Молодежь новой России: ценностные приоритеты





Скачать 305.18 Kb.
НазваниеМолодежь новой России: ценностные приоритеты
страница1/3
Дата публикации27.02.2015
Размер305.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Молодежь новой России: ценностные приоритеты

<< назад

оглавление

>> дальше

Предисловие


О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. А кто-то не доволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, «эластичностью» их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом, представления о нынешней доморощенной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Но возникает один, вполне очевидный вопрос: на чем базируются суждения и оценки о том, каким предстало перед обществом, по сути первое рыночное поколение российской молодежи? Как правило, в основе данных представлений – личные наблюдения, личный опыт общения. Как известно, наблюдения могут быть поверхностными, а опыт общения ограничен самой средой такого общения. Вот почему наиболее эффективный метод проникновения, что называется, «и вширь, и вглубь» массовых социальных явлений и процессов – это репрезентативное общероссийское социологическое исследование.

Именно такое исследование Институт социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации провел в марте-апреле 2007 г. Основные результаты и выводы исследования представлены
в настоящем аналитическом докладе, получившим название «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты».

Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью), включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1796 человека)
и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 655 человека).

Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования, и прежде всего – необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений «детей» и «отцов» не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом ее включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов).
В контрольную же группу были включены только те представители старшего поколения, которые продолжают работать, и не идентифицируют себя со статусом пенсионера.

С учетом характера формирования основного и контрольного объектов исследования сопоставительный анализ полученных данных осуществлялся, с одной стороны, на примере той части российской молодежи, у которой взросление и вхождение в общественное разделение труда происходило в 90-е годы. А с другой стороны, на примере той части старшего поколения, гражданское становление которой пришлось на брежневский период советской истории и годы «перестройки».

Исследование проведено в 12-ти территориально-экономических районах РФ (согласно районированию Росстата), а также в Москве и Санкт-Петербурге по квотной выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту и социально-профессиональной принадлежности. В соответствии с имеющимися статистическими данными и задачами исследования, опрос проводился среди следующих социально-профессиональных групп молодежи: рабочие предприятий, шахт и строек; инженерно-техническая интеллигенция; гуманитарная и творческая интеллигенция; работники сферы бытовых и интеллектуальных услуг; кадровые офицеры армии и милиции; предприниматели малого и среднего бизнеса; студенты вузов и молодежь села. В целях осуществления межпоколенческого анализа результатов исследования в составе старшего поколения были опрошены представители тех же социально-профессиональных групп (за исключением студентов).

Хотя основным объектом проведенного исследования выступала молодежь нового формирующегося российского общества, и главная задача состояла в том, чтобы показать ее социальный портрет, в представленном аналитическом докладе дается сопоставительный межпоколенческий анализ. Основной смысл данного подхода – более рельефно высветить специфические качества современной российской молодежи, выявить те жизненные зоны, в которых может утрачиваться связь поколений, а также те зоны, где эта связь воспроизводится, где существует социально-нравственная и духовная преемственность между поколениями, сложившимися в советский период, и нынешней молодежью.

Вместе с тем, содержательной основой данного доклада (а можно сказать и наиболее яркой эмпирической составляющей) является сопоставительный анализ результатов исследования 2007 г. и результатов исследования 1997 г., получивших отражение в аналитическом докладе «Молодежь новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? (М., 2000, с. 83-162). Оба исследования базируются на аналогичных структурах выборки, регионах опроса, используют по большей части сопоставительный методический инструментарий. А это означает, что два исследования, посвященные проблематике молодежи и проведенные в интервале десяти лет, дают уникальную возможность увидеть насколько динамично и качественно менялось молодое поколение России за годы реформ, что в его образе жизни и ценностных приоритетах становится основным, а что второстепенным, на что в ближайшей перспективе будут направлены его духовные и практические усилия.

Исследование и аналитический доклад выполнены рабочей группой ИС РАН
в составе: руководитель исследования, член-корреспондент РАН М.К. Горшков (концепция, программа и инструментарий исследования, предисловие, заключение, общая редакция); А.Л. Андреев (разделы 4, 5); В.А. Аникин (раздел 3); С.В. Горюнова (подраздел 1.3); Н.М. Давыдова (раздел 7); И.В. Задорин (раздел 6); Ю.П. Лежнина (подраздел 1.1); Ю.В. Овчинникова (раздел 2); Е.И. Пахомова (раздел 8); В.В. Петухов (соруководитель исследования, программа и инструментарий, раздел 6, общая редакция); Н.Н. Седова (раздел 7); Н.Е. Тихонова (инструментарий, раздел 3, общая редакция); К.А. Хромов (подраздел 1.2).

Научный редактор – Н.И. Покида.

Научный консультант – глава представительства Фонда им. Эберта в РФ доктор М. Бубе.

Компьютерная верстка – Р.Ю. Зенина.

Раздел 1. О настроениях и жизненных планах современной российской молодежи

1.1. Жизненные устремления российской молодежи

Если в 1997 г. в фокусе исследования находилось молодое поколение, которое формировалось на переломе эпох, то нынешнее поколение 17-26-летних представляет собой в основном «первый плод» социальных преобразований последних 10-15 лет. Именно поэтому вопрос о том, как же себя чувствует в новых условиях молодежь, какой она стала и к чему стремится, представляет особый интерес.

Первое, что обращает на себя внимание: современному поколению молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам, а также поколению отцов. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого и меньше половины (45%) старшего поколения (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1

Нравится ли сегодняшняя жизнь разным поколениям россиян, %

 

При этом если еще 10 лет назад российская молодежь делилась на две, одинаковые по величине, части: тех, кому нравилась (или скорее нравилась) и не нравилась (или скорее не нравилась) жизнь в тот период, то сейчас молодые люди более чем в два раза чаще заявляют о том, что сегодняшняя жизнь в России им нравится (скорее нравится).

Чем вызван подобный оптимизм? Прежде всего, тем, что становление нынешнего молодого поколения происходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения 90-х, когда страна находилась в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса, политической нестабильности, войны на части ее территории и т. п. Сегодня уже нет ничего похожего. Напротив, на протяжении последних 6-7 лет экономика страны последовательно растет, также как и растут доходы населения, а плодами экономического роста, как показывают исследования, пользуется главным образом молодежь.

Как видно из рисунка 1.2, многие молодые россияне, находясь еще «на старте» своей профессиональной карьеры, лучше своих предшественников и лучше старшего поколения оценивают свое материальное положение. Почти каждый пятый из представителей сегодняшних молодых людей говорит о нем как о благополучном
(в старшей возрастной группе этот показатель равен 15%).

Рисунок 1.2

Оценка представителями различных поколений своего материального положения, %

 

Стоит отметить, что для этого есть серьезные основания. Судя по доходам, молодежь реже старшего поколения попадает в группу бедных (18% молодого и 21% старшего поколения), зато чаще в группу высокообеспеченных (11% и 7% соответственно).

При этом отношение молодежи к жизни в России сегодня напрямую зависит от уровня их материального положения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положение, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87% россиян в возрасте 17-26 лет, которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13% не нравится. Для молодежи с плохим материальным положением ситуация противоположна: 60% говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится и только 40% молодых людей говорят об обратном (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Зависимость удовлетворенности сегодняшней жизнью от оценки материального положения, %

 

Нравится ли сегодняшняя жизнь

Оценка материального положения

Благополучное

Удовлетворительное

Плохое

Да

40

17

10

Скорее да, чем нет

47

53

30

Скорее нет, чем да

10

21

37

Нет

3

9

23

 

Безусловно, удовлетворенность жизнью не сводится исключительно к материальным благам. Бесспорной ценностью всех поколений россиян является семья. О том, что создания семьи и наличия детей нет в их жизненных планах, говорят не более 4% как старшего, так и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания прочной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69% и 72% соответственно), а для молодежи – это скорее еще цель, которую они планируют достичь (см. рис. 1.3).

Рисунок 1.3

Жизненные установки разных поколений россиян в приватной сфере, 2007 г.,  %

 

Сегодня для молодежи, впрочем, как и 10 лет назад, одним из основных жизненных устремлений является хорошее образование. Около трети россиян в возрасте 17-26 лет (34%) его уже (по самооценкам) получили, а 51% рассчитывают это сделать. Недоступным для себя получение хорошего образования считает 11% молодежи (см. рис. 1.4).

Рисунок 1.4

Динамика установок молодежи в сфере работы и образования, %

 

Если говорить о работе, к которой стремится современная молодежь, то она в первую очередь должна быть интересной. 90% молодых людей говорят о том, что они либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20% говорят о ее наличии и 65% считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть молодежи заявляет о возможности сделать карьеру.

Стоит отметить, что создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в работе. Хотя 10% современной молодежи уже имеют его, а 34% считают, что им это по силам, бизнес ее привлекает в меньшей степени, чем интересная и престижная работа и карьера. И все же следует отметить: предпочтения молодежи в сфере работы несколько изменились за последние 10 лет. Ее представители стали чаще желать и рассчитывать как на престижную работу, так и на создание собственного бизнеса (см. рис. 4). Если сравнивать молодежь и старшее поколение в настоящий период, то нельзя не отметить, что первые чаще хотели бы получить хорошее образование, престижную работу, сделать карьеру, создать собственный бизнес (см. рис. 1.5).

Рисунок 1.5

Установки в сфере карьеры разных поколений россиян, 2007 г., %



Конечно, можно сказать, что у молодых впереди продолжительный жизненный путь для достижения поставленных целей, но стоит обратить внимание на то, что старшее поколение значительно реже говорит, что в их жизненных планах вообще есть (или были) цели, для достижения которых необходимо предпринимать активные действия: образование, карьера, собственный бизнес и т. д. А вот в постановке цели получения интересной работы и материального достатка, молодежь и старшее поколение почти не отличаются. Первого нет в жизненных планах у 1% молодежи и 4% старшего поколения, а второго – 1% и 5% соответственно. Это является свидетельством того, что у современной молодежи в значительно большей степени по сравнению со старшим поколением развиты достижительные мотивации. Они исходно не бояться ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны.

Особая ценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым делом. По крайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все – 98% молодых людей, правда, 11% считают при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобного желания. Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себе хозяином (92%), побывать в разных странах мира (93%), иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие (83%). Но для значительного числа молодых людей реализация этих целей видится невозможной (см. рис. 1.6). Стоит заметить, что по сравнению с 1997 годом, молодежь стала больше стремиться и рассчитывать на ведение более свободного и зависящего от ее  собственных желаний образа жизни.

Рисунок 1.6

Динамика установок молодежи, связанных с разными формами получения удовольствия от жизни, %

 

При этом старшее поколение, с одной стороны, практически не отстает от молодежи в этом стремлении, а с другой стороны, уже не рассчитывает на практике его реализовать. Особенно недосягаемым для старшего поколения видится возможность посещения разных стран мира (см. рис. 1.7).

Рисунок 1.7
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconVi астанинский экономический форум (аэф)
Казахстан «Стратегия-2050» и социально-политические приоритеты новой модели экономического роста
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconМеры по снижению в россии выбросов парниковых газов и приоритеты...
Меры по снижению в России выбросов парниковых газов и приоритеты работы российских неправительственных организаций. – 2012, Москва,...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconАльбина Юрьевна Гладкова, учитель начальных классов мбоу «Очёрская...
Программы развития школы создаёт прекрасные условия для развития духовно-нравственного мира детей, ориентируя воспитательный процесс...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconРеферат доклада Центра стратегических исследований Приволжского федерального...
Да система федеральных округов в России переживала период становления. Задача группы, готовившей доклад, заключалась в том, чтобы...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconКрупнейшие города в территориально-хозяйственной системе юга россии:...

Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconТема месяца: «Наши приоритеты»
...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconПриоритеты современного школьного образования
...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconНалогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования
Охватывает исследование особенностей организации налогообложения в регионах рф, отражает динамику практического налогообложения субъектов...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Молодежь – это будущее любой страны. И от того, какая она эта молодежь, зависит будущее государства
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconИстория
Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)....
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconСценарий урока по обществознанию на тему: «Голосует молодежь!»
Областной конкурс на лучший сценарий мероприятия «Голосует молодежь!» в рамках Дня молодого избирателя в 2012 году
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconГоу гимназия №1530 «Школа Ломоносова»
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconПоложение о IV всероссийском конкурсе студенческих научно-исследовательских...
«Молодежь и наследие», посвященном 300-летию церкви Преображения Господня Кижского погоста
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconИтар-тасс
Студенты подмосковного Домодедово объявили войну наркотикам, к ним готова присоединиться молодежь из других городов России
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история»
Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993–1999 гг.)....
Молодежь новой России: ценностные приоритеты iconО проведении молодёжных мероприятий, посвященных Дню молодёжи России
Дня молодежи России, в соответствии с городской долгосрочной целевой программой «Молодежь города Орла на 2011 2015 годы», утвержденной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск