Скачать 0.51 Mb.
|
Правительство Российской ФедерацииГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»Факультет Мировой экономики и мировой политики Программа дисциплиныЭкономика и политика США для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор: старший преподаватель Суслов Д.В. (email:uslov@hse.ru) Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедрыФакультета Мировой экономики и Мировой политикимировой политики Председатель Иванов И.Д. Зав. кафедрой _______________________________ ______________________________ «___»______________________2010 г. « 09 » сентября 2010 г. Утверждено УС факультета Мировой экономики и мировой политики Ученый секретарь Суздальцев А.И. ________________________________ «_____»_____________________2010 г. Москва, 2010 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор программы: Старший преподаватель Д.В. Суслов Общие сведения об учебном курсе: дисциплина читается студентам третьего курса, обучающимся по направлению «Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является специальной дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет 60 часов лекционных занятий. Рубежный контроль - экзамен. Требования к студентам: освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Актуальные проблемы мировой политики”, “Политология”, «Мировая политика и международные отношения», «История международных отношений», «Теория международных отношений», «История США». Цель курса: дать систематизированное представление о состоянии и перспективах политического и внешнеполитического развития США, охарактеризовать внешнеполитическую стратегию Вашингтона, проанализировать динамику развития ситуации в зависимых от США зонах мира, рассмотреть наиболее острые международные политические проблемы, связанные с реализацией внешнеполитическим курсом США. Аннотация: США в последние десятилетия стали основным мировым центром экономического и политического развития, в стране проживает более 300 млн. человек и в ней сосредоточено более четверти мировой экономики. С США соседствуют две бурно развивающиеся державы – Канада и Мексика, чьи экономики интегрированы с американской. В настоящее время США играют ведущую роль в мировой политике и экономике. Курс входит в число специальных дисциплин, формирующих подготовку бакалавра в области мировой экономики и международных экономических отношений. После окончания «холодной войны» США превратились в единоличного мирового лидера, перекрестком, где сосуществуют и сталкиваются различные цивилизационные модели, религии, культуры и социально-политические уклады. Данный курс сочетает в себе исторический и проблемный подходы к изучению региона, и в результате его освоения студенты должны получить базовые знания о современной системе международных отношений, во многом зависимой от США и об основных факторах, влияющих на их формирование и развитие. Географически курс охватывает базовую проблематику США в ее традиционном определении. Вместе с тем, основное внимание в курсе будут уделено и региональным аспектам американской внешней политики. Специфические проблемы США (союз с Западной Европой, задействованность в арабо-израильском конфликте, в противоречиях между суннитской и шиитской ветвями ислама в Ираке) рассматриваются в данном курсе. Курс должен подготовить студентов к практической деятельности, позволить им ориентироваться как в истории США, так и в их международной политике, оценивать и понимать внешнеполитические интересы как России, так и основных потенциально противостоящих США стран, таких как ЕС, КНР, РФ, Индия. Учебные задачи курса: В результате изучения дисциплины студент должен:
IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ
Базовые учебники: 1) Ширяев Б.А. Внешняя политика США. Спб.: Изд-во С.-Петерб. Уни-та, 2007. 442 с. 2) Печатнов В.О. США в глобальном и региональном измерениях / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. А.В. Торкунов и др. М.: Просвещение, 2005. С. 559-597. 990 с. 3) Уткин А.И. Фактор США в современном мире / Мировая политика: учебное пособие/ под ред.С.В. Кортунов. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 298-337. 536 с. 4) Суслов Д.В. Роль США сегодня и завтра / под ред.С.А. Караганова // Россия и мир. Новая эпоха. М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008. С. 333-361. 444 с. Студентам также рекомендуется использовать следующие монографии:
Формы контроля: а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, семинарские занятия; б) итоговый – экзамен (с учетом предыдущих выступлений и замечаний как на лекциях, так и на семинарах). В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка реферата по избранной теме. Курс завершается экзаменом. Итоговая оценка складывается из оценок за:
По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10-бальной шкале соответственно:
где Q 1, Q 2, Q 3 – оценки в 10-бальной шкале. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Новизна курса Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ и разработан специально для студентов новой для Университета специальности «Мировая экономика». В отличие от читаемых в других российских университетах курсов по международным отношениям, он посвящен исключительно Соединенным Штатам и построен по проблемно-географическому принципу. Многие из обсуждаемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому по возможности в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения на ту или иную проблему. Содержание курса, в соответствии с концепцией подготовки специалиста в области международных отношений и мировой экономики, согласовано с содержанием других учебных дисциплин, прежде всего истории международных отношений и истории крупнейшей державы Запада, основ геополитики и др. Учебный процесс строится в соответствии с учебной программой и тематическим планом, реализуется в форме лекционных и семинарских занятий, а также консультаций преподавателя. В результате изучения курса "История США" студент должен: - знать основные исторические этапы формирования американского государства, становления американской экономики, содержание и особенности развития Соединенных Штатов, факторы оказывающие влияние на развитие Америки, содержание договорно-правовой базы связей США с важнейшими странами мирового сообщества, знать этапы российско-американского сотрудничества; принципиальные подходы РФ и США к строительству своих взаимоотношений на современном этапе, механизмы и возможности их реализации; - уметь анализировать содержание главных фактов истории США на различных исторических этапах, прогнозировать их развитие в современных условиях; - владеть навыками анализа и оценки международно-правовой базы, регламентирующей отношения США с мировым сообществом; - иметь представление об особенностях дипломатической практики Вашингтона, оказывающих существенное влияние на состояние мировой системы. Общая структура курса Часть 1. Внутренняя политика США Тема 1. США в современном мире. Тема 2. Факторы усиления и процветания Америки. Тема 3. Американский конституционализм. Верховный суд в политической системе США Тема 4. Конгресс в политической системе США Тема 5. Американский федерализм Тема 6. Президент в политической системе США Тема 7. Партийная система США Тема 8. Особенности современного американского общества Часть 2. Внешняя политика США: истоки, принципы, методы, механизмы. Тема 9. Геополитические истоки и традиции американской внешней политики Тема 10. Идеологические истоки внешней политики Тема 11. Внутриполитические истоки внешней политики Тема 12. Процесс принятия внешнеполитических решений в США Тема 13. Национальный интерес во внешней политике США Тема 14. Инструменты внешней политики США. Дипломатия, военная мощь, мягкая сила. Тема 15. Внешнеполитические школы США. Внешнеполитическая стратегия США в работах «неконсерваторов», «либералов-интернационалистов» и «реалистов» Часть 3. Внешняя политика США: «большая стратегия» и региональные направления. Тема 16. «Большая стратегия» США. Понятие и основные положения. Тема 17. Эволюция «Большой стратегии» США в 1990е годы. «Большая стратегия» Б. Клинтона. Тема 18. «Большая стратегия» США в период президентства Дж. Буша-мл. Тема 19. Перспективы эволюции «большой стратегии» США. «Большая стратегия» Б. Обамы. Тема 20. Политика США в отношении международных организаций, международного права, международных режимов. Тема 21. Политика США в отношении Европы Тема 22. Политика США в отношении Восточной Азии Тема 23. Политика США в отношении Ближнего Востока и Латинской Америки Тема 24. Российско-американские отношения Тема 25. Политика США на пространстве СНГ Содержание программы Часть 1. Внутренняя политика США |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |