Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт экономики и управления» (г. Пятигорск)
НОУ ВПО «ИнЭУ»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
________________Андреева Р.С.
(Протокол № от « » 2012г.)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.ДВ1 «Бизнес-планирование» Направление подготовки
| 080200.62 - «Менеджмент»
|
|
| Квалификация (степень) выпускника
| Бакалавр
|
| Профиль подготовки бакалавра
| экономика и управление
| (указывается индекс и наименование профиля)
| Форма обучения
| Очная и заочная
|
| Факультет
| Экономический факультет
|
| Кафедра-разработчик
рабочей программы
| экономики и управления
| г. Пятигорск
2011 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа составленавсоответствиистребованиямиФедерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) при с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки
080100.62 - «Менеджмент»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Программу составили
кафедра экономики и управления
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кузнецова Екатерина Николаевна, ст. преподаватель
-------------------------------------------------------------------------------------------------- Рецензент(ы):
Программа рассмотрена на
заседании кафедры экономики и управления
---------------------------------------------------------------------------------- Протокол № от « » -----------2011г. Зав. кафедрой Андреева Р.С. / /
(подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании УМС Протокол № 1 от « » 201 г.
Председатель УМС Андреева Р.С. , к.э. н., профессор
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
«___» ______201 _____ г. Библиотекарь Дмитриченко Т.А. / /
(подпись)
/ /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б11. «ЬИзнес-планирование»
Разделы рабочей программы
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………
| 3
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО………………………………..
| 4
| 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………..
| 22
| 4. Формы контроля освоения дисциплины………………………………..
| 33
| 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………....
| 44
| 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………
| 55
| Приложения к рабочей программе дисциплины
|
| Приложение 1. Аннотация рабочей программы…………………………………….
| 60
| \
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «Бизнес-планирование» :
-формирование у студентов комплексных знаний и умений в области бизнес-планирования и бизнес-анализа;
-формирование системы базовых знаний по теории, методологии и
методам бизнес-планирования;
-выработка и развитие практических навыков по бизнес-планированию для использования в процессе профессиональной деятельности при разработке бизнес-планов.
Задачи дисциплины:
– освоить содержание, сущность, значимость и роль бизнес-планирования
в современной экономике;
– овладение основными методами финансового планирования и
прогнозирования в корпорации (организации);
– освоение основных принципов построения бизнес-плана;
– изучение технологии бизнес-планирования;
– изучение методов анализа и оценки проектов;
– иметь представление о современных информационных технологиях в
бизнес-планировании.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
-место и роль бизнес-планирования и бизнес-анализа в общей системе организационно-экономических знаний;
современную методологию и технологию бизнес-планирования и бизнес-анализа;
основные типы и характеристики бизнес-планов бизнес-анализа;
функции бизнес-планирования и бизнес-анализа;
основные этапы бизнес-планирования;
основные разделы бизнес-плана;
современное программное обеспечение в области бизнес-планирования; уметь:
- определять направления бизнес-планирования;
разрабатывать технико-экономическое обоснование управленческих решений;
разделять деятельность на отдельные взаимозависимые задачи;
анализировать финансовую реализуемость и экономическую эффективность бизнес-планов;
формировать бюджет бизнес-планов;
- использовать пакеты прикладных программ для бизнес-планирования и бизнес-анализа; владеть:
- специальной терминологией бизнес-планирования;
- организационным инструментарием бизнес-планирования и бизнес-анализа;
методами анализа и математическим аппаратом оценки эффективности и рисков бизнес-планов;
практическими навыками решения практических задач стратегического и тактического бизнес-планирования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных
ОК- 1- способности развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования ();
ОК- 3- способности самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
ОК-4) -- способности принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
Профессиональных
ПК-1- способности управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
ПК-2- способности разрабатывать корпоративную стратегию;
- способности разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);
ПК-5 - способности использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами ();
ПК-8- способности готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности. 2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Бизнес-планирование» является дисциплиной базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетные единицы, __72_часа.
3.1. Объем дисциплины «Бизнес-планирование» и виды учебной работы
Форма обучения: очная.
Виды учебной работы
| Количество часов
| Всего часов/ ЗЕ
| семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (АЗ) (всего)
в том числе:
| 36/1
|
| 36
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
|
| 18
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
|
| -
|
|
| Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)
| 18/0,5
|
| 18
|
|
| Самостоятельная работа (СР) (всего)
в том числе:
| 36/1
|
| 36
|
|
| Научно-исследовательская работа (НИР)
| -
|
| -
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
|
| -
|
|
| Реферат (Р)
|
|
|
|
|
| Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
|
|
|
|
|
| Проработка теоретического материала
| 18/0,5
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| -
|
|
|
|
| Подготовка к зачету
| 18/0,5
|
|
|
|
| Вид итогового контроля
| -
|
| зачет
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 72
|
| 72
|
|
| 2
|
| 2
|
|
| Форма обучения: очная 3 года.
Виды учебной работы
| Количество часов
| Всего часов/ ЗЕ
| семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (АЗ) (всего)
в том числе:
| 36/1
|
| 18
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
|
| 18
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
|
| -
|
|
| Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)
| 18/0,5
|
| 18
|
|
| Самостоятельная работа (СР) (всего)
в том числе:
| 36/1
|
|
|
|
| Научно-исследовательская работа (НИР)
| -
|
| -
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
|
| -
|
|
| Реферат (Р)
|
|
|
|
|
| Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
|
|
|
|
|
| Проработка теоретического материала
| 18/0,5
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| -
|
|
|
|
| Подготовка к зачету
| 18/0,5
|
|
|
|
| Вид итогового контроля
| -
|
| зачет
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 72
|
| 72
|
|
| 2
|
| 2
|
|
| Форма обучения: заочная.
Виды учебной работы
| Количество часов
| Всего часов/ ЗЕ
| семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (АЗ) (всего)
в том числе:
| 6
|
| 8
|
|
| Лекции (Л)
| 4
|
| 4
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)
| 4
|
| 4
|
|
| Самостоятельная работа (СР) (всего)
в том числе:
| 64
|
| 64
|
|
| Научно-исследовательская работа (НИР)
| -
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
|
|
|
|
| Реферат (Р)
| -
|
|
|
|
| Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
| -
|
|
|
|
| Проработка теоретического материала
| 28
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы: контрольная работа
| -
|
|
|
|
| Подготовка к зачету
| 36
|
|
|
|
| Вид итогового контроля
|
|
| зачет
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 72
|
| 72
|
|
| 2
|
| 2
|
|
|
3.2. Содержание модуля (раздела) дисциплины
Форма обучения: очная.
№ модуля
| Наименование модуля (раздела) дисциплины
| №
| Содержание модуля
(в дидактических единицах)
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| М 1
| Введение в теорию и практику бизнес-планирования
| 1
| Общая концепция бизнес-планирования
| 8
| 2
| 2
| 4
| 2
| Структура и основное содержание разделов бизнес-плана.
| 16
| 4
| 4
| 8
| М 2
| Содержание основных разделов бизнес-плана и их детализация .
| 3
| Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане
| 12
| 4
| 2
| 6
| 4
| Методика разработки раздела «План маркетинга» в бизнес-плане
| 8
| 2
| 2
| 4
| 5
| Методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-плане
| 12
| 2
| 4
| 6
| М 3
| Инструментарий бизнес-планирования
| 6
| Методы анализа и оценки проектов.
| 8
| 2
| 2
| 4
| 7
| Современные информационные технологии в бизнес-планировании.
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Всего:
|
| 72
| 18
| 18
| 36
|
Форма обучения: очная 3 года.
№ модуля
| Наименование модуля (раздела) дисциплины
| №
| Содержание модуля
(в дидактических единицах)
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| М 1
| Введение в теорию и практику бизнес-планирования
| 1
| Общая концепция бизнес-планирования
| 2
|
| 1
| 1
| 2
| Структура и основное содержание разделов бизнес-плана.
| 2
|
| 1
| 1
| М 2
| Содержание основных разделов бизнес-плана и их детализация .
| 3
| Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане
| 8
|
| 4
| 4
| 4
| Методика разработки раздела «План маркетинга» в бизнес-плане
| 4
|
| 2
| 2
| 5
| Методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-плане
| 8
|
| 4
| 4
| М 3
| Инструментарий бизнес-планирования
| 6
| Методы анализа и оценки проектов.
| 2
|
| 2
| 1
| 7
| Современные информационные технологии в бизнес-планировании.
| 2
|
| 2
| 1
|
| Всего:
|
| 36
| -
| 18
| 18
|
Форма обучения: заочная.
№ модуля
| Наименование модуля (раздела) дисциплины
| №
| Содержание модуля
(в дидактических единицах)
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| М 1
| Введение в теорию и практику бизнес-планирования
| 1
| Общая концепция бизнес-планирования
| 3
| 1
|
| 2
| 2
| Структура и основное содержание разделов бизнес-плана.
| 3
| 1
|
| 2
| М 2
| Содержание основных разделов бизнес-плана и их детализация .
| 3
| Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане
| 7
|
| 1
| 6
| 4
| Методика разработки раздела «План маркетинга» в бизнес-плане
| 7
| 1
| 1
| 6
| 5
| Методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-плане
| 7
| 1
| 1
| 6
| М 3
| Инструментарий бизнес-планирования
| 6
| Методы анализа и оценки проектов.
| 5
|
| 1
| 4
| 7
| Современные информационные технологии в бизнес-планировании.
| 4
|
|
| 4
|
| Всего:
|
| 36
| 4
| 4
| 30
|
Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом
Занятия в интерактивных формах
№ п/п
| № модуля (раздела) дисциплины
| Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
| Тема занятия
| Интер-
активная форма
| Объем, ауд. часов/в том числе в интерактив-ной форме
| 1
| М1
| практическое
| Структура и основное содержание разделов бизнес-плана.
|
| 2
| 2
| М1
| практическое
| Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане
| Подготовка и защита презентаций
| 1
| 3
| М2
| практическое
| Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане
| Подготовка и защита презентаций
| 2
| 5
| М2
| практическое
| Методика разработки раздела «План маркетинга» в бизнес-плане
|
| 1
| 6
| М2
| практическое
| Методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-плане
|
| 1
| 7
| М3
| практическое
| Методы анализа и оценки проектов.
|
| 1
| 8
| М3
| практическое
| Современные информационные технологии в бизнес-планировании.
| Подготовка и защита презентаций
| 1
| Итого:
| 11
| 3.6. Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № модулей (разделов) данной дисциплин, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| Управление бизнес-процессами
| М1, М2 , М3
| 2
| Инвестиционный анализ
| М2 , М3
| 3.7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3.7.1. Перечень заданий для самостоятельной работы
Темы для самостоятельной работы
| Виды и содержание СР
| Форма отчетности (контроля)
| Тема 1.Общая концепция бизнес-планирования
| Изучение нормативных документов и законодательной базы.Проработка учебного материала по учебной и научной литературе
| Устный ответ
| Тема2. Структура и основное содержание разделов бизнес-плана.
| Анализ отечественной и зарубежных методик бизнес-планирования. Методика ЮНИДО основные принципы построения бизнес-плана
| Подготовка презентации
| Тема3. Методика разработки раздела «Производственный план» в бизнес-плане
| Методика расчета показателей производственной программы и производственной деятельности.
Методика расчета издержек производства и себестоимости
| Подготовка презентации
| Тема 4.Методика разработки раздела «План маркетинга» в бизнес-плане
| Изучение методики разработки плана маркетинга
Предпринимательские риски в маркетинговых программах . Реклама ..
| Устный ответ
| Тема 5.Методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-плане
| Изучение комплекса документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность
| презентация
| Тема 6.Методы анализа и оценки проектов.
| Изучение cтатических и
динамических методов оценки экономической эффективности бизнес-проектов.
| Тестирование
| Тема7. Современные информационные технологии в бизнес-планировании.
| Применение программных продуктов, в бизнес-планировании.
| доклад
|
|