Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы





Скачать 172.1 Kb.
НазваниеПрограмма по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы
Дата публикации20.03.2015
Размер172.1 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»


«Согласовано»

Руководитель МО

__________Юдакова И. Н.
Протокол № 6 от

« 22» июня 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МАОУ«СОШ № 2 с УИОП»

г. Губкин
____________ Фунтикова Г. Д.
« » июня 2013г.


«Утверждаю»

Директор

МАОУ«СОШ № 2 с УИОП»

г. Губкин
___________Евсюкова В. Е.

Приказ № 406 от

« 30» августа 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Чурсина Олега Николаевича

высшая квалификационная категория

по элективному курсу

«Основы бизнеса и предпринимательства»

11 б класс.


2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторской программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы, В.Ю.Буров. – Чита., 2013.

Проводимая в России модернизация образования обусловливает поиск новых педагогических идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе с рыночной экономикой. В настоящее время накоплен определенный опыт организации преподавания основ бизнеса и предпринимательства это позволяет перейти к широкому внедрению этого нового элемента учебной программы для подготовки высококвалифицированных кадров для работы в сфере малого предпринимательства и создания эффективной системы элективных курсов для учащихся средних общеобразовательных учреждений.

В результате изучения учащиеся приобретут знания необходимые в современной жизни: как стать преуспевающим предпринимателем и достичь материального благополучия, о месте и роли предпринимателя в современной экономике.

Цели программы:

Формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.
Задачи программы:

* формирование у учащихся систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса;

* развитие у учащихся экономического мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики;

* ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этой сфере;

* воспитание навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности.
Отличительные особенности программы:
* учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

* доброжелательный психологический климат на занятиях;

* личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

* практико-ориентированная деятельность.

Общий объем аудиторных занятий по данному курсу – 35 часов.
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Способы преподнесения и активизации знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления.

1. Проведение установочных занятий;

2. Домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения;

3. Решения задач на закрепление конкретных прикладных навыков, необходимых предпринимателю;

4. Лучший бизнес-план;

5. Организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями налоговой службы.

Механизм оценки результатов: деловые игры, тесты, тренинговые занятия, коллективные обсуждения, написание рефератов, конкурсы творческих работ, презентация бизнес-планов, создание проектов.
Ожидаемые результаты.

Знания: альтернативная стоимость, бизнес, бизнес и общество, бизнес-план, виды собственности, выбор, деловая этика, затраты и издержки, конкуренция, кругооборот денег, товаров и услуг, маркетинг, организация предприятия, организационно-правовая форма, основные экономические вопросы, предпринимательство, роль предпринимательства в экономике, предложение, прибыль, производство, производственные ресурсы (факторы производства), риск, роль государства, сбыт, собственность, спрос, стимулирование, управление, финансирование предприятия, формы ответственности и система распределения прибыли, ценообразование, экономические системы, природа и сущность потребностей человека.

Умения: бизнес-планирование, ведение переговоров, вычисление производительности различных факторов, доклады и отчеты, критическое мышление, моделирование и анализ ситуаций, презентация, принятие решений, проектный метод, публичное выступление, работа в команде, чтение и построение кривых спроса и предложения, чтение и составление таблиц, графиков, схем и диаграмм, экономические расчеты и вычисления, разумное обоснование своих потребностей и возможности их удовлетворения, чтение символов на этикетках, упаковках, вкладышах, защита своих прав в случае их нарушения.
Содержание программы
Тема 1. Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора.

Потребности. Товар. Экономический ресурс. Природные ресурсы. Производственные ресурсы. Трудовые ресурсы.

Тема 2. Понятие о предпринимательстве. Предпринимательство как особый вид деятельности. Роль предпринимательства в хозяйственной жизни общества. Предпринимательские способности и их сущность.

Тема 3. История развития предпринимательства в России. Возникновение предпринимательства. Предпринимательство в древние века и в средневековой Европе. Промышленная революция и развитие предпринимательства. Возникновение предпринимательства в России.

Тема 4. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства.

Прибыль. Выручка от продаж. Затраты на производство и реализацию. Предпринимательская этика.

Тема 5. Партнерские связи предпринимательства. Предпринимательство как форма кооперирования хозяйственной деятельности. Партнеры предпринимателя: поставщики ресурсов, торговые посредники, сервисные организации.

Тема 6. Выработка предпринимательской идеи и проектирования продукции. Идея. Источники идей. Дефицит. Величина спроса. Заказ. Сетка принятий решений.

Тема 7. Роль информации в деятельности предпринимателя. Информация. Источники информации. Бизнес-карта.

Тема 8. Компьютер и бизнес. Редакторы текстов. Графические редакторы. Электронная почта. Компьютерные сети. База данных. Электронная таблица. Система автоматизированного проектирования.

Тема 9. Разработка конструкции изделия. Дизайн, Эскиз. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Спецификация. Технический рисунок.

Тема 10. Планирование технологического процесса изготовления изделия.

Технологический процесс. Технологическое планирование. Типы производства (единичная, серийная, массовая). Номенклатура изделий. Единая система технологической документации (ЕСТД). Маршрутная карта. Операционная карта. Технологическая карта.

Тема 11. Составление бизнес-плана. Назначение и структура бизнес-плана. Титульный лист. Стартовый капитал. Коммерческая тайна. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Оценка риска. Финансовый план. Оценка стартовых затрат.

Тема 12. Условия развития предпринимательства. Общеэкономические условия, способствующие или препятствующие развитию предпринимательства. Правовые условия развития предпринимательства. Морально-этический климат в обществе как фактор развития предпринимательства.

Тема 13. Производительность и эффективность фирмы. Понятие о производительности. Виды производительности и способы ее измерения. Понятие об эффективности фирмы и способы ее оценки. Понятие о добавленной стоимости как основном измерителе эффективности фирмы.

Тема 14. Производственная политика предприятия. Производственная деятельность и основные принципы ее организации. Типы производственной деятельности. Понятие о технологии и ее влияние на организацию производственной деятельности. Технология и запросы покупателей как основные факторы формирования производственной политики предприятия.

Тема 15. Маркетинг. Реализация как самая сложная из задач предпринимателя. Причины возникновения маркетинга. Сущность и основные инструменты маркетинга. Маркетинговые услуги для предпринимателей.

Тема 16. Реклама. Экономический смысл рекламной деятельности. Типы рекламы и критерии выбора наиболее эффективного для предпринимателя типа рекламы. Рекламные фирмы и их деятельность в Тамбове.

Тема 17. Менеджмент и менеджеры. Понятие о менеджменте. Причины обособления функции менеджера и предпринимателя. Основные понятия современного менеджмента.

Тема 18. Основы бухгалтерского учета и отчетности. Понятие о бухгалтерском учете и его роль в управлении фирмой. Функции бухгалтера в фирме. Типы бухгалтерского учета. Основные принципы бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация в России.

Тема 19. Финансовое планирование. Понятие о финансах фирмы. Основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель. Организация финансового планирования в фирме.

Тема 20. Финансы и кредит. Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы. Участники финансового рынка и их роль в экономике. Принципы привлечение собственного и заемного капитала. Понятие о цене капитала и ее роль в развитии предпринимательства.

Тема 21. Цена и ценообразование. Цена как важнейший инструмент маркетинга. Опасность затратного подхода к установлению цены. Цена как инструмент

конкурентной борьбы.

Тема 22. Прибыль, доходы, издержки. Самоокупаемость предприятия. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Издержки, с которыми связана предпринимательская деятельность. Классификация издержек. Прибыль как разница между выручкой и издержками предпринимателя. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы.

Тема 23. Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в России. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности. Правовая защита предпринимательства. Органы, контролирующие деятельность предпринимателей. Гражданский кодекс как основа правового регулирования предпринимательской деятельности.

Тема 24. Право собственности и имущества. Собственность как основа частнопредпринимательской деятельности. Формы собственности. Правовая защита собственности. Имущество фирмы и его структура.

Тема 25. Индивидуальное предпринимательство и основные организационно-правовые формы предприятий. Формы организации предпринимательской деятельности, допускаемые Российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий.

Тема 26. Малое предпринимательство. Понятие о малом предпринимательстве. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Льготы для малого предпринимательства, предоставляемые по российскому законодательству.

Тема 27. Предпринимательская этика. Деловая этика как основа построения эффективных коммерческих связей. Основные принципы деловой этики. Сложности формирования новой деловой этики современной России.

Тема 28. Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства. Возрождение предпринимательства в 80-90 годы ХХ века. Трудности и барьеры на пути развития отечественного предпринимательства. Криминализация бизнеса и «теневой бизнес» как основные проблемы развития предпринимательства в переходной экономике России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование раздела и тем

Вид занятия

Кол-во уроков

Дата

план

факт

1.

Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора.

Лекция

1

07.09




2.

Понятие о предпринимательстве.

Лекция

1

14.09




3.

История развития предпринимательства в России.

Лекция

1

21.09




4.

Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства.

Лекция

1

28.09




5.

Партнерские связи предпринимательства.

Лекция

1

05.10




6.

Выработка предпринимательской идеи и проектирования продукции.

Практическое занятие

1

12.10




7.

Роль информации в деятельности предпринимателя.

Практическое занятие

1

19.10




8.

Компьютер и бизнес.

Практическое занятие

1

26.10




9.

Разработка конструкции изделия.

Практическое занятие

1

16.11




10.

Планирование технологического процесса изготовления изделия.

Лекция

1

23.11




11.

Составление бизнес-плана.

Практическое занятие

2

3011

07.12




12.

Условия развития предпринимательства

Лекция

1

14.12



13.

Производительность и эффективность фирмы.

Практическое занятие

1

21.12




14.

Производственная политика предприятия.

Лекция

1

28.12




15.

Маркетинг.

Лекция

1

18.01




16.

Реклама. Экономический смысл рекламной деятельности.

Практическое занятие

2

25.01

01.02




17.

Менеджмент и менеджеры

Лекция

1

08.02




18.

Основы бухгалтерского учета и отчетности

Практическое занятие

1

15.02




19.

Финансовое планирование. Понятие о финансах фирмы.

Практическое занятие

1

22.02




20.

Финансы и кредит.

Лекция

1

01.03




21.

Цена и ценообразование. Цена как важнейший инструмент маркетинга.

Практическое занятие

2

07.03

15.03




22.


Прибыль, доходы, издержки. Самоокупаемость предприятия.

Практическое занятие

2

22.03

05.04




23.

Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в России.

Лекция

1

12.04




24.

Право собственности и имущества. Собственность как основа частнопредпринимательской деятельности.

Лекция

2

19.04

26.04




25.

Индивидуальное предпринимательство и основные организационно-правовые формы предприятий.

Практическое занятие

1

03.05




26.

Малое предпринимательство. Понятие о малом предпринимательстве.

Лекция

2

10.05

17.05




27.

Предпринимательская этика.

Лекция

1

23.05




28.

Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства.

Лекция

1

24.05







Итого:




35









Тематика практических занятий

- Тестирование предпринимательских способностей у учащихся;

- проект "Выдающиеся российские предприниматели";

- конкурс творческих работ "Продукция моей фирмы";

- реферат на тему, "У меня есть миллион – какую, фирму мне открыть";

- решение задач экономического содержания;

- разработка своих правил для наружной рекламы;

- конкурс рекламных проектов;

- презентация по маркетинговой проблематике;

- решение экономических тестов.

- заключение и заполнение договора;

- как открыть счет в банке. Заполнение формы договора;

- как взять кредит в банке. Заполнение банковской ведомости выдачи кредитов;

- заполнение бланков страхового полиса (страхового свидетельства, страхового договора)

- работа с текстами законов;

- решение задач правового содержания;

- решение экономических и правовых тестов.

- разработка и презентация бизнес-плана, финансового плана;

- разработка и презентация системы мотивации;

- деловые игры: "Знание цен на продовольственные и промышленные товары",

"Рыночная цена";

- написание рефератов на тему: "История инвестиций в России";

- техническое задание" "подсчитать затраты на совершение сделки";

- составить баланс доходов и расходов в месяц и год;

- анализ экономической информации (график, диаграмма, гистограмма...);

- проект "Мой имидж";

- деловая игра "Юридический консультант - трудовое право";

- анализ проблемных ситуаций;

- творческий проект "Куда вложить деньги?"
Заключение
Программа составлена таким образом, что теоретические знания сразу закрепляются практически. В программе большое количество времени отводится практическим занятиям, что способствует лучшему усвоению материала.

Учащимся должно быть интересно с первого занятия до последнего. На это направлено как содержание, так и методическая система курса.
Основные формы работы:
- предметно-тематическое общение: разбор новых понятий, терминов;

- наглядный метод или объяснительно-иллюстративный: просмотр документов, видеофильмов;

- тренинговые занятия и круглые столы;

- лекции в виде слайдовых презентаций;

- применение активных форм обучения - защита собственных проектов;

- игровой метод.

Основной метод организации учебно-воспитательного процесса.
Для формирования мотивации учащихся к работе по данной программе руководитель выступает на классных часах, где представляет информацию о программе, ее целях и задачах, о том, чему учащийся может научиться, какие навыки и умения сможет приобрести, какие методы используются для работы.

Литература
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2000.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2003.

3. Гундырин С.Н., Гундырина А.Н. Маркетинг. - М.: Вита-Пресс, 2006.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2002.

5. Ментс М.Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб., 2001.

6. Основы бизнеса: пособие для преподавателей. - М., 2002.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении - М.: АРКТИ, 2005.

8. Пахомова Н.Ю.Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования.- М.: МИОО,2005.

9. Розанова Н.М. Моя фирма. - М.: Вита-Пресс, 2006.

10. Рубин Ю.Б. Рекламное дело: Учебное пособие для институтов. - М., 2003.

12. Симоненок В.Д., Степанченко Т.А. Азбука потребителя. - М.: Вита-Пресс, 2006.

13. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Право и экономика: хрестоматия. Часть 1,2. - М.: Вече, 2003.

14. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2001.

15. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум. - М.: НЦ ЭНАС, 2004.

16. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебн. пособие. -М.: Вита - Пресс, 2003.

17. Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита-Пресс, 1997.

18. Вигдорчик Е. А., Нежданова Е. М. Элементарная математика в экономике и бизнесе - М.: Вита- Пресс, 1995.

19. Липсиц И. И. Экономика: В 2-х кн. - М.: Вита-Пресс, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая»...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования....
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, профильный уровень»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Общего образования и примерной программы среднего(полного) общего образования по экономике на профильном уровне
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного...
Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих...
Федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconПрограмма к учебному курсу«Немецкий язык»
В. Садомовой, М. А. Лытаевой разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconВнеурочной деятельности учащихся «Экологический кружок»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconПрограмма по физике среднего (полного) общего образования Базовый...
...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconПримерная программа среднего (полного) общего образования 10-11 классы (Базовый уровень
...
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл....
Программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), авторск ой программы «Основы бизнеса и предпринимательства» 10-11 классы iconРабочая программа по курсу «Математика 10 класс. Профильный уровень»...
Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск