Учаева Екатерина Николаевна





Скачать 70.86 Kb.
НазваниеУчаева Екатерина Николаевна
Дата публикации19.04.2015
Размер70.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Учаева Екатерина Николаевна,

главный специалист-эксперт юридического отдела

Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл

Россия, Йошкар-Ола

E-mail: inform@kazna.mari.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье анализируются особенности организации исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства такого типа государственных (муниципальных) учреждений как бюджетные учреждения
Ключевые слова: исполнение судебных актов, бюджетные учреждения, исполнительные документы, казенные учреждения, взыскатель
Со вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» появился новый тип государственных (муниципальных) учреждений, к бюджетным и автономным добавились казенные учреждения.

Однако, если гражданско-правовое положение казенного учреждения по большинству признаков совпадает с существовавшим ранее статусом бюджетного учреждения с определенным ограничением, то для бюджетных и автономных учреждений он изменился по сравнению с существовавшими ранее правилами для государственных и муниципальных учреждений.

Рассматривая вопрос об организации исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений, хочется, с одной стороны, отметить, что права данных учреждений определенным образом защищены.

Во-первых, как установлено частью 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Во-вторых, учреждения данного типа защищены Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденным Банком России № 298-П, Минфином России № 173н 13.12.2006), который предусматривает лишь две формы расчетов при их кассовом обслуживании органами Федерального казначейства – платежное поручение и денежный чек, что, в свою очередь, исключает возможность безакцептного списания денежных средств.

С другой стороны, порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений предусматривает определенные механизмы, которые не применяются в отношении казенных учреждений.

Так, бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и в течение 30 дней учреждение (если не имеется оснований к возврату документа) представляет платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на определенном им лицевом счете.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов учреждение-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение его счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им счет должника.

В случае нарушения должником указанных требований, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, кроме случаев, когда имеется документ об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документ, отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Следовательно, установленные законодателем требования о приостановлении операций при неисполнении исполнительного документа в течение 30 дней, направлено на принудительное исполнение решения суда по взысканию средств с учреждения и сокращение сроков исполнения судебных актов до минимальных.

Вместе с тем, представляется, что данные меры не совсем действенны и возможно, законодатель вкладывал иной смысл в данную норму.

В случае частичного исполнения исполнительных документов и при недостаточности денежных средств на определенном должником лицевом счете, логично было бы дополнить часть 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ максимальным сроком исполнения со дня поступления исполнительного документа, нарушение которого служило бы основанием применения органами Федерального казначейства мер принуждения, а не приостанавливать операции по истечении 30-дневного срока.

Пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что бюджетные учреждения (в отличие от казенных) отвечают по своим долгам не только денежными средствами, но и некоторыми видами имущества, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Но что из этого следует? Из этого собственно следует, что изъятие имущества вне сферы досягаемости взыскателей.

Кроме того, принудительное обращение взыскания на имущество должника является исключительной компетенцией службы судебных приставов и невозможно через органы Федерального казначейства.

Пунктами 11, 12 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ предусмотрены два случая обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Первый – это когда осуществление взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника невозможно в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев. Кроме того, положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» могут применяться в случае наличия у бюджетных учреждений счетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.

Однако, для того, чтобы обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нужно обязательно волеизъявление взыскателя. Как разъяснено в совместном письме Федеральной службы судебных приставов № 12/01-4162-АП, Федерального казначейства № 42-7.4-05/9.3-137 от 01.03.2011 «О порядке взаимодействия Казначейства России и ФССП России при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федеральных бюджетных учреждений», в случае невозможности осуществления взыскания с федерального бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства уведомляет взыскателя о невозможности дальнейшей организации исполнения исполнительного документа и в случае поступления заявления взыскателя возвращает ему исполнительный документ с отметкой о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органе Федерального казначейства, а также разъясняет возможность предъявления указанного исполнительного документа в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.

То есть, отсутствует заявление взыскателя о возвращении исполнительного документа – он «мертвым грузом» лежит в органе Федерального казначейства, операции должника приостановлены.

С целью защиты прав взыскателей и исполнения части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательность неукоснительного исполнения на всей территории Российской Федерации вступивших в законную силу судебных постановлений, а также законных распоряжений, требований, поручений, вызовов и обращений судов для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций куда как, на наш взгляд, было бы эффективнее самостоятельное направление органами Федерального казначейства исполнительных документов в службу судебных приставов по истечении трехмесячного срока.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнение судебных актов по требованиям о взыскании с бюджетных учреждений обладает существенной спецификой. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений согласно части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ осуществляется пока относительно непродолжительное время, тогда как, известно, что эффективность, состоятельность законодательных новелл показать может только практика их применения.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. - № 41. –Ст. 4849.

4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. - № 19. – Ст. 2291.

5. Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденное Банком России № 298-П, Минфином России № 173н 13.12.2006)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, - 2007. - № 8.

6. Пауль А.Г. Исполнение судебных актов по требованиям к публично-правовым образованиям и государственным (муниципальным) учреждениям // Адвокат. 2012. № 2. С. 63 - 70.

7. Совместное письмо Федеральной службы судебных приставов № 12/01-4162-АП, Федерального казначейства № 42-7.4-05/9.3-137 от 01.03.2011 «О порядке взаимодействия Казначейства России и ФССП России при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федеральных бюджетных учреждений» // СПС КонсультантПлюс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учаева Екатерина Николаевна iconУрока Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Соловова Екатерина Николаевна, учитель высшей категории русского языка и литературы
Учаева Екатерина Николаевна iconДеревня голыгино
Тема моей работы: «Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.». Екатерина II алексеевна (21. 04. 1729...
Учаева Екатерина Николаевна iconПротокол Оценочных листов Секция история, обществознание, право
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Черепанова Ирина Георгиевна, Масловская Ирина Николаевна, Ахременко Екатерина Сергеевна
Учаева Екатерина Николаевна iconРеферат
Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев...
Учаева Екатерина Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Петрова Екатерина Николаевна, учитель гбоу сош №263 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург
Учаева Екатерина Николаевна iconБуркова Екатерина Николаевна учитель английского языка высшей квалификационной категории
Техника графических способов представления информации на уроках английского языка
Учаева Екатерина Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Учаева Екатерина Николаевна iconПотапова Екатерина Николаевна Тема урок
Автор работы учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Учаева Екатерина Николаевна iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Учаева Екатерина Николаевна iconЛень Чёрная Ангелина Таргашова Екатерина мбоу катковская сош, 11...
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Учаева Екатерина Николаевна iconУроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство...
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы...
Учаева Екатерина Николаевна iconКонспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном...
Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Учаева Екатерина Николаевна icon3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный...
«Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет...
Учаева Екатерина Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дню Знаний. В новом учебном году в школе 4 первых класса – это задорные девчонки и мальчишки. А помогать им постигать основы знаний...
Учаева Екатерина Николаевна iconТема «Екатерина Великая»
Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим...
Учаева Екатерина Николаевна iconЕкатерина II великая
Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург) родилась 21 апреля (2 мая) 1729...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск