Скачать 228.59 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _________________________________________________________ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Учебная программа по специальности 230201.65«Информационные системы и технологии» Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 66.2 Учебная программа по дисциплине «Глобальные проблемы совре-менности» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Предназначена студентам по специальности 230201.65 «Информационные системы и технологии». Составители: М Котляр Н.В., канд. истор. наук, доцент кафедры МФБ. Утверждена на заседании кафедры МФБ от 02.04.14 протокол № 7. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС от 23 июня 2011 г., протокол №6 © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 2 ВВЕДЕНИЕ Учебная программа по дисциплине «Глобальные проблемы совре-менности» предназначена для студентов специальности 230201.65 «Информационные системы и технологии». Дисциплина относится к вузовскому компоненту в качестве факультатива. Актуальность курса «Глобальные проблемы современности» обу-словлена тем, что в силу усиливающихся процессов глобализации и ре-гионализации мир стал рассматриваться как «единое поле» взаимодей-ствия всех участников указанных процессов. В связи с этим человечест-во столкнулось с ростом различных рисков, среди которых можно вы-делить такие как: истощение и исчезновение целого вида ресурсов, крупномасштабные техногенные катастрофы; уничтожение больших количеств накопленного ядерного, химического, биологического ору-жия; демографический взрыв и нелегальная миграция, глобальное поте-пление, деятельность террористических организаций и т.п. Предметом курса является изучение всего разнообразия глобаль-ных проблем, которые обладают общей спецификой, выделяющей на фоне других процессов и явлений мирового развития. Учебная программа по дисциплине «Глобальные проблемы совре-менности» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. 3 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи курса Цель курса – дать студентам изложение системы знаний о законо-мерностях процесса развития глобальных проблем, их взаимозависимо-сти друг от друга, а также сформировать у них знание и понимание сущности процесса политического управления глобальными процесса-ми. Студент должен чѐтко формулировать такие понятия как «глобаль-ная проблема», «критерии глобальных проблем», «политическая глоба-листика», «постиндустриальное общество», «терроризм», «экологиче-ский стресс», «коэффициент фертильности». 1.2. Связь с другими дисциплинами Дидактическое своеобразие курса «Глобальные проблемы совре-менности» определяется его связью такими дисциплинами, как «Меж-дународные организации политического и экономического сотрудниче-ства», «Мировая экономика и международные экономические отноше-ния», «Международное право», «Мировая политика», «Основные на-правления региональной политики Российской Федерации», «Проблемы национальной безопасности и контроль над вооружением», «Региональ-ная и национальная безопасность», «Современные конфликты и про-блемы их урегулирования». 1.3 Компетенции, которыми должен обладать студент в результате изучения данного курса Дисциплина формирует следующие компетенции:
Кроме того, дисциплина формирует умения самостоятельно искать необходимую информацию, пользоваться специальной литературой, извлекать необходимую информацию из актуальных первоисточников, критически анализировать и сравнивать различные точки зрения на об- 4 щественно значимые процессы и события. Дисциплина развивает навы-ки выступления перед аудиторией, ведения публичной дискуссии, ис-пользования информационных технологий и др. 1.4. Объём и сроки изучения курса Дисциплина «Глобальные проблемы современности» преподается студентам специальности «Информационные системы и технологии» в течение одного семестра. Согласно общей учебной нагрузке курс лекций составляет 17 часов, 45 часов СРС. По окончанию срока изучения курс завершается зачетом.
Основными видами занятий в изучении курса являются лекцион-ные занятия. Лекционные занятия составляют теоретический курс дисциплины (темы лекций указаны в разделе 2.1 «Перечень тем лекционных заня-тий»). 1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предусматривает наличие политико-географических карт мира, определенного иллюстративного материала, доступа к сети Интернет. Изложение лекционного материала сопровождается учебной презентацией в формате «Power Point» или его аналогов. Показ презентации требует наличия проектора и компьютера (лэптопа), а также соответствующего программного обеспечения (MS Office, Open Office и т.п.). 5 1.7. Виды контроля знаний студентов по дисциплине Преподавание дисциплины осуществляется в рамках рейтинговой системы ВГУЭС. Оценка результата обучения производится по 100-балльной шкале. 8-я неделя семестра является временем текущей атте-стации, за которую студент может получить 40 баллов максимально. Оценка определяется посещаемостью лекционных и практических заня-тий, а также интенсивностью и качеством выступлений на практических занятиях. Для получения положительной оценки студент должен высту-пить с сообщениями не менее чем на половине практических занятий, а также защитить реферат по выбранной теме, получив положительные отметки. Во время текущей аттестации на 16-й неделе семестра студент мо-жет получить еще 40 баллов максимально. В случае получения по ито-гам всех лекционных и практических занятий 40 и менее баллов студент не допускается до сдачи экзамена. На экзамене студент может получить максимум 20 баллов. Экзамен проводится в форме электронного тестирования. Если студент по ито-гам текущих аттестаций и экзамена получил в совокупности 60 и менее баллов, курс ему не засчитывается, и он обязан прослушать ее вновь. Результат 100-91 баллов означает оценку «отлично», 90-76 баллов – «хорошо», 75-61 баллов – «удовлетворительно». 6
Тема 1. Современный мир и его проблемы: критерии выделения глобальных проблем Качественные и количественные характеристики развития мира в начале ХХI века: окружающая среда, сохранение мира, терроризм; «зо-лотой миллиард», бедность и необразованность населения, обеспечен-ность продовольствием и рост народонаселения, глобализация и нацио-нальное государство. Глобальные проблемы как область научного зна-ния: критерии их вычленения. Политическая глобалистика. Динамика глобальных проблем. Контрольные вопросы:
Тема 2. Демографическая ситуация в современном мире
Проблемы перенаселения планеты Жизнь как биологическая оболочка земли. Динамика роста народо-населения. «Демографический взрыв»: нищета как его социально-эконо-мическое и политическое последствие. Проблема перенаселения и воз-можности борьбы с ним. Великий «демографический сдвиг» как наибо-лее возможный сценарий развития. Народонаселение и экономический рост. Проблема старение населения. Виды и особенности миграционных потоков населения. Контрольные вопросы:
рост»?
7 Тема 3. Проблема войны и мира в современных условиях Война как продолжение политики иными средствами. Ядерная война как прекращение всякой политики. Угроза мировой ядерной вой-ны в современных условиях: роль и значение в еѐ снижении советско-американских и российско-американских договоров об ограничении и снижении количества наступательных ядерных вооружений. Договор о нераспространении ядерного оружия и его судьба в ХХI веке. Угроза расползания оружия массового уничтожения: «ядерных карликов». Контрольные вопросы:
ны»?
Тема 4. Терроризм как глобальный конфликт малой степени интенсивности. Поиск путей решения проблемы Терроризм и военные действия, терроризм и уголовная преступ-ность. Специфические характерные черты феномена терроризма: дис-куссия о дефинициях. Виды терроризма и террористической деятельно-сти, проблема классификации. Динамика феномена терроризма в ХХ ве-ке. Международный террористический интернационал. Научно-техниче-ский прогресс и терроризм. Проблема политического определения тер-роризма: пути и способы решения проблем. Контрольные вопросы:
ности?
ризма?
Тема 5. Мировая продовольственная проблема и мировое сельское хозяйство. Социально-политические последствия биотехнологической революции Причины массовой урбанизации населения Земли во второй поло-вине ХХ века. «Зелѐная революция» и рост продуктивности сельскохо-зяйственного производства в 1950–1986 гг. Современное отрицательное 8 соотношение между ростом населения и производством продуктов пи-тания. Победители и побеждѐнные современной биотехнологической революции. Политическое значение учѐта потенциальных возможно-стей и экономических последствий развития биотехнологий для отно-шений между Севером и Югом. Противоречивость влияния биотехноло-гий на динамику глобальной проблемы. Контрольные вопросы:
Тема 6. Национальное государство на рубеже веков: противоречия и перспективы Национальное государство как феномен: возникновение и эволю-ция к началу ХХ века. Барьеры и препятствия на пути усиления мощи и авторитета национальных государств в ХХ веке: межэтнические кон-фликты, роль и значение либеральной и коммунистической идеологии. Транснациональные тенденции второй половины ХХ века: противоре-чие между экономической и политической сферами их проявления. Но-вые глобальные тенденции на рубеже ХХ и ХХI веков как угроза на-циональному государству. Контрольные вопросы:
Тема 7. Становление единого образовательного пространства на Земле как глобальная проблема Образовательный уровень населения Земли к концу ХХ века. Рост образованности населения как проявление богатства и процветания страны. Глобализация процессов образования и становление единого образовательного пространства. Лиссабонская и Болонская конвенции. Единое европейское образовательное пространство как «мировой уни-верситет»: российский выбор. Новые информационные технологии в образовании. Контрольные вопросы: 1. Что такое «образовательный уровень населения»? 9
Тема 8. Постиндустриальное общество и его информационная экономика. Антиглобализм versus глобализация. «Золотой миллиард» и его противоречия с остальным человечеством Основные черты информационной экономики и постиндустриаль-ного общества. Компоненты хозяйственной революции 1990-х годов. Новое понимание эффективности инвестиционной политики. Качество современных постиндустриальных корпораций: креативные компании и креативное производство. Догоняющий и опережающий типы модерни-зации: азиатская модель индустриализации. Второй системный кризис политики индустриальной модели экономического развития. Постинду-стриальные страны как средоточие финансовой и экономической мощи. Контрольные вопросы:
Тема 9. Политическое управление как глобальная проблема Организация управления обществом как проблема. Бюрократия: от формы политической организации к универсальной форме социальной организации индустриального и постиндустриального общества. Эво-люция доктрин управления, бюрократическая утопия, антибюрократи-ческая утопия. «Римский клуб» и его вклад в решение глобальных про-блем. Теория и история стратегического управления. Стратегическое управление: сравнительный анализ стран мира. Контрольные вопросы:
10 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине Объем реферата должен составлять от 12 до 15 листов формата А4 (шрифт 12). Структура работы: титульный лист, введение, основной текст, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность и значение рассматриваемой проблемати-ки. В основной части раскрывается содержание темы исследования. В заключении следует обобщить результаты исследования и сформулиро-вать выводы. В конце работы должен быть приведѐн список использо-ванной литературы. Темы рефератов:
анализ.
вания. 11
3.2. Обзор рекомендованной литературы по курсу Учебник Современные международные отношения. 2000-2010 гг. / Учебник. Ред. А.В. Торкунов. М.: Аспект Пресс. 2011. – 560 с. содержит все базовые парадигмы классической и современной теории международных отношений; значительное внимание уделено практике современных международных проблем, охватывающей различные регионы мира; освещает приоритеты деятельности основных игроков мировой политической арены; уделяет внимание новым аспектам международных феноменов и новым измерениям современной мировой политики. В учебнике группы авторов Глобализация мирового хозяйства: учеб. пособие для студентов вузов, [аспирантов] / [авт. кол.: М. Н. Осьмова, В. Ф. Железова, Е. А. Касаткина и др.] ; под ред. М. Н. Осьмовой и А. В. Бойченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - VIII, 376 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). рассматриваются сущность. Факторы, формы проявления и социально-экономические последствия глобализации мировой экономики, эволюция роли государства и международных экономических организаций, а также проблемы трансформации российской экономики в контексте глобализации. Понятна экономическая специфика и причины такого явления как глобализация. Отдельная глава (глава 8)посвящена понятию и процессам «глобальных проблем современности». Глобализация мирового хозяйства показана в системе мировых финансовых потоков и рынков, региональных изменений и их движущих сил. Учебник другого коллектива авторов полностью дополняет картину процессов глобализации в современных международных политических и экономических сферах. Глобализация в перспективе устойчивого развития: [монография] / С. Н. Бабурин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 496 с. – представляет философский аспект проблематики в стиле основных трудов Римского клуба. Не смотря на объем 20 глав, учебник удобно выстроен по принципу раскрытия отдельных терминов и направлений глобалистики. Приведен ряд концептуальных подходов, помогающих посмотреть на основные понятия международно-политического дискурса с точки зрения глобальной составляющий, обеспечения глобальной безопасности, будущего человечества. 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Основная литература 1. Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 688 с. 2. Глобализация мирового хозяйства: учеб. пособие для студентов вузов, [аспирантов] / [авт. кол.: М. Н. Осьмова, В. Ф. Железова, Е. А. Касаткина и др.] ; под ред. М. Н. Осьмовой и А. В. Бойченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - VIII, 376 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). 3. Бабурин С.Н. Глобализация в перспективе устойчивого развития: [монография] / С. Н. Бабурин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 496 с. 4.2. Дополнительная литература
Urdal H. Demographic Aspects of Climate Change, Environmental Degradation and Armed Conflict // Henrik Urdal. Population
5.4 Интернет-ресурсы
|
План лекции: Глобальные проблемы человечества и их влияние на изменение... Существуют также различные классификации глобальных проблем. Но обычно среди них выделяют | Конкурса студенческих рефератов по теме «Перспективы развития лесопромышленного... Конкурса студенческих рефератов по теме «Перспективы развития лесопромышленного комплекса и глобальные проблемы современности» (далее... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Глобальные... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200.... | ||
Реферат Тема Глобальные проблемы человечества на примере нашего посёлка | Содержание введение 2 Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в сфере их решения | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | Поиск Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Курс лекций «Глобальные эколого-экономические проблемы» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | Системные основы интеллекта Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Фирдауз и Камиль Уразаевы Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Об предметной и ритуальной магии Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
I. физиология головного мозга человека 12 Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Robert L. Solso cognitive psychology Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Пархоменко: «будущее за людьми с высоким iq» Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | 2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский Правления ксарс – А. Лесникова, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Ляхтейнен, И. Маликова |