Скачать 368.08 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Социально-гуманитарный факультет Кафедра Социологии, политологии и регионоведения СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮДекан СГФ Начальник учебно-методического профессор управления _____________И. Ф. Ярулин _______________Ю.Г. Иванищев «___»_____________20___ г. «_____»________________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Деловая корреспонденция и делопроизводство»
Дисциплина «Деловая корреспонденция и делопроизводство» является частью базового цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Дисциплина реализуется на социально-гуманитарном факультете ТОГУ кафедрой социологии, политологии и регионоведения. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением принципов организации делопроизводства, планированием рабочего времени и управлением документопотоком, а также видам, нормам и правилам работы с деловой корреспонденцией Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций: - уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-4); - уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-13); - творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководством (ОК-15); - следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16); - осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6). Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: (лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студента, консультации). Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме семинаров, рубежный контроль в форме коллоквиумов и промежуточный контроль в форме контрольных работ. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (36 часов), практические (18 часов), и (54 часа) самостоятельной работы студента. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины
Тема 1. Делопроизводство как профессиональный навык. Введение в дисциплину Предмет, задачи, структура дисциплины. ДОУ как деятельность, охватывающая документирование и организацию работы с документами. Значение ДОУ. Основные исторические этапы развития делопроизводства в России. Тема 2. Документ в системе управления Документ и его функции. Информационная функция как функция запечатления и хранения информации. Коммуникативная функция как функция передачи информации. Аккумуляционная функция как функция накопления и хранения информации. Управленческая функция документа и ее значение в организации управления. Социальная и правовая функция документа. Культурная функция документа. Систематизирующая и организующая роль документа. Документ как исторический источник. Способы документирования. Основные понятия. Значение документов для принятия управленческих решений. Документы по общим и административным вопросам. Подразделение документов по функциям управления. Организационно-распорядительные, справочно-информационные и справочно-аналитические документы. Типология служебных документов по наименованию, месту составления (внешние и внутренние), содержанию (простые и сложные), форме (индивидуальные, трафаретные, типовые), срокам исполнения (срочные и несрочные), происхождению, виду оформления, средствам фиксации. Понятия «оригинал», «подлинник», «копия», «дубликат», «выписка». Нормативно-методическая база документационного обеспечения управления. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский кодекс, постановления правительства, указы Президента РФ. Тема 3. Унификация и стандартизация управленческих документов Унификация и стандартизация как средство регулирования информационных потоков и средство юридического закрепления управленческой информации. Унификация документов по форме и составу. Унификация бумажных форматов (А3, А4, А5, А6), графическая унификация текстов. Составление и ведение Табеля форм документов и Альбома форм документов. Унифицированные системы документации (УСД), отраслевые и функциональные. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. ОКПО, ОКУД, ОКОНХ. Государственные стандарты на управленческую документацию. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Тема 4. Основные правила оформления управленческих документов Формуляр документа. Типовой формуляр документа. Формуляр-образец. Реквизит документа. Требования к оформлению реквизитов документов УС ОРД в соответствии с ГОСТ РФ 6.30-2003. Понятие “обязательный реквизит документа”. Бланк документа. Бланки общие, для писем, гербовые. Заголовочная и оформляющая части документа (дотекстовые и послетекстовые реквизиты). Грифы. Согласование (внешнее и внутреннее) и утверждение документа. Порядок адресования документов. Заголовок к тексту как важнейший поисковый признак документа. Понятие авторства. Удостоверение документа (реквизиты «подпись», «печать»). Отметки на документе как фиксация прохождения документом различных этапов работы с ним. Заверение копии. Тема 5. Особенности составления и оформления организационно-распорядительных документов Организационно-распорядительная документация. Документы организационные (устав, положение), документы распорядительные (постановление, распоряжение, приказ, указание, решение). Распорядительные документы, издаваемые в условиях единоначалия (приказ, указание, распоряжение) и коллегиальности (решение, постановление). Правила оформления. Тема 6. Особенности составления и оформления справочно-информационных и справочно-аналитических документов Справочно-информационные и справочно-аналитические документы. Справка как основной документ данного типа. Справки внешние и внутренние, простые и сложные. Особенности оформления актов разных типов (подписание, утверждение структура текстовой части). Документирование коллегиальной деятельности, особенности оформления протокола. Докладные и объяснительные записки. Заявление. Тема 7. Служебная корреспонденция Служебная корреспонденция (письма, телеграммы, телексы, телефонограммы, факсограммы, электронные сообщения). Разновидности деловых писем (сопроводительное, запрос, предложение, приглашение, напоминание, отказ, подтверждение, рекламация и пр.). Бланки для писем. Реквизиты “приложение к тексту”, “справочные данные о предприятии”, “ссылка на дату и номер документа”. Логическая схема расположения информации в письмах. Стандартные и трафаретные выражения в текстах писем. Речевой этикет в деловой корреспонденции. Международные письма. Некоторые отличия зарубежного делопроизводства от делопроизводства, предусмотренного российскими стандартами. Тема 8. Документы по личному составу и ведение кадровой документации Документы по личному составу (персоналу). Трудовой контракт (договор). Приказы по личному составу и кадровые приказы, их отличия. Особенности ведения трудовых книжек. Личные карточки формы Т-2. Личные дела. Ведение кадровой документации. Составление документов личного характера (автобиография, заявление, доверенность, расписка). Резюме как новый вид документа. Тема 9. Требования к тексту документа Логическая структура текста документа. Рубрикация текста. Типичные ошибки в организации текста служебных документов. Классификация текстов по различным принципам. Формализованные тексты (трафарет, таблица, анкета). Требования к машинописному оформлению документа (шрифт, интервалы, поля). Тема 10. Язык и стиль служебного документа Язык и стиль служебных документов. Официально-деловой функциональный стиль. Экстралингвистические признаки стиля: точность, стандартность, логичность, безличность, нейтральный тон изложения и пр. Информативность и лаконичность как конкурирующие характеристики текстового документа. Лингвистические особенности стиля – лексические (окрашенная и нейтральная лексика, переосмысление общеупотребительной лексики, книжная лексика, юридическая и финансовая терминология, слова с официальной окраской, общеупотребительная лексика в специальном значении) и грамматические (номинативность, десемантизация глагола, расщепление глагольной семантики, использование инфинитива, настоящего времени долженствования, страдательного залога, причастия, деепричастия, числительных, производных предлогов, местоимений, цепочек родительных падежей, однородных членов предложения, вводных и вставных конструкций и др.). Использование в тексте документа клише и клишированных конструкций. Тавтология как следствие стремления документа к максимальной точности. Аббревиатуры лексические и графические. Типичные ошибки в тексте документа и его редактирование. Корректурные знаки и правила их применения. Отражение требований этикета делового общения в документах. Тема 11. Ведение делопроизводства по письменным и устным обращениям граждан Особенности данной группы документации и работы с ней. Классификация (предложения, заявления, жалобы), сроки рассмотрения, регистрация и контроль исполнения обращений граждан. Тема 12. Организация работы с документами Документооборот и документопотоки (входящий, исходящий, внутренний). Понятие «объем документооборота». Структура документооборота предприятия. Требования, предъявляемые к документообороту учреждения. Нормативно-методические документы, регламентирующие документооборот предприятия. Прием, первичная обработка, предварительное рассмотрение и распределение входящих документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Контроль сроковый, предупредительный (текущий), последующий (итоговый). Регистрационные учетные формы (журнальная, карточная, автоматизированная). Регистрационно-контрольная карточка (РКК). Справочно-информационные системы (справочная, контрольная, контрольно-справочная картотеки). Индексирование документов. Учет документов, их поиск, справочная работа. Рассмотрение руководством и направление документов в структурные подразделения (непосредственным исполнителям). Исполнение документов, обработка и движение отправляемых и внутренних документов. Анализ исполнительской дисциплины. Тема 13. Систематизация документов и их хранение Систематизация документов. Группировка документов в первичные комплексы. Понятие “дело”. Принципы формирования дел – номинальный, предметно-вопросный, авторский, хронологический, экспертный. Требования к оформлению обложек дел постоянных сроков хранения. Номенклатура дел предприятия. Конкретная, примерная и типовая номенклатура дел. Передача документов в архив. Понятие “экспертиза ценности документа”. Экспертная комиссия предприятия. Оформление дел и составление описи. Тема 14. Организация делопроизводства в учреждении Структурные подразделения, осуществляющие документооборот (службы ДОУ) в учреждении: канцелярия, секретариат, общий отдел, экспедиция. Функции и задачи. Документы, регламентирующие работу службы ДОУ в учреждении. Инструкция по делопроизводству. Должностные инструкции сотрудников службы ДОУ. Организация секретарской деятельности. Защита конфиденциальных документов от несанкционированного доступа. Тема 15. Использование современных компьютерных технологий в документообороте учреждений и организаций Компьютерные технологии делопроизводства в антикризисном управлении, цели, задачи, направления. Основные понятия информационных технологий. Системные и прикладные программные средства автоматизированного рабочего места. Автоматизация документооборота (обработки документов, контроля над исполнительской дисциплиной, хранения, поиска и организации доступа к информации). Корпоративная компьютерная сеть учреждения, предприятия, организации.
Семинар 1. Документ в системе управления (2 ч.)
Семинар 2. Основные правила оформления управленческих документов (2 ч.)
Семинар 3. Особенности составления и оформления организационно-распорядительных документов (2 ч.)
Семинар 4. Особенности составления и оформления справочно-информационных и справочно-аналитических документов (2 ч.)
Семинар 5. Служебная корреспонденция (2 ч.)
Семинар 6. Требования к тексту документа (2 ч.)
Семинар 7. Язык и стиль служебного документа (2 часа)
Семинар 8. Организация работы с документами (2 часа)
Семинар 9. Организация делопроизводства в учреждении (2 часа)
Практические занятия
Подготовка к практическим занятиям:
Вопросы входного контроля по дисциплине «Деловая корреспонденция и делопроизводство»:
Вопросы текущего контроля по дисциплине «Деловая корреспонденция и делопроизводство»:
Вопросы выходного контроля по дисциплине «Деловая корреспонденция и делопроизводство»:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
2. ГОСТ Р 51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”. М., 1998
Дополнительная литература:
Электронные ресурсы:
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины На основании программы кафедры разрабатывается рабочая учебная программа дисциплины с учетом фактического числа часов, отведенных на ее изучение. В программе дисциплины предусматривается изучение документационной теории и практики в управлении на основе научно-обоснованных принципов и методов. Целью разработанных в курсе семинарских занятий является получение базовых навыков по составлению проектов основных документов, используемых в управлении, в соответствии с существующими нормами и правилами; составление проектов основных бланков учреждения (внешних, внутренних, гербовых, бланков конкретного вида документов, бланков должностного лица); редактированию текста служебного документа с учетом норм логики и языка; ведению деловой корреспонденции и документации, а также при решении этих задач современных программных средств. Программа рассчитана на 108 часов. Предусматривается домашнее задание, предполагающее задачи по закреплению студентами основных понятий документооборота, правил создания управленческих документов и принципов работы с ними. Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки в области регионоведения. Тематический план лекционных занятий
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Памятка для студентов группы Тиэт-91 по изучению дисциплины «Делопроизводство и корреспонденция» (IX семестр) | Краткие рекомендации для педагога тестовая тетрадь «Документы, корреспонденция... Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных... | ||
Пояснительная записка курс по выбору «Делопроизводство в народном образовании» Четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел... | Рабочая программа электронный документооборот и делопроизводство Электронный документооборот и делопроизводство / авт сост. Корец В. В. – Спб.: Ивэсэп, 2012 | ||
О. П. Еланцева делопроизводство коммерческой организации О. П. Еланцева. ДелопроизводстВо коммерческих организации. Учебно-методический комплекс для студентов направления 032001. 65 «Документоведение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение... | ||
Программа по элективному курсу «Делопроизводство с использованием... На втором этапе обучения в 10-х классах учащиеся, занимавшиеся по данному курсу «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий»... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «делопроизводство в кадровой службе» Вражнова М. Н. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Делопроизводство в кадровой службе». – М.: Мади (гту), 2009. – 35 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине английский язык Деловая коммуникация.... Целью подготовки студентов по курсу «Деловая коммуникация. Банковский английский» является приобретение студентами коммуникативной... | В процессе прохождения судебной практики мной были изучены Все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принимаются,... | ||
Тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство... Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса | Рабочая программа Наименование дисциплины. Деловые переговоры и деловая... Наименование дисциплины. Деловые переговоры и деловая переписка на иностранном языке | ||
Учебник Аннотация Изучить «Руководство пользователя DocsVision 1» (Разделы: Платформа; Делопроизводство) | Сценарий тестирования 1 Изучить «Руководство пользователя DocsVision 1» (Разделы: Платформа; Делопроизводство) | ||
Рабочая программа дисциплины б дв «Делопроизводство» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебной дисциплине «Деловая коммуникация в деятельности юриста» для... ... |