Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Институт экономики и управления» (г. Пятигорск) НОУ ВПО «ИнЭУ»
____________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
_____________________ /Андреева Р.С./
(Протокол № 1 от «27»сентября 2013г.)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б 3.ДВ.7. «Делопроизводство» Направление подготовки
| 034000.62 «Конфликтология»
|
| Квалификация (степень) выпускника
| Бакалавр
|
| Профиль подготовки бакалавра
| Общий
|
| Форма обучения
| очная / заочная
|
| Факультет
| Экономический
|
| Кафедра-разработчик
рабочей программы
| гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
|
|
г. Пятигорск, 2013
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 034000.62 «Конфликтология» Программу составили:
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Шевченко Роман Петрович, старший преподаватель
Рецензент(ы): Элова Г.В., к.э.н., доцент, Северо-Кавказский федеральный университет (г.Пятигорск)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа рассмотрена
на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ________
( наименование кафедры-разработчика рабочей программы)
Протокол № 2 от «5» сентября 2013 г.
Зав. кафедрой _____________ Манкиева А.В., к.полит.н, доцент_
(подпись) (Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Рабочая программа одобрена на заседании УМС Протокол № 1 от «27» сентября 2013г.
Председатель УМС Андреева Р.С., к.э.н., профессор
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
«05» сентября 2013 г. Библиотекарь _________________ Дмитриченко Т.А.
(подпись) (Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б 3, ДВ.7 ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Разделы рабочей программы
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………
| 4
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО………………………………..
| 4
| 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………..
| 5
| 4. Формы контроля освоения дисциплины………………………………..
| 12
| 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………....
| 13
| 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………
| 13
| Приложения к рабочей программе дисциплины
|
| Приложение 1. Аннотация рабочей программы…………………………………….
| 15
| 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Весь процесс управления связан с информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому документационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, организации, предприятия рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления.
Большое внимание уделяется правильности и точности оформления документов, их соответствия принятым специальным стандартам, которые и изучает такая дисциплина, как делопроизводство. Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Цель изучения дисциплины заключается в овладении основами правильного оформления документов и надлежащей организацией документооборота в учреждении согласно требованиям ГОСТа механическим и электронным способами.
Задачи изучения дисциплины:
изучить основные понятия и термины дисциплины;
изучить историю развития делопроизводства в России;
изучить нормативно-правовую базу делопроизводства;
изучить требования ГОСТ Р 6.30-2003 к оформлению управленческих документов;
изучить правила составления и оформления управленческих документов;
организацию документооборота;
технологию делопроизводства и порядок хранения документов;
компьютерную подготовку документов и технические средства офисной деятельности;
организацию работы офисного персонала.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление: о документационном обеспечении управления, о реквизитах документах, об оформлении организационно-распорядительных документов, о кадровой документации, а также об организации документооборота в учреждении.
Знать: нормативно-методическую базу делопроизводства, организационно-правовые документы, правила оформления реквизитов документов, составление и оформление служебных документов, правила составления личных дел, работу с обращениями граждан, документооборот в организации.
Уметь: составлять формуляры-образцы служебных документов, составлять и оформлять организационно-распорядительные документы, формировать личное дело, обрабатывать регистрировать входящие, исходящие и внутренние документопотоки, составлять номенклатуру дел, оформлять дела и передавать их в архив.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
- способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Делопроизводство» (Б3.ДВ.7) является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО направления подготовки 034000.62 «Конфликтология».
Дисциплина «Делопроизводство» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
3.1. Объем дисциплины «микроэкономика» и виды учебной работы
Форма обучения: очная. Виды учебной работы
| Количество часов
| Всего часов/ ЗЕ
| семестры
| 8
| Аудиторные занятия (АЗ) (всего)
в том числе:
| 56
| 56
| Лекции (Л)
| 28
| 28
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)
| 28
| 28
| Самостоятельная работа (СР) (всего)
в том числе:
| 52
| 52
| Научно-исследовательская работа (НИР)
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат (Р)
| 4
| 4
| Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
| 8
| 8
| Проработка теоретического материала
| 20
| 20
| Другие виды самостоятельной работы*
| -
| -
| Подготовка к зачету
| 20
| 20
| Вид итогового контроля – зачет
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы
| 108
| 108
| 3
| 3
| Форма обучения: заочная.
Виды учебной работы
| Количество часов
| Всего часов/ ЗЕ
| семестры
| 8
| Аудиторные занятия (АЗ) (всего)
в том числе:
| 12
| 12
| Лекции (Л)
| 6
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Практические и семинарские занятия (ПЗ) и (С)
| 6
| 6
| Самостоятельная работа (СР) (всего)
в том числе:
| 92
| 92
| Научно-исследовательская работа (НИР)
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Работа над индивидуальным творческим заданием (ИТЗ), творческой работой (эссе)
| -
| -
| Проработка теоретического материала
| 56
| 56
| Другие виды самостоятельной работы:
выполнение контрольной работы
| 16
| 16
| Подготовка к зачету
| 20
| 20
| Вид итогового контроля – зачет
| 4
| 4
| Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы
| 108
| 108
| 3
| 3
| 3.2. Содержание модуля (раздела) дисциплины
Форма обучения: очная. №
| Содержание модуля
(в дидактических единицах)
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Аудиторные
занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические семинарские занятия
| 1
| Введение. История развития делопроизводства
| 8
| 2
| 2
| 4
| 2
| Документационное обеспечение управления
| 8
| 2
| 2
| 4
| 3
| Оформление реквизитов документов
| 16
| 4
| 4
| 8
| 4
| Составление и оформление служебных документов
| 22
| 6
| 6
| 10
| 5
| Оформление кадровой документации
| 24
| 6
| 6
| 12
| 6
| Работа с обращениями граждан
| 8
| 2
| 2
| 4
| 7
| Организация документооборота в учреждении
| 22
| 6
| 6
| 10
| Всего
| 108
| 28
| 28
| 52
| Форма обучения: заочная.
№
| Содержание модуля
(в дидактических единицах)
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Аудиторные
занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические семинарские занятия
| 1
| Введение. История развития делопроизводства
| 6
| -
| -
| 6
| 2
| Документационное обеспечение управления
| 8
| -
| 2
| 6
| 3
| Оформление реквизитов документов
| 20
| -
| 2
| 18
| 4
| Составление и оформление служебных документов
| 22
| 2
| -
| 20
| 5
| Оформление кадровой документации
| 20
| 2
| -
| 18
| 6
| Работа с обращениями граждан
| 8
| -
| 2
| 6
| 7
| Организация документооборота в учреждении
| 20
| 2
| -
| 18
| Всего
| 108
| 6
| 6
| 92
|
3.3. Аудиторный практикум Темы занятий и их содержание
| Объем в часах
| 1. Оформление организационно-правовой документации. Составление должностной инструкции, устава.
| 2
| 2. Оформление распорядительной документации. Составление приказа.
| 2
| 3. Оформление справочно-информационной и справочно- аналитической. Составление докладной записки, объяснительной записки, протокола, акта, справки. Составьте генеральную доверенность на право совершения действий связанных с управлением имуществом.
| 2
| 4. Оформление деловой переписки.
Составление разных видов служебных писем (гарантийное, информационное, сообщение, приглашение, напоминание, требование, предложение).
| 4
| 5. Оформление документов по личному составу. Составление заявления о приеме на работу, приказа о приеме на работу, заключение трудового договора.
| 4
| 6. Оформление кадровых документов для решения вопроса о приеме на работу. Составление резюме, характеристики, автобиографии, рекомендательного письма.
| 4
| 7. Делопроизводство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Законодательно-нормативные акты, технология работы с обращениями граждан. Составить обращение.
| 2
| 8. Организация документооборота. Опишите порядок движения документов. Дайте определение номенклатуры дел, основные требования по ее составлению, виды, формирование документов в дела, порядок их хранения, передача документов в архив.
| 2
|
Лабораторный практикум
Не предусмотрен
Занятия в интерактивных формах
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
| Тема занятия
| Интер-
активная форма
| Объем, ауд. часов/в том числе в интерактив-ной форме
| практическое
| Документационное обеспечение управления
| Подготовка и защита презентаций
| 2
| практическое
| Оформление реквизитов документов
| Подготовка и защита презентаций
| 4
| практическое
| Составление и оформление служебных документов
| Подготовка и защита презентаций
| 4
| практическое
| Оформление кадровой документации
| Подготовка и защита презентаций
| 4
| практическое
| Работа с обращениями граждан
| Подготовка и защита презентаций
| 4
| практическое
| Организация документооборота в учреждении
| Подготовка и защита презентаций
| 4
| Итого:
| 108/22
| 3.6. Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № модулей (разделов) данной дисциплин, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| Психология конфликта
|
| 2
| Информационные технологии в конфликтологии
|
| 3.7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 3.7.1. Перечень заданий для самостоятельной работы Наименование тем
| Содержание СР
| Форма
отчетности (контроля)
| Введение. История развития делопроизводства
| Подготовка к практическим занятиям: проработка конспекта лекций
| Индивидуальные задания (ИЗ)
| Документационное обеспечение управления
| Теоретическая проработка выбранной темы реферативного сообщения
| УО,Реферат с выполненной презентацией, контрольная работа
| Оформление реквизитов документов
| Подготовка индивидуальных проектов
| Индивидуальные задания (ИЗ)
| Составление и оформление служебных документов
| Теоретическая проработка выбранной темы реферативного сообщения
| УО,Реферат с выполненной презентацией
| Оформление кадровой документации
| Подготовка индивидуальных проектов
| Индивидуальные задания (ИЗ)
| Работа с обращениями граждан
| Теоретическая проработка выбранной темы реферативного сообщения
| Устный
опрос
| Организация документооборота в учреждении
| Подготовка индивидуальных проектов
| Индивидуальные задания (ИЗ)
| 3.7.2. Примерная тематика докладов (рефератов)
Цели изучения и задачи курса делопроизводства, определение делопроизводства. Роль документационного обеспечения в управлении.
Краткая характеристика приказного, коллежского и исполнительного делопроизводства в России.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб делопроизводства, структура и содержание инструкции по делопроизводству на предприятии.
Понятие «документ», его функция. Классификация документов по основным признакам.
Понятие «реквизит». Постоянные и переменные реквизиты.
Характеристика реквизитов заголовочной части документа, их перечень и требования к оформлению.
Характеристика реквизитов содержательной части документа, их перечень и требования к оформлению.
Характеристика реквизитов оформляющей части документа, их перечень и требования к оформлению.
Бланк документа, виды бланков организационно-распорядительных документов. Требования к бланкам, размеры полей бланков.
Организационные документы, их назначение и роль. Основные виды и общие правила оформления.
Общая характеристика должностной инструкции. Определение, структура содержания, порядок оформления и основные реквизиты документа.
Штатное расписание. Общая характеристика документа; форма исполнения, структура содержания, порядок оформления и реквизиты документа.
Распорядительные документы, их назначение и роль в управлении. Основные виды распорядительных документов и общие правила оформления.
Приказ по основной деятельности. Структура текста приказа, порядок его разработки и правила оформления реквизитов. Выписка из приказа.
Распоряжение. Структура текста, правила оформления реквизитов.
Указание. Общая характеристика документа, структура его текста, порядок и особенности оформления, реквизиты указания.
Информационно-справочные документы, их назначение и роль в управлении. Перечень основных видов информационно-справочных документов. Общие требования к оформлению.
Акт. Общая характеристика документа, структура текста, порядок разработки и оформления реквизитов акта.
Протокол. Общая характеристика протокола, структура текста, порядок разработки и оформления реквизитов протокола.
Докладная, объяснительная записка. Общая характеристика документов, порядок оформления реквизитов служебных записок.
Справка. Виды справок Общая характеристика документа, реквизиты справок, особенности оформления.
Служебное письмо. Виды писем. Структура, порядок оформления, требования к письму, реквизиты письма.
Телеграмма и телефонограмма. Общая характеристика документов, порядок оформления реквизитов.
Документы по личному составу. Перечень документов. Особенности этих документов.
Оформление кадровых приказов, выписка из приказа.
Оформление заявления, автобиографии, характеристики, резюме.
Трудовая книжка. Правила оформления трудовых книжек.
Документооборот. Основные этапы документооборота. Технология работы с входящими документами.
Технология обработки внутренних и исходящих документов.
Регистрация документов и контроль исполнения документов.
Номенклатура дел на предприятии, формирование и оформление дел.
Подготовка документов на архивное хранение.
Организация и особенности приёма посетителей руководителем.
Порядок работы с письменными обращениями граждан.
Подготовка и обслуживание совещаний.
3.7.3. Вопросы для подготовки к зачету
Делопроизводство (документационное обеспечение управления) как функция управления, современные требования к его организации. Основные термины делопроизводства.
Документ, основные понятия, функции и способы документирования.
Информация и документ. Классификация документа.
Электронный документ и документооборот.
Унификация и стандартизация как основное направление совершенствования документов.
Системы документации. Унифицированные системы документации.
Общие требования к тексту документа. Порядок изложения текста документа. Язык служебных документов.
Нормативно-правовая база делопроизводства.
Характеристика, состав и содержание ГОСТа Р 6.30-2003.
Состав реквизитов ОРД, правила их оформления.
Виды бланков документов, их характеристика. Правила оформления, изготовления, учёта, использования и хранения бланков организации.
Юридическая сила документов.
Характеристика и состав организационно-правовых документов: требования к составлению и оформлению.
Характеристика и состав распорядительных документов: требования к составлению и оформлению.
Характеристика и состав информационно-справочных документов: требования к составлению и оформлению.
Разработка документации, отражающей финансово-хозяйственную деятельность организации.
Разработка документации, отражающей коммерческую деятельность организации
Документирование работы с персоналом. Комплекс кадровой документации.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Общие правила оформления приказов по личному составу.
Трудовой договор: содержание и порядок заключения.
Особенности документирования этапов трудовой деятельности работника: прием, перевод, отпуск, командировка, увольнение, поощрение, дисциплинарное взыскание.
Трудовая книжка: правила ведения и оформления.
Оформление и ведение личной карточки и личных дел.
Процесс защиты профессиональных данных в кадровой службе.
Задачи и функции кадровой службы. Организационная структура кадровой службы.
Принципы и формы организации делопроизводства на предприятии.
Служба документационного обеспечения управления: функции, структура, должностной состав.
Понятие, принципы и характеристики документооборота
Основные этапы документооборота.
Первоначальная обработка документов в организации.
Технология рассмотрения документов в организации.
3.7.4. Выполнение курсового проекта, курсовой работы. Не предусмотрено
4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме экзамена.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Основная литература:
Андреева В.И. Делопроизводство. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2010.
Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2009.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) М., 2010.
5.2.Дополнительная литература:
Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. – 296 с. – (Серия «Высшее образование»).
Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010. – 288 с. – (Серия «Высшее образование»).
Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. – 92 с. – (Серия «Высшее образование»).
Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. – М.: «Издательство ПРИОР», (издание 7-е, переработанное и дополненное), 2009. – 44 с.
Стенюков М.В., Кузнецова О.А. Составление документов на компьютере. – М.: «Приор», 2009. – 144 с.
Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству (издание пятое, переработанное и дополненное). – М.: «ПРИОР», 2009. – 192 с.
5.3. Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
http://praxis.sanet.ru/public.htm – Содружество компаний «Праксис». Трудовые резервы.
http://www.rantal.ru/index.php/article/sub/3.html – Профессионалы в области кадров и менеджмента.
http://www.document.ru/home.asp –Все об управлении документами.
http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционные занятия:
комплект электронных презентаций/слайдов,
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук),
Практические занятия
комплект электронных презентаций/слайдов,
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук),
Приложение 1
Аннотация рабочей программы
учебной дисциплины «Делопроизводство»
Дисциплина «Делопроизводство» (Б3.ДВ.7) является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО направления подготовки 034000.62 «Конфликтология» и входит в число дисциплин по выбору студента. Она реализуется на экономическом факультете НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Дисциплина нацелена на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника:
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
- способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5).
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, таких как: основы делопроизводства. История становления и развития делопроизводства. Современное государственное регулирование делопроизводства. Международные стандарты делопроизводства. Языковые и этикетные нормы деловых документов. Официально-деловой стиль языка документов. Общие правила оформление управленческих документов. Особенности подготовки служебных документов и корреспонденции. Документооборот. Организация службы делопроизводства. Организация документооборота. Регистрация и контроль исполнения документов. Текущее и архивное хранение документов.
Программой дисциплины предусмотрен итоговый контроль в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные 28 ч., практические 28 ч. занятия и 52 ч. самостоятельной работы студента.
|