Скачать 114.1 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО для направления 080100.62 – «Экономика» подготовки бакалавра, для специальности 080105.65 «Финансы и кредит» подготовки специалиста Автор Прокофьев Вячеслав Александрович Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ прагматики культуры протокол №7 от 16.04.07 _______________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва I. Пояснительная записка Аннотация: «Креативное письмо» - универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи. Авторский курс-тренинг, построенный на основе этой технологии, призван помочь студентам преодолеть психологический барьер перед процессом письма (снять «страх перед чистым листом бумаги»), обучить приемам фасилитации воображения и мышления для создания текстов, а также помочь освоить некоторые риторические приемы письменной речи и правила письменной коммуникации. Технология основана на модели письменной речи Дональда Маррея (Donald Murray) и Дональда Грейвза (Donald Graves). Используются адаптированные и оригинальные интерактивные упражнения, групповые формы работы, кино и видеоматериалы и пр. Курс специально разработан для студенческой аудитории, с успехом реализуется как в ВУЗах, так и в сфере профессиональной переподготовки. Курс-тренинг носит прикладной и практикоориентированный характер и призван создать условия для развития одной из важнейших способностей обучающегося - навыков письменной коммуникации. Основные умения и навыки, которые должен формировать курс (см. раздел Учебная задача дисциплины) рассчитаны на использовании в написании учебных и научных работ, при написании деловых текстов (докладов, служебных записок, отчетов и пр.), а также в деятельности журналиста, специалиста по связям с общественностью, специалиста по рекламе. Одним из важных результатов курса является повышение педагогической компетентности студентов, т.е. приобретение знаний и освоение некоторых техник, которые могут быть использованы в педагогической деятельности, в том числе техник организации групповой и консультативной работы (возможные позиции: учитель, тренер, тьютор, консультант, коуч, менеджер). Предполагается, что весь курс носит характер тренинга и целиком состоит из практических занятий, в которые инкорпорированы небольшие фрагменты теоретических материалов. Так как курс строится как вспомогательный (прикладной), в его рамках не предусматривается проведение курсовых работ. В самостоятельную работу студента входит разработка собственных тем для письма, написание коротких текстов в разных жанрах, разработка большой собственной темы, написание итоговой аналитической статьи и освоение небольших фрагментов теоретического материала (риторика, теория коммуникации, правила письменной коммуникации, поэтика). Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Форма контроля:
Оценка за текущий контроль Отекущий = средней оценке в десятибалльной шкале за портфолио студента, состоящего из работ, написанных студентом в течение модуля.
Оценка за итоговое эссе Оитоговое эссе в десятибалльной шкале. Расчет накопленной оценки: Онакопленная= 0,6 · Оитоговое эссе + 0,4 · Отекущий Зачёт автоматом получают студенты, набравшие накопленную оценку шесть и более баллов.
Оценка за ответ на зачете Оитог.контроль в десятибалльной шкале. Результирующая оценка в десятибалльной шкале: Орезульт = 0,4 · Оитог.контроль + 0,6 · Онакопленная Способ округления арифметический. II. Тематический расчет часов.
III. Содержание программы Часть I.«Свободное письмо» Освоение техник подготовки к написанию текста. Часть II. «Письменный текст как коммуникация» Понятие формата текста и освоение умения работать в рамках заданного формата. Тематика занятий: Виды коммуникативных практик. Приемы подготовки к написанию текста: кластер, тематическая выборка, интервью и др. Информационный повод. Понятие формата. R.A.F.T. Адресная группа. Жанры. Стиль. Структура текста. Лексика. Ритм текста. Интонационная модель текста. Использование паремий. Скрытые цитаты как способ социокультурной маркировки текста. Способы редактирования текста. Коммуникативная ситуация. Коммуникативные тактики. Полемическая структура текста (модель «Дебаты»). Научные жанры (библиографический обзор, курсовая работа, реферат и автореферат, рецензия, тезисы доклада, сообщение и пр.). Риторика научной речи. Аналитические тексты. IY. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 1. Раздаточный материал (общий объем не более 0,5 п.л. за весь курс) каждый студент получает непосредственно на занятиях.
Тематика текущих эссе и итоговой статьи определяется студентом самостоятельно.
Поощряется предоставление студентами итогов собственной работы в электронной форме.
Рекомендуется: Семинар по развитию письменной речи: от самовыражения к письменным аргументам. Руководство №7. М., ИОО, 2000 г. (на правах рукописи). См. также: Calkins, Lucy. The Art of Teaching Writing. Heinemann. Graves, Donald. Writing: Teachers and Children at Work. Heinemann; Heilker, Paul. The Essay: Theory and Pedagogy for an Active Form. NCTE. Murray, Donald. A Writer Teaches Writing. Houghton: Tomkins, Gail. Teaching Writing: Balancing Process and Product. Colombus, OH: Merrill. Yancey, Kathleen, ed. Portfolios in the Writing Classroom. NCTE Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления. М., 1992. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. Колтунова М. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1996. Перемена / Thinking Classroom. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. М., 2000-2002 гг. Силантьев И.В, Тазиева Е.М., Шерешевская Е.Б. Комплексная программа по русскому языку для студентов негуманитарных факультетов НГУ. Новосибирск, 1996. Силантьев И.В. От грамматики языка к стилистике речи // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5-6. С.130-134. Силантьев И.В. Риторика научной речи в практике образования // Дискурс. Новосибирск, 1996. № 2. С.55-59. Автор программы: _______________________________ Прокофьев В.А. |
Программа дисциплины Универсальные механизмы культуры для направления... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной коммуникации... Данная программа ставит своей целью систематизацию и расширение словарного запаса и речевых моделей, необходимых для активного владения... | ||
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной коммуникации... Данная программа ставит своей целью систематизацию и расширение словарного запаса и речевых моделей, необходимых для активного владения... | Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика»... Знание иностранных языков должно корреспондироваться с авангардными материалами учебных программ, разрабатываемыми кафедрами факультета,... | ||
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика»... Знание иностранных языков должно корреспондироваться с авангардными материалами учебных программ, разрабатываемыми кафедрами факультета,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Финансы... | ||
Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа дисциплины «Макроэкономика» для направления 080100. 62... Охватывает один модуль. Тематика каждого блока охватывает определенный раздел макроэкономики. Базовый курс, таким образом, рассчитан... | Программа дисциплины «Экономика финансового посредничества» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика» | Программа дисциплины «Практика применения международных стандартов... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП |