Содержание
Введение. 2
1.Россия в современном мире 5
2.Методология анализа кризисных явлений 7
3. Концепция анализа кризисных явлений 8
4.Стратегические риски 10
4.1 Классификация стратегических рисков 10
4.2 Стратегические риски в политике 11
4.3Стратегические риски в экономике 14
4.4 Стратегические риски в социальной сфере 16
4.5Стратегические риски в научно-технологической сфере 17
4.6Стратегические риски в природной сфере 19
4.7Стратегические риски в техногенной сфере 21
5.Прогноз стратегических рисков России и меры по их снижению 24
Заключение. 27
Список используемой литературы 29
Введение.
Современный мир ставит перед человечеством целый ряд глобальных проблем, которые во многом определяют угрозы и риски Российской Федерации на длительную перспективу. Мы с Вами сегодня - свидетели того, как экономические, информационные и иные границы становятся все более "прозрачными". Процесс глобализации международных отношений набирает силу. Мир становится все более взаимозависим и все более уязвим для проявлений новых угроз и вызовов, которые переросли границы государств и давно уже стали транснациональными по форме и глобальными по содержанию.
В этом ряду сегодня смело можно отметить проблемы международного терроризма, демографии и миграции, нарастания обнищания целого ряда стран и увеличение разрыва в качестве жизни.
Это и экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе связанными с глобальным изменением климата.
Это вопросы войны и мира, которые в связи с событиями в Ираке приобретают особую остроту и требуют для своего решения консолидации сил всего мирового сообщества.
Сегодня любая проблема несет в себе стратегический риск для России и требует тщательной оценки и взвешенного прогноза для своего решения.
Давайте для начала определим, что же представляют собой стратегические риски?
Принципиальными особенностями категории стратегического риска являются, во-первых, вероятностный характер угроз, которые обусловлены не только существующими и потенциальными источниками и факторами опасности, но также недостаточно эффективной защитой общества и окружающей его природной среды к их воздействию. Во-вторых, - измеримость и, соответственно, количественная интерпретация угроз. В-третьих, выделение только тех рисков, которые представляют угрозу национальной безопасности и устойчивому развитию на средне- и долгосрочную перспективу.
Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков: поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально-экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация стратегических рисков происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально-экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей стратегических рисков.
Россия в современном мире
Прежде, чем давать характеристику наиболее актуальным на сегодня стратегическим рискам России, давайте рассмотрим ситуацию, которая сложилась в нашей стране в настоящее время.
Прежде всего, следует отметить, что проведение Президентом РФ В.В.Путиным, Правительством РФ последовательного курса на наращивание демократических преобразований в российском обществе, рыночных отношений, становление правового государства, повышение уровня жизни народа наглядно показывают свой результат. Страна в целом развивается с положительной динамикой, зарекомендовала себя в качестве надежного гаранта международной стабильности и заняла ведущее место в антитеррористической коалиции, демонстрирует твердость и последовательность курса в отношении последних событий вокруг Ирака.
Можно считать, что, несмотря на сложное и противоречивое развитие международной обстановки, твердая и последовательная внешнеполитическая линия по защите национальных интересов позволила России укрепить свои международные позиции, существенно повысить роль и влияние в мировых делах. В результате - сведена к минимуму вероятность развязывания против России крупномасштабной военной агрессии.
Современный этап развития российской экономики характеризуется переходом в режим экономического роста, улучшением стабильности и предсказуемости. За период 1999-2001 гг. в значительной мере преодолены последствия кризиса 1998 г. и продемонстрированы возможности роста. За 3 последние года ВВП увеличился на 20% (рост мировой экономики за этот период составил 11%), промышленное производство - на 30%, инвестиции в основной капитал - на 34%, продукция сельского хозяйства - почти на 20%.
Экономическая ситуация в большинстве субъектов РФ характеризуется позитивной динамикой: сохранением роста промышленного производства, увеличением оборота розничной торговли и объема платных услуг, оказываемых населению, ростом доходов населения, повышением внимания к проблемам науки и образования, малого и среднего предпринимательства.
Политика в области социального развития РФ, традиционно являясь одним из главных приоритетов Президента и Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения. Мы с Вами - свидетели неоднократных повышений пенсий, проведения серии адресных социальных мероприятий, в целом - заметного повышения социальной активности как федеральных органов исполнительной власти, так и органов власти непосредственно на местах. Все это является важными стабилизирующими факторами и позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы развития РФ, всего российского общества.
Вместе с тем считать, что все проблемы решены и риска возникновения чрезвычайных ситуаций в экономике, социальной, военной, технологической сферах нет, весьма опрометчиво.
Постоянный мониторинг угроз национальной безопасности РФ во всех сферах их проявления, проводимый аппаратом Совета Безопасности РФ, оценка этих угроз с точки зрения нанесения максимального ущерба национальным интересам России позволяет утверждать, что мир не становится более безопасным.
Угрозы безопасности развитию России становятся многофакторными, взаимно влияют друг на друга, приобретают комплексный характер и требуют для своей локализации и нейтрализации такого же осознанного, комплексного и системного подхода.
|