МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Инженерно-экономический Кафедра Высшей математики и системного анализа
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________М.К. Беданоков
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ДС.2.5. Системный анализ в таможенном деле (практикум)
по направлению
подготовки (специальности) 036401.65 Таможенное дело
Квалификация (степень)
выпускника Специалист
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 036401.65 Таможенное дело Составитель рабочей программы:
Старший преподаватель
|
|
| Петрушкова С.А.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
высшей математики и системного анализа
(наименование кафедры)
Заведующая кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
Демина Т. И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Тазова З.Т.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Схаляхов А.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Тазова З.Т.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина: «Системный анализ таможенном в деле (практикум)» охватывает широкий спектр разнородных проблем – от анализа экономической ситуации до разработки методик и моделей синтеза социально-экономических систем, в том числе систем управления предприятиями и организациями.
Цели: формирование у студентов знаний, навыков и умений (компетенций) в области системного анализа, как наиболее эффективного научно-методологического средства разработки и принятия управленческих решений в таможенном деле.
Задачи:
формирование у студентов системного мышления, позволяющего обозревать некоторую проблему или явление в целом, выделять наиболее важные составляющие ее части и их взаимосвязи;
формирование у студента общих представлений о системах, системном подходе, методологии и технологии системного анализа, о возможности их применений при решении вопросов, возникающих в теории и практике;
раскрытие механизма осуществления системного анализа и способов его применения в деятельности таможенных органов;
приобретение знаний о моделировании таможенных операций.
2. Место дисциплины в структуре ОП по направлению подготовки 036401.65 Таможенное дело
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору студента, устанавливаемые вузом.
Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины.
Для изучения дисциплины студент должен:
знать:
особенности и основные этапы исторического развития России и зарубежных стран;
место и роль философии в общественной жизни, роли науки в развитии цивилизации;
понятия, определения и теоремы математического анализа, свойства вероятностей;
основные показатели статистики и методы их расчёта;
базовые понятия информатики;
общие принципы работы компьютеров;
уметь:
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся отношения к историческому прошлому;
применять философские методы постижения действительности;
вычислять необходимые показатели и выполнять статистические расчёты;
использовать стандартные средства операционной системы Windows, пакет программ MsOffice;
владеть:
методами решения типовых математических задач;
навыками поиска, сбора, хранения, анализа, преобразования и передачи данных с использованием сетевых компьютерных технологий;
обладать компетенциями:
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);
– способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК-6), в части основ математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, теории вероятности и математической статистики;
– способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в части использования математических методов и моделей;
владением методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ПК-2), в части применения основ информатики;
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-3), в части применения основ информатики;
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);
– способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК-6), в части основ математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, теории вероятности и математической статистики;
– способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в части использования математических методов и моделей;
владением методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ПК-2), в части применения основ информатики;
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-3), в части применения основ информатики;
умением анализировать и оценивать результативность и качество государственных таможенных услуг и предложения по их совершенствованию (СК-1);
умением анализировать типовые ситуации в деятельности таможенного поста (отдела) и формировать управленческие решения (СК-2)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций):
общекультурных (ОК):
способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК-6);
профессиональных по видам деятельности (ПК):
умением оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (ПК-30), в части основ системного анализа.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные принципы организации системных исследований;
основные положения и процедуру системного подхода;
модели и методы имитационного моделирования сложных систем;
способы представления, идентификации и исследования объектов в виде систем;
модели принятия решения в таможенных органах в условиях неопределенности;
общие принципы и практически значимые инструментальные средства технологии экспертно-аналитического моделирования (тренинг-технологии) и методов исследования операций;
уметь:
применять изученные методы при анализе сложных систем;
реализовать изученные методы в воде алгоритмов;
решать прикладные задачи системного анализа;
применять основные приемы формализации содержательных задач в области осуществления таможенных операций, принятия управленческих решений;
использовать имитационное моделирование в таможенной деятельности;
обосновывать и применять методологические подходы, технологические и инструментальные средства для анализа таможенных систем;
владеть навыками:
применения положений и методологических процедур системного подхода и системного анализа при исследовании проблем в теории и практике;
структурирования систем;
применения средств визуализации и инструментов принятия решений в процессе исследования таможенных систем;
применения элементов технологии тренинга и методов исследования операций для решения прикладных задач системного анализа в таможенном деле;
методами формирования управленческих решений в условиях определенности, неопределенности и риска;
методами исследования таможенных систем, инструментами и технологиями системного анализа.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестр
| 9
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1
| 36/1
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 36/1
| 36/1
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа студентов (СРС)
(всего)
| 36/1
| 36/1
| В том числе:
|
|
| Подготовка докладов, рефератов
|
|
| Расчетно-графическая работа
| 18/0,5
| 18/0,5
| Подготовка презентаций по темам (ИФ)
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Приобретения навыков построения моделей
|
18/0,5
|
18/0,5
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
зачет
|
зачет
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестр
| 11
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 10/0,28
| 10/0,28
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 62/1.72
| 62/1.72
| В том числе:
|
|
| Подготовка докладов, рефератов
|
|
| Расчетно-графическая работа
| 36/1
| 36/1
| Подготовка презентаций по темам (ИФ)
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Приобретение навыков при построении моделей
|
26/0,72
|
26/0,72
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
зачет
|
зачет
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
5.Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Исторические этапы становления методологии системных исследований в науке и управлении
| 1,2
|
| 4
| -
| 2
| Блиц-опрос
| 2.
| Методы и модели системного анализа. Основные требования системного (комплексного) подхода
| 3,4
|
| 4
| -
| 2
| Построение моделей
| 3.
| Структура. Виды структур. Элементы теории графов
| 5,6
|
| 4
| -
| 2
| Решение задач
| 4.
| Моделирование систем. Системный анализ сложных систем
| 7,8
|
| 4
| -
| 2
| Построение моделей
| 5.
| Основные типы шкал измерений
| 9,10
|
| 4
| -
| 2
| Решение задач
| 6.
| Методы качественного исследования систем
| 11,12
|
| 4
|
| 2
| Решение задач
| 7.
| Эконометрика. Эконометрические методы проведения экспертных исследований и анализа оценок экспертов
| 13,14
|
| 4
|
| 2
| Решение задач
| 8.
| Теория игр и принятия решений. Задачи принятия решений в условиях полной неопределенности
| 15,16
|
| 4
|
| 2
| Решение задач
| 9.
| Стратегия системного проектирования
| 17,18
|
| 4
|
| 2
| Решение задач
| 10
| Расчетно-графическая работа
|
|
|
|
| 18
|
| 11.
| Промежуточная аттестация:
зачет
|
|
| -
| -
|
|
|
| Итого:
|
|
| 36
|
| 36
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость
(в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Исторические этапы становления методологии системных исследований в науке и управлении
|
|
|
| -
| 2
| 2.
| Методы и модели системного анализа. Основные требования системного (комплексного) подхода
|
|
| 2
| -
| 4
| 3.
| Структура. Виды структур. Элементы теории графов
|
|
| 2
| -
| 4
| 4.
| Моделирование систем. Системный анализ сложных систем
|
|
|
| -
| 4
| 5.
| Основные типы шкал измерений
|
|
| 2
| -
| 4
| 6.
| Методы качественного исследования систем
|
|
| 2
| -
| 4
| 7.
| Эконометрика. Эконометрические методы проведения экспертных исследований и анализа оценок экспертов
|
|
| 2
|
| 2
| 8.
| Теория игр и принятия решений. Задачи принятия решений в условиях полной неопределенности
|
|
|
|
| 1
| 9.
| Стратегия системного проектирования
|
|
|
|
| 1
| 10.
| Расчетно-графическая работа
|
|
|
|
| 36
| 11.
| Промежуточная аттестация:
зачет
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
| 10
|
| 62
|
|