Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность





Скачать 446.84 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность
страница1/5
Дата публикации26.04.2015
Размер446.84 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5




УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_____________ Ю.С. Руденко

«____» _____________ 2014 г

ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ


Научная специальность

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

по отрасли 13.00.00

Педагогические науки

Москва 2014

Составители рабочей программы: доцент кафедры «Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин», к.п.н., доцент Ковыляев К.Н.; доцент кафедры «Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин» к.п.н., Деревянко И.А.

Ковыляев К.Н., Деревянко И.А. Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». – М.: МУ имени С.Ю. Витте, 2014. – 29 с.

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и паспортом научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

ФГТ утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20700).

Программа утверждена на заседании научно-методического совета МУ имени С. Ю. Витте протокол № ____ от ___________ 2014 г

© Ковыляев К.Н., Деревянко И.А. 2014.

©Московский университет имени С.Ю. Витте, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения...............................................................................................4
II. Содержание программы....................................................................................6
III. Примерный перечень тем рефератов……………………………………....18
IV. Перечень вопросов для подготовки к экзамену………..............................19
V. Список литературы..........................................................................................22


  1. Общие положения

Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовки поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования». Она разработана в соответствии с государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования в России и личностно-ориентированной концепцией образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Под уровнем научной подготовленности соискателя научной степени кандидата педагогических наук, по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», будем понимать способность соискателя решать следующие задачи: ценностно-ориентационного, гностического, рефлексивного и творческого типа в сфере профессионального образования, на основе социально-педагогического опыта.

Уровни научной подготовленности различаются классами задач, которые способен решать соискатель. Требуемый уровень характеризуется готовностью к самостоятельной постановке педагогических проблем в сфере теории и методики профессионального образования и поиску новых способов их решения. В этой связи, поступающему в аспирантуру, важно не столько показать наличие у себя конкретных знаний по теории и методике профессионального образования, сколько продемонстрировать общую педагогическую культуру и владения определенными способами проективной, творческой, исследовательской деятельности.

Содержание программы основывается на федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, государственных требованиях к профессиональной подготовке магистра по специальности «преподаватель высшей школы». Программа предполагает определения уровня подготовки в теоретико-методологической, технологической и исследовательской областях теории и методики профессионального образования, а именно:

  • в сфере общего и профессионального образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

  • в истории и современных тенденциях развития основных педагогических теорий и систем;

  • в области образовательного процесса, субъектов образовательного процесса, становления профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса, социальных факторах развития субъект-субъектных отношений;

  • в воспитании и обучении в целостной педагогической системе, современных педагогических технологиях различных уровней профессионального образования;

  • в организации образовательного процесса в различных учреждениях профессионального образования;

  • в области разработки учебно-программной документацией и основ формирования содержания профессионального образования;

  • в управлении учреждениями профессионального образования;

  • в области организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в теории и методике профессионального образования.

В структурном отношении программа представлена следующими разделами:

1. Методология и общая теория педагогики.

2. История педагогики и профессионального образования.

3. Теория профессионального образования.

4. Методика профессионального образования.

5. Управление системами профессионального образования.

Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов: первый связан с историко-педагогической проблематикой, второй посвящается теоретико-методологическим проблемам теории и методики профессионального образования, а третий – предполагаемой теме исследования поступающего в аспирантуру.

Для того допуска к сдаче вступительного экзамена, поступающему в аспирантуру, необходимо подготовить реферат, исходя из интересующей его проблематики. Примерный перечень тем рефератов приведен в данной программе. В реферате поступающий должен показать степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку проблеме (произведению, факту, событию и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ и технологий.

Выбор темы реферата осуществляется, поступающими в аспирантуру, самостоятельно и утверждается профилирующей кафедрой. Для подготовки реферата следует использовать материалы научно-методических конференций и круглых столов, которые в последнее время обычно публикуются в Интернете на сайтах высших учебных заведений, российских образовательных порталах.

По структуре и содержанию реферат должен включать:

титульный лист с указанием названия университета и факультета, кафедры и дисциплины, вида работы и названия темы, учебной группы и фамилии с инициалами студента, а также места (города) и года написания; лист с оглавлением (планом) работы; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения (при необходимости).

По оформлению и объему реферат должен отвечать следующим требованиям:

- во введении (1-2 стр.) – обосновать актуальность темы, сформировать цель работы и пути ее достижения, коротко осветить состояние научной разработки проблемы;

- в основной части (21-23 стр.) – раскрыть содержание рассматриваемой темы (по отдельным вопросам (разделам, главам или параграфам). При этом рассуждения автора должны подкрепляться конкретными фактами, цифрами, документами (на каждый из них должны быть сделаны соответствующие сноски). Важно вычленять факторы, особенности, направления, характерные черты, содержание исследуемого процесса. Каждый вопрос (раздел, глава или параграф) должны заканчиваться выводом (логическим итогом рассуждений, умозаключением);

- в заключении (1-2 стр.) – обязательно сформулировать общие выводы по рассматриваемой теме (проблеме) и собственный взгляд на решение данной проблемы (на позиции авторов используемой литературы, источников информации и т.д.).

- в списке литературы – библиографическое описание литературы (перечислить использованные источники, в т.ч. адреса Internet). Список литературы должен содержать не менее 20 источников (монографии и научные статьи). Обязательно должны быть включены все произведения, из которых приведены цитаты. Все литературные источники располагаются в алфавитном порядке. В случае использования работ одного автора следует помещать их в хронологической последовательности издания;

- оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – Times New Roman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам), сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых («закавыченных») цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа1;

объем реферата, в целом, должен составлять 24-26 страниц машинописного текста.

Реферат сдается в отдел НИО и Аспирантуры за 10 дней до вступительного экзамена по специальности.

Программа предусматривает список литературы, рекомендованный для подготовки к экзамену. Он включает тот минимум, который позволяет поступающему овладеть требуемыми знаниями и умениями.

  1. Содержание программы

Раздел I. Методология и общая теория педагогики

Феномен человека. Человек как природное существо и общественное явление. Человек в проекциях научно-философского и вненаучного знания. Человек в специальных науках.

Структура современного человекознания. Методологические основания человекознания. Системный подход в изучении явлений и процессов, связанных с развитием, социализацией и воспитанием человека. Особенности системного подхода в построении педагогических теорий, концепций и систем.

Педагогика как область гуманитарного знания. Обыденное (житейское) и научное понимание человека и способов подготовки его к жизни в обществе. Соотношение научной и житейской психологии и педагогики.

Педагогика в системе наук о человеке, её связь с психологией, философией, социологией, физиологией, медициной, правом, экономикой и другими науками.

Объект, предмет и функции педагогики. Методология педагогики и её уровни. Основные особенности педагогики как науки: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования.

Структура педагогики, её ведущие отрасли. Процессы интеграции и дифференциации в педагогической науке и практике. Становление новых отраслей педагогической науки,

Понятийно-терминологический аппарат педагогической науки. Педагогические понятия как вывод, итог познания реальных процессов и явлений, как отражение системы педагогических идеалов, принципов и методов. Понятийные ряды педагогики.

Общее и особенное в понятиях. Специфика использования педагогикой общенаучных междисциплинарных понятий: развитие, личность, активность, деятельность, формирование, общение и др.

Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение. Прогнозирование в сфере образования. Инновационные и интеграционные процессы в образовании.

Педагогическая антропология, её сущность и теоретические истоки.

Человек как биосоциальный феномен. Взаимообусловленность природных и социальных свойств человека в процессе онтогенетической эволюции. Целостность и неделимость биологической и духовной природы человека.

Человек как субъект социальных отношений. Многообразие сторон и особенностей бытия человека в мире и богатство субъективно-личностного мира человека.

Онтогенез развития личности, его источники и факторы. Детерминанты и основные закономерности развития личности. Социально-педагогический контекст проблемы взаимоотношений личности и общества. Актуальность и значение педагогического взгляда на развитие личности с точки зрения преобразования системы сё отношений с окружающим миром, обществом и самой собой. Социальная ситуация развития личности.

Деятельность и общение как условия развития личности. Освоение деятельности. Формирование навыков и умений. Педагогические возможности деятельности в развитии личности. Игра, общение, труд, учение как развивающие виды деятельности.

Особенности развития личности студента. Социальная и психологическая характеристика студенческого возраста.

Современные подходы к пониманию сущности социализации. Процессы и стадии социализации. Феномены (результаты) социализации. Механизмы социализации. Основные факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Стихийность и целенаправленность процесса социализации. Задачи, решаемые целенаправленной социализацией: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

Воспитание как процесс целенаправленной и контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание и т.д.). Основные функции воспитания,

Образование как вид социализации. Образование как общечеловеческая ценность, его культурно-гуманистические функции и средства.

Система развития, социализации и воспитания личности и её уровни.

Педагогическая система как открытая, развивающаяся социальная система, её сущность, функции и структура. Компоненты педагогической системы.

Виды педагогических систем.

Эволюция и движущие силы развития педагогических систем.

Понятие цели образования и воспитания в педагогической науке и социальной практике. Факторы, определяющие формирование цели образования и воспитания личности. Объективные и субъективные факторы.

Проблема генезиса цели образования и воспитания. Диалектика соотношения цели, средств и результата в образовании и воспитании в истории становления педагогических систем.

Современные педагогические системы как отражение специфического и универсального в разработке целей воспитания.

Современная цель образования и воспитания. Проблема разработки педагогической системы, способной реализовать данную цель.

Авторская педагогическая система, особенности её разработки и реализации. Примеры авторских педагогических систем.

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования.

Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, марксизм и др.) и их анализ.

Аксиологические основания современной педагогики. Сущность аксиологического подхода и его применение в педагогике. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей. Философско-педагогический смысл гуманизма. Аксиологическая характеристика личности в гуманистической педагогике.

Авторитарная педагогика: сущность и основные признаки.

Гуманистическая педагогика: сущность, основные признаки и направления в развитии. Реализация личностно-деятельностного подхода и наполнение педагогического процесса творческой сущностью.

Авторитарное воздействие и гуманистическое взаимодействие в различных видах социально-педагогических отношений: «педагог-ученик», «преподаватель-студент», «руководитель-подчиненный».

Понятие о принципах. Принципы образования и воспитания как отражение аксиологического подхода.

Аксиологические ориентации системы профессионального образования. Образ профессии и аксиологическая характеристика профессий. Проблема овладения аксиологическим содержанием профессиональной деятельности.

Методологические принципы педагогических исследований.

Единство исторического и логического в познании педагогических явлений; системный и структурно-номинативный подходы; личностно-ориентированный и деятельностный подходы; этнопедагогический и антропологический подходы; культурологический и диалогический подходы; единство теории, эксперимента и практики.

Источники педагогической проблематики. Процесс и структура научно-педагогического исследования, его основные элементы. Методы педагогического исследования.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право»....
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность
Составители рабочей программы: зав кафедрой экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, к э н., доцент Руденко Л. Г
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность
Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине Специальность 01. 01. 02
Специальность 01. 01. 02- дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических...
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск