Скачать 346.11 Kb.
|
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА МАРКЕТИНГА РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф.10 цикла ОПД
Составители: к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг» А.В. Старикова ассистент кафедры «Маркетинг» Е.А. Завьялова Кемерово, 2008 Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф.09 цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080111 «Маркетинг». Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры маркетинга Протокол № ___ от ____ 200_г. Зав. кафедрой маркетинга д.э.н, профессор ___________А.М. Лавров Одобрено методической комиссией Протокол № ___ от _____ 200_г. Председатель УМК факультета к.э.н, доцент __________ О.Н.Козлова Организационно-методический отдел1. Пояснительная записка.В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе, цена опосредует все товарно-денежные отношения. Ценообразование представляет процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями ,которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Характерны два основных подхода к ценообразованию: затратный, когда в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения, и ценностный, основанный на экономической ценности товара для потребителя. «Ценообразование» - одна из основных дисциплин, необходимых для подготовки экономистов. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор. Рынок диктует условия выживания, поэтому правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия. Курс «Ценообразование» неразрывно связан с другими курсами для подготовки экономистов, такими как «Маркетинг», «Менеджмент», «Основы экономической теории», «Бухгалтерский учет» и т.д. Наряду с общими, методологическими вопросами практики рыночного ценообразования в курс включены специфические проблемы ценообразования: установление цен на продукцию различного назначения, во внешнеэкономической деятельности предприятия. Рабочая программа содержит тематический план, требования к основным знаниям, умениям, навыкам студентов, предлагается самостоятельная работа для студентов, указываются формы контроля знаний, изложено содержание лекционных и семинарских занятий, а также предлагаются задачи, тесты, темы рефератов, основная и дополнительная литература, вопросы к зачету. Учитывая сложность проблемы ценообразования, предполагается в итоге изучения этого курса приобретение необходимых знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен в практической деятельности. Предлагаемая программа по дисциплине «Ценообразование» призвана решить следующие задачи:
В ходе изучения дисциплины предполагаются следующие виды контроля знаний:
Цель преподавания дисциплины:
В соответствии с Государственным образовательным стандартом студент по мере изучения курса должен знать:
Студент должен уметь:
Формы организации учебного процесса Теоретическая часть курса излагается в лекциях с помощью слайд-конспектов по каждой теме, целью которых является формирование представлений о ценообразовании в современных условиях. Каждому студенту выдается электронный слайд-конспект лекций, что позволяет отказаться от традиционного конспектирования. Также имеется электронный учебно-методический комплекс, содержащий конспект лекций и материалы к семинарским занятиям. На семинарских занятиях рассматриваются конкретные проблемы в облатси ценообразования, представленные в виде кейсов. Для эффективного проведения семинарских занятий разработан практикум по дисциплине, охватывающий все темы курса. Кейсы по дисциплине «Ценообразование» разработаны с учетом бизнес-практики российских и иностранных компаний по аналитическим материалам ведущих деловых изданий. Основная форма разбора кейсов- групповые обсуждения. Также предполагается написание рефератов по разделам курса. По всем темам курса предлагаются задачи. Большое значение придается и самостоятельной работе, выраженной в изучении материалов по теории и практике ценообразования, которые могут также быть использованы при решении кейсов. Самостоятельная работа студентов выражается в следующих формах:
Курс рассчитан на один семестр: - для студентов дневной формы обучения: всего –80 часов, из них 22 часа лекций, 16 часов семинарских занятий, 41 час самостоятельной работы и 1 час КСР; С целью текущего контроля знаний студентов на каждом практическом занятии предлагается решить кейс. Для оценки используется рейтинговая оценка знаний студентов. Для студентов дневной и заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольной работы. Итоговым контролем является экзамен, проводимый в виде устного опроса и решения кейсов по всем темам курса. Самостоятельная работа студентов выражается в следующих формах:
Критерии оценки знаний студентов: «зачтено» - выполнение всех заданий, защита реферата; «незачтено» - выполнение не в полном объеме заданий, не защищенный реферат. 2.Тематический план
3.1. Содержание лекций.Тема 1. Введение в ценообразование. Цена как экономическая категория в условиях рыночных отношений. Ценообразование и ценообразующие факторы. Функции цены. Классификация цен и их система. Методология ценообразования. Состав и структура цены. Проблемы использования знаний экономической теории в практике ценообразования. Государственное регулирование цен. Формы и методы регулирования цен в РФ и за рубежом. Тема 2.Издержки и их роль в формировании цен. Роль затрат в обосновании ценовых решений. Идентификация затрат, существенных для анализа цен: приростные и неприростные, постоянные и переменные. Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли. Методы калькулирования себестоимости: стандарт- кост и директ (маржинал)-кост. Тема 3. Ценовая политика предприятия. Цели предприятия и их отражение в ценообразовании. Влияние конкуренции на процесс обоснования цен. Ценообразование на различных типах конкурентных рынков. Полезность товара как основа его оценки покупателями. Процедура определения экономической ценности товара. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен. Принципы и методы исследования чувствительности покупателей к уровням цен. Анализ приростной безубыточности при изменениях цен, изменений цен при непостоянстве затрат. Комплексные случаи расчета безубыточности. Тема 4. Методы ценообразования. Общая схема расчета цены. Затратные методы, проблемы использования, роль в российской экономике. Расчет цен на основе нормативов рентабельности торговых скидок и надбавок. Нормативно-параметрические методы ценообразования и сферы их применения. Рыночные методы ценообразования. Эконометрические методы определения цен. Тема 5. Формирование ценовой стратегии предприятия в рыночных условиях. Этапы разработки ценовой стратегии. Выбор типа ценовой стратегии. Стратегии рыночного ценообразования: нейтральное ценообразование, стратегия ценового прорыва и премиального ценообразования. Ценовая тактика. Скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы: некумулятивные и кумулятивные скидки, скидки за внесезонную покупку, за ускорение оплаты, для поощрения продаж нового товара, при комплексной закупке и для верных покупателей. Тема 6.Методы исследования ценовой динамики. Средние цены и обобщающий уровень цен. Индексный метод в анализе конъюнктуры. Индексы товарных бирж и фондового рынка. Методы исследования отраслевой структуры рынков. Тема 7. Установление цен на продукцию различного назначенияУстановление цен на продукцию производственно-технического назначения: особенности рынка продукции ПТН, основные проблемы ценообразования, формирование цен в рамках торгов. Установление цен на потребительские товары и услуги: структура рынка потребительских товаров с позиции ценообразования, специфические приемы формирования цен на потребительские товары. 3.2. Содержание семинарских занятийТема 1. Регулирование процессов ценообразования в России и за рубежом. Регулирование процессов ценообразования в России и за рубежом. Цена и ценообразование в Гражданском кодексе. Принципы определения цены для целей налогообложения. Вопросы и задания.
При каком условии предприятие может получить максимальный объем прибыли? Тема 2.Современные подходы к ценообразованию. Затратный подход: сущность, методы, недостатки и преимущества. Ценностный подход. Процедура оценки экономической ценности товара. Факторы, определяющие ценочувствительность покупателя. Основные методы оценки факторов. Вопросы и задания: 1.В чем состоит слабость чисто затратного подхода? 2.Почему предприятия обращаются к использованию методов затратного ценообразования? 3.Чем формирование цен на основе нормативов рентабельности отличается от формирования цен на основе торговых скидок? 5.Почему не всегда для фирмы может быть целесообразной задача достижения максимальной рентабельности продаж или активов? Какие основные группы факторов определяют стратегические цели коммерческой политики фирмы и ее конкретные задачи в сфере ценообразования ? Почему после 10 часов вечера тарифы на международные телефонные переговоры устанавливаются на более низком уровне? Что такое цена безразличия? От каких факторов зависит и как определяется общая ценность товара для покупателя? Для каких товаров повышение цены может стать фактором роста объемов реализации? В чем состоит экономическая рациональность уникализации товара? Тема 3.Учет затрат при формировании цен. Роль затрат в обосновании ценовых решений. Идентификация затрат, существенных для анализа цен. Методы калькулирования себестоимости: стандарт - кост и директ (маржинал)-кост Вопросы и задания: 1.В чем отличие приростных затрат от переменных? 2.Таксопарк, принимающий вызовы по телефону, решил объявить о снижении тарифов на поездки, чтобы увеличить число клиентов. Какие виды затрат у него в этом случае окажутся условно-постоянными? 3.Какие затраты можно считать невозвратными для Газпрома? 4.В чем суть системы директ-костинг? Ее отличие от стандарт - костинг. Тема 4. Финансовый анализ в обосновании цен. Проблемы согласования финансовых и маркетинговых планов. Анализ условий безубыточности: при обосновании инвестиционных проектов, при изменениях цен, изменений цен при непостоянстве затрат. Вопросы и задания. 1.Для фирмы А характерны следующие показатели деятельности: объем продаж 6000 тыс.шт. отпускная цена 29 тыс. руб. переменные затраты 6 постоянные затраты 20. Поскольку менеджеры недовольны объемом продаж, рассматривается целесообразность снижения цены на 10 %. Предполагается достигнуть роста продаж без увеличения постоянных затрат. Насколько должен возрасти объем продаж, чтобы компенсировать снижение цены на 10%. Построить график. 2.Проанализировать условия безубыточности изменения цены по условиям задания 1 , если произошло снижение переменных затрат с 6 тыс.руб. до 5 ьбт лтыс.руб. 3.Провести анализ условий безубыточности при обосновании инвестиционного проекта, найти запас финансовой безопасности и построить график. Цена товара 14 тыс. руб. Максимальный объем производства 7 тыс.шт. Сумма постоянных затрат 15 млн.руб. Переменные затраты на изготовление единицы продукции 9 тыс.руб. Прогнозируемый объем продаж 6,1 тыс.шт. Диапазон погрешности 5 %. 4.Какие эффекты имеют место при повышении цены? 4. Учебно – методическое обеспечение по дисциплине4.1. Список основной учебной литературы
4.2.Дополнительная литература
4.3. Нормативные материалы
4.4. Периодические источникиЖурналы: «Эксперт», «Искусство управления», «Вестник Маккинзи» 4.5. Перечень наглядных пособий, методических указаний, методических материаловМетодические указания по выполнению контрольных работ Слайды по всем темам дисциплины Электронный УМК «Ценообразование» Промежуточные тесты Практикум по ценообразованию Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля5.1. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы1.Каким образом государственное регулирование естественных монополий может повлиять на выработку ценовых стратегий? 3.Какое значение эффект масштаба имеет для выработки ценовой стратегии? 5.Что является источником покрытия тактических и плановых скидок? 6.Какие скидки оказывают наибольшее воздействие на величину дебиторской задолженности? 7.Почему крупные торговые сети предпочитают политику унифицированного, а не дифференцированного ценообразования? 8.В чем смысл формирования ценовых рядов при розничной продаже потребительских товаров? 9.Какие факторы являются наиболее существенными для формирования цен на продукцию ПТН? 10.Почему параметрическое ценообразование удобно как для продавцов ,так и для покупателей товаров ПТН? 5.2. Примерный перечень вопросов к зачету.
5.3. Примерные темы рефератов, эссе
5.4. Темы контрольных работ для студентовзаочной формы обучения (6 лет, 2 высшее специальность «маркетинг») Цель контрольной работы - систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания студентов по ценообразованию, проверить умение применять их при решении конкретных задач работы предприятия в реальных условиях. Задачи контрольной работы:
Контрольная работа оформляется в форме письменного ответа на 2 вопроса по варианту, который соответствует порядковому номеру студента в списке группы. Всего 11 тем, поэтому выбор производится следующим образом:1 вариант - № 1, 2 вариант- № 2 и т.д. до 11 варианта, 12 по списку группы- № 1, 13- № 2 и т.д. Тема 1. Цена в системе хозяйственного механизма. Значение и роль цен и ценообразования в хозяйственном механизме. Регулирование цен в электроэнергетике Тема 2. Система цен. Виды цен, их особенности и взаимосвязь. Функции цен. Регулирование цен в жилищно-коммунальном хозяйстве. Тема 3. Ценообразующие факторы. Сущность и классификация ценообразующих факторов: влияние спроса и предложения, инфляции и других факторов на цены. Регулирование цен на железнодорожном транспорте. Тема 4. Издержки производства и цены. Сущность и классификация издержек производства. Себестоимость как исходная база и составная часть цены. Регулирование цен в сфере общедоступной электросвязи. Тема 5. Государственное управление ценообразованием. Государственная политика цен. Методы государственного регулирования цен. Ценообразование в сфере естественных монополий Тема 6. Методы определения цен.Принципы ценообразования. Методы изменения цен в зависимости от внутренних и внешних факторов. Транспортный фактор формирования цены («Инкотермс») Тема 7. Ценовая политика предприятия.Разработка ценовой политики предприятия. Роль акцизов, налогов и надбавок в составе цены. Тема 8. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах.Классификация рыночных структур. Сущность ценовой дискриминации. Формирование тарифов в сфере водоснабжения. Тема 9. Ценообразование на мировых товарных рынках.Сравнительный анализ теорий ценообразования. Мировые цены, порядок, принципы формирования мировых цен. Тема 10. Методы ценообразования на предприятии. Затратные, рыночные методы, нормативно-параметрические методы. Роль акцизов, налогов и надбавок в составе цены. Тема 11. Стратегия и тактика ценообразования. Разработка ценовой стратегии. Базовые ценовые стратегии. Ценообразование на товарных биржах. 5.5. Контрольно-измерительные материалы
6. Изменения и дополненияТаблица 6 - Сведения о переутверждении РП на текущий учебный год и регистрация изменений
|
Рабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Основы маркетинга» компонента Ф. 07 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине «информационные системы маркетинга»... Рабочая программа дисциплины «Информационные системы маркетинга» компонента Ф. 12 цикла опд составлена в соответствии с Государственным... | ||
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» компонента в цикла ен составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине «маркетинговые коммуникации» для... Рабочая программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Рабочая программа по дисциплине «конкурентоспособность товаров и... Рабочая программа дисциплины «Конкурентоспособность товаров и фирм» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Программа по дисциплине дс. Ф. 4 «Маркетинговые коммуникации» Специальность... «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. В) Страховое дело Для специальности Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг | Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине логистика специальность... Гос впо по специальности подготовки 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ 23 марта 2000 г., 202 эк/СП | Учебно-методический комплекс по дисциплине маркетинговые коммуникации... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000г., №202 эк/СП | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность... Гос впо по специальности 080111. 65 «Маркетинг» Квалификация – Маркетолог, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000... | Рабочая программа по дисциплине Психология и педагогика «Психология и педагогика» федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Р. 05) Правоведение... Основной образовательной программы по специальности «Маркетинг» (061500 / оксо 080111) | Учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг Москва... Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Информационная справка по дисциплине вузовского компонента цикла опд (опд. В. Оо) Гуманитарного института, обучающихся по специальности 030602. 65 «Связи с общественностью» на 2010-2011 учебный год | Рабочая программа по дисциплине «Экономическая демография» для специальности... Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по составлению рабочей программы и требованиям Государственного... |