Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований»





Скачать 101.04 Kb.
НазваниеМетодические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований»
Дата публикации02.03.2016
Размер101.04 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»


Кафедра организации производства и предпринимательства в АПК


Методические указания

для выполнения самостоятельных работ студентов

по дисциплине

«Методы экономических исследований»

Составитель Царегородцева Е.В.

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Методические указания по выполнению контрольной работы

3

2. Порядок подготовки и оформления реферата

5

2.1 Рекомендуемые темы рефератов

5

2.2 Оформление, структура и содержание реферата

5

3. Список рекомендуемой литературы

6

4. Контрольные вопросы к зачёту

8


1. Методические указания по выполнению контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Методы экономических исследований» («Основы научных исследований») выполняется студентами в процессе её изучения и является обязательным элементом самостоятельной работы.

Цель работы—закрепление и углубление знаний, полученных в процессе изучения курса «Методы экономических исследований» («Основы научных исследований»), необходимых для выполнения самостоятельных научных исследований.

Для выполнения работы выбирается одна статья, в которой описываются результаты реального исследования из журналов: «Проблемы теории и практики управления», «Российский экономический журнал», «Менеджмент в России и за рубежом» «Аудит и финансовый анализ», «Маркетинг в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Экономика и математические методы», «Экономическая наука современной России» и др.
Выбранная статья характеризуется по следующим критериям:

  1. Библиографическое описание научного издания.

  2. Тема исследования (начинается со слов: формирование, развитие, определение, разработка, совершенствование, повышение и т.д.).

  3. Научное направление (область научных знаний, к которой относится данное исследование).

  4. Научная проблема (противоречие).

  5. Объект исследования.

  6. Предмет исследования.

  7. Цель исследования и задачи.

  8. Актуальность исследования.

  9. Теоретические и методологические основы исследования (анализ разработанности темы в литературе, научные подходы и методы исследования).

  10. Теоретическая и практическая значимость исследования.

  11. Аннотация на научное издание.

(тип произведения, сведения об авторе, цель работы, результаты, новизна).
Примечание: Работа выполняется на листах формата А4, текст (ксерокопия) статьи прилагается. Обязателен титульный лист для оформления контрольной работы.

ПРИМЕР:





  1. Леденева Л. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения // Население и общество. 2002. № 64. С. 1-4.

  2. Тема: Сохранение интеллектуального потенциала российской молодежи, обучающейся за рубежом.

  3. Научное направление: социология образования.

  4. Научная проблема: Невозвращение молодых людей после окончания учебы за рубежом ведет к потере Россией части ее интеллектуального потенциала.

  5. Объект исследования: Российские студенты, обучающиеся за рубежом.

  6. Предмет исследования: Условия для возвращения молодых специалистов в Россию.

  7. Цель исследования: Определить условия для возвращения молодых специалистов в Россию.

Задачи: - дать характеристику российским студентам, обучающимся за рубежом (количество, возраст, образование и т.д.);

- выявить основные зарубежные университеты, где обучаются российские студенты;

- определить причины обучения и источники финансирования российских студентов;

- выявить перспективы возвращения российских студентов и притягивающие факторы возвратной миграции.

  1. Актуальность исследования: Либерализация миграционного законодательства в последние десятилетия XX века дала российской молодежи возможность получить высшее образование и ученые степени в зарубежных университетах. Однако, большинство российских студентов, окончив учебу, не возвращаются на Родину, что ведет к потере России части ее интеллектуального потенциала.

  2. Теоретические и методологические основы: Отсутствует достоверная статистика по проблеме. Используются зарубежные статьи (данные ЮНЕСКО). В 2000/2001 годах осуществлен проект «Российские студенты за рубежом» (выполнен при поддержке фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров). В исследовании использована сравнительно новая для российских социологических проектов техника получения эмпирических данных путем опроса через Интернет. По каналам Интернета была сформирована выборка и разосланы анкеты по электронным адресам. Ответило 100 респондентов, обучающихся в американских и европейских университетах. Поскольку выборка носила чисто целевой характер, жестких требований к ее объему и репрезентативности не предъявлялось.

  3. Теоретическая и практическая значимость исследования: Проведенное исследование можно рассматривать как своего рода научную разведку социального явления. Практическая значимость работы заключается в определении условий возвращения молодых специалистов в Россию и в разработке целенаправленных программ индивидуальной работы с российскими студентами, заканчивающими обучение за рубежом.

  4. Аннотация на научное издание: Исследовательская работа посвящена проблеме обучения российских студентов за рубежом и перспективам их возвращения. В ходе исследования были определены причины обучения российских студентов в иностранных ВУЗах, выявлены перспективы и необходимые условия для возвращения молодых специалистов в Россию. В работе подчеркивается необходимость создания целенаправленных программ индивидуальной работы с российскими студентами, заканчивающими обучение за рубежом.

2. Порядок подготовки и оформления реферата
Реферат по дисциплине «Методы экономических исследований» («Основы научных исследований») выполняется студентами по желанию. На зачёте 2 вопрос билета заменяется защитой реферата.

2.1 Рекомендуемые темы рефератов





  1. Возникновение науки в России.

  2. Современные тенденции развития науки в России.

  3. Высказывания о науке ученых разных стран и эпох.

  4. Управление как наука.

  5. Современные исследования в практике управления.

  6. Развитие диалектики как метода научного познания.

  7. Метод наблюдения и условия его использования.

  8. Эксперимент как метод исследования.

  9. Метод моделирования и его разновидности.

  10. Анализ и синтез как методы исследования.

  11. Индукция и дедукция в исследовании.

  12. Прогноз как особая форма предвидения.

  13. Метод сравнения в исследовании.

  14. Математические методы в исследовательской деятельности.

  15. Опрос как метод исследования.

  16. Методология экономического прогнозирования

  17. Методы экспертных оценок в экономических исследованиях

  18. Методы экстраполяции в экономических исследованиях

  19. Метод экономического анализа в экономических исследованиях

  20. Балансовый метод в экономических исследованиях

  21. Нормативный метод в экономических исследованиях

  22. Программно-целевой метод в экономических исследованиях

  23. Метод измерения социальных явлений.

Примечание: Студент может выбрать собственную тему реферата, предварительно согласовав ее с преподавателем.

2.2 Оформление, структура и содержание реферата



Поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм; сверху, снизу – 20 мм.

Шрифт – Times New Roman, размер – 14, интервал – 1,5.

Структура работы:

1.Титульный лист (наименование учебного заведения, название кафедры, вид работы (реферат, контрольная), название темы, название учебной дисциплины, группа, исполнитель, город, год)

2.Оглавление работы

3.Введение

4.Основное содержание работы – раскрытие темы

5.Заключение (выводы, резюме)

6. Список использованной литературы

7. Приложение (при необходимости)
Во введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы, показать степень ее разработанности в литературе, указать цель и задачи работы, объект и предмет исследования. Объем введения должен быть не более 2-3 страниц.

В основной части работы, состоящей из нескольких частей (не более 2-3), излагается материал темы в соответствии с теми задачами, которые поставлены во введении.

В работе необходимо рассмотреть сущность и содержание предмета исследования, дать постановку проблемы, сравнить и обобщить точки зрения различных авторов по этой проблеме, привести данные исторического характера, показывающие изменения во времени подходов к решению проблемы.

Обязательным при подготовке реферата является наличие кратких выводов в конце каждой части работы и наличие ссылок на авторов, чьи материалы используются в работе.

В заключении даются основные выводы по работе, подводятся итоги. Объем заключения 1-2 страницы.

Список использованных источников и литературы должен содержать не менее 5 источников.


3. Список рекомендуемой литературы
Основная

  1. ГОСТ 7.32.-2001. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ. Структура и правила оформления

  2. ГОСТ 7.1-84. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

  3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  4. Основы научных исследований: теория и практика / Под ред. проф. В.А.Тихомирова. М., 2006.

  5. Папковская П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций. – Минск: ООО «Информпресс», 2002.


Дополнительная

  1. Красильникова Л.Е. Дипломные работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите [Текст]: учебное пособие / Л.Е.Красильникова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА».- Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2007

  2. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2000.

  3. Олейникова О.Д., Сидорина Т.В., Чечулин А.А., Худорошко Л.А. Введение В психологию и технологию научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.

  4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование: Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2002.

  5. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  6. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справоч. пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – Минск: Мисанта, 2003.

  7. Францифоров Ю.В., Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ. – М.: «Книга-сервис», 2003.



4. Контрольные вопросы к зачету
1. Творчество как многогранная категория, его природа, общепризнанное понятие, структура.

  1. Типы творчества и их характеристика, значение каждого типа для познания природы, общества и мышления.

  2. Творческие задачи и виды разрешаемых противоречий. Административные, организационные, личностные и психологические противоречия решения задач в управлении.

  3. Составляющие творческого мышления, системность как важнейший стиль мышления управленца.

  4. Понятие науки и закономерности её возникновения, функции науки и её главная отличительная черта.

  5. Структура науки, ее составные элементы.

  6. Научная классификация, принципы построения.

  7. Понятие исследования, его уровни и их характеристика.

  8. Характеристика фундаментальных и прикладных научных исследований.

  9. Основные компоненты научного исследования и их характеристика.

  10. Научные исследования в практике управления.

  11. Ключевые понятия методологии исследования, роль каждого из них в проведении исследований.

  12. Проблема как научное понятие, внутренняя структура проблемы.

  13. Научные подходы и их роль в выполнении научных исследований.

  14. Основные правила конструирования понятий.

  15. Диалектика как философский метод научного познания.

  16. Порядок формирования цели и задач научного исследования.

  17. Формулировка объекта и предмета научного исследования.

  18. Общая характеристика эмпирико-теоретических методов исследования.

  19. Общая характеристика логико-теоретических методов исследования.

  20. Наблюдение как метод, его сущность и виды, функции и проблемы использования.

  21. Измерение как метод, его специфические черты и факторы успешного проведения.

  22. Описание как метод получения эмпирико-теоретических знаний.

  23. Эксперимент как система познавательных операций, его виды.

  24. Формализация как формально-логический метод исследования.

  25. Аксиоматический метод, характеристика и условия применения.

  26. Аналогия как метод, характеристика и условия применения.

  27. Абстрагирование и его роль в проведении научных исследований.

  28. Моделирование как метод исследования, виды моделей и их характеристика.

  29. Анализ как метод исследования, его виды и формы, этапы исследования.

  30. Синтез как метод, связь с анализом, особенности использования.

  31. Индукция как метод познания, область использования индуктивного метода исследования.

  32. Дедукция как метод, правила дедуктивного умозаключения.

  33. Сравнение как логический приём познания, условия корректного сравнения.

  34. Обобщение как мыслительный процесс, правила получения обобщённого понятия.

  35. Гипотеза научного исследования и процесс её обоснования.

  36. Понятие доказательства как важнейшего элемента науки исследования. Структура доказательства.

  37. Вопрос как приём оценки проблемы и формы исследовательского мышления.

  38. Программа проведения научного исследования, её структура и назначение.

  39. Методология экономического прогнозирования

  40. Методы экспертных оценок в экономических исследованиях

  41. Методы экстраполяции в экономических исследованиях

  42. Метод экономического анализа в экономических исследованиях

  43. Балансовый метод в экономических исследованиях

  44. Нормативный метод в экономических исследованиях

  45. Программно-целевой метод в экономических исследованиях

  46. Сущность и основные принципы разработки плана исследования.

  47. Типовая структура выполнения научного исследования, характеристика трёх этапов его проведения.

  48. Основные формы проведения исследования и порядок их выбора.

  49. Основные принципы организации научно-исследовательской работы студентов.

  50. Формы организации и формирования результатов НИРС.

  51. Составление библиографии по теме НИРС.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания для выполнения самостоятельных работ По учебной дисциплине
Методические указания и задания для студентов по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Бурение нефтяных и газовых скважин»для...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных...
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по специальностям)
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания для выполнения самостоятельных работ По учебной дисциплине
«Монтаж, техническая эксплуатация промышленного оборудования нефтегазовой отрасли»
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconВопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические...
Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык»
Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по программе дисциплины ен. 03. Иностранный язык для...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по искусству (мхк) для специальности
Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в форме докладов,...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания для студентов по выполнению самостоятельных...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМ. Ю. Махотаева методические указания к выполнению исследований по...
Методические указания предназначены для проведения исследова­ний отдельных сегментов рынка недвижимости по курсу «Экономика и управление...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных...
В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных...
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов по дисциплине «Методы экономических исследований» iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск