Повышение учебной мотивации класса: комплексная работа классного руководителя, учителей – предметников и родителей О.Л. Батракова,
учитель экономики и математики
МБОУ «СОШ №42» Сравнивая учебные показатели настоящего времени и прошлых выпусков, каждый педагог приходит к выводу, что учебная мотивация учащихся год от года снижается. Сегодня уже недостаточно задать домашнее задания, необходимо объяснять ученику, зачем он это должен сделать.
Одна из задач классного руководителя – поддерживать в классе высокий уровень учебной мотивации. А что делать тем, у кого в классе учебной мотивации изначально не было? Данная разработка была апробирована в 5 В классе в 2011-2012 учебном году. Класс характеризуется низкой успеваемостью, безразличием и детей и родителей к получению новых знаний и пассивностью по отношению к школьной деятельности. После входной диагностики было принято решение о разработке комплекса мер по увеличению учебной мотивации в данном классе.
Цель разрабатываемых предложений: увеличение учебной мотивации в классе через разнообразные и нестандартные формы учебной деятельности.
Задачи, необходимые для достижения цели:
Сформировать положительное отношение к процессу обучения;
Создать условия для повышения родительской заинтересованности в успехах своих детей;
Создать условия для активизации учителей-предметников, работающих в данном классе.
Прогнозируемый результат:
1)Коллектив класса стремится улучшить свою успеваемость, переживает за результаты своей учебной деятельности;
2)Родители интересуются успехами своих детей, сформирован работоспособный родительский коллектив;
3)Учителя – предметники используют нестандартные формы работы с классом.
В соответствии с поставленной целью и задачами была разработана программа действий (см. Табл.1), включающая в себя комплекс мероприятий различных уровней: классный, уровень параллели, школьный уровень. Зоны ответственности были также поделены между всеми участниками образовательного процесса: школой, учениками и родителями. Далее было проведено родительское собрание, на котором выступили учителя-предметники с анализом проблем, возникающих у учащихся, классный руководитель с презентацией предлагаемой учреждением программой действий, учитель математики и экономики с выступлением о существующих недостатках воспитательной системы класса и о прогнозируемых результатах после реализации данной программы. Сроки реализации – январь – март 2012 года. Таблица 1. Программа повышения учебной мотивации в классе
Дата
| Мероприятие
| Школа
| Ученик
| Родители
| Вся четверть
| Интеллектуальный марафон по основным предметам, ведение интеллектуального рейтинга класса
| 1) Кл.рук.: 1.Заполняет интеллектуальный рейтинг класса. 2. Координирует деятельность учителей, родителей и учеников. 3. Является ответственным за своевременное подведение итогов по каждому направлению.
4.Обновляет информацию в классном уголке.
2) Учителя: 1.Разрабатывают задания инт. марафона. 2. Проверяют правильность выполнения, подводят итоги.
| 1. Стремится получить максимальное количество баллов в четверти, т.е. принять участие в как можно большем количестве мероприятий.
| 1. Проявляют ежедневный интерес к успехам ребенка в интеллектуальном рейтинге и марафоне.
| Январь-март
| "Математик класса"
| 1.Учитель - предметник проводит в конце каждого урока 5-минутку марафон;2. Подает промежуточные итоги классному руководителю
| 1. Принимает участие в ежеурочных марафонах; 2.Готовится к урокам, как теоретически, так и практически.
| 1.Участвует в подготовке своего ребенка к соревнованиям (спрашивает дома правила, контролирует, все ли понятно) 2.Подчеркивает применимость данного предмета в современной жизни.
|
Продолжение таблицы 1
Дата
| Мероприятие
| Школа
| Ученик
| Родитель
| Февраль
| Классный день науки
| 1)Кл.рук.: 1.Распределяет учеников по предметам;2. Помогает в оформлении работы.
2) Учителя: 1.Оказывают консультационную помощь и содействие в написании работы.
| 1.Пишет научную работу (реферат)на выбранную тему. Объем - 10 страниц. 2.Требование: Титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. 3.Готовит речь защиты своего проекта 4.Выступает с научной работой на классном дне Науки.
| 1.Помогает выбрать тему; 2. Помогает выбрать необходимую литературу (подобрать ее в интеренете, взять в библиотеке и т.д.)3.Помогает отобрать содержание литературы для дальнейшей работы; 4.Учит составлять предложения самостоятельно, пересказывая, а не переписывая текст. 5. Помогает в подготовке текста защиты работы.
| Февраль
| Экономическая игра "Заработай и потрать"
| Учитель –экономики: определяет казначеев, объясняет правила игры, дает запуск игры, контролирует процесс, подводит итоги.
| 1. Выполняет все требования, предъявляемые к нему, как к ученику. 2. Ежедневно производит подсчет своей заработной платы.
| 1. Проявляет ежедневный интерес к результатам игры; 2.Наставление на основе собственного опыта на то, как можно заработать больше.
|
Окончание таблицы 1
Февраль
| Бал «Английское чаепитие»
| 1.Проводит конкурсные испытания(танцы, этикет и т.д.); 2.Организует действие бала, подводит итоги.
| 1.Участвует во всех мероприятиях по подготовке к балу; 2.Обеспечивает соответствие внешнего вида, манерам и т.д. типу итогового мероприятия (бал)
| 1.Готовит вместе с ребенком соответствующую балу одежду; 2.В виде собственного примера или беседы рассказывает об этикете во время званых вечеров (возможен совместный просмотр фильма, игровой момент за вечерним чаепитием и т.д.)
| Февраль
| Математический КВН
| 1. Учитель-предметник делит класс на команды; 2.Каждая команда получает творческое задание; 3. Учитель организовывает мероприятие, готовит реквизит и конкурсы.
| 1. Участвует в деятельности в рамках своей команды; 2. Повторяет изученный ранее на математике материал; 3. Совмещает творчество и предмет.
| 1. Помогает подготовиться, если это будет необходимо
| Март
| Проект по экономике
| 1.Учитель-предметник разрабатывает концепцию проекта;2.Раздает задания для учеников; 3.Контролирует выполнение заданий в соответствии со сроками.
| 1.Выполняет в группе задание, данное учителем; 2. Готовит выступление по заданной теме.
| 1. Помогает подготовиться, если это будет необходимо; 2.Помогает получить необходимую для проекта информацию.
| Март
| Интеллектуальная игра с родителями, подведение итогов четверти
| 1.Кл.рук. Разрабатывает данное мероприятие; 2.Делит класс на смешанные команды: ученики и родители. 3. Организует подведение итогов по всей четверти по данному направлению.
| 1.Вступает в команду с родителями; 2.Выполняет задания игры; 3.Получает грамоту и приз либо как победитель, либо по одной из номинаций.
| 1.Принимает активное участие в игре (родитель-участник); 2.Обеспечивает кл.рук.призами, грамотами и т.д. для достойного награждения учеников.
| Итогом реализованных мероприятий стали следующие результаты:
Средний балл учащихся увеличился на 0,4 и составил 3,8;
Посещаемость родительских собраний возросла на 12%;
Родительская общественность класса позитивно относится к образовательному учреждению, посещает общешкольные и классные мероприятия;
Ученики проявляют активность на уроке и во внеурочной деятельности;
Педагоги начали активно использовать проектные и игровые технологии в работе с 5 «В» классом.
|