Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации22.05.2015
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет 
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Отделение «Международные отношения»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Экономические последствия вступления в Европейский Союз для стран ЦВЕ».

Студент группы № 470

Веряева Анастасия Валерьевна

Руководитель ВКР:

Бабынина Людмила Олеговна
Москва, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Экономические последствия пятого расширения Европейского Союза для присоединившихся стран…………………………………….6

1.1. Действия стран ЦВЕ на вступительном этапе………………………6

1.2. Обзор общих экономических последствий пятого расширения Евросоюза для стран ЦВЕ в целом…………………………………..11

1.3 Страны ЦВЕ в период мирового финансового кризиса………...….16

1.4. Переориентация внешнеэкономических связей новых членов ЕС на примере Польши……………………………...……………………19

Глава 2. Экономические последствия вступления стран ЦВЕ в ЕС для всего Европейского Союза…………………………………………...27

2.1. Действия ЕС на вступительном этапе………………………………27

2.2 Обзор общих экономических последствий расширения для Евросоюза в целом……………………………………………………29

2.3. Воздействие миграции рабочей силы из стран ЦВЕ на экономическую ситуацию в Евросоюзе……………………………..33

Глава 3. Влияние пятого расширения Евросоюза на внешнеэкономические связи стран ЦВЕ с Российской Федерацией (на примере Польши)…………………………………………………39

3.1. Последствия расширения ЕС для экономических связей стран ЦВЕ с Российской Федерацией…………………………………………….39

3.2. Пример Польши………………………………………………………44

Заключение………………………………………………………………..48
Введение

Несмотря на то, что идея создания единой Европы имеет длинную историю, постоянной политической целью она стала лишь после 2-ой мировой войны, в результате которой европейские государства потеряли свое былое экономическое и политическое могущество и оказались на заднем плане на мировой политической арене. Но за прошедшие десятилетия многое изменилось. Сегодня Европейский Союз является успешным интеграционным образованием. В его состав входят 27 государств Европы и достаточно часто происходят новые расширения. Невиданным по масштабу событием стало расширение ЕС, которое произошло 1 мая 2004 года. Тогда в его ряды вступили новых 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Часто к этому же этапу расширения относят и присоединение к Евросоюзу Болгарии и Румынии в 2007 г. Наряду с тем, что это расширение является уникальным из-за количества присоединившихся к ЕС стран, также впервые в истории Евросоюза в него вступили государства, не развивавшиеся ранее согласно социально-экономической модели западно-европейского общества и никогда ранее не принадлежавшие к его системе безопасности.

Сейчас, по прошествии восьми лет, представляется возможным изучить процесс предпоследнего расширения Евросоюза, а также рассмотреть преимущества и недостатки данного события для экономик стран ЦВЕ, государств-членов ЕС и для Европейского Союза в целом. Рассматривая эти последствия, невозможно не упомянуть и мировой финансовый кризис 2008 года, который существенно затронул Европу в целом и присоединившиеся страны в частности. Таким образом, анализ последствий расширения всегда делится на два периода: докризисный и послекризисный.

Актуальность темы данного исследования состоит в том, что сейчас, когда Европейский Союз стоит перед лицом очередного этапа расширения, опыт предыдущего этапа может быть полезен для прогноза развития возможных последствий для экономик будущих стран-членов ЕС, а также для всего Евросоюза.

Таким образом, объектом исследования, проведенного в рамках данной работы, являются экономические последствия вступления стран ЦВЕ в ЕС, а их анализ составляет цель исследования. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • Изучить требования Евросоюза, которые было необходимо выполнить странам ЦВЕ для вступления в ЕС;

  • Рассмотреть изменения, произошедшие в Евросоюзе и в странах ЦВЕ на вступительном этапе;

  • Определить последствия вступления стран ЦВЕ в ЕС для этих стран, для ЕС в целом и для их взаимоотношений с Российской Федерацией.

Теоретической основой исследования являются базовые положения экономической теории по проблемам мирового хозяйства, международных отношений и региональной интеграции, изложенные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых. Анализ базируется на теоретическом и фактологическом материале, представленном в научных трудах Института Европы РАН, Австрийского института экономических исследований г. Вена (WIFO), Архива мировой экономики г. Гамбург, ФРГ (HWWA), Брюссельского центра европейских политических исследований, Бельгия (CEPS), а также ряда других организаций.

Информационной и статистической базой исследования являются отчеты, доклады и публикации международных научно-исследовательских центров и организаций, официальные данные статистической службы ЕС и Госкомстат России, законодательные и нормативные документы, регламентирующие функционирование и формирование внутренней и внешней политики Евросоюза, статьи, обзоры и прочие материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных периодических изданиях.

Данная работа разбита на 3 главы. В первой главе рассматриваются основные экономические последствия расширения для экономик стран ЦВЕ в целом. Рассмотрение экономической ситуации разбито на 2 периода: до кризиса и после него. Более подробное рассмотрение того, как изменились вместе с расширением экономическая ситуация и внешнеэкономические связи проводится на примере Польши. Вторая глава посвящена более широкомасштабным последствиям расширения, которые так или иначе затронули все страны Европейского Союза. Особое внимание здесь уделяется миграции населения из стран ЦВЕ в рамках расширившегося Евросоюза. Третья же глава повествует о том, как расширение 2004 г. сказалось на экономических связях между странами ЦВЕ и Российской Федерацией. В качестве отдельной страны для анализа здесь также приводится Польша.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЯТОГО РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ СТРАН.

    1. Действия стран ЦВЕ на вступительном этапе.

Еще с конца 80-х годов ХХ века начался процесс переориентации стран Центральной и Восточной Европы с ранее приоритетных экономических и политических отношений с Россией на страны Запада, прежде всего на Европейский Союз. В первую очередь эти коренные изменения в политической направленности были вызваны крахом идеалов коммунизма, окончанием длительного периода холодной войны и тем, что Россию уже нельзя было рассматривать в качестве безусловного лидера этой части континента. В результате практически все государства ЦВЕ стали двигаться навстречу соответствующим реформам в политической и экономической сферах. Кульминацией этого процесса стала подача десятью странами ЦВЕ официальных заявок на вступление в ЕС. Наряду с экономическими причинами, в основе желания этих государств вступить в Евросоюз лежали также политические мотивы и стремление к безопасности. Ведь стать полноправным членом ЕС для этих стран означало окончательный выход из-под сферы влияния России и возвращение в Европу.

Таким образом, перед тем, как стать полноправными членами Европейского Союза, странам Центральной и Восточной Европы предстояло пройти длительный подготовительный период. Уже на этом этапе в экономиках стран ЦВЕ произошли существенные изменения. Именно поэтому рассмотрение данного периода необходимо провести перед тем, как перейти к рассмотрению экономических показателей, изменившихся после 2004 г.

Переориентация стран Центральной и Восточной Европы на тесное сотрудничество с Европейским Союзом проходила в течение 90-х годов вплоть до их вступления в ЕС в 2004 г. Например, уже в 1989 году государствами Запада был создан фонд ФАРЕ1, программа которого была направлена на поддержку реформирующихся экономик Польши и Венгрии. Позже, в 1990 году, эта программа была распространена и на другие страны ЦВЕ.

Другой важной инициативой Запада, направленной на поддержку реформ в Восточной Европе, стало решение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 1989 г. Его основной задачей стало аккумулирование средств индустриально развитых стран Западной Европы для оказания помощи государствам ЦВЕ в развитии частного сектора, в становлении демократии и реформировании экономики. Уставной капитал банка составил 10 млрд. экю. 2

Важнейшим этапом этого периода взаимоотношений ЕС со странами ЦВЕ можно считать заключение в конце 1980-х - начале 1990-х гг. соглашений о торговле и сотрудничестве (или «соглашений первого поколения»), направленных главным образом на экономическое сотрудничество, и распространение на эти страны режима наибольшего благоприятствования. Первые такие соглашения были заключены с Венгрией и Польшей в 1988 и 1989 гг. соответственно; с Чехией, Румынией, Болгарией и Словакией — в 1990 г., с прибалтийскими республиками и Словенией — в 1993 г.

По мнению некоторых исследователей, заключение соглашений о торговле и сотрудничестве было скорее необходимой и вынужденной реакцией ЕС на политические перемены в Восточной Европе и попыткой отсрочить значительное увеличение расходов, связанных с потенциальным расширением3. Поэтому для ряда государств предлагались различные альтернативы членству, в том числе ассоциативные соглашения, частичное участие в политике ЕС.

Здесь следует отметить ещё одну важную особенность в формирующейся в тот период восточноевропейской стратегии ЕС: с начала 1990-х гг. сообщество придерживалось дифференцированного подхода в отношениях со странами ЦВЕ, происходило поэтапное сближение с отдельными группами государств. Европейский союз в первую очередь поддерживал страны-реформаторы с чётко разработанными программами социально-экономических и политических преобразований, то есть прежде всего Чехословакию, Польшу и Венгрию.

Следующим этапом в развитии отношений ЕС со странами ЦВЕ стало заключение соглашений об ассоциации (так называемых Европейских соглашений), что явилось правовой основой отношений с ними ЕС. Эти соглашения стали важнейшим инструментом в программе подготовки стран ЦВЕ к членству в ЕС на длинном пути от ассоциации через стратегию подготовительного периода.

Общие критерии, которым должны были соответствовать кандидаты на вступление в ЕС, были следующими:

  • Наличие в стране-кандидате стабильно функционирующих институтов, способных обеспечить законность, демократию, соблюдение прав человека;

  • Рыночная экономика, которая может оставаться конкурентоспособной и справляться с нежелательными действиями рыночных сил как внутри страны, так и в ЕС;

  • Готовность и возможность взять на себя все обязательства, которые возникают как на вступительном этапе, так и после присоединения к Европейскому Союзу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Соглашения об ассоциации являлись классическим инструментом внешней политики ЕС, затрагивая не только экономические вопросы, но и вопросы правовых преобразований. Например, в Соглашениях впервые был закреплен институциональный диалог на уровне министров в Совете по ассоциациям.

Важно отметить, что соглашения об ассоциации изначально не были задуманы как предварительный этап расширения, а потому не давали стране-реформатору гарантии на вступление в сообщество. Несмотря на то, что в преамбуле документа содержалось положение о том, что конечной целью является вступление страны в ЕС, ни конкретные условия, ни сроки не были определены. Именно поэтому европейские соглашения оценивались двойственно: с одной стороны, они нередко критиковались со стороны стран-реформаторов, которые рассматривали ассоциацию как навязанную им форму сотрудничества вместо реального членства в ЕС; с другой стороны, рассматривались как важный этап в процессе углубления интеграции.

Поворотным событием в политике ЕС в отношении стран Центральной и Восточной Европы стал Копенгагенский саммит Европейского совета 21-22 июня 1993 г. На нем впервые официально была признана потенциальная возможность восточного расширения за счет стран ЦВЕ и были разработаны условия вступления для кандидатов, или «копенгагенские критерии» членства. Согласно этим критериям, потенциальные кандидаты должны были выполнить следующие условия: создать стабильные институты, гарантирующие демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту прав национальных меньшинств; иметь функционирующую рыночную экономику, способную справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Евросоюзе; принять на себя обязательства членства, включая приверженность задачам создания экономического и валютного союза4.

Важнейшей инициативой Европейской Комиссии стало составление так называемой Белой книги «Подготовка ассоциированных государств Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского союза». Документ содержал рекомендации для реформирования экономик стран-кандидатов в целях подготовки к функционированию в рамках общего европейского рынка. При этом следует отметить, что Белая книга имела индикативный характер, в то время как положения Европейских соглашений были обязательны для исполнения и реализации.

Рассматривая изменения экономической ситуации в регионе во время рассмотренного выше периода, можно сделать следующие выводы.

Безусловно, подготовка к вступлению в Европейский Союз стала мощным стимулом для экономического роста и развития стран ЦВЕ. Например, темпы роста на вступительном этапе в среднем по странам выросли в два раза.5 Но, несмотря на достигнутые успехи на путях реформирования, отставание стран Центральной и Восточной Европы от развитых западных государств на предвступительном этапе мало сократилось. В течение 90-х годов только в Польше и Словении темпы прироста ВВП были достаточными для частичного уменьшения разрыва, существовавшего между ними и ЕС-15 по показателю ВВП на душу населения. И только Кипр и Словения имели средние по ЕС показатели. Однако совокупный ВВП присоединившихся стран составил 4,6% от ВВП Евросоюза. 6

Также необходимо отметить, что в ВВП большинства стран ЦВЕ на предвступительном этапе сохранилась высокая доля сельскохозяйственного производства и высокий процент занятых в нем. В то же время сохранялся и высокий уровень безработицы в большинстве стран, что привело к росту проблем на пути реализации права свободного передвижения рабочей силы в рамках расширяющегося Евросоюза.

Таким образом, главное опасение, которое было связано с данным расширением ЕС, заключалось в сохранении структурно-экономических диспропорций и усилением риска нарушения макроэкономического равновесия в Евросоюзе.


    1. Обзор общих экономических последствий пятого расширения Евросоюза для стран ЦВЕ в целом.

Несмотря на то, что присоедившиеся государства часто рассматриваются как единое целое, между ними существуют значительные различия: прежний курс их экономического развития, течение вступительного периода, политическая ситуация и т.д. Но, тем не менее, можно выделить некоторые общие тенденции, характерные для данного региона в целом. К тому же, на изменение многих экономических показателей существенно повлиял мировой финансовый кризис 2008 г. Для более точного анализа, рассмотрим сначала итоги интеграции стран ЦВЕ в ЕС на момент начала кризиса.

Начнем с рассмотрения положительных сторон процесса интеграции. После вступления в Евросоюз практически всюду выросли экономические показатели. Это можно проиллюстрировать на примере следующей таблицы, которая показывает динамику ВВП в некоторых странах ЦВЕ. 1995 год взят за 100%.7

Таблица 1.

Страны

2004

2005

2006

2007

Болгария

Венгрия

Польша

117

145

146

125

151

151

132

157

160

-

159

171

Период после расширения и до 2008 года называют «золотым периодом» для присоединившихся стран. Согласно данным Евростата, с 2004 по 2009 гг. экономика стран пятого расширения росла даже быстрее, чем экономики бывшего ЕС-15 (5,6% в год и 2,2% соответственно). А Словакия и страны Балтии в некоторые из этих лет достигли темпов роста в размере 7-10% в год. Согласно этим оценкам, присоединение стран ЦВЕ к Евросоюзу привело к тому, что в период с 2000 по 2009 гг. ежегодный рост их экономик увеличился в среднем на 1, 75%. 8 Исходя из этих данных можно предположить, что расширение ЕС может сыграть роль катализатора для экономики западноевропейских стран, которые хотя и более эффективны, чем страны Восточной Европы, но не очень динамичны, и в последнее время по очень многим показателям проигрывают другим государствам. Весьма вероятно, что в конечном итоге это поможет европейским странам лучше встретить вызовы глобализации.

Наряду с ростом ВВП можно заметить и другие положительные изменения. Например, произошло увеличение экспорта. Также снизилась безработица (в 2009 г. она снизилась по сравнению с предыдущим годом с 8,5% до 8,3%)9, перенимается управленческий опыт развитых капиталистических стран.

Что касается экспорта, то особенно заметен его рост в высокотехнологичных отраслях промышленности – авиационной, электоронной, химико-фармацевтической и в производстве средств связи. Продукция этих отраслей отвечает требованиям ЕС и конкурентоспособна на иностранных рынках. Польша, Словакия, Хорватия, Венгрия и Чехия из всех стран региона быстрее всего развивали телекоммуникационные и информационные технологии – в этих странах в 2004 году оборот на этом рынке превысил 19 млрд долл. Согласно оценкам Всемирного банка, в 2002 году в экспорте Венгрии доля высокотехнологичной продукции составила 25%, в Чехии - 14% (для сравнения в Германии - 17%). В то же время в экспорте стран ЦВЕ снижается доля сырья. Так, за последние 10 лет в экспорте Польши она сократилась с 60% до 20%.10 В 2006 г. доля высокотехнологичных товаров составила 14% от общего экспорта стран ЦВЕ (в 1999 г. – 11%).11

Еще следует отметить, что после вступления стран ЦВЕ в ЕС стало возможным повышение уровня занятости и конкурентоспособности национальных экономик благодаря проникновению в эти страны большого количества транснациональных корпораций. Этому процессу способствовала политика стран ЦВЕ, которые рассматривали зарубежные инвестиции в качестве одного из наиболее эффективных средств интеграции в западно-европейское экономическое пространство, а также в качестве основной движущей силы реструктуризации и хорошей возможности получения доступа к современным технологиям и финансовым ресурсам. В связи с этим для деятельности ТНК в странах ЦВЕ были созданы все необходимые условия: например, предоставление налоговых льгот, организация зон свободной торговли, а также другие важные решения в области экономики и международных экономических отношений. Вследствие этого, предприятия с участием иностранного капитала (полным или частичным) часто занимают сегодня значительные позиции в экономиках многих стран Центральной и Восточной Европы. Например, в 2005 году в Чехии и Польше на их долю приходилось более половины выпускаемой продукции, а в Венгрии – почти 2/3. 12

Постепенно меняется структура экономики присоединившихся стран. Несмотря на то, что сельское хозяйство и промышленность играют более значительную роль в их экономике (4,5% ВВП и 21,25% ВВП в 2006 г.), чем в государствах Запада (1,5% и 16,75% в 2006 г.), доля третичного сектора в экономике стабильно растет. В 1995 г. она составляла 56% ВВП, а в 2006 г. – 63%.13

Но, тем не менее, здесь необходимо отметить тот факт, что несмотря на наличие положительной динамики в экономиках стран ЦВЕ, они перестали быть полноценными субъектами мировой экономики, отказавшись от полного контроля за своим денежным обращением, налогами, потоками капитала, товаров и услуг, миграцией, а также за своими экономическими системами в целом. Например, в Словении, Словакии и Эстонии, которые присоединились также и к Европейскому Валютному Союзу, монетарная политика передана Европейскому Центральному Банку. Фискальная политика ограничивается Пактом о Росте и Стабильности (Growth and Stability Pact), а также другими постановлениями, исходящими от ЕС. Что еще важнее, потоки товаров и капитала теперь тесно взаимосвязаны со «старыми» странами-членами ЕС, а страны ЦВЕ – это, скорее, зависимые регионы.

Но, конечно, вступление стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз во многом оказало также отрицательное влияние на присоединившиеся страны.

Например, сохраняется достаточно низкая (по сравнению со странами Запада) технологическая и инфраструктурная оснащенность экономик, более низкое качество труда и рабочей силы и невысокая конкурентоспособность большинства производимых в регионе товаров и услуг. После вхождения в ЕС во многих странах региона некоторые предприятия закрывались из-за их неконкурентоспособности. Сейчас невозможно сделать точный прогноз о сроках преодоления этого отставания, как и сказать с уверенностью, что оно вообще произойдет, ведь за это время более развитые страны Европейского Союза также не будут стоять на месте.

Несмотря на то, что в странах ЦВЕ есть отрасли и предприятия, играющие ключевую роль в движении их экономических показателей к стандартам Запада, вне сырьевого и добывающего секторов их еще слишком мало (в качестве примера можно привести полиграфическую индустрию в Польше, автомобилестроение в Чехии, гостиничный бизнес и электронику в Венгрии). К тому же в странах ЦВЕ сохраняется слишком высокая по меркам Запада роль государства в экономике. Например, не преодолена система административного контроля над ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Взаимодействие национального и иностранного секторов промышленности также остается недостаточно эффективным. Собственное производство в странах ЦВЕ по качеству продукции, оплате труда и ряду других показателей сильно отстает от предприятий с иностранным участием.

Возможно, вышеперечисленные проблемы связаны с тем, что интеграцией присоединившихся стран в общий европейский рынок в большей степени движут интересы старых стран-членов Евросоюза. Происходит процесс поглощения восточноевропейских экономик, о чем свидетельствует сокращение ряда традиционных для Восточной Европы производств.

В качестве доказательства можно привести следующие примеры. Через 5 лет после расширения в странах ЦВЕ наблюдался общий рост доходов от сельскохозяйственного производства: в Чехии и Польше они возросли почти вдвое, в Венгрии – в 1,7 раза, в Словакии – на ¼.14 Но вместе с тем, конкретные показатели производства по отраслям снизились, что привело к значительному повышению цен на продукты питания.

Выше было рассмотрено положительное влияние участия иностранных ТНК в экономиках восточно-европейских стран. Но и у этого явления есть оборотная сторона. В результате опоры на иностранные корпорации в качестве основного источника технологических инноваций, в плачевном состоянии оказалась сфера науки стран Восточной Европы. Многие научные исследования были прикрыты, частично либо полностью. В общей сложности, за время постсоциалистической трансформации восточно-европейские страны растеряли от 50% до 75% своих научных кадров, то есть возникает проблема «утечки мозгов». Такая ситуация вызывает беспокойство даже в странах Западной Европы, где считается, что страны ЦВЕ должны проводить соответствующие реформы в своей политике и экономических стратегиях, чтобы наверстать отставание от Запада в инновационной сфере.

Несмотря на то, что ЕС не приводит статистических данных о процентном соотношении числа транснациональных корпораций и местных производств в странах ЦВЕ, номенклатура производства свидетельствует о том, что ТНК уже являются базовым сегментом производственной сферы этих стран, все более вытесняя национальный сектор. В некоторых отраслях большая часть производства находится в иностранной собственности. Прежде всего, это такие области, как финансовые услуги, телекоммуникации и розничная торговля. Данный процесс можно рассматривать в качестве одной из главных причин того, что основной удар современного экономического кризиса пришелся как раз на присоединившиеся в 2004 году страны.

    1. Страны ЦВЕ в период мирового финансового кризиса

Страны Центральной и Восточной Европы вступили в период мирового финансового кризиса в более нестабильном положении, чем другие регионы Европы. Несмотря на то, как уже было рассмотрено выше, что интеграция в этих стран в ЕС привела к их экономическому росту, у этого явления была оборотная сторона. Она выражалась в огромных кредитах, буме на рынке недвижимости, внешних долгах многих стран.

Тем не менее, здесь следует отметить то, что членство в ЕС предоставило вступившим в него странам значительную поддержку в сложившихся условиях. Например, в 2008 г. в рамках международной программы помощи Венгрии, Латвии и Румынии, ЕС предоставил этим странам финансовую помощь, которая смогла заменить не только потоки частного капитала, но и подтолкнуть правительства этих стран к проведению давно назревших структурных реформ, направленных на достижение фискальной устойчивости.

Важную роль в борьбе с кризисом сыграла банковская система. Перед кризисом финансовый сектор в регионе был достаточно стабильным, и западноевропейские банки, на долю которых приходится большая часть банковской системы стран ЦВЕ, остались привержены региону. Расчеты, проведенные Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) показывают, что иностранное происхождение большинства банков послужило причиной небольшого объема финансовых оттоков из стран ЦВЕ. 15 Конечно, большой вклад в это внесли инициативы ЕЦБ, направленные на поддержку головных банков.

Тем не менее, мировой финансовый кризис (особенно кредитный кризис) отрицательно повлиял на все экономические показатели присоедившихся стран. Чтобы это проиллюстрировать, приведем данные, изложенные в отчете “EU Enlargement anno 2012”: Таблица 2

Таким образом, из вышеприведенных данных можно увидеть, что в среднем по региону ВВП снизился примерно на 15 %. Как уже было упомянуто выше, Европейским Союзом принимались различные меры для помощи странам ЦВЕ. Тем не менее, некоторые действия правительств и органов ЕС скорее усугубляли сложившуюся неблагоприятную ситуацию. Приведем такой пример.

После краха Lehman Brothers рынок межбанковского кредитования Еврозоны был практически полностью парализован. Для коммерческих банков стран ЦВЕ это означало то, что они оказались в большой степени отрезаны от евро. И чем больше ЕЦБ вмешивался, пытаясь восполнить нехватку ликвидности в регионе, тем в более невыгодном положении оказывались региональные банки и тем более непривлекательными становились облигации национальных правительств.

Тем не менее, согласно данным Eurostat, после 2009 года экономики стран пятого расширения вступили в фазу подъема. Проиллюстрируем это статистикой прироста ВВП в период с 2009 по 2012 гг.:

Таблица 3




2009

2010

2011

2012

ЕС

- 4.0

2.1

1.6

- 0.3

Чехия

- 4.7

2.5

1.9

- 1.3

Эстония

- 14.3

3.3

8.3

3.2

Латвия

- 17.7

- 0.9

5.5

5.6

Литва

- 14.8

1.5

5.9

3.7

Венгрия

- 6.8

1.3

1.6

- 1.7

Польша

1.6

3.9

4.5

1.9

Словакия

- 4.9

4.4

3.2

2.0

Словения

- 8.0

1.2

0.6

- 2.3

Болгария

- 5.5

0.4

1.8

0.8



Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы.

В период с 2009 по 2010 год все страны ЦВЕ, а также ЕС в целом сумели добиться в большей или меньшей степени, но существенного улучшения показателей по приросту ВВП. Особенно большой прирост наблюдался в Эстонии, Латвии и Литве. Также эти страны более других стран региона смогли сохранить эту положительную динамику с 2010 по 2011 гг. Латвия оказалась единственной страной пятого расширения, которая сумела сохранить положительный прирост ВВП в течение всех лет после 2009 г. Отчасти это было связано с той помощью, которая была выделена Латвии в течение кризиса (это была страна, где ситуация была одной из самых неблагоприятных по всем основным экономическим показателям). Латвии была выделена помощь в размере 3,1 млрд евро. Вместе с кредитами, предоставленными МВФ (1,87 млрд), Скандинавскими странами (1,8 млрд ) Мировым банком (0,4 млрд ) и другими, его сумма выросла до 7,5 млрд евро. Кроме того, ранее Латвия получила кредит ЕС в 500 млн евро на инвестиции в социальную сферу и улучшение экономической инфраструктуры. 41% этих средств был предназначен малым и средним предприятиям. Также Еврокомиссия поддержала усилия латвийского правительства по поддержке крупнейшего банка Латвии - Parex Banka.

С учетом вышеизложенной информации, можно сделать следующий вывод. Тот факт, что страны ЦВЕ присоединились к Евросоюзу до финансового кризиса, существенно помог им для восстановления их пострадавших от кризиса экономик. Что касается самого Евросоюза, то присоединившиеся страны оказались для него скорее обузой, особенно учитывая то, что в большей или меньшей степени, но затронуты были экономики всех стран-членов ЕС.
1.4 Переориентация внешнеэкономических связей новых членов ЕС на примере Польши.
Присоединение Польши к Европейскому Союзу является для этой страны одним из самых знаменательных исторических событий. С одной стороны, оно означает завершение этапа системной трансформации, начавшегося в Польше в 1989 году, и заключавшегося в переходе от навязываемой ей системы социализма к системе демократического капитализма. К моменту вступления в ЕС Польша уже была одним из его главных торговых партнеров, и торговля Польши с ЕС составляла около 70% польского экспорта и импорта. С другой стороны, вступление Польши в ЕС – это уникальное событие, которое привело к значительным изменениям в экономике, политике и обществе страны. Данная глава посвящена рассмотрению некоторых экономических процессов, связанных с последствиями вступления Польши в Евросоюз.

По данным Всемирного Банка, в последние несколько лет экономика Польши является одной из самых быстрорастущих в Евросоюзе и, определенно, крупнейшей в Центральной Европе. Она характеризуется высоким уровнем диверсификации и интеграции в экономику ЕС. В 2009 году, во время кризиса, Польша оказалась единственной страной в ЕС, которой удалось избежать рецессии. Доказательство этому можно увидеть в таблице из предыдущей части данной главы, и оно состоит в том, что Польша оказалась единственной страной ЦВЕ, в которой в 2009 году наблюдался положительный прирост ВВП (+1,6%). Европейской Комиссией был подготовлен доклад, в котором подробно рассматриваются корни и причины этого явления.16 Если прорезюмировать содержание этого документа, то отличие экономической ситуации в Польше от других присоединившихся стран во время кризиса объясняется ее плавающим обменным курсом, эффективными мерами, принятыми в рамках монетарной и фискальной политики, а также помощью со стороны Евросоюза (она составила 68,7 млрд. евро в период с 2007 по 2013 гг.). В результате, в 2011 году экономический рост в Польше составил более 4%. В 2012 году он снизился до 2%.17

Что касается банковской системы, то большинство банков Польши находится в руках иностранцев, имеют сильную депозитную базу и поэтому меньше зависят от внешних источников финансирования, чем другие финансовые учреждения в ЦВЕ. Как заявил в 2011 г. председатель Национального банка Польши М. Белька, «наши банки хорошо капитализированы и свободны от токсичных активов, европейской версией которых являются казначейские ценные бумаги разных стран еврозоны. Поэтому правомерным является мнение, что наша банковская система сильная и стабильная».18

Но, несмотря на достигнутые успехи, ВВП на душу населения в Польше составляет только 63% от общего по ЕС, также растет безработица. В 2010 году ее уровень составил 11% экономически активного населения19, в 2011 г. – 12,3 %, а в 2012 г. она снизилась до 11,8%. В 2013 году прогнозируется дальнейшее увеличение уровня безработицы в стране.

Теперь рассмотрим более подробно те изменения, которые произошли в экономике Польши на примере изменившихся внешнеэкономических связей и торговой политики, так как именно в этой сфере существует наибольшая взаимосвязь между изменениями, произошедшими в странах ЦВЕ, и их вступлением в ЕС.

После 1 мая 2004 года торговля Польши с остальными странами-членами ЕС стала регулироваться правилами единого европейского рынка, когда последние тарифные и нетарифные барьеры были ликвидированы. Так как европейские страны составляли большую долю в экспорте Польши, то она получила значительные выгоды от свободной торговли в рамках расширенного Европейского Союза. В наибольшей степени благоприятные изменения касались условий обмена сельскохозяйственной продукцией, так как торговля промышленными товарами была практически полностью либерализована еще в 2002 году (как с ЕС-15, так и с другими странами-кандидатами).

Также ликвидация пограничного контроля и различных технических барьеров (например, санитарных, экологических и т.д.) привела к сокращению транспортных и торговых издержек, и произошло ускорение процесса перемещения польских товаров в рамках Евросоюза.

После присоединения к ЕС Польша перестала проводить самостоятельную внешнеторговую политику. В соответствии со статьей 133 Договора об учреждении Европейского Сообщества, торговая политика с третьими странами (не являющимися членами ЕС) находится в компетенции Сообщества и осуществляется его институтами – Европейской комиссией и Европейским Советом. Как и все другие страны пятого расширения, Польша приняла меры и правила Общей торговой политики ЕС по отношению к третьим странам, включая таможенный тариф, защитные меры и систему преференциальных торговых соглашений. Таким образом, наряду с другими новыми членами ЕС, Польша стала участвовать в формировании торговой политики только путем представительства в рабочих группах и комитетах ЕЭК и Совета.

Что касается условий доступа польских товаров на рынки третьих стран, то присоединение к ЕС не оказало на это значительного влияния. Можно лишь отметить, что позиции польских экспортеров несколько ухудшились на рынках США, Канады и Новой Зеландии. Это явление связано с тем, что раньше эти страны предоставляли Польше преференции, как стране с переходной экономикой, а после присоединения Польши к ЕС произошел переход на ставки режима наибольшего благоприятствования. Но, с другой стороны, товары, ранее облагаемые по ставкам режима наибольшего благоприятствования, стали беспошлинно поставляться в государства, с которыми Евросоюз создал таможенный союз или зону свободной торговли (например, Тунис, ЮАР, Мексика). Как следствие, после присоединения Польши к ЕС ее экспорт в эти страны в большинстве случаев вырос. Незначительное ухудшение условий доступа экспортеров стран ЦВЕ на рынки третьих стран произошло в результате распространения на них защитных мер, применяемых некоторыми странами на импорт ряда товаров из ЕС.

В результате всего вышеизложенного, экономике Польши удалось достичь следующих показателей.20

Таблица 4




2006

2007

2008

2009

2010

2011

Общий объем экспорта (млн. евро)

88 229

102 259

115 895

97 865

120 483

134 630

Общий объем импорта (млн. евро)

101 138

120 917

141 966

107 155

134 306

149 189

Из данной статистики видно, что после присоединения к ЕС все годы, кроме кризисного периода 2008-2009 гг. экспорт и импорт Польши росли устойчивыми темпами.

Тем не менее, ряд исследователей придерживаются мнения, что в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в зоне евро, Польше необходимо наращивать экспорт на Восток – в Россию, Украину и Беларусь. Согласно статистическим данным, в 2011 г экспорт в Россию составил 6,6 млрд. долл., что на 32% больше, чем в 2010 г. В 2012 г. этот показатель вырос на 41,6% и достиг значения 3,97 млрд. долл., продолжая расти до сих пор. Основными статьями экспорта на российский рынок являются машины, оборудование и продовольствие.

Динамично растущий экспорт внес существенный вклад в социально-экономическое развитие Польши в период, последующий после ее присоединения к ЕС. Экспорт, наряду с расширением внутреннего спроса, явился основным фактором устойчивых темпов прироста ВВП:21

Таблица 5

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Процентное изменение ВВП относительно предыдущего года

3.9

5.3

3.6

6.2

6.8

5.1

1.6

3.9

4.5

1.9



Описанные выше успехи в экономическом развитии во многом связаны с предоставлением Польше (сначала как кандидату на вступление в ЕС, потом как члену этой организации), внушительного объема финансовой помощи: в 2004-2006 гг. стране была выделена квота в 11 млрд. евро, а в 2007-2013 гг. – 67 млрд. евро. 22

Также процесс вступления Польши в ЕС повысил ее привлекательность для иностранных инвесторов, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Интерес к Польше проявили такие крупнейшие ТНК, как Volkswagen, Fiat, General Motors, BP Shell и др. Доля предприятий с иностранным капиталом во внешней торговле стала стремительно расти и составлять большую часть экспорта и импорта страны.

Присоединение Польши к Евросоюзу оказало влияние не только на деятельность крупных ТНК в этой стране, но также и на польские предприятия. Начиная с 2004 года польский рынок стал частью общеевропейского рынка, следовательно, польские предприниматели были вынуждены приспосабливать деятельность своих компаний под требования Европейского Союза и действовать в изменившихся условиях. В первые пять лет после вступления в ЕС (докризисные годы) большинство предпринимателей пользовались теми положительными изменениями, которые принес экономический рост в стране. Они поддерживали членство Польши в ЕС, и многие из них использовали возможности, предлагаемыми европейскими фондами.

Согласно результатам исследования, проведенного Polish Chamber of Commerce,уже через год после расширения 46 % опрошенных руководителей компаний оптимистично оценивали перспективы своего бизнеса в рамках присоединения Польши к ЕС, что в дальнейшем подтвердилось благоприятной экономической ситуацией в докризисный период и сравнительно высокими, относительно других стран, показателями в период кризиса.23

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о вступлении Польши в зону евро, которое поляки обязались ввести в стране, вступая в Евросоюз в 2004 г. (дата вступления определена не была). До наступления финансового кризиса 2008 года представители польских властей заявляли о намерении присоединиться к зоне евро в 2012 году, но позже многие заговорили о выгодности сохранения национальной валюты, что послужило одной из причин избежания рецессии. По последним сообщениям, присоединение Польши к евро зоне произойдет не раньше 2016 года, хотя все Маастрихтские критерии страной уже выполнены (бюджетный дефицит – около 3% ВВП, госдолг – 55% ВВП, инфляция – ниже 4%).

Если сравнить экономические показатели Польши и стран зоны евро, то в период с 2000 по 2010 год по темпам экономического роста Польша стала опережать страны зоны евро практически вдвое (это можно увидеть из всех таблиц в предыдущей части данной главы).

Тем не менее, хотя предпосылкой вхождения стран ЦВЕ в ЕС является их соответствие копенгагенским критериям, для того, чтобы войти в зону евро, страна должна в течение 2 лет продемонстрировать соответствие критериям Маастрихтского договора, а также подтвердить устойчивость своего развития. При выполнении Маастрихтских критериев и вхождении в еврозону в Польше будет введена единая европейская валюта, а ее полномочия по проведению кредитно-денежной политики будут переданы ЕЦБ.

В научных кругах не существует единого четкого мнения, выиграет или проиграет польская экономика от перехода к евро. Среди преимуществ указываются такие, как участие в разработке и реализации общеевропейской валютной политики, повышение стабильности финансового сектора, снижение риска валютных кризисов, развитие предпринимательства в связи с притоком ПИИ и т.д. Также отпадут затраты на валютные операции и затраты, связанные с колебаниями валютных курсов. Таким образом, снизятся затраты, связанные с международной торговлей, что актуально для Польши, учитывая ее высокую долю торговли со странами зоны евро (более 70% ВВП).

Однако ряд западных экспертов разделяют точку зрения о том, что в случае вхождения Польши в зону евро негативные последствия превысят позитивные. Прогнозируется, что за 10 лет пребывания в зоне евро страна будет иметь более низкие темпы экономического роста, чем те, которых она могла бы достичь, сохранив национальную валюту. Причина этого состоит в том, что все страны ЦВЕ, такие разные по своему уровню экономического развития, нуждаются в автономной денежной политике и в самостоятельной гибкой курсовой политике. Также при переходе к евро ожидается рост инфляции и ослабление экспортного потенциала. К тому же, переход к евро является достаточно затратным проектом. По примерным оценкам, 12 странам ЕС введение евро обошлось в сумму от 0,3% до 0,7% ВВП.24

Теперь мы можем подвести итоги о перспективах Польши при ее вступлении в зону евро.

Главным аргументом введения евро являются долгосрочные выгоды для экспортно-ориентированной польской экономики с высокой степенью интегрированности в единый европейский рынок. Однако польская экономика должна быть к этому готова, так как данный проект сопряжен с большим количеством рисков. И так как Польша сумела создать функциональную систему автономной валютной политики, то страна может позволить себе отложить введение евро. К тому же данные последних опросов населения показывают, что большинство (более 60%) поляков высказываются против перехода к евро и за сохранение злотого, что связано с ожидаемым ростом цен и с серьезными экономическими проблемами Евросоюза в целом.25
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск