Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ
| Кафедра экономики и управления
Утверждаю
И.о. директора ХФ ФГБОУ ВПО КрасГАУ
_____________ А.Н. Ковальчук
«_____» _________ 20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Бизнес-планирование
для подготовки ___________________бакалавра_____________ по программе
(магистров/бакалавров)
ФГОС ВПО (СПО) 3-го поколения №747 от 21 декабря 2009 года
Направление ________080100.62 Экономика ______________
(шифр – название) Профиль Экономика предприятий и организаций Курс 3
Семестры 5,6
Форма обучения заочная (срок освоения ООП 3 года 6 месяцев)
Квалификация выпускника бакалавр
Абакан, 20___
Составитель: Лавренко Александр Владимирович к.э.н, и.о. доцента
_______________ «__» ________ 201__г.
Рецензент:* _______________________________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
________________ «__» _______ 201__г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО (СПО) по направлению 080100.62 Экономика (профиль «Экономика предприятий и организаций») и примерной учебной программы по дисциплине «Бизнес-планирование» утвержденная и одобрена ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 201__г.
Зав. кафедрой Кочеткова Елена Николаевна, к.э.н., и.о. доцента____ (ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
Лист согласования рабочей программы Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом
ХФ ФГБОУ ВПО КрасГАУ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
Председатель учебно-методического Совета ХФ ФГБОУ ВПО КрасГАУ
Артюшкина Татьяна Анатольевна, и.о. доцента
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 20___г.
Заведующая выпускающей кафедрой по направлению подготовки
080100.62 Экономика, профиль «Экономика предприятий и организаций»___
(направление, профиль)
Кочеткова Елена Николаевна, к.э.н., и.о. доцента
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
____________________________ «__» ________ 20___г. Заведующая кафедрой: Кочеткова Елена Николаевна, к.э.н., и.о. доцента
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 20___г.
Оглавление
Аннотация Дисциплина Бизнес-планирование является базовой частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки бакалавра экономики.
Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления.
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций выпускника:
- способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-З);
- владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
- умение логично, аргументировано и доходчиво выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, совещания, деловая переписка, электронные коммуникации (ОК-19);
- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
- способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
профессиональных компетенций выпускника:
- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение и делегирование полномочий в соответствие с уровнем ответственности и возможностей сотрудников (ПК-2);
- способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
- способность оценивать влияние инвестиционных и финансовых решений на рост ценности (стоимости) компании (ПК -12);
- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК -14);
- готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК -17);
- способность планировать операционную (производственную) деятельность организации (ПК -19);
- готовность участвовать во внедрении технологических, маркетинговых и продуктовых инноваций (ПК-21);
- способность к рыночному образу мышления (ПК-26);
- способность оценивать воздействие макроэкономической среды, органов государственного и муниципального управления на деятельность организации (ПК-27);
- знание основ поведения организации в рыночных условиях, иметь представление о различных рыночных структурах и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
- умение использовать в практической деятельности организации информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик менеджмента (ПК-36);
- способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
- способность проводить анализ различных видов рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
- способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
- способность разрабатывать бизнес-планы создания новых и развития существующих организаций и бизнесов (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
- способность оценивать внутренние и внешние условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В процессе изучения дисциплины студенты освоят требования, предъявляемые к бизнес-планам, усвоят набор основополагающих сведений в области бизнес-планирования. В ходе изучения дисциплины студент должен приобрести необходимые навыки и умение к написанию бизнес-плана, выполнению конкретных инвестиционных расчётов, выбору наиболее рациональных решений, управлению реализацией бизнес-идеи.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации, курсовое проектирование).
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестовых заданий, контрольных работ и промежуточный контроль в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные 6 часов, практические 6 часов, 132 часа самостоятельной работы студента. 1 Требования к дисциплине
1.1 Внешние и внутренние требования Дисциплина «Бизнес-планирование» включена в ООП, в цикл профессиональных дисциплин базовой части.
Реализация в дисциплине «Бизнес-планирование» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 080100.62 Экономика, профиль «Экономика предприятий и организаций» должна формировать следующие компетенции:
Общекультурные компетенции
ОК - 3 - способность занимать активную гражданскую позицию;
ОК - 5 - владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК – 6 - умение логично, аргументировано и доходчиво выстраивать устную и письменную речь;
ОК – 7 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК – 8 - способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
ОК – 9 - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК -11 - умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;
ОК -12 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК -15 - владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
ОК -16 - понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
ОК – 17 - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК- 19 - способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, совещания, деловая переписка, электронные коммуникации;
ОК -20 - способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
ОК – 22 - способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
Профессиональные компетенции
ПК-2 - способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение и делегирование полномочий в соответствие с уровнем ответственности и возможностей сотрудников;
ПК-10 - способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
ПК – 12 - способность оценивать влияние инвестиционных и финансовых решений на рост ценности (стоимости) компании;
ПК – 14 - владеть современными технологиями управления персоналом;
ПК-17 - готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям;
ПК -19 - способность планировать операционную (производственную) деятельность организации;
ПК – 21 - готовность участвовать во внедрении технологических, маркетинговых и продуктовых инноваций;
ПК – 26 - способность к рыночному образу мышления;
ПК – 27 - способность оценивать воздействие макроэкономической среды, органов государственного и муниципального управления на деятельность организации;
ПК – 30 - знание основ поведения организации в рыночных условиях, иметь представление о различных рыночных структурах и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли;
ПК – 36 - умение использовать в практической деятельности организации информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик менеджмента;
ПК - 41 - способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
ПК - 42 - способность проводить анализ различных видов рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
ПК - 43 - способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
ПК – 48 - умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
ПК – 49 - способность разрабатывать бизнес-планы создания новых и развития существующих организаций и бизнесов (направлений деятельности, продуктов);
ПК -50 - способность оценивать внутренние и внешние условия осуществления предпринимательской деятельности.
Место дисциплины в учебном процессе
Настоящая дисциплина относится к базовому блоку профессионального цикла дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавра для направления 080100.62 Экономика.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Экономическая теория», «Информационные технологии в менеджменте», «Статистика», «Маркетинг», «Учет и анализ», «Теория менеджмента».
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Инвестиционный анализ
Анализ деятельности производственных систем
Организация предпринимательской деятельности
Управление в АПК
Дисциплина является обязательной и изучается студентами на 3 курсе.
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке контрольных работ, рефератов выполнении научных студенческих работ. 2 Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые
в результате освоения. Целью курса «Бизнес-планирования» является получение знаний, умений и отработка навыков внутрифирменного планирования, проектирование на основе применения научно-практических методов по управлению ресурсами и организационным развитием.
Курс имеет практико-ориентированную направленность и решает ряд задач по подготовке специалистов в области экономики и управления. Знать:
роль бизнес-планирования в деятельности предприятия;
основные этапы планирования деятельности предприятия;
функции бизнес-плана, принципы его построения;
типы бизнес-плана и горизонты планирования;
структуру, содержание и функции разделов бизнес-плана.
требования к составлению и оформлению бизнес-плана;
основные этапы составления бизнес-плана;
Уметь:
применять методики разработки отдельных разделов бизнес-плана
Владеть:
• навыками изучения конъюнктуры спроса на товары и исследование рынков сбыта продукции:
• навыками маркетинговых исследований при формировании товарного выпуска
• методами анализа цен и формирования ценовой политики предприятия на рынках сбыта продукции
• методами оценивания конкурентоспособности продукции и разработки на этой основе инвестиционной политики предприятия:
• навыками оценки потенциала предприятия и формирования производственной программы
• навыками анализа финансовых результатов деятельности, составления баланса предприятия
3 Организационно-методические данные дисциплины
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
| №5
| №6
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
| 4
| 144
| 34
| 110
| Аудиторные занятия
|
| 12
| 2
| 10
| Лекции (Л)
|
| 6
| 2
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
|
| 6
|
| 6
| Семинары (С)
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (СРС)
|
| 132
| 32
| 100
| в том числе:
|
|
|
|
| курсовая работа (проект)
| 1
|
|
|
| консультации
|
|
|
|
| контрольные работы
|
|
|
| 1
| реферат
| 0,3
|
|
|
| самоподготовка к текущему контролю знаний
|
|
|
|
| др. виды
|
|
|
|
| Вид контроля:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
|
|
| 1
|
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Таблица 2
|