Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации22.04.2015
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6

Правительство Российской Федерации



Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет –

Высшая школа экономики»



Факультет Мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины



Экономика и политика США

для направления 080100.62 «Экономика»

подготовки бакалавра

Автор: старший преподаватель Суслов Д.В. (email:uslov@hse.ru)


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Факультета Мировой экономики и Мировой политики


мировой политики

Председатель Иванов И.Д. Зав. кафедрой

_______________________________ ______________________________

«___»______________________2010 г. « 09 » сентября 2010 г.


Утверждено УС факультета

Мировой экономики и мировой политики

Ученый секретарь Суздальцев А.И.

________________________________

«_____»_____________________2010 г.


Москва, 2010 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы:

Старший преподаватель Д.В. Суслов
Общие сведения об учебном курсе:

дисциплина читается студентам третьего курса, обучающимся по направлению «Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является специальной дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет 60 часов лекционных занятий. Рубежный контроль - экзамен.
Требования к студентам:

освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Актуальные проблемы мировой политики”, “Политология”, «Мировая политика и международные отношения», «История международных отношений», «Теория международных отношений», «История США».
Цель курса:

дать систематизированное представление о состоянии и перспективах политического и внешнеполитического развития США, охарактеризовать внешнеполитическую стратегию Вашингтона, проанализировать динамику развития ситуации в зависимых от США зонах мира, рассмотреть наиболее острые международные политические проблемы, связанные с реализацией внешнеполитическим курсом США.
Аннотация:

США в последние десятилетия стали основным мировым центром экономического и политического развития, в стране проживает более 300 млн. человек и в ней сосредоточено более четверти мировой экономики. С США соседствуют две бурно развивающиеся державы – Канада и Мексика, чьи экономики интегрированы с американской. В настоящее время США играют ведущую роль в мировой политике и экономике.
Курс входит в число специальных дисциплин, формирующих подготовку бакалавра в области мировой экономики и международных экономических отношений.
После окончания «холодной войны» США превратились в единоличного мирового лидера, перекрестком, где сосуществуют и сталкиваются различные цивилизационные модели, религии, культуры и социально-политические уклады. Данный курс сочетает в себе исторический и проблемный подходы к изучению региона, и в результате его освоения студенты должны получить базовые знания о современной системе международных отношений, во многом зависимой от США и об основных факторах, влияющих на их формирование и развитие.

Географически курс охватывает базовую проблематику США в ее традиционном определении. Вместе с тем, основное внимание в курсе будут уделено и региональным аспектам американской внешней политики. Специфические проблемы США (союз с Западной Европой, задействованность в арабо-израильском конфликте, в противоречиях между суннитской и шиитской ветвями ислама в Ираке) рассматриваются в данном курсе.

Курс должен подготовить студентов к практической деятельности, позволить им ориентироваться как в истории США, так и в их международной политике, оценивать и понимать внешнеполитические интересы как России, так и основных потенциально противостоящих США стран, таких как ЕС, КНР, РФ, Индия.
Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать: основные характеристики внутриполитической системы США, главные проблемы и основные тенденции развития внутренней политики США, проблематику основных региональных направлений, внешнеполитическую стратегию Вашингтона, основные проблемы и перспективы российско-американских отношений.

  • Уметь: пользоваться учебной, справочной и мемуарной литературой и статистическими данными по обозначенной теме, анализировать конфликтные ситуации в глобальном масштабе, внешнеполитические инициативы и экономические интересы основных стран, перспективы американского развития в целом.

  • Иметь: представление о современных проблемах США, в том числе о дискуссионных, вызывающих противоречия между основными участниками, а также возможных вариантах их решения.

  • Обладать: навыками критической оценки аналитических и научных материалов по данной проблематике.



IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Семин. занятия

Всего

1

США в современном мире

2










1

3

2

Факторы усиления и процветания Америки

2










2

4

3

Американский конституционализм. Верховный суд в политической системе США

2










2

4

4

Конгресс в политической системе США

2










2

4

5

Американский федерализм

4










2

6

6

Президент в политической системе США

4










2

6

7

Партийная система США

2










2

4

8

Особенности современного американского общества

4










2

6

9

Геополитические истоки и традиции американской внешней политики

4










2

6

10

Идеологические истоки внешней политики

2










2

4

11

Внутриполитические истоки внешней политики

2










2

4

12

Процесс принятия внешнеполитических решений в США

2










2

4

13

Национальный интерес во внешней политике США

2










2

4

14

Инструменты внешней политики США. Дипломатия, военная мощь, мягкая сила

4










2

6

15

Внешнеполитические школы США. Внешнеполитическая стратегия США в работах «неконсерваторов», «либералов-интернационалистов» и «реалистов»

2










2

4

16

«Большая стратегия» США. Понятие и основные положения

2










2

4

17

Эволюция «Большой стратегии» США в 1990е годы. «Большая стратегия» Б. Клинтона

2










2

4

18

«Большая стратегия» США в период президентства Дж. Буша-мл.

2










2

4

19

Перспективы эволюции «большой стратегии» США. «Большая стратегия» Б. Обамы.

2










2

4

20

Политика США в отношении международных организаций, международного права, международных режимов

2










2

4

21

Политика США в отношении Европы

2










2

4

22

Политика США в отношении Восточной Азии

2










2

4

23

Политика США в отношении Ближнего Востока и Латинской Америки

2










2

4

24

Российско-американские отношения

2










2

4

25

Политика США на пространстве СНГ

2










1

3




Всего

60










48

108


Базовые учебники:
1) Ширяев Б.А. Внешняя политика США. Спб.: Изд-во С.-Петерб. Уни-та, 2007. 442 с.

2) Печатнов В.О. США в глобальном и региональном измерениях / Современные международные отношения и мировая политика: учебник. А.В. Торкунов и др. М.: Просвещение, 2005. С. 559-597. 990 с.

3) Уткин А.И. Фактор США в современном мире / Мировая политика: учебное пособие/ под ред.С.В. Кортунов. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 298-337. 536 с.

4) Суслов Д.В. Роль США сегодня и завтра / под ред.С.А. Караганова // Россия и мир. Новая эпоха. М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008. С. 333-361. 444 с.

Студентам также рекомендуется использовать следующие монографии:

  • США на рубеже веков / под ред. С.М. Рогова. М.: Наука, 2001. 496 с.

  • Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М.: Международные отношения, 2007. 240 с.

  • Fraser Cameron. US Foreign Policy After the Cold War. Routledge, 2005. 236 p.

  • Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992. 688 с.

  • Уткин А.И. Единственная сверхдержава. М.: Алгоритм, 2003. 576 с.

  • Уткин А.И. Американская империя. М.: ЭКСМО, 2003. 736 с.


Формы контроля:

а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, семинарские занятия;

б) итоговый – экзамен (с учетом предыдущих выступлений и замечаний как на лекциях, так и на семинарах).
В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка реферата по избранной теме.
Курс завершается экзаменом.

Итоговая оценка складывается из оценок за:

  • реферат – 0,4;

  • посещение лекций – 0,2;

  • экзамен – 0,4.

По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10-бальной шкале соответственно:

  • за реферат – 0,4 х Q 1;

  • за посещение лекций – 0,2 х Q 2;

  • за экзамен – 0,4 х Q 3,

где Q 1, Q 2, Q 3 – оценки в 10-бальной шкале.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Новизна курса
Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ и разработан специально для студентов новой для Университета специальности «Мировая экономика». В отличие от читаемых в других российских университетах курсов по международным отношениям, он посвящен исключительно Соединенным Штатам и построен по проблемно-географическому принципу. Многие из обсуждаемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому по возможности в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения на ту или иную проблему.

Содержание курса, в соответствии с концепцией подготовки специалиста в области международных отношений и мировой экономики, согласовано с содержанием других учебных дисциплин, прежде всего истории международных отношений и истории крупнейшей державы Запада, основ геополитики и др. Учебный процесс строится в соответствии с учебной программой и тематическим планом, реализуется в форме лекционных и семинарских занятий, а также консультаций преподавателя. В результате изучения курса "История США" студент должен:

- знать основные исторические этапы формирования американского государства, становления американской экономики, содержание и особенности развития Соединенных Штатов, факторы оказывающие влияние на развитие Америки, содержание договорно-правовой базы связей США с важнейшими странами мирового сообщества, знать этапы российско-американского сотрудничества; принципиальные подходы РФ и США к строительству своих взаимоотношений на современном этапе, механизмы и возможности их реализации;

- уметь анализировать содержание главных фактов истории США на различных исторических этапах, прогнозировать их развитие в современных условиях;

- владеть навыками анализа и оценки международно-правовой базы, регламентирующей отношения США с мировым сообществом;

- иметь представление об особенностях дипломатической практики Вашингтона, оказывающих существенное влияние на состояние мировой системы.
Общая структура курса
Часть 1. Внутренняя политика США

Тема 1. США в современном мире.

Тема 2. Факторы усиления и процветания Америки.

Тема 3. Американский конституционализм. Верховный суд в политической системе США

Тема 4. Конгресс в политической системе США

Тема 5. Американский федерализм

Тема 6. Президент в политической системе США

Тема 7. Партийная система США

Тема 8. Особенности современного американского общества
Часть 2. Внешняя политика США: истоки, принципы, методы, механизмы.

Тема 9. Геополитические истоки и традиции американской внешней политики

Тема 10. Идеологические истоки внешней политики

Тема 11. Внутриполитические истоки внешней политики

Тема 12. Процесс принятия внешнеполитических решений в США

Тема 13. Национальный интерес во внешней политике США

Тема 14. Инструменты внешней политики США. Дипломатия, военная мощь, мягкая сила.

Тема 15. Внешнеполитические школы США. Внешнеполитическая стратегия США в работах «неконсерваторов», «либералов-интернационалистов» и «реалистов»
Часть 3. Внешняя политика США: «большая стратегия» и региональные направления.

Тема 16. «Большая стратегия» США. Понятие и основные положения.

Тема 17. Эволюция «Большой стратегии» США в 1990е годы. «Большая стратегия» Б. Клинтона.

Тема 18. «Большая стратегия» США в период президентства Дж. Буша-мл.

Тема 19. Перспективы эволюции «большой стратегии» США. «Большая стратегия» Б. Обамы.

Тема 20. Политика США в отношении международных организаций, международного права, международных режимов.

Тема 21. Политика США в отношении Европы

Тема 22. Политика США в отношении Восточной Азии

Тема 23. Политика США в отношении Ближнего Востока и Латинской Америки

Тема 24. Российско-американские отношения

Тема 25. Политика США на пространстве СНГ

Содержание программы
Часть 1. Внутренняя политика США

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск