Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов





НазваниеРабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов
страница1/5
Дата публикации19.11.2014
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Маркетинг > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
для специальности 080111 «Маркетинг» компонента В цикла ЕН



Для специалистов

курс 4

семестр 7

лекции 26 час

практические занятия 20 час

самостоятельные занятия 53 час

КСР 1 час

Всего часов 100 час



Форма контроля-

семестр VII (зачет)


Составитель: к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг» Г.П. Котикова

Кемерово, 2008

Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» компонента В цикла ЕН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080111 «Маркетинг».

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры маркетинга

Протокол № ___ от ____ 200_г.
Зав. кафедрой маркетинга

д.э.н, профессор

___________А.М. Лавров


Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от _____ 200_г.
Председатель УМК факультета

к.э.н, доцент

__________ О.Н.Козлова

Содержание


1. Пояснительная записка


2.Тематический план


3. Содержание дисциплины


3.1. Содержание лекций


3.2. Содержание семинарских занятий


4. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине


4.1. Список основной учебной литературы


4.2. Дополнительная литература


4.3. Список обеспеченности литературы


4.4. Правовые акты


4.5. Периодика


4.6. Интернет-ресурсы


4.7. Е-пособия


4.8. Перечень наглядных пособий, методических указаний, методических материалов


5. Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля


5.1. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы


5.2. Примерный перечень вопросов к зачету


5.3. Примерные темы рефератов, эссе


5.4. Контрольно-измерительные материалы


6. Изменения и дополнения


Организационно-методический раздел

1. Пояснительная записка


Управление качеством сегодня является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любой организации. Стратегия и методология обеспечения необходимого уровня качества требуют использования менеджерами современных подходов и принятия квалифицированных решений в практике управления российскими компаниями.

В настоящее время разработана «Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг», в которой определена роль качества продукции в реализации национальных интересов России, цели национальной политики в области качества, основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Ключевой задачей является формирование общей культуры качества в стране.

Цель любого предприятия – создание для себя устойчивых преимуществ перед конкурентами.

Из обязанностей специализированной службы управление качеством превращается в цельную философию, разделяемую всеми подразделениями предприятия, основу корпоративной культуры, создаваемую руководством и определяющую все аспекты деятельности.

Для того, чтобы обеспечение качества стало одним из основных направлений деятельности организации, системы менеджмента качества должны быть интегрированы в общую систему управления, а главное- стать неотъемлемой составляющей мышления высших руководителей, определяющей их подходы к управлению. Можно смело утверждать, что никогда не иссякнет потребность в специалистах в области качества.

Основными направлениями национальной политики в области качества продукции и услуг определена необходимость овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исходя из того, что менеджмент качества является специальной областью знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности.

Как показал отечественный и зарубежный опыт, применение систем управления качества дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающим требованиям законодательства. Внедрение эффективных систем качества требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента качества, принципов проектирования систем качества, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.

Система всеобщего управления качеством TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия, вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов как самого предприятия, так и потребителей продукции и общества в целом, если каждый участник социально-производственного процесса должным образом образован в области качества.

Дисциплина «Управление качеством» является обязательной дисциплиной государственного образовательного стандарта подготовки экономистов.

Цель данного курса – формирование у студентов понимания принципов менеджмента качества в различных отраслях и сферах деятельности, умений и практических навыков построения систем качества в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов и моделей, применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов производства продукции и оказания услуг.

Главной задачей, решаемой при изучении курса, является усвоение современной философии качества – тотального менеджмента качества, способов ее приложения к организации и управлению работой современного предприятия (организации).

Основные задачи:

  • раскрыть сущность современной философии качества;

  • раскрыть взаимосвязь менеджмента качества и общего менеджмента

  • показать, как претворяется в жизнь эта философия в деятельности передовых российских и зарубежных предприятий.

Тематика дисциплины тесно связана с такими дисциплинами, как «Технология отраслей народного хозяйства», «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Управление персоналом».
Структура дисциплины включает: тематику лекционных занятий, темы семинаров, темы рефератов (контрольных работ) для индивидуальной подготовки, перечень источников литературы и методических пособий, методические указания и материалы для самостоятельной работы студентов, вопросы для подготовки к зачету, тесты для зачета.
Особенности изучения дисциплины связаны с тем, что при ее изучении необходимо опираться на значительное количество ранее освоенных дисциплин, использовать практические данные и источники об опыте предприятий, большим объемом часов для самостоятельной подготовки.
Формы организации учебного процесса по данному курсу: лекции, практические занятия, семинар – конференция по опыту разработки систем менеджмента качества на российских предприятиях; выездные практические занятия на предприятии города; подготовка рефератов и докладов; подготовка письменных заданий на основе практического материала из опыта российских предприятий; тесная взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы, поэтапный контроль знаний.

В результате после всесторонней проработки дисциплины студент должен знать:

  • основные термины и определения дисциплины;

  • эволюцию систем качества в мире и России;

  • состав задач и решений, принимаемых в сфере тотального менеджмента качества;

  • основы оценки качества продукции;

  • систему отечественной сертификации продукции (услуг), систему стандартизации;

  • основы статистического управления качеством;

  • современные методы обеспечения качества;

  • основы управления затратами на качество;

  • современные методы менеджмента качества, отраженные в международных стандартах;

  • современную оценку совершенного бизнеса», конкурентоспособного предприятия (организации) по критериям российских и зарубежных премий качества;

  • зарубежный и отечественный опыт внедрения систем менеджмента качества.

Студент должен уметь:

  • Оценивать качество и конкурентоспособность продукции (услуг) и предприятия (организации);

  • Разработать программу и основные этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии (организации);

  • Применять систему управления затратами на качество;

  • Пользоваться современными базами данных для информационного обеспечения работ по управлению качеством;

  • Находить, структурировать и использовать соответствующую информацию об опыте российских и зарубежных компаний.

Виды контроля знаний:

  • оценка подготовленного реферата;

  • оценка доклада по материалам реферата;

  • письменные работы по отдельным темам курса

  • устный опрос;

  • промежуточные тесты

  • итоговый зачет (тесты)

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы

  • самостоятельная подготовка по отдельным разделам курса;

  • знакомство с основной и дополнительной литературой,

  • поиск специальной литературы, статистической информации по отдельным разделам курса;

  • поиск практического материала по опыту внедрения систем качества;

  • работа по написанию и защите реферата по актуальной тематике;

  • самостоятельная подготовка по отдельным разделам курса;

  • подготовка докладов- презентаций для семинара- конференции.

  • выполнение письменных заданий.


Курс рассчитан на один семестр:

- для студентов дневной формы: всего 100 час, из них лекций – 26 час, практических занятий – 20 час, самостоятельной работы- 53 час.

- для студентов ОЗО -6 лет обучения: всего 118 час, из них лекций – 10 час, самостоятельной работы – 108 час, выполнение контрольной работы.

С целью текущего контроля знаний студентов на каждом практическом занятии проводится тестирование, устный или письменный опрос, предлагается решить ситуационную задачу или выполнить задание.

Итоговым контролем для студентов дневной формы обучения и заочной формы является зачет, проводимый в виде тестирования.
Критерии оценки знаний студентов

По дисциплине предусмотрен зачет в форме теста (из 30 вопросов).


Оценка

%

Кол-во правильных ответов

зачет

50

15 или более

незачет

< 50

менее 15


Курс разработан с использованием мультимедийных технологий, обеспечен курсом лекций для изучения лекционного курса, дополнительным информационным материалом проведения семинарских занятий, самостоятельной работы.


  • При разработке Программы использован большой практический опыт автора по данной тематике.


2. Тематический план




Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Формы контроля

Лекции

Семинарские, практич.

1

2

3

4

5

6

7

Дневная форма обучения ( специальность «Маркетинг»

1

Роль управления качеством в условиях рыночной экономики.

Качество – стратегия ХХ! Века


4

2

-

1. Качество - фундаментальная основа стратегии поддержания конкурентоспособности на мировых рынках.- 1час

2. Проблемы российских предприятий (организаций) по обеспечению качества и конкурентоспособности-1 час

Тест


2

Основополагающие термины, понятия

2

-

-

1. Основные понятия по МС ИСО 9000- 2часа

Тест


3

История управления качеством

12

4

2

1. Российский опыт управления качеством: системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП.- 2 часа

Международный опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США. Европейский опыт.-2 часа

Философия и концепции «патриархов качества»: У. Деминг, Дж.Джуран, А. Фейгенбаум, К.Исикава, Г. Тагучи. П. Кросби -

2 часа

Тест

Реферат

Дискуссия

4

Современные концепции менеджмента качества

12

2

2

1. Процессное управление. Функции и процессы в организации. От описания процессов - к бизнес-модели. Стандарты построения бизнес-моделей организации. Методология SADT / IDEF, ARIS , UML.- 4 часа

2.Интегрированные системы качества. – 4 часа

Тест

Реферат

5

Нормативное обеспечение системы менеджмента качества - стандарты серии ISO 9000.

Построение систем менеджмента качества в организации

12

4

4

1 Определение эффективности функционирования систем управления качеством.- 4 часа

Тест

Реферат

Ситуационная задача

6

Сертификационное обеспечение управления качеством

6

2

-

1. Закон РФ «О техническом регулировании» (12 .2002) - новая концепция стандартизации и сертификации в России.- 2 часа

2.Нормативное обеспечение работ по сертификации систем качества: комплекс государственных стандартов “Система сертификации ГОСТ Р. Реестр систем качества”- 2 часа



Тест

Реферат

7

Экономика качества

8

2

2

1. Взаимосвязь экономики качества и управленческого учета.- 2 часа

Затраты на качество и их классификации. Подход Джурана-Фейгенбаума, подход Ф. Кросби.- 2 часа

Тест

Реферат

Ситуационная задача

8

Инструменты и методы управления качеством

10

4

2

1. Семь простых методов статистического контроля качества: контрольные листки, гистограмма, диаграмма Исикавы, диаграмма разброса, анализ Парето, стратификация данных, контрольные карты, - 2 часа.

2. Семь новых статистических инструментов управления качеством- 2 часа

Реферат

Ситуационная задача

9

Качество продукции (услуг)

7

2

2

1. Показатели качества услуг.- 3 часа

Реферат

10

Современные методы TQM

12

4

2

1. Система TPS . Система Gemba. Система MRP.. Система Just-In- Time (JIT), система KANBAN. - Система Kaizen. Система TRM «Total Productive Mainterance». Система «Упорядочение» - 5 «S» .Модель бездефектного производства «шесть сигм – «6 sigma» - 4часа

4. Бенчмаркинг как система делового совершенства и повышения качества менеджмента. Сбалансированная система показателей оценки эффективности организации- « BSC». – 2 часа

Реферат

11

Премии качества

6

-

2

1.Премии качества: приз Деминга (Япония), национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа (США), Европейская награда за качество.- 2 часа

2. Российская премия (приз) качества. Модель премии. Примеры предприятий и организаций.- 2 часа

Реферат

Ситуационная задача

12

Отечественный опыт внедрения TQM

8

-

2

Опыт внедрения систем управления качеством на российских предприятиях и организациях различных отраслей и сфер деятельности: химической, машиностроительной, строительная, сферы услуг, образования, государственного и муниципального управления (по материалам российских предприятий)- 6 час

Реферат

Ситуационная задача




Итого с учетом КСР (1 ч )

100

26

20

53 Зачет (тест)

Заочная форма обучения ( 6 лет, специальность «Маркетинг»)

1

1

Роль управления качеством в условиях рыночной экономики.

Качество – стратегия ХХ! Века



8

-

-

1. Качество - фундаментальная основа стратегии поддержания конкурентоспособности на мировых рынках.- 2час

2.Проблемы российских предприятий (организаций) по обеспечению качества и конкурентоспособности-2 час

3. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг- 4часа

Контрольная работа

2

Основополагающие термины, понятия

6

2

-

Основные понятия по МС ИСО 9000- 4часа

Контрольная работа

3

История управления качеством

10

2

-

1. Российский опыт управления качеством: системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП.- 2 часа

Международный опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США. Европейский опыт.-4 часа

Философия и концепции «патриархов качества»: У. Деминг, Дж.Джуран, А. Фейгенбаум, К.Исикава, Г. Тагучи. П. Кросби.-

2 часа

Контрольная работа

4

Современные концепции менеджмента качества

16

2

-

1. Процессное управление. Функции и процессы в организации. От описания процессов-к бизнес-модели. Стандарты построения бизнес-моделей организации. Методология SADT / IDEF, ARIS , UML.- 4 часа

2. Интегрированные системы качества. -2часа

3Стандарты HACCP -2часа

4.. Стандарты OHSAS 18001- на системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности . -2часа

5.Стандарты SA 8000: 2001- социальная ответственность. -2 часа

6. Стандарты ISO 14000-системы экологического менеджмента – 2 часа

Контрольная работа

5

Нормативное обеспечение системы менеджмента качества - стандарты серии ISO 9000.

Построение систем менеджмента качества в организации

20

4

-

1Стандарт ISO 9001-2000- 4 часа

2Документация системы менеджмента качества- 4часа

2.Определение эффективности функционирования систем управления качеством.- 8 часа


Контрольная работа

6

Сертификационное обеспечение управления качеством

4

-

-

1. Закон РФ «О техническом регулировании « (12 .2002) - новая концепция стандартизации и сертификации в России.- 2 часа

2.Нормативное обеспечение работ по сертификации систем качества: комплекс государственных стандартов “Система сертификации ГОСТ Р. Реестр систем качества”- 2 часа.

Контрольная работа

7

Экономика качества

8

2

-

1. Взаимосвязь экономики качества и управленческого учета.- 2 часа

2. Затраты на качество и их классификации- 2 часа.

3. Подход Джурана-Фейгенбаума, подход Ф. Кросби.- 2 часа

Контрольная работа

8

Инструменты и методы управления качеством

4

-

-

1. Семь простых методов статистического контроля качества: контрольные листки, гистограмма, диаграмма Исикавы, диаграмма разброса, анализ Парето, стратификация данных, контрольные карты, - 2 часа

2. Семь новых статистических инструментов управления качеством- 2 часа

Контрольная работа

9

Качество продукции

4

-

-

1.Показатели качества продукции – 2 часа

2. Показатели качества услуг.- 2 часа

Контрольная работа

10

Современные методы TQM

8

2

-

1. Система TPS . Система Gemba. Система MRP.. Система Just-In- Time (JIT), система KANBAN. - Система Kaizen. Система TRM «Total Productive Mainterance». Система «Упорядочение» - 5 «S» .Модель бездефектного производства « шесть сигм – «6 sigma» - 4часа

4. Бенчмаркинг. Сбалансированная система показателей оценки эффективности организации- « BSC». – 2 часа

Контрольная работа

11

Премии качества

6

-

-

1.Премии качества: приз Деминга (Япония), национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа (США), Европейская награда за качество.- 2 часа

2. Российская премия (приз) качества. Модель премии. – 2 часа

3. Примеры предприятий и организаций.- 2 часа

Контрольная работа

12

Отечественный опыт внедрения TQM

6

-

-

Опыт внедрения систем управления качеством на российских предприятиях и организациях различных отраслей и сфер деятельности: химической, машиностроительной, строительная, сферы услуг, образования, государственного и муниципального управления (по материалам российских предприятий) в том числе на примерах организации студентов - 6 час


Контрольная работа




Итого

100

14




86

Зачет (тест)




Заочная форма обучения (2 –е высшее, специальность «Маркетинг»)


1


Роль управления качеством в условиях рыночной экономики.

Качество – стратегия ХХ! Века


8

-

-

1. Качество - фундаментальная основа стратегии поддержания конкурентоспособности на мировых рынках.- 2час

2.Проблемы российских предприятий (организаций) по обеспечению качества и конкурентоспособности-2 час

3. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг- 4часа

Контрольная работа

2

Основополагающие термины, понятия

6

2

-

Основные понятия по МС ИСО 9000- 4часа

Контрольная работа

3

История управления качеством

10

-

-

1. Российский опыт управления качеством: системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП.- 2 часа

Международный опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США. Европейский опыт.-4 часа

Философия и концепции «патриархов качества»: У. Деминг, Дж.Джуран, А. Фейгенбаум, К.Исикава, Г. Тагучи. П. Кросби.- 2 часа

Контрольная работа

4

Современные концепции менеджмента качества

11

2

-

1. Процессное управление. Функции и процессы в организации. От описания процессов - к бизнес-модели. Стандарты построения бизнес-моделей организации. Методология SADT / IDEF, ARIS , UML.- 4 часа

2. Интегрированные системы качества -5 часа

Контрольная работа

5

Нормативное обеспечение системы менеджмента качества - стандарты серии ISO 9000.

Построение систем менеджмента качества в организации

20

2

-

1Стандарт ISO 9001-2000- 4 часа

2Документация системы менеджмента качества- 4часа

2.Определение эффективности функционирования систем управления качеством.- 8 часа


Контрольная работа

6

Сертификационное обеспечение управления качеством

4

-

-

1. Закон РФ «О техническом регулировании « (2 .2002) - новая концепция стандартизации и сертификации в России.- 2 часа

2.Нормативное обеспечение работ по сертификации систем качества: комплекс государственных стандартов “Система сертификации ГОСТ Р. Реестр систем качества”- 2 часа

Контрольная работа

7

Экономика качества

8

-

-

1. Взаимосвязь экономики качества и управленческого учета.- 2 часа

2. Затраты на качество и их классификации- 2 часа.

3. Подход Джурана-Фейгенбаума, подход Ф. Кросби.- 2 часа

Контрольная работа

8

Инструменты и методы управления качеством

4

-

-

1. Семь простых методов статистического контроля качества: контрольные листки, гистограмма, диаграмма Исикавы, диаграмма разброса, анализ Парето, стратификация данных, контрольные карты, - 2 часа

2. Семь новых статистических инструментов управления качеством- 2 часа

Контрольная работа

9

Современные методы TQM

8

2

-

1. Система TPS . Система Gemba. Система MRP.. Система Just-In- Time (JIT), система KANBAN. - Система Kaizen. Система TRM « Total Productive Mainterance». Система «Упорядочение» - 5 «S» .Модель бездефектного производства « шесть сигм – «6 sigma» - 4 часа

4. Бенчмаркинг. Сбалансированная система показателей оценки эффективности организации- «BSC». – 2 часа

Контрольная работа

10

Современные методы TQM










1. Система TPS . Система Gemba. Система MRP.. Система Just-In- Time (JIT), система KANBAN. - Система Kaizen. Система TRM « Total Productive Mainterance». Система «Упорядочение» - 5 «S» .Модель бездефектного производства « шесть сигм – «6 sigma» - 4часа

4. Бенчмаркинг. Сбалансированная система показателей оценки эффективности организации- «BSC». – 2 часа

Контрольная работа

11

Премии качества

6

-

-

1.Премии качества: приз Деминга (Япония), национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа (США), Европейская награда за качество.- 2 часа

2. Российская премия (приз) качества. Модель премии. – 2 часа

3. Примеры предприятий и организаций.- 2 часа

Контрольная работа

12

Отечественный опыт внедрения TQM

7

-

4

Опыт внедрения систем управления качеством на российских предприятиях и организациях различных отраслей и сфер деятельности: химической, машиностроительной, строительная, сферы услуг, образования, государственного и муниципального управления (по материалам российских предприятий) в том числе на примерах организации студентов - 3 час

Контрольная работа




Итого

96

8

4

84

Зачет ( тест)

Заочная форма обучения ( 4 года обучения, специальность «Маркетинг»)


1

Роль управления качеством в условиях рыночной экономики.

Качество – стратегия ХХ! Века


8

-

-

1. Качество - фундаментальная основа стратегии поддержания конкурентоспособности на мировых рынках.- 2час

2.Проблемы российских предприятий (организаций) по обеспечению качества и конкурентоспособности-2 час

3. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг- 4часа




2

Основополагающие термины, понятия

6

2

-

Основные понятия по МС ИСО 9000- 4часа




3

История управления качеством

10

2

-

1. Российский опыт управления качеством: системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП.- 2 часа

Международный опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США. Европейский опыт.-4 часа

Философия и концепции «патриархов качества»: У. Деминг, Дж.Джуран, А. Фейгенбаум, К.Исикава, Г. Тагучи. П. Кросби.- 2 часа




4

Современные концепции менеджмента качества

16

2

-

1. Процессное управление. Функции и процессы в организации. От описания процессов - к бизнес-модели. Стандарты построения бизнес-моделей организации. Методология SADT / IDEF, ARIS , UML.- 4 часа

2. Интегрированные системы качества. -2часа

3Стандарты HACCP -2часа

4.. Стандарты OHSAS 18001- на системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности . -2часа

5.Стандарты SA 8000: 2001- социальная ответственность. -2 часа

6. Стандарты ISO 14000-системы экологического менеджмента – 2 часа




5

Нормативное обеспечение системы менеджмента качества - стандарты серии ISO 9000.

Построение систем менеджмента качества в организации

11

2

-

1. Процессное управление. Функции и процессы в организации. От описания процессов - к бизнес-модели. Стандарты построения бизнес-моделей организации. Методология SADT / IDEF, ARIS , UML.- 4 часа

2. Интегрированные системы качества -5 часа



Ситуационная задача

6

Сертификационное обеспечение управления качеством

4

-

-

1. Закон РФ «О техническом регулировании «(12 .2002) - новая концепция стандартизации и сертификации в России.- 2 часа

2.Нормативное обеспечение работ по сертификации систем качества: комплекс государственных стандартов “Система сертификации ГОСТ Р. Реестр систем качества”- 2 часа




7

Экономика качества

8

-

-

1. Взаимосвязь экономики качества и управленческого учета.- 2 часа

2. Затраты на качество и их классификации- 2 часа.

3. Подход Джурана-Фейгенбаума, подход Ф. Кросби.- 2 часа




8

Инструменты и методы управления качеством

4

-

-

1. Семь простых методов статистического контроля качества: контрольные листки, гистограмма, диаграмма Исикавы, диаграмма разброса, анализ Парето, стратификация данных, контрольные карты, - 2 часа

2. Семь новых статистических инструментов управления качеством- 2 часа




9

Качество продукции

4

-

-

1.Показатели качества продукции – 2 часа

2. Показатели качества услуг.- 2 часа




10

Современные методы TQM

8

2

-

1. Система TPS . Система Gemba. Система MRP.. Система Just-In- Time (JIT), система KANBAN. - Система Kaizen. Система TRM « Total Productive Mainterance». Система «Упорядочение» - 5 «S» .Модель бездефектного производства « шесть сигм – «6 sigma» - 4часа

4. Бенчмаркинг. Сбалансированная система показателей оценки эффективности организации- «BSC». – 2 часа


Работа с литературой

11

Премии качества

6

-

-

1.Премии качества: приз Деминга (Япония), национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа (США), Европейская награда за качество.- 2 часа

2. Российская премия (приз) качества. Модель премии. – 2 часа

3. Примеры предприятий и организаций.- 2 часа




12

Отечественный опыт внедрения TQM

7

-

4

Опыт внедрения систем управления качеством на российских предприятиях и организациях различных отраслей и сфер деятельности: химической, машиностроительной, строительная, сферы услуг, образования, государственного и муниципального управления (по материалам российских предприятий) в том числе на примерах организации студентов - 3 час








Итого

100

12

-

88

Зачет (тест)



3.1. Содержание лекций
Тема 1. Роль управления качеством в условиях рыночной экономики.

Качество – стратегия ХХ! Века

Предмет, цели, содержание курса. Взаимосвязь с другими дисциплинами.

Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития страны, отрасли, фирмы. Качество – всемирное поле конкуренции. Качество - фундаментальная основа стратегии поддержания конкурентоспособности на мировых рынках.

Проблемы российских предприятий (организаций) по обеспечению качества и конкурентоспособности.

Национальная политика России в области качества продукции и услуг.
Тема 2. Основополагающие термины, понятия

Современное понимание качества. Эволюция представления о качестве Качество и конкурентоспособность. Качество и потребитель. Качество жизни. «Философия качества».

Пирамида качества. Объекты качества. Менеджмент качества. Системы менеджмента качества. От менеджмента качества к качеству менеджмента. Тотальный менеджмент качества.
Тема 3. История управления качеством

Становление и развитие философии качества. Стадии развития. Звезды качества . Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

Российский опыт управления качеством: системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП.

Международный опыт управления качеством. Японский опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США. Европейский опыт.

Философия и концепции «патриархов качества»: У. Деминг, Дж.Джуран, А. Фейгенбаум, К.Исикава, Г. Тагучи. П. Кросби.
Тема 4. Современные концепции менеджмента качества

Основные положения концепции «всеобщего (тотального) менеджмента качества» - TQM. Элементы стратегии TQM. Принципы TQM.

Процессное управление. Функции и процессы в организации. От описания процессов - к бизнес-модели. Стандарты построения бизнес-моделей организации. Методология SADT / IDEF, ARIS , UML.

Сущность систем менеджмента качества.

Международные стандарты на системы менеджмента качества.- ISO 9001-2000. Стандарт на системы экологического менеджмента – ISO 14 001-2004.

Интегрированные системы качества. Стандарты QS 9000 (автомобильная промышленность). Стандарты HACCP - по управлению безопасностью и качеством пищевых продуктов. Стандарты OHSAS 18001- на системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности . Стандарты SA 8000: 2001- социальная ответственность.
Тема 5. Нормативное обеспечение системы менеджмента качества - стандарты серии ISO 9000.

Построение систем менеджмента качества в организации

Стандарты ISO серии 9000. Модель системы менеджмента качества по ISO 9001-2000 «Система менеджмента качества. Требования». Ключевые элементы и основные принципы.

Структура стандарта: система менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение.

Основные этапы внедрения системы менеджмента качества в организации.

Организационное обеспечение управления качеством: сущность, основные понятия и задачи оргструктур управления качеством. Создание эффективных оргструктур.

Документационное обеспечение управления качеством. Требования к документации по управлению качеством. Состав документации, уровни документации. Порядок разработки основных документов системы управления качеством.

Реализация процессного подхода к менеджменту. Процедуры управления процессами.

Персонал и обеспечение системного управления качеством: роль персонала, развитие позитивного отношения персонала к проблемам качества, мотивационное обеспечение управления качеством, активизация творческой деятельности персонала по обеспечению качества, группы качества.

Информационное обеспечение систем менеджмента качества.

Определение эффективности функционирования систем управления качеством.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине «ценообразование» для специальности...
Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф. 09 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности...
Рабочая программа дисциплины «Основы маркетинга» компонента Ф. 07 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине «информационные системы маркетинга»...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы маркетинга» компонента Ф. 12 цикла опд составлена в соответствии с Государственным...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине «маркетинговые коммуникации» для...
Рабочая программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине «конкурентоспособность товаров и...
Рабочая программа дисциплины «Конкурентоспособность товаров и фирм» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconПрограмма по дисциплине дс. Ф. 4 «Маркетинговые коммуникации» Специальность...
«Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг Москва...
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине «Экономическая демография» для специальности...
Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по составлению рабочей программы и требованиям Государственного...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством»
Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине маркетинговые коммуникации...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000г., №202 эк/СП
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине логистика специальность...
Гос впо по специальности подготовки 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ 23 марта 2000 г., 202 эк/СП
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность...
Гос впо по специальности 080111. 65 «Маркетинг» Квалификация – Маркетолог, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconРабочая программа по дисциплине Психология и педагогика
«Психология и педагогика» федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Р. 05) Правоведение...
Основной образовательной программы по специальности «Маркетинг» (061500 / оксо 080111)
Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента в цикла ен для специалистов iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск