычно публикуются в Интернете на сайтах высших учебных заведений, российских образовательных порталах.
По составу и содержанию реферат должен включать: титульный лист с указанием названия университета и факультета, кафедры и дисциплины, вида работы и названия темы, учебной группы и фамилии с инициалами студента, а также места (города) и года написания; лист с оглавлением (планом) работы; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения (при необходимости).
По структуре, оформлению и объему реферат должен отвечать следующим требованиям:
- во введении (1-2стр.) – обосновать актуальность темы, сформировать цель работы и пути ее достижения, коротко осветить состояние научной разработки проблемы;
- в основной части (21-23стр.) – раскрыть содержание рассматриваемой темы (по отдельным вопросам (разделам, главам или параграфам). При этом рассуждения автора должны подкрепляться конкретными фактами, цифрами, документами (на каждый из них должны быть сделаны соответствующие сноски). Важно вычленять факторы, особенности, направления, характерные черты, содержание исследуемого процесса. Каждый вопрос (раздел, глава или параграф) должны заканчиваться выводом (логическим итогом рассуждений, умозаключением);
- в заключении (1-2 стр.) – обязательно сформулировать общие выводы по рассматриваемой теме (проблеме) и собственный взгляд на решение данной проблемы (на позиции авторов используемой литературы, источников информации и т.д.).
- в списке литературы – дать библиографическое описание литературы (перечислить использованные источники, в т.ч. адреса Internet. Список литературы должен содержать не менее 20 источников (монографии и научные статьи). Обязательно должны быть включены все произведения, из которых приведены цитаты. Все литературные источники располагаются в алфавитном порядке. В случае использования работ одного автора следует помещать их в хронологической последовательности издания;
- оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – Times New Roman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам), сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых («закавыченных») цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа1.
Объем реферата, в целом, должен составлять 24-26 страниц машинописного текста.
Реферат сдается в отдел НИО и Аспирантуры за 10 дней до вступительного экзамена по специальности. В данной программе приведен примерный перечень тем рефератов для поступающих в аспирантуру.
Программа предусматривает список литературы, рекомендованный для подготовки к экзамену. Он включает тот минимум, который позволяет поступающему овладеть требуемыми знаниями и умениями.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Становление экономической науки и основные этапы ее развития. Меркантилизм. Физиократы. Английская классическая политическая экономия. Социалисты-утописты. Марксизм. Маржинализм. Математические и исторические школы.
Соотношение понятий «экономия», «экономика», «экономическая теория», «политическая экономия», «экономикс».
Главные направления современной экономической мысли. Неоклассицизм. Монетаризм. Неолиберализм. Кейнсианство и неокейнсианство. Институционализм. Глобализм.
Русская экономическая мысль и ее вклад в сокровищницу мировой экономической науки.
Лауреаты Нобелевской премии по экономике.
Предмет экономической теории (политэкономии) в трактовке различных школ. Современное определение(я) предмета экономической теории.
Микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, суперэкономика, или мировое хозяйство.
Позитивная и нормативная экономика. Экономическая теория и другие науки. Экономическая теория и экономическая политика.
Экономические категории и экономические законы. Базовые категории экономической теории. Потребности людей. Блага или экономические ресурсы. Хозяйственная деятельность, процесс труда, предметы труда, орудия труда, средства труда. Труд и рабочая сила.
Общественное производство и воспроизводство. Производство, распределение, обмен и потребление. Производительные силы и производственные отношения. Внешняя и внутренняя среды хозяйствования.
Экономические системы общества. Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность потребностей. Кривая производственных возможностей. Экономический выбор. Рациональное экономическое поведение.
Классификация экономических систем. Основные проблемы экономической системы: что производить, как производить, для кого производить. Способ производства. Формационный подход. Цивилизационный подход. Теория стадий роста.
Тема 2. РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Основные формы общественного хозяйства и их модели. Натуральное хозяйство. Товарная (рыночная) форма хозяйства. Простое товарное производство. Капиталистическое товарное производство. Рабочая сила как товар. Первоначальное накопление капитала: общие закономерности и российские особенности. Централизованная плановая и административно-командная системы.
Товарное производство как основа рыночной экономики. Исторические условия возникновения рынка. Основные теоретические предпосылки простой модели рынка. Множественность определений рынка. Субъекты рынка и их экономические цели. Конкуренция. Формы взаимосвязи субъектов рынка. Важнейшие функции рынка. Частные и общественные интересы и их реализация в условиях рынка. Невидимая рука рынка.
Типология рынка: неразвитый рынок, свободный (классический) рынок, регулируемый рынок, рынок несовершенной конкуренции, рынок монополии и рынок монопсонии, регулируемый рынок, социально ориентированный рынок, деформированный рынок в условиях административно-командной системы хозяйства. Основные направления становления рынка в современной России.
Структура и инфраструктура рынка.
Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И СОБСТВЕННОСТЬ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие института. Институты и организации. Разновидности теорий институционализма.
Экономические институты и их роль в системе рыночного хозяйства. Концепция трансакционных издержек. Институты и эффективность производства. Теорема Коуза.
Трансформация институциональной системы в современной России и результативность реформ. Экономическая и юридическая категории собственности. Собственность как право владения, пользования и распоряжения имуществом. Присвоение и отчуждение. Диффузия прав собственности в современном обществе. Экономические формы реализации прав собственности.
Формы собственности. Государственная собственность. Частная собственность. Коллективная (групповая) собственность. Акционерная собственность. Интеллектуальная форма собственности. Смешанная собственность. Процесс интернационализации отношений собственности.
Реформа отношений собственности в современной России. Разгосударствление. Приватизация. Опыт зарубежных стран.
|