Скачать 328.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ______________/ И.А. Ромахина декан факультета «___» ___________ 2011 года рабочая Программа учебной дисциплины Б.3.11 маркетинг Трудоемкость (в зачетных единицах) 3 Направление подготовки 080100.62 Экономика Профиль подготовки Финансы и кредит Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Подготовка бакалавров экономики предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом. Дисциплина «Маркетинг» является базовой частью профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 Экономика (квалификация – «бакалавр»). Дисциплина «Маркетинг» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы», «Эконометрика», «Статистика» и др. 3. Требования к уровню освоения программы Процесс изучения дисциплины «Маркетинг» направлен на формирование знаний, умений и навыков, и предполагает установление следующих компетенций бакалавра экономики: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); и профессиональных компетенций бакалавра экономики: - способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способность, использовать отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); - способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); - способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); - способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать
Уметь
Владеть
4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единиц и виды учебной работы
5. Содержание программыучебной дисциплины 5.1. Содержание учебной дисциплины
5.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Социальные основы маркетинга: сущность маркетинга; управление маркетингом: подходы используемые предприятием при осуществлении своей маркетинговой деятельности. Цели и принципы системы маркетинга. Тема 2. Процесс управления маркетингом: анализ рыночных возможностей. Оценка маркетинговых возможностей. Отбор целевых рынков. Принципы выбор привлекательной маркетинговой возможности для предприятия и методы определение его целевого рынка. Разработка маркетингового комплекса. Понятие комплекса маркетинга. Организация службы маркетинга. Структуры организации отдела маркетинга. Тема 3. Маркетинговая среда: сущность маркетинговой среды. Составляющие маркетинговой среды. Основные факторы микросреды фирмы. Основные факторы макросреды фирмы. Тема 4. Маркетинговые исследования: сущность маркетинговых исследований. Виды и формы. Организация проведения маркетингового исследования. Последовательность проведения исследования. Анализ достоинств и недостатков первичной и вторичной информации. Методы проведения маркетингового исследования. Тема 5. Сегментирование рынка: сущность сегментирования. Критерии сегментирования. Сегментирование рынка конечных потребителей. Сегментирование организованных потребителей. Измерение и прогнозирование спроса. Тема 6. Позиционирование товара: сущность рыночной дифференциации и ее виды. Позиционирование на рынке и его инструменты. Стратегии позиционирования, их выбор и реализация. Тема 7. Товар и товарная политика: товар, классификация товаров. Этап жизненного цикла товара и основные стратегии по этим этапам. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Разработка нового товара. Тема 8. Мотивация и поведение потребителей: сущность мотивации и поведения потребителей. Основные теории мотивации. Процесс принятия решений о покупки товара на рынке конечных потребителей. Процесс принятия решения о покупке на рынке товаров промышленного назначения. Основные факторы, влияющие на процесс принятие решения о покупки. Этапы процесса принятия решения. Тема 9. Реализация товара: каналы распределения. Функции канала. Выбор уровня канала распределения. Оптовая торговля. Формы организации оптовой торговли. Оптовые посредники. Розничная торговля. Виды розничной торговли. Стимулирование сбыта товара Тема 10. Упаковка, товарная марка: понятие товарной марки. Имидж фирмы. Основные марочные стратегии и маркировка товара. Упаковка и ее основные функции Тема 11. Маркетинговые коммуникации: система маркетинговых коммуникаций. Этапы разработки эффективной коммуникации. Формирование общественного мнения ПР. Сущность, задачи и принципы рекламы. Тема 12. Стратегии маркетинга: современные конкурентные стратегии. Матрица Ансоффа. Матрица ''роста рыночной доли'' бостонская матрица. Модель конкуренции Портера. 5.3. Лабораторный практикум - Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература по дисциплине:
6.2. Дополнительная литература:
Коммерсант Российский экономический журнал. Эксперт. Управление персоналом. 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 7.1. Методические рекомендации преподавателю Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит семинарские занятия, организует самостоятельную работу студентов, проводит консультации, руководит докладами студентов на научно-практических конференциях, осуществляет текущий, промежуточный и итоговый формы контроля. В лекциях излагаются основы изучаемой дисциплины: даются определения экономических категорий, законов; раскрываются причины, закономерности и взаимосвязи экономических явлений и процессов, а также их практическая значимость. Особое внимание обращается на математическое описание экономических закономерностей: таблицы, графики. Функции, правила в алгебраической форме, призванные иллюстрировать теоретические положения. В лекциях даются буквенные обозначения экономических понятий. Студенты обязаны посещать лекции и вести конспекты. По вопросам, обозначенным и раскрытым в лекциях, проводятся семинарские занятия. Студенты обязаны подготовить и усвоить лекционный материал, прочитать учебную литературу, а в случае необходимости и материалы периодических изданий: журналов «Российский экономический журнал», «Эксперт», «Управление персоналом» и др., а также воспользоваться Интернет-материалами. Соответственно студенты должны выучить определения маркетинговых категорий, их буквенные обозначения, графики и функции, а также правила проведения маркетинговых исследований. В процессе проведения семинарских занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Желательно, чтобы преподаватель в той или иной форме опросил каждого студента. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором отмечаются вопросы, цель, задачи занятия, и заканчивается подведение итогов: выводов по теме занятия и проставлением оценок. Соответственно преподаватель должен дать задание студентам к семинарскому занятию – какие вопросы подготовить, какую литературу прочитать, какие самостоятельные задания выполнить и провести контроль за его выполнением. Преподаватель оказывает помощь студентам при выборе тем докладов на научно-практические конференции, их подготовке и написанию статей и тезисов в сборники, публикуемые по результатам данных конференций. В процессе обучения студентов большое внимание уделяется сочетанию традиционных форм и методов и интерактивных, что предполагает проведение семинарских занятий в диалоговом режиме, подготовку студентами реферативных выступлений, их обсуждение и оппонирование, разбор конкретных ситуаций, подбор статистических данных по тем или иным проблемам, например, по динамике цен, числу предприятий на отраслевых рынках и определение тем самым степени их конкурентности и др., проведение круглых столов, например, по проблемам внешних эффектов и производства общественных благ и др. Важным направлением организации изучения дисциплины «Маркетинг» является осуществление контроля за уровнем усвоения изучаемого материала, с целью чего используются инструменты текущего, промежуточного и итогового форм контроля. В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться экономическое мышление, знание законов рыночной экономики и базового понятийного аппарата для последующего изучения всей системы экономических наук. 7.2. Методические рекомендации для студентов Во-первых, студенты обязаны посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов и проводится их маркетинговый анализ. Во-вторых, студенты обязаны посещать семинарские занятия, готовиться к ним и активно работать. Задание к семинару выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. На семинарских занятиях студенты отвечают на основные и дополнительные вопросы, участвуют в их обсуждении, решают задачи, выступают с рефератами. В конце семинара преподаватель подводит итоги работы студентов и выставляет им оценки. В-третьих, студенты занимаются самостоятельной работой, которая включает в себя ответы на вопросы и тесты, решение задач, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем. В-четвертых, студенты под руководством преподавателя занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам. В-пятых, преподаватель для студентов проводит еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также все остальные, испытывающие потребности в помощи преподавателя при изучении дисциплины. В-шестых, студенты сдают зачет по теоретическому курсу в первой экзаменационной сессии и пишут контрольный срез в межсессионном периоде. Изучение дисциплины «Маркетинг» формирует у студентов знание и понимание основ механизма функционирования отдела маркетинга, которые помогут ориентироваться в различных рыночных ситуациях и избежать ошибок в практической деятельности. 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Текущий контроль знаний студентов предполагает: - опрос студентов на семинарских занятиях; - тестирование по отдельным темам дисциплины; - написание рефератов; - решение задач; - разбор конкретных ситуаций; - проведение круглых столов по отдельным проблемам экономики; - дискуссии; - проведение контрольных срезов знаний студентов. 8.1. Темы рефератов
8.2. Примеры заданий для самостоятельной работы
Подготовить доклады:
Подготовить доклады :
Решение задач по исследованию влияние маркетинговой среды на предпринимательскую деятельность.
Подготовить доклады
Изучить системы обработки информации (кластерный анализ, табуляция…) Задание: провести исследование.
Доклады:
Решение задач по сегментированию. На выбор критериев сегментации. Оценки и выбора сегмента. Выявление отличительных особенностей сегмента.
Доклады:
Решение задач по позиционированию. Определение позиций предприятия на рынке.
Доклады:
Опрос по товарной политике предприятия.
Доклады:
Решение задач по мотивированию потребителей, посредников и др. субъектов рынка.
Доклады:
Решение задач по созданию эффективных систем товародвижения. Тест по сбытовой политике фирмы.
Доклады:
Задача по разработке и продвижению товарной марки на рынке.
Доклады:
Задание: разработать рекламные материалы, определить методы и способы реализации рекламных мероприятий.
Доклады:
Задание: Составить маркетинговый план. 12. В процессе обучения широко используются тестовые задания. Они могут применяться и на семинарских занятиях и при организации самостоятельной работы студентов в качестве инструмента самоконтроля. 13. Большое значение при изучении «Маркетинг» уделяется решению задач на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. 8.3. Примерные тесты и задачи для самоконтроля 1. В чем заключается сущность маркетинга? Маркетинг — это: а) сбыт того, что может произвести предприятие; б) управление предприятием исходя из задач извлечения максимальной прибыли за короткий промежуток времени; в) производство и сбыт того, что нужно потребителю; г) полный захват рынка сбыта. 2. Укажите общие принципы маркетинга: а) агрессивная политика по отношению к конкурентам; максимальное приспособление производства к требованиям рынка; планирование ассортимента продукции исходя из максимального использования производственных мощностей; б) изучение конъюнктуры рынка и запросов потребителей; максимальное приспособление производства к требованиям рынка; воздействие на потребителя с целью склонить его к покупке данного товара. |
И. А. Ромахина декан факультета Изучение потребностей, мотивов, ценностей, ценностных ориентации человека как объекта индивидуального обслуживания | Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического... | ||
И. А. Ромахина декан факультета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки... | И. А. Ромахина декан факультета Изучение дисциплины «Мировая экономика» позволяет углубить знания и развить компетенции в таких дисциплинах, как: стратегический... | ||
И. А. Ромахина декан факультета Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки.» является теоретическим курсом, продолжающим изучение экономических отношений общества в условиях... | Санкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна Сурженко Е. Я., декан фитм энтин В. Я., директор иоги просвирницын А. В., декан факультета прикладной химии и экологии Новоселов... | ||
Программа 080200. 68-12 Международный бизнес Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | «Патологическая анатомия, секционный курс» Зав кафедрой патологической Декан медико-профилактического факультета, факультета, профессор | ||
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине Социология повседневной жизни Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии | ||
Дисциплина: Судебная медицина для студентов специальности 030501 юриспруденция Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии | В матрице swot-анализа в внешней среде относят факторы ( м б. 2-3 ответа) Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по... Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Утверждено Советом Факультета экономики Председатель декан Факультета... Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический... | ||
Декан факультета Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Декан факультета технологического Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |