Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер153.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет экономики
Программа дисциплины
Креативное письмо
для направления 080100.62 Экономика

подготовки бакалавра


Автор программы:

Кудлаева А.Н., к.филол.н., доцент, vasal06@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры иностранных языков « 25 » сентября 2013 г.
Зав. кафедрой И.А. Авраменко _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « 14 » ноября 2013 г.




Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки:


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Креативное письмо».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом ГОБУ ВПО «ГУ-ВШЭ», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (протокол № 15 от 02.07.2010).

Образовательной программой по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» подготовка бакалавра.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденным в 2013 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Креативное письмо» являются:

– В области обучения: развитие навыков письменной коммуникации обучающихся (творческое письмо и профессиональное саморедактирование), обучение конкретным риторическим приемам письменной речи и правилам письменной коммуникации, а также устранение психологических барьеров при процессе формирования текстов разножанровой направленности; формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях.

– В области воспитания личности: формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • техники и виды подготовки к написанию текстов;

  • виды и жанры научных (аналитических) текстов;

  • основные понятия семиотической теории коммуникации;

  • основные понятия редакторской культуры;

Уметь:

  • формулировать собственную тему, в т.ч. в рамках заданного информационного повода;

  • составлять/ разрабатывают содержательную схему (кластер) темы;

  • выявлять ресурсы (информационные, инновационные) развития темы;

  • редактировать свой и чужой текст в соответствии с заданным форматом текста;

  • использовать паремии и скрытые цитаты в своем тексте;

  • моделировать коммуникативную ситуацию текста;

  • варьировать составляющие коммуникативной ситуации текста (модель R.A.F.T. – роль / автор, аудитория, формат / жанр, тема);

  • осуществлять анализ текста, отвечая на вопросы о цели, авторстве и направленности текста, его фактических и интерпретационных составляющих, особенностях его структуры, позиционной модели текста, ожиданиях автора относительно реакции читателя;

  • анализировать жанровую природу, структуру и давать оценку системе авторских приемов журнального и научного (аналитического) текста;

Иметь навыки изложения в соответствии с системой функциональных стилей речи, использования компьютера как средства управления информацией.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации на

государственном (русском) языке и на английском языке


ИК-2

Знает основы теории устной и письменной коммуникации в различных сферах общения; владеет навыками составления научных и деловых текстов; применяет правила бесконфликтного общения в профессиональной сфере.

Лекционные и практические занятия; тренинг по языковым и стилистическим нормам русского литературного языка; тренинг по культуре полемики; деловые игры.

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6

должен уметь правильно писать деловые письма;

должен владеть азами ораторского искусства (презентации, выступления, защита эссе и т.д.);

должен владеть основами международного делового и речевого этикета. Знать основные правила его соблюдения;

должен знать виды и жанры научных текстов.


Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных лингвистических вопросов на основе изучения научной литературы, написание эссе (реферата)

владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1`

Владеет культурой полемики; умеет использовать приемы риторической аргументации.

Лекционные и практические занятия, тренинг по культуре полемики.

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях

различного уровня


ПК-14

Владеет навыками устной научной речи.

Лекционное и практическое занятие по научному функциональному стилю; самостоятельное изучение жанров научной речи и основ академического красноречия.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к факультативам.

Изучение данной дисциплины базируется на школьном курсе русского языка, вузовском курсе «Русский язык и культура речи».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

  • Знать речевые нормы русского языка и понимать их обусловленность языковой системой.

  • Знать семантическую систему современного русского литературного языка.

  • Знать морфологическую систему русского языка и иметь навыки морфологического анализа слова.

  • Знать синтаксическую систему русского языка и уметь анализировать синтаксические явления.

  • Владеть приемами лингвостилистического анализа текстов.

  • Владеть элементарными навыками письменной коммуникации.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех дисциплин, подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.); написании творческих работ и деловых писем.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Текст как совокупность лингвистических и экстралингвистических факторов.

26

3




3

20



Письменный текст как коммуникация.

82

9




17

56




Итого

108

12




20

76


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Домашнее задание







7




письменная работа: написание эссе или текста определенного жанра

Итоговый

Зачет







*




письменный



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Домашнее задание: способность к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации на русском языке (владение орфографическими, пунктуационными, речевыми нормами русского литературного языка); умение использовать основные понятия научной дисциплины; способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; умение создания текстов заданного формата.

Зачет: знание основных понятий дисциплины; владение методами и тактиками креативного письма; способность к общей и профессиональной коммуникации на русском языке.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях и деловых играх, правильность выполнения тестовых заданий. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1· Одз

при этом n1 = 1

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом :

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.

7Содержание дисциплины


Раздел 1 Текст как совокупность лингвистических и экстралингвистических факторов.
Тема 1. Стилевая дифференциация языка.

Понятие функционального стиля. Особенности научного, официально-делового и публицистического стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей.

Количество часов аудиторной работы: 1,5 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 5 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 5 часов.

Тема 2. Письменная речь.

Специфика письменной речи. Жанровые особенности письменной речи. Понятие лингвистической креативности, ее средства.

Количество часов аудиторной работы: 1,5 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 5 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 5 часов.

Тема 3. Текст.

Общая структура текста. Лингвистические свойства текста: связность, цельность, цельнооформленность.

Количество часов аудиторной работы: 1,5 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 5 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 5 часов.

Тема 4. Коммуникативная ситуация.

Понятие коммуникативной ситуации, ее составляющие: место, время, партнеры коммуникации, тема. Семиотическая теория коммуникации. Коммуникативные тактики.

Количество часов аудиторной работы: 1,5 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 5 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 5 часов.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, практические занятия.
Раздел 2. Письменный текст как коммуникация.

Тема 5. Информационный повод.

Группы информационных поводов. Тема информационного повода. Способы разработки темы.

Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 9 часов.

Тема 6. Виды коммуникативных практик.

Приемы подготовки к написанию текста: кластер, тематическая выборка, интервью. Способы редактирования текста.

Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 9 часов.

Тема 7. Понятие формата. R.A.F.T. Жанры.

Характеристики формата. Модель R.A.F.T. – роль / автор, аудитория, формат / жанр, тема.

Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 9 часов.

Тема 8. Приемы и техники лингвистической и экстралингвистической креативности.

Использование паремий. Скрытые цитаты как способ социокультурной маркировки текста. Полемичность текста письменного текста, его интертекстуальная структура.

Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 9 часов.

Тема 9. Жанры деловой письменной речи.

Деловое письмо. Пресс-релиз.

Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 9 часов.

Тема 10. Научные жанры.

Риторика научной речи. Научные жанры (библиографический обзор, курсовая работа, реферат и автореферат, рецензия, тезисы доклада, сообщение и пр.). Аналитические тексты.

Количество часов аудиторной работы: 6 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 11 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

Выполнение домашней работы: 11 часов.
Литература по разделу:

  1. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для бакалавров / ред. В.Д. Черняк. – М. : Юрайт , 2013. – 495 с. (Бакалавр. Углубленный курс.)

  2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2013 г.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекция, анализ текстов, практическое занятие, создание текстов разножанровой направленности, написание эссе, деловые игры.

8Образовательные технологии


Элементы лекционного изложения, дискуссия, составление креативных текстов и их обсуждение, демонстрация и разбор текстов, написанных известными писателями, журналистами, деятелями рекламы, работа с Интернет-источниками, создание портфолио креативных текстов, работа со словарями, в том числе электронными, конкурсы на лучший текст.

8.1Методические рекомендации преподавателю


Рекомендуется:

Семинар по развитию письменной речи: от самовыражения к письменным аргументам. Руководство №7. М., ИОО, 2000 г. (на правах рукописи).

См. также:

Calkins, Lucy. The Art of Teaching Writing. Heinemann.

Graves, Donald. Writing: Teachers and Children at Work. Heinemann;

Heilker, Paul. The Essay: Theory and Pedagogy for an Active Form. NCTE.

Murray, Donald. A Writer Teaches Writing. Houghton:

Tomkins, Gail. Teaching Writing: Balancing Process and Product. Colombus, OH: Merrill.

Yancey, Kathleen, ed. Portfolios in the Writing Classroom. NCTE

Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления. М., 1992.

Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

Колтунова М. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1996.

Перемена / Thinking Classroom. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. М., 2000-2002 гг.

Силантьев И.В, Тазиева Е.М., Шерешевская Е.Б. Комплексная программа по русскому языку для студентов негуманитарных факультетов НГУ. Новосибирск, 1996.

Силантьев И.В. От грамматики языка к стилистике речи // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5-6. С.130-134.

Силантьев И.В. Риторика научной речи в практике образования // Дискурс. Новосибирск, 1996. № 2. С.55-59.

8.2Методические указания студентам


Дисциплина «Креативное письмо» нацелена на создание условий для развития одной из важнейших способностей обучающегося - навыков письменной коммуникации; освоение основных принципов научного и делового общения в письменной форме; в конечном счете – на формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях.

Самостоятельная работа студентов предполагает дополнительную подготовку по темам, изучаемым на лекционных и практических занятиях.

В самостоятельную работу студента входит разработка собственных тем для письма, написание коротких текстов в разных жанрах, разработка какой-либо собственной темы, написание аналитической статьи и освоение небольших фрагментов теоретического материала (риторика, теория коммуникации, правила письменной коммуникации, поэтика).

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для домашнего задания:

  1. Написать сопроводительное письмо к резюме.

  2. Составить письмо-приглашение на официальное мероприятие.

  3. Написать письмо личного или официального характера (сопроводительное письмо, письмо-уведомление, письмо-напоминание и т.п. – по выбору студента), не употребляя личные местоимения.

  4. Написать пресс-релиз в рамках информационного повода любой направленности.

  5. Написать коммерческое предложение предполагаемому деловому партнеру, составить два варианта ответа на него (положительный и отрицательный).

  6. Написать заметку социально-экономической направленности, используя фразеологизмы и пословицы со словом «рука», «глаза» и т.п.

  7. Проанализировать тексты писем с точки зрения их содержания, способов реализации коммуникативных замыслов, жанровых особенностей, структуры, основных свойств текста, использования в них языковых средств и т.п. Написать рецензию на эти письма.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов, способных помочь при выполнении итоговой зачетной работы:

  • содержание понятия «формат текста / издания»;

  • содержание понятия «адресная группа текста (издания)»;

  • содержание понятия «коммуникативная ситуация»;

  • содержание понятия «структура текста»;

  • особенности некоторых методов и техник креативного письма

  • жанровые особенности письменных текстов деловой речи (писем, пресс-релиза);

  • жанровые особенности письменных текстов научной речи;



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


10.1 Базовый учебник

  1. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для бакалавров / ред. В.Д. Черняк. – М. : Юрайт , 2013. – 495 с. (Бакалавр. Углубленный курс.)


10.2 Основная литература

  1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2013 г.


10.3 Дополнительная литература

  1. Карпова Т.Б., Баженова Е.А, Дускаева Л.Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах: учебное пособие. – Пермь: Перм.ун-т, 2010.

  2. Культура русской речи: учебник для вузов / Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М.: Норма, 2004.

  3. Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. М., 2009.

  4. Воронин Н. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. / Н. Н. Воронин. М., 2004.

  5. Московская Н. Л., Ярошевич Е. В. Креативное письмо: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2010.

  6. Райнкинг Дж, Харт Э., Остен Р. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2009.

  7. Уильямс Дж.М. Стиль: Десять уроков для начинающих авторов. 2-е изд. испр. М., 2005.

  8. Уэстон Э. Аргументация. М., 2008.

  9. Фрэй Дж. Н. Как написать гениальный роман. М., 2005.

  10. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика М., 2002.



    1. Справочники, словари, энциклопедии

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000


Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994

Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999

Современный словарь иностранных слов. М., 2000

Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000

10.1Программные средства


Стандартный пакет Microsoft office.

10.2Дистанционная поддержка дисциплины


Справочно-информационный портал «Русский язык» – www.gramota.ru.

Ресурс «Культура письменной речи» – www.gramma.ru.

Русские словари – www.slovari.ru.

Служба Яндекс. Словари – slovari.yandex.ru/about.

Русский филологический портал – www.philology.ru.

Электронная версия книги: Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М.: Черо, 1999. – evartist.narod.ru/text1/20.htm

Использование LMS в качестве основы организации дистанционной поддержки дисциплины.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


На лекциях и практических занятиях используются компьютер и проектор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск