Скачать 171.38 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Креативное письмо» для направления подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины Креативное письмо для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Автор программы: А.Н. Кудлаева, к.фил.н., доцент, vasal06@mail.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «___»____________ 201 г Зав. кафедрой _______________________ С.О. Глушакова Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________ Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки: Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Креативное письмо». Программа разработана в соответствии с:
Образовательной программой 080100.62 Экономика подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки по направлению 080100.62 Экономика подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г. 1Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Креативное письмо» являются: – В области обучения: развитие навыков письменной коммуникации обучающихся (творческое письмо и профессиональное саморедактирование), обучение конкретным риторическим приемам письменной речи и правилам письменной коммуникации, а также устранение психологических барьеров при процессе формирования текстов разножанровой направленности; формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях. – В области воспитания личности: формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора. 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь навыки изложения в соответствии с системой функциональных стилей речи, использования компьютера как средства управления информацией. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу «Г» и вариативной части дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на школьном курсе русского языка, вузовском курсе «Русский язык и культура речи». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех дисциплин, подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.); написании творческих работ и деловых писем. 4Тематический план учебной дисциплины
5Формы контроля знаний студентов
5.1Критерии оценки знаний, навыков Письменная работа: способность к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации на русском языке (владение орфографическими, пунктуационными, речевыми нормами русского литературного языка); умение использовать основные понятия научной дисциплины; способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; умение создания текстов заданного формата. Зачет: знание основных понятий дисциплины; владение методами и тактиками креативного письма; способность к общей и профессиональной коммуникации на русском языке. 5.2Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценка за текущий контроль Отекущий = средней оценке в десятибалльной шкале за портфолио студента, состоящего из работ, написанных студентом в течение модуля.
Оценка за итоговое эссе Оитоговое эссе в десятибалльной шкале. Расчет накопленной оценки: Онакопленная= 0,6 · Оитоговое эссе + 0,4 · Отекущий Зачёт автоматом получают студенты, набравшие накопленную оценку шесть и более баллов.
Оценка за ответ на зачете Оитог.контроль в десятибалльной шкале. Результирующая оценка в десятибалльной шкале: Орезульт = 0,4 · Оитог.контроль + 0,6 · Онакопленная Способ округления арифметический. 6Содержание дисциплиныРаздел 1 Текст как совокупность лингвистических и экстралингвистических факторов. Тема 1. Стилевая дифференциация языка. Понятие функционального стиля. Особенности научного, официально-делового и публицистического стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 1 ч. Тема 2. Письменная речь. Специфика письменной речи. Жанровые особенности письменной речи. Понятие лингвистической креативности, ее средства. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 1 ч. Тема 3. Текст. Общая структура текста. Лингвистические свойства текста: связность, цельность, цельнооформленность. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 1 ч. Тема 4. Коммуникативная ситуация. Понятие коммуникативной ситуации, ее составляющие: место, время, партнеры коммуникации, тема. Семиотическая теория коммуникации. Коммуникативные тактики. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 1 ч. Литература по разделу: Валгина Н.С. Теория текста: Уч. пособие. М., 2003. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2004. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005. Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. Воронеж, 1993. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, практические занятия, анализ текстов. Раздел 2. Письменный текст как коммуникация. Тема 5. Информационный повод. Группы информационных поводов. Тема информационного повода. Способы разработки темы. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 2 ч. Тема 6. Виды коммуникативных практик. Приемы подготовки к написанию текста: кластер, тематическая выборка, интервью и др. Способы редактирования текста. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 2 ч. Тема 7. Понятие формата. R.A.F.T. Жанры. Характеристики формата. Модель R.A.F.T. – роль / автор, аудитория, формат / жанр, тема. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 3 ч. Тема 8. Приемы и техники лингвистической и экстралингвистической креативности. Использование паремий. Скрытые цитаты как способ социокультурной маркировки текста. Полемичность текста письменного текста, его интертекстуальная структура. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 2 ч., практические занятия – 4 ч. Тема 9. Жанры деловой письменной речи. Деловое письмо. Пресс-релиз. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 1 ч., практические занятия – 3 ч. Тема 10. Научные жанры. Риторика научной речи. Научные жанры (библиографический обзор, курсовая работа, реферат и автореферат, рецензия, тезисы доклада, сообщение и пр.). Аналитические тексты. Количество часов аудиторной работы: Лекции – 2 ч., практические занятия – 3 ч. Литература по разделу: Ворожейкина Т.Е. Как написать хорошее эссе. Web: http: www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html Воронин Н. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. / Н. Н. Воронин. М., 2004. Колтунова М. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1996. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы.Риторика.Этикет. М., 2000. Кузнецов И.Н. Информация: Сбор, защита, анализ: Учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001. Московская Н. Л., Ярошевич Е. В. Креативное письмо: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2010. Райнкинг Дж, Харт Э., Остен Р. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2009. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог, 2006. Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. М., 2009. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М., 2000. Уильямс Дж.М. Стиль: Десять уроков для начинающих авторов. 2-е изд. испр. М., 2005. Уэстон Э. Аргументация. М., 2008. Фрэй Дж. Н. Как написать гениальный роман. М., 2005. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика М., 2002. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекция, практическое занятие, создание текстов разножанровой направленности, написание эссе, деловые игры. 7Образовательные технологииЭлементы лекционного изложения, дискуссия, составление креативных текстов и их обсуждение, демонстрация и разбор текстов, написанных известными писателями, журналистами, деятелями рекламы, работа с Интернет-источниками, создание портфолио креативных текстов, работа со словарями, в том числе электронными, конкурсы на лучший текст. 7.1Методические рекомендации преподавателюРекомендуется: Семинар по развитию письменной речи: от самовыражения к письменным аргументам. Руководство №7. М., ИОО, 2000 г. (на правах рукописи). См. также: Calkins, Lucy. The Art of Teaching Writing. Heinemann. Graves, Donald. Writing: Teachers and Children at Work. Heinemann; Heilker, Paul. The Essay: Theory and Pedagogy for an Active Form. NCTE. Murray, Donald. A Writer Teaches Writing. Houghton: Tomkins, Gail. Teaching Writing: Balancing Process and Product. Colombus, OH: Merrill. Yancey, Kathleen, ed. Portfolios in the Writing Classroom. NCTE Боно, Эдвард де. Шесть шляп мышления. М., 1992. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. Колтунова М. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. М., 1996. Перемена / Thinking Classroom. Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. М., 2000-2002 гг. Силантьев И.В, Тазиева Е.М., Шерешевская Е.Б. Комплексная программа по русскому языку для студентов негуманитарных факультетов НГУ. Новосибирск, 1996. Силантьев И.В. От грамматики языка к стилистике речи // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5-6. С.130-134. Силантьев И.В. Риторика научной речи в практике образования // Дискурс. Новосибирск, 1996. № 2. С.55-59. 7.2Методические указания студентамДисциплина «Креативное письмо» нацелена на создание условий для развития одной из важнейших способностей обучающегося - навыков письменной коммуникации; освоение основных принципов научного и делового общения в письменной форме; в конечном счете – на формирование коммуникативно компетентной личности, способной к эффективному общению в профессионально значимых ситуациях. Самостоятельная работа студентов предполагает дополнительную подготовку по темам, изучаемым на лекционных и практических занятиях. В самостоятельную работу студента входит разработка собственных тем для письма, написание коротких текстов в разных жанрах, разработка какой-либо собственной темы, написание аналитической статьи и освоение небольших фрагментов теоретического материала (риторика, теория коммуникации, правила письменной коммуникации, поэтика). 8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1Тематика заданий текущего контроляТематика текущих заданий определяется студентом самостоятельно. 8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов, способных помочь при выполнении итоговой зачетной работы:
9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины9.1Базовый учебникРаздаточный материал (общий объем не более 0,5 п.л. за весь курс) каждый студент получает непосредственно на занятиях. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. 9.2Основная литература
9.3Дополнительная литература
9.4Справочники, словари, энциклопедии1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание. 2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000 3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994 4. Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999 5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976 6. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999 7. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998 8. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева. – М.: Флинта: Наука, 2003. 9. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997 10. Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания. 11. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999 12. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999 13. Словарь антонимов русского языка. М., 1984 14. Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 1995 15. Словарь омонимов русского языка. М., 1974 16. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983 17. Современный словарь иностранных слов. М., 2000 18. Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000 19. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 1998. 9.5Программные средстваСтандартный пакет Microsoft office. 9.6Дистанционная поддержка дисциплиныСправочно-информационный портал «Русский язык» – www.gramota.ru. Ресурс «Культура письменной речи» – www.gramma.ru. Русские словари – www.slovari.ru. Служба Яндекс. Словари – slovari.yandex.ru/about. Русский филологический портал – www.philology.ru. Электронная версия книги: Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М.: Черо, 1999. – evartist.narod.ru/text1/20.htm Использование системы LMS. 10Материально-техническое обеспечение дисциплиныНа лекциях и практических занятиях используются компьютер и проектор. |