§
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БЗ. Б16
| Бизнес-планирование
| (индекс)
| (наименование)
| Направление
|
| 080100.62
| Экономика
| (шифр)
| (наименование)
| ПРОФИЛЬ
|
| (шифр)
| (наименование)
| АКАДЕМИЯ
|
|
ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
| КАФЕДРА
|
| Экономика и инновационные рыночные исследования
|
| (код)
| (наименование)
|
Автор рабочей программы к,э,н, Сидоренко Л.Ж.
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ______________
(дата утверждения)
Типовой программы _________________________________________________
(дата утверждения)
Учебного плана ___________27.09.2012 г._________________.______________________________
(дата утверждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА КАФЕДРОЙ:
Экономика и инновационные рыночные исследования И.Г. Акперов
(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)
Протокол заседания кафедры № 1 от 28.08.2012 г.
УМС: Академия Экономики и Бизнеса Л.Д. Киянова
(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)
Протокол УМС № 1 от 15.10.2012 г.
1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины является формирование у студентов необходимых теоретических знаний и практических навыков по бизнес-планированию, представления о процессе планирования деятельности организации, получения необходимых навыков для решения экономических задач и самостоятельного составления бизнес-плана.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
дать студентам полное представление о сущности бизнес-плана, этапах его разработки, разделов, его составляющих;
ознакомить с комплексом методов, приемов разработки разделов бизнес-плана, методов расчетов его основных показателей, особенно в разделе оценки финансовых показателей;
добиться полного понимания целей и задач, стоящих перед разработчиком бизнес-плана, важности бизнес-плана в общей системе планов, составляемых предприятиями на разных этапах своего развития и преследующих различные цели.
2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения дисциплины студенты должны: Иметь представление о роли и месте бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами. Знать:
структуру и функции бизнес-планов;
требования, выдвигаемые к разработке бизнес-планов;
методику бизнес-планирования.
Уметь: составлять, использовать план инвестиционного проекта, план
финансового оздоровления, план внешнего управления.
Овладеть компетенциями:
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
2.1Лекции
№ п/п
| Тема лекции
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З/С
| 1
| Прогнозирование и планирование в условиях рынка
| Рыночная экономика и объективная необходимость планирования на макро- и микроуровнях. Система планирования в условиях рынка как основной метод и составная часть управления экономикой. Прогнозирование в рыночной экономике: понятие, содержание, роль и значение; взаимосвязь прогнозирования и планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием. Планирование как наука и вид экономической деятельности. Сущность и структура объектов планирования. Предмет планирования. Временные границы планирования. Экономический механизм управления предприятия. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Бизнес-план предприятия.
| 2/2/2
| 2
| Сущность и содержание бизнес-планирования
на предприятии
| Предпринимательство и бизнес-планирование, роль и место в экономике. Содержание предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательской деятельности. Понятие бизнеса как инициативной экономической деятельности. Объекты бизнеса. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса.
Понятие и содержание бизнес-планирования. Цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой. Задачи и преимущества использования бизнес-плана. Типология бизнес-планов. Основные области применения бизнес-плана. Принципы разработки бизнес-плана.
| 2/2/2
| 3
| Резюме бизнес-плана
| Титульный лист бизнес-плана. Резюме. Уникальность бизнеса. Планируемая стратегия фирмы: вход на рынок или его развитие через анализ факторов, условий, слабых мест в действиях конкурентов. Описание отрасли экономической деятельности и рынка сбыта, его структуры, емкости, темпов роста. Анализ конкурентных преимуществ собственного бизнеса. Прогноз финансовых результатов. Требуемая сумма инвестиций. Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса. Примерная форма резюме.
| 2/0/0
| 4
| Исследование и анализ рынка, план маркетинга
| Прогноз конъюнктуры рынка. Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере.
Прогноз коммерческой деятельности анализируемых фирм-конкурентов.
Общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка, влияние внешних факторов на объем и структуру сбыта.
Анализ продаж за предшествующий период. Сегментация рынка. Определение емкости рынка. Прогноз развития рынка. Планирование ассортимента. Оценка конкурентоспособности товара. Планирование цены. Прогнозирование величины продаж.
| 2/0/0
| 5
| Составление плана производства и организационного плана
| Производственный цикл. Производственные мощности. Их роль в совершенствовании бизнеса. Развитие производственных мощностей за счет приобретения и аренды. Структура и показатели производственной программы. Анализ выполнения плана производства. Анализ портфеля заказов. Расчет производственной мощности. Планирование выпуска продукции. Планирование выполнения производственной программы. Собственность и ее роль в организации бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательства в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Экономическое обоснование создания, реорганизации предприятия. Организационная структура, экономическое обоснование и оценка эффективности. Управленческая команда и персонал. Планирование потребности в персонале. Планирование трудоемкости производственной программы.
| 4/0/0
| 6
| Финансовый план и оценка рисков
| Финансы предпринимательской организации. Управление финансами: финансовый механизм, финансовые методы, финансовые ресурсы, финансовые рычаги. Оценка эффективности предпринимательской деятельности: принципы и методы. Цели, задачи и функции финансового планирования. Содержание финансового плана. Анализ финансового положения. Планирование доходов и поступлений. Планирование расходов и отчислений.Привлечение кредитов и анализ их эффективности. Источники финансирования ресурсов предприятия и их соотношение. Анализ эффективности инвестиций. Срок полного возврата вложенных средств и получение дохода от них. Составление графика безубыточности по материалам бизнес-плана. Баланс доходов и расходов фирмы. Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании. Анализ и планирование риска.
| 4/0/0
| Итого
| 16/4/4
| 2.2Практические занятия № п/п
| Тема занятий
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З/С
| 1
| Прогнозирование и планирование в условиях рынка
| 1.Прогнозирование в рыночной экономике: понятие, содержание, роль и значение; взаимосвязь прогнозирования и планирования.
2.Роль и место планирования в управлении предприятием.
3.Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. 4.Бизнес-план предприятия.
| 2/2/2
| 2
| Сущность и содержание бизнес-планирования
на предприятии
| 1.Предпринимательство и бизнес-планирование, роль и место в экономике. 2.Содержание предпринимательской деятельности.
3.Понятие и содержание бизнес-планирования.
4.Цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой.
5.Задачи и преимущества использования бизнес-плана.
6.Основные области применения бизнес-плана.
| 2/2/2
| 3
| Резюме бизнес-плана
| 1.Титульный лист бизнес-плана.
2. Резюме.
3.Описание отрасли экономической деятельности и рынка сбыта, его структуры, емкости, темпов роста.
4.Анализ конкурентных преимуществ собственного бизнеса.
5.Прогноз финансовых результатов.
6. Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса.
| 2/0/0
| 4
| Исследование и анализ рынка, план маркетинга
| 1.Прогноз конъюнктуры рынка.
2.Прогноз коммерческой деятельности анализируемых фирм-конкурентов.
3.Общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка, влияние внешних факторов на объем и структуру сбыта.
4.Анализ продаж за предшествующий период.
5. Планирование цены.
6.Прогнозирование величины продаж.
| 2/0/0
| 5
| Составление плана производства и организационного плана
| 1.Производственный цикл. 2.Производственные мощности. 3.Планирование выпуска продукции. . 4.Организационная структура, экономическое обоснование и оценка эффективности. 5.Управленческая команда и персонал. 6.Планирование трудоемкости производственной программы.
| 5/0/0
| 6
| Финансовый план и оценка рисков
| 1.Финансы предпринимательской организации.
2.Управление финансами: финансовый механизм, финансовые методы, финансовые ресурсы, финансовые рычаги.
3.Оценка эффективности предпринимательской деятельности: принципы и методы.
4. Содержание финансового плана.
5.Источники финансирования ресурсов предприятия и их соотношение.
6.Анализ эффективности инвестиций.
7. Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании. Анализ и планирование риска.
| 5/2/2
| Итого
| 18/6/6
| 2.3Интерактивное практическое занятие
№ п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание
| Кол. Часов
О/З/С
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Деловая игра «Разработка бизнес-плана по производству керамической плитки» | Разработка бизнес-плана
| 8/4/4
|
| | ИТОГО
| 8/4/4
|
3Самостоятельная работа
№ п/п
| Содержание самостоятельной работы
| Кол. часов О/З/С
| Форма контр.
| 1
| Прогнозирование и планирование в условиях рынка
| 5/8/30
| Рейтинговые задания, тестирование
| 2
| Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятии
| 5/8/14
| 3
| Резюме бизнес-плана
| 5/15/20
| 4
| Исследование и анализ рынка, план маркетинга
| 5/8/20
| 5
| Составление плана производства и организационного плана
| 8/15/25
| 6
| Финансовый план и оценка рисков
| 10/8/25
|
| Итого
| 38/62/134
|
| 4ТЕМЫ рефератов Роль предпринимательской идеи в повышении эффективности деятельности фирмы.
Особенности бизнес-плана для малого предприятия.
Роль бизнес-планирования при организации нового предприятия.
Формы планирования на российских предприятиях.
Бизнес-план как инструмент выживания фирмы в российской экономике.
Достоинства и недостатки бизнес-планов, разрабатываемых на российских предприятиях.
Виды исходной информации для составления бизнес-плана.
Конкурентная ситуация на российском рынке розничной торговли.
Достоинства и недостатки бизнес-планов, разрабатываемых на российских предприятиях
Анализ маркетинговой среды предприятия.
Конкурентная ситуация на российских рынках промышленного производства.
Роль аутсорсинга в составлении разделов бизнес-плана.
Виды маркетинговых стратегий, применяемых при планировании бизнеса.
Финансовое состояние российских предприятий.
Организационные проблемы создания предприятий.
Особенности бизнес-плана инвестиционного проекта.
Значение финансового планирования для управления предприятием.
Жизненный цикл проекта
Использование возможностей компьютера при разработке бизнес-плана.
Конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике.
5УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1Основная литература № п/п
| Перечень литературы
| 11
| Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Учебное пособие / Попов В.Н., Медведев Г.В. и др. – М.: Финансы и статистика, 2001.
| 2
| Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров /И.А.Дубровин – 2-е изд.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 (электронная библиотека IPBooks).
|
| Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов.-3-е изд.,доп. И перераб.-М.:Ось-89, 2002.
| 3
| Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие.-М.:ИНФРА, 2008.
| 4
| Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
| 5
| Орлова П.И. Бизнес-планирование: Учеьное пособие / под ред. Глуховой М.И.-М.: Издательско-торговая корпорация» Дашков и К», 2010 (электронная библиотека IPBooks).
| 5.2Дополнительная литература № п/п
| Перечень литературы
| 1
| Бизнес-планы: полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степанова. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2009.
|
| 2
| Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 2010.
|
| 3
| Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие.-М.:ИНФРА, 2008.
|
| 4
| Савчук В.П. Управление финансами предприятия. М.: БИНОМ, 2003.
|
| 5
| Ушаков И.И. Бизнес-план.- СПб.:Питер, 2007- (Серия «Практика менеджмента»)
|
| 6
| Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., ГамаюновВ.В. Внутрифирменное бюджетирование :Настольная книга финансового планирования /В.Е.Хруцкий и др.-М.:Финансы и статистика,2002.
|
| 7
| Циферблат А.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. – М.: Финансы и статистика, 2011.
|
| 8
| Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия. – Москва: ГроссМедиа, 2010.
|
|
6ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы) № п/п
| Перечень
| 1
| СПС Консультант Плюс
| 2
| СПС Гарант
| 3
| Электронная библиотека IPBooks
|
|