Скачать 183.97 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет-Высшая школа экономикиФакультет философии Программа дисциплины Экономическая теория (микроэкономика) для направления 030100.62 «Философия» и 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор д.э.н., доцент Пястолов С.М.
Москва Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник:
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценкиВ соответствии с приказом Ректора ГУ-ВШЭ «О переходе на 10-балльную систему оценки знаний студентов» все формы промежуточного, рубежного и итогового контроля оцениваются по 10-балльной шкале. Текущий контроль знаний студентов осуществляется на занятиях в режиме диалога, в форме оценки результатов за реферат и за контрольную работу и учебной деятельности в целом. Текущий контроль знаний студентов осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия, итоговый контроль – экзамен в конце пятого модуля. В конце четвертого модуля студенты пишут реферат и получают промежуточную оценку за работу на семинарах. В пятом модуле студенты пишут контрольную работу и выполняют письменную экзаменационную работу. Все виды работ оцениваются с учетом коэффициентов их относительной важности: Реферат (Ореф.) – 0,2; Контрольная работа (Ок.р.) – 0,2; Работа на семинарах (Осем) – 0,2; Экзаменационная работа – (Оэкз) – 0,4 Итоговая оценка по дисциплине микроэкономика рассчитывается по формуле: Оитог=Ореф*0,2 + Осем.*0,2 + Ок.р*0,2 + Осем.*0,1 + Оэкз*0,4. Оценки текущего и итогового контроля определяются (в соответствии с приказом по ГУ-ВШЭ № 1002 от 17.06.2002) как средневзвешенные по приведенным ниже формулам и округляется до целого числа. Например, если средняя оценка студента составляет от 6,1 до 6,4, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.5 до 6,9, то студент получает 7 баллов. Оценки в диапазоне от 3,5 до 3,9 округляются до 3 баллов. Для получения результирующей оценки итогового контроля по 5-балльной шкале вводится правило: если Оитог =8;9;10, то оценка «отлично (5)»; если Оитог =6;7, то оценка «хорошо (4)»; если Оитог =4;5, то оценка «удовлетворительно (3)»; если Оитог =1;2;3, то оценка «неудовлетворительно (2)». В экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента выставляется итоговая оценка по дисциплине «Микроэкономика» по пятибалльной шкале с указанием в скобках количества баллов по десятибалльной шкале. Содержание программыТЕМА 1. Структура науки. предмет и методы исследования.1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. Экономические факты, явления, величины, базовые концепции. Философская машина экономики. 1.2. Развитие экономической мысли: хронология: ученые, ключевые работы, идеи. Позитивная и нормативная экономика. Микро - и макроэкономический анализ. 1.3. Понятие модели. Использование таблиц и графиков. Верификация моделей. Методы исследований экономических систем, особенности России. 1.4. Концептуальные рамки микроэкономики. Базовые экономические концепции, их методологические основания и интерпретация. Мотивы и стимулы. Иерархия потребностей по Маслоу и другие версии. Благо и антиблаго. Производственные ресурсы, редкость, альтернативная стоимость и компромиссный выбор. Производительность, кривая производственных возможностей, взаимозависимость. Деньги, их виды и функции. Происхождение денег. Деньги как символ доверия. 1.5. Домохозяйства и фирмы. Экономические цели. Государство производящее и государство защищающее. Экономические системы. Исторически обусловленные теории «философии хозяйства». Становление и развитие концепции «институты». Институциональная экономика. Литература: Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004. гл.1-4 Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.1. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл.1,2. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1992. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. –М.: Смысл, 1999. ТЕМА 2. Поведение потребителя2.1. Предпосылки теории рационального выбора. Ценность, стоимость и цена блага, проблемы взаимоотношений этики и рациональности в определении и использовании этих понятий. 2.2. Бюджетное ограничение, его экономический смысл. Реальный и номинальный доход. Оптимум потребителя: экономическая и аналитическая характеристика. 2.3. Индексы цен и благосостояние потребителя. Применение теории потребительского выбора для оценки уровня жизни и социальных программ правительства. Литература: Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.5; Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл.3, 6, 8. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: Экономическая школа, СПбГУЭФ, ВШЭ - СПб. 1998. ТЕМА 3. Основы теории производства3.1. Интересы и цели экономических агентов. Достижение успеха как моральное благо. Определение предприятия и фирмы. Формирование капитала предприятия на этапе его организации. Бухгалтерская прибыль, экономические теории прибыли. Предприниматель и менеджер. 3.2. Факторы производства. Постоянные и переменные затраты, прогноз прибыли. Производственная функция, условие максимизации прибыли. Эффект обучения. 3.3. Равновесие фирмы как проблема минимизации издержек. Оптимальная комбинация факторов производства. 3.4. Равновесие фирмы как проблема максимизации прибыли. Функция прибыли. Оптимальная прибыльность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Роль налогов. 3.5. Излишек производителя. Соотношение прибыли фирмы и излишка производителя для конкурентной фирмы. 3.6. Альтернативные теории предприятия. Предприятие, управляемое работниками. Предприятие, управляемое менеджерами. Психологические концепции в теориях управления предприятием. Человеческий капитал в составе активов предприятия. Литература: Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.7; Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.6. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие для ВУЗов. – М: Академический проект, 2004, гл.1, 5. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 9, 10. ТЕМА 4. Рыночные структуры4.1. Рыночное взаимодействие. Величина и функция спроса, эластичность. Предложение, взаимодействие спроса и предложения. Концепции рыночного равновесия. 4.2. Установление границ рынка. Схема анализа рынка (отрасли). Факторы, определяющие структуру рынка. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условие равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. 4.3. Монополия. Монопольная цена. Регулирование монополии. Потери общества от монополии. Психологическая теория Х-неэффективности. 4.4. Олигополия: аналитические модели. Психологический аспект в решении проблемы лидерства. Динамика рынка. Поведение доминирующей фирмы на рынке. Эффективность и неэффективность доминирования. Литература: Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.6, п.6.2; Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.4. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 11, 12. ТЕМА 5. Рынки факторов производства5.1. Рынок труда. Дихотомия концепции труда: благо или антиблаго? Основные черты рынков факторов как производные от товарных рынков. Индивидуальное и рыночное предложение труда в классической теории. Альтернативные теории предложения труда. Теория аллокации времени. Проблемы оценки отдачи от инвестиций в образование. Распределение доходов, способы его измерения. 5.2. Рынок капитала. Значение свободы доступа к капитальным активам для формирования рыночной структуры. Проблема межвременного изменения стоимости капитала. Понятие и методы расчета дисконтированной стоимости капитала. 5.3. Рынок земли. Предложение земли. Спрос на землю. Абсолютная и дифференциальная рента. Цена земли и арендная плата. Земельный вопрос в России. Литература: Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.6, п.6.3; Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.7. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 13, 17. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.гл.9,10; ТЕМА 6. Роль государства в рыночной экономике6.1. Случаи несостоятельности рынка. Общественные блага, проблема асимметричной информации. Роль государства в устранении «провалов» рынка и производстве общественных благ. 6.2. Социальная цена монопольной власти. Государственная политика по отношению к несовершенной конкуренции. Регулирование естественной монополии. Налогообложение и его корректирующая роль в распределении дохода. 6.3. Критерии оценки общественного благосостояния. Литература: Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.8; Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.18. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 18. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.гл.13, 14; Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература: Базовый учебник Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004. Основная
Дополнительная Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Источники в интернете:
журнал "Экономика и математические методы" -http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm,
Темы рефератов:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Микроэкономика.
Формы проведения занятий Учащиеся в формах лекции, дискуссии, диалога, игрового моделирования, экономического и/или психологического эксперимента знакомятся с фундаментальными концепциями экономической теории, с базовыми концепциями микроэкономики. Лекции сопровождаются показом слайдов-иллюстраций, в ходе занятий участники получают необходимый раздаточный материал, проводятся занятия в компьютерном классе с использованием обучающих программ и программ-симуляторов. Методические рекомендации преподавателям Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям, ведущим семинарские занятия. На семинарах преподаватель кратко напоминает основные понятия рассматриваемой темы, задаёт вопросы, объясняет решения типовых задач, предлагает студентам задачи для самостоятельного решения, тематику исследовательских проектов. Преподавателям следует обращать внимание не только на логику решения задач, но и на их экономическое содержание. Методические рекомендации студентам
Требования к начальной подготовке студентов: Студенты должны иметь представление о структуре научного знания, быть литературно, технически, информационно грамотными, обладать вычислительными и техническими навыками на уровне российских стандартов среднего образования. Аннотация: Курс «Микроэкономика» составлен для студентов первого курса бакалавриата факультета философии. Он базируется на теоретических и методологических положениях, успешно реализуемых в современных курсах экономической теории, как в российской, так и международной практике, на ключевых концепциях экономической психологии. Курс изучается в течение четвертого и пятого модулей. Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам знания, развить аналитические умения и практические навыки, необходимые для экономической оценки конкретной ситуации, принятия рационального решения, определения поведенческой стратегии, оценки потенциала развития индивида, организации, экономики. Программа дисциплины предусматривает чтение лекций (2 часа в неделю) и поведение семинарских занятий (2 часа в неделю). Программа учитывает специфику факультета Философии. Структура и содержание курса сформированы на основе принципов международных стандартов экономического образования, педагогических принципов экспериментального обучения с учетом требований к подготовке специалистов – философов. Особое внимание при изучении курса уделяется философским основам микроэкономической теории, проводится сравнительный анализ различных концептуальных подходов к исследованию таких объектов, как потребности, блага, институты и др. На семинарских занятиях проводятся лабораторные эксперименты с целью выявления реальных мотивов экономического поведения индивидов, применяются другие формы активной работы. Для полноценного освоения материала дисциплины значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов, которая включает освоение теоретического материала, подготовку к занятиям в форме чтения учебной и научной литературы, проведения самостоятельных исследовательских работ. В ходе подготовки к семинарским занятиям и квалификационным тестам студенты осваивают и закрепляют базовые понятия, используя результаты собственных наблюдений, основную учебную и научную литературу, дополнительные источники информации. Углубленное изучение выбранной темы проводится в ходе выполнения предусмотренных программой курса проектов, эссе и других форм самостоятельного исследования. Учебная задача дисциплины: В результате изучения курса «Основы экономической теории: микроэкономика» студент (-ка):
Учится применять полученные знания для анализа реальных ситуаций, для принятия эффективных решений на уровне индивида, организации, общества. Автор программы С.М.Пястолов |
Программа дисциплины Экономическая теория (микроэкономика) для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 "Социология"... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория (Микроэкономика 1) для... Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер с англ. – М.: Дело, 2000. – 808 с | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 030100. 62 Философия (бакалавр) Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины Ведение переговоров для направления 030200.... Авторы программы: Сергей Юрьевич Степанов, доктор психологических наук, профессор | ||
Программа дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности... Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры | Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия... Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра | ||
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» ... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория: микроэкономика Для направления... | Программа дисциплины «Философия и теория современного искусства»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... |