«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности





Название«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности
страница1/4
Дата публикации02.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
(для студентов, обучающихся по специальности

080301.65 Коммерция (торговое дело))

Красноярск 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
(для студентов, обучающихся по специальностям

080301.65 Коммерция (торговое дело))


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы


Красноярск 2013

УДК 336.7(073)

ББК 65.262я73

М 77

Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Авторы-составители: кандидат экономических наук, доцент Малиновский Л.Ф., старший преподаватель Хайдарова Н.Н.

Малиновский Л.Ф., Хайдарова Н.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» для специальности 080301.65 «Коммерция (торговое дело)» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 56 с.


УРАО, 2013.
1. Пояснительная записка

В последние десятилетия интерес к институциональной экономической теории заметно вырос и продолжает расти. Это связано с неполнотой предпосылок и факторов, используемых традиционной экономической наукой и необходимостью комплексного и всестороннего исследования новых явлений современной эпохи, когда применение традиционных методов анализа желаемых результатов не дает.

В курсе изучаются основные понятия и закономерности современной институциональной экономической теории. Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, которые не учитываются классической микроэкономической теорией. К таковым относятся факторы недоопределенности прав собственности и несовершенства отношений собственности, факторы неопределенности (ожидания) и факторы коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой. В ходе курса изучается содержание этих понятий и определяется, каким образом наличие тех или иных институтов модифицирует локальное или глобальное экономическое равновесие, а также на основании каких условий хозяйствующие субъекты делают выбор между самими институтами.

Включение институтов и определение институциональной составляющей позволяет расширить круг проблем и инструментов анализа современной экономической жизни, углубить и дополнить неоклассическую парадигму. Изучение институциональной экономики позволит студентам преодолеть ограниченность ряда предпосылок, характерных для экономикса (аксиомы полной рациональности, абсолютной информированности, совершенной конкуренции, установление равновесия лишь посредством ценового механизма и др.), рассматривать и анализировать экономические (и не только экономические) процессы комплексно и всесторонне, с учетом влияния институциональных факторов и изменений, которые во многом являются определяющими.

Профессиональные знания по проблемам институциональной экономической теории являются обязательными в области фундаментального экономического образования и занимают достойное место в системе подготовки студентов Университета.

Дисциплина «Институциональная экономика» базируется на знании курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «История экономических учений» и других, в том числе общественных дисциплин.

Программа предусматривает освоение курса на лекциях и практических занятиях в сочетании с детальным изучением и разбором конкретных ситуаций, применением институциональных методов анализа, проведением деловых и интеллектуальных разминок и игр с использованием технических средств обучения.

Программа разработана в соответствии с:

  государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 080301.65 «Коммерция (торговое дело)»;

  учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебной программой УРАО по данной дисциплине.

Изучив курс, студенты должны уметь анализировать микро- и макроэкономическую теорию и практику с применением институциональных методов, вовлекать в анализ институты и институциональные факторы; рассматривать и исследовать экономические (и не только экономические) процессы комплексно и всесторонне, с учетом влияния институциональных факторов и изменений.
2. Организационно-методические рекомендации по изучению дисциплины

Программа изучения дисциплины предусматривает:

- Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, подходам, а также вопросам, трактовка которых в научном мире неоднозначна, также рассматриваются конкретные методики и алгоритмы.

Самостоятельная работа предполагает: изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение но рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ и тем, по возможности, конспектирование их.

- Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.

Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.
Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.

Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ.

Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины защищается курсовая работа и сдается экзамен.

Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.

Для студентов заочной формы обучения предусматривается контрольная работа. Положительный результат выполнения студентом контрольной работы является основанием для сдачи экзамена.

Расчет часов по специальностям и формам обучения




080301.65 «Коммерция (торговое дело)»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма

ОПД.Р.01.

ОПД.Р.01.

90

48

42

Заочная форма

ОПД.Р.01.

ОПД.Р.01.

90

20

70



3. Тематический план

Примерный тематический план

для очной/заочной формы обучения




Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС



Предмет институциональной теории и ее место в современной экономической науке.

6/4

2/1

2/1

2/4



Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация представителями институциональной теории.

6/4

2/1

2/1

2/4



Институты и институциональные изменения

6/4

2/1

2/1

2/4



Институциональная экономика и ее место в современной экономической теории.

6/4

2/1

2/1

2/4



Основные понятия теории игр и моделирование взаимодействия.

6/4

2/1

2/1

2/4



Теория игр, типы равновесий и моделирование взаимодействия.

6/4

2/1

2/1

2/4



Теория трансакционных издержек.

6/4

2/1

2/1

2/4



Теория контрактов и постконтрактный оппортунизм.

6/4

2/1

2/1

2/4



Теория трансакционных издержек. Теория контрактов.

4/6

1/1

1/1

2/4



Экономическая теория прав собственности.

4/6

1/1

1/1

2/4



Теория экономической организации.

4/4

1/-

1/-

2/4



Институциональная природа экономической организации.

4/4

1/-

1/-

2/4



Институциональный анализ прав собственности. Теория экономической организации.

4/4

1/-

1/-

2/4



Теневая экономика в мировой хозяйственной системе.

4/4

1/-

1/-

2/4



Институциональные аспекты государственного регулирования и теория общественного выбора.

9/4

1/-

1/-

7/4



Институциональные проблемы переходного периода в России.

9/4

1/-

1/-

7/4




Итого

90/90

24/10

24/10

42/64


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
(для студентов, обучающихся по специальностям

080301.65 Коммерция (торговое дело))

Основное содержание учебного курса

Тема 1. Предмет институциональной теории и ее место в современной экономической науке

Институционализм как одно из основных направлений экономической науки конца ХХ – начала ХХI века. Предмет и основное содержание институциональной экономической теории.

Историческая логика возникновения институциональной теории. Истоки институционализма. Немецкая историческая школа, классическая политэкономия, марксизм, неоклассическая экономическая теория и возникновение институционального направления. "Теория праздного класса" Т. Веблена.

«Старый» и «новый» институционализм, их представители и эволюция теории. Методологические основы неоинституционализма и новой институциональной экономической теории. Базовые единицы анализа.

Основные теории современного институционализма и их представители. Теория трансакционных издержек. Теория прав собственности. Теория общественного выбора. Контрактная теория. Теория экономических организаций. Новая экономическая история. Эволюционная теория экономических изменений.

Тема 2. Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация представителями институциональной теории

Институциональные рамки неоклассической экономической теории. Пределы применимости неоклассического подхода к анализу экономической жизни. Институциональный и неоклассический подходы в построении экономических моделей.

Поведенческие предпосылки неоклассической модели общего равновесия. Полнота информации. Совершенная рациональность. Совершенная конкуренция. Модель «Homo oeconomicus» (целерациональность, утилитаризм, эмпатия, доверие, интерпретативная рациональность, индивидуализм, оптимизация, устойчивость предпочтений, конкурентное поведение). Равновесные состояния. Неспецифичнсть ресурсов. Два измерения товара.

Модификация институционалистами предпосылок неоклассической экономической теории. Модели поведения человека в институциональной экономике. Принцип рациональности и рациональное поведение. Поведенческие предпосылки институционального анализа.

Тема 3. Институты и институциональные изменения

Понятие институтов и их общественные функции. Формальные и неформальные правила и нормы, система стимулов (механизмы принуждения), их определение и характеристика. Роль неформальных правил в обществе. Институциональная матрица.

Влияние институтов на эффективность экономической системы.

Соотношение институтов и организаций. Институты как правила игры, организации как игроки.

Понятие нормы как базового элемента институтов. Норма как результат рационального выбора и как предпосылка рационального поведения. Теория общественного выбора и экономика соглашений. Типы и соотношение соглашений.

Институциональные изменения. Инерционный характер институциональной динамики и его причины. Источники, субъекты и механизм институциональных изменений. Эволюционный и революционный характер и виды зависимостей старых и новых институтов. Согласование формальных правил и неформальных норм. Возможные пути развития новых институтов в рамках революционной зависимости. Формирование институтов переходной экономики.

Институциональные технологии и проблемы их распространения. Роль институциональных технологий с точки зрения экономической дисфункции. Влияние институтов на эффективность экономической системы.

Трансформационные издержки как издержки, связанные с ликвидацией старых институтов, формированием (и/или импортом) и адаптацией новых институтов. Импорт институтов и его последствия. Возможные эффективные стратегии заимствования институтов. Издержки институциональной трансформации. Институциональные ловушки.

Характеристика институциональных изменений в современной России.

Тема 4. Основные понятия теории игр и моделирование взаимодействия

Построение формальных моделей в институциональной экономике и теория игр. Основные понятия теории игр. Кооперативные и некооперативные взаимодействия. Виды равновесий при взаимодействии. Равновесие доминирующих стратегий как максимизация полезности вне зависимости от действий других партнеров. Равновесие по Нэшу как ситуация, при которой стратегия каждого из партнеров является лучшим ответом на действия другого партнера. Равновесие по Штакельбергу как максимизация полезности в ситуации неодновременности принятия решений. Равновесие по Парето как максимальная полезность обоих партнеров. Характеристика и технология поиска равновесий доминирующих стратегий, по Нэшу, Штакельбергу и Парето.

Содержание базовых моделей теории игр. Смешанные стратегии. Эволюционно-стабильная стратегия. Проблемы, возникающие в ходе взаимодействия индивидов (координация, совместимость, кооперация, справедливость) и варианты их решения.
Тема 5. Теория трансакционных издержек

Понятие и характеристика трансакции. Соотношение трансакции и обмена. Трансакции сделки, управления и рационирования. Рыночные и внутрифирменные трансакции. Атрибуты (признаки) трансакции: специфичность активов, частота и долговременность трансакций, неопределенность и сложность, трудность измерения результатов, взаимосвязь с другими трансакциями. Трансакция и измерение ее рентабельности.

Природа и понятие трансакционных издержек. Работа Р. Коуза "Природа фирмы" и объяснение трансакционных издержек. Трансакционные издержки как издержки функционирования экономической системы. Соотношение трансакционных и производственных издержек.

Постоянные и переменные трансакционные издержки.

Классификация трансакционных издержек Э. Фуруботна и Р. Рихтера. Рыночные трансакционные издержки, их классификация и характеристика. Управленческие трансакционные издержки. Логистические трансакции, трансакции балансирования, трансакции качества и изменений. Политические трансакционные издержки, их характеристика и значение для эффективности институциональной системы.

Трансакционный подход Коуза-Уильямсона. Классификация трансакционных издержек ex ante и ex post. Издержки поиска информации. Издержки ведения переговоров. Издержки измерения. Издержки заключения контракта. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки оппортунистического поведения. Издержки принятия решений (политизации).

Координационные и мотивационные трансакционные издержки по классификации П. Милгрома и Дж. Робертса.

Моделирование трансакционных издержек. Границы применимости концепции трансакционных издержек.

Трансакционный сектор экономики.
Тема 6. Теория контрактов и постконтрактный оппортунизм

Рыночная система как контрактная сеть. Координация интересов участников экономического взаимодействия. Контрактные отношения и трансакционные издержки.

Понятие контракта. Контракт как механизм регулирования взаимодействия. Контракт о найме и контракт о продаже.

Виды контрактов и их характеристика. Полные (совершенные) контракты и их основные черты. Классификация несовершенных контрактов. Точковые контракты и их содержание. Реляционные (отношенческие) контракты и их характерные особенности. Контракты найма, привлечения финансовых ресурсов и имплицитные контракты.

Классические, неоклассические и имплицитные контракты. Факторы, определяющие выбор оптимального контракта.

Причины и понятие постконтрактного оппортунизма. Моральный риск в рыночных трансакциях и его основные причины. Проблемы, связанные с поведением исполнителя и менеджера. Способы борьбы с отлыниванием. Потребление на рабочем месте. Инвестиции за счет дивидендов. Расширение операций за пределы оптимальности.
Тема 7. Экономическая теория прав собственности

Основные положения и представители теории прав собственности. Понятие системы прав собственности и механизм ее возникновения. Принципы и проблемы эффективного распределения прав собственности.

Типы регулирования прав собственности. Контрактное регулирование внешних эффектов. Законодательное регулирование внешних эффектов.

Классификация правомочий. Уровни собственности и специфика пользования правами собственности. Спецификация прав собственности. Концепция остаточных прав и остаточных эффектов А. Алчиана и Г. Демсеца. Экономическая эффективность прав собственности (оптимальное распределение ресурсов). Модель классической фирмы.

Теорема Р. Коуза и коробка Эджуорта. Российская приватизация в свете теоремы Р. Коуза.

Типы собственности и их характеристика. Собственность открытого доступа (разборная собственность) в статической модели Варминга-Гордона и динамической модели Э. Босеруп.

Содержание "наивной" теории возникновения прав собственности. Модель Андерсона-Хилла для определения степени эксклюзивности права на ресурсы. Уровень определенности прав собственности. Теория "групп интересов" и эффективность прав собственности. Теория "поиска ренты" и ее направления исследований.

Современные институциональные теории формирования эффективных прав собственности. Механизмы защиты прав собственности.
Тема 8. Теория экономической организации

Экономическая организация в неоклассической теории. Фирма как производственная функция.

Трансакционная теория фирмы. Концепция отношений найма в организации Ф. Найта. Логика возникновения фирмы по Р. Коузу. Рынок и иерархия как альтернативные варианты экономической организации. Проблемы координации и мотивации в экономической организации. «Невидимая рука рынка» и «видимая рука менеджера». Цели экономической организации.

Контрактная теория фирмы. Основные участники организации. Проблема «принципала-агента» в экономической организации и варианты ее решения. Соревнование агентов. Участие агента в результатах совместной деятельности. Фирма как коалиция агентов.

Тема 9. Институциональная природа экономической организации.

Институциональная природа и функциональные формы экономических организаций. Внутрифирменная структура. Содержание и особенности унитарной, холдинговой, мультидивизиональной и смешанной внутрифирменных структур.

Институциональная траектория развития фирмы. Основные типы и институциональные особенности экономической организации: предприятие командной экономики, предприятие переходного периода, американская и японская фирмы.

Институциональные особенности англо-американской, японской и немецкой моделей экономической организации. Ассоциативный и корпоративный типы экономического мышления.

Тема 10. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе

Неоинституциональный подход к определению теневой экономики. Классификация видов теневой экономики по Файгу. Нелегальная экономика. Неучтенная экономика. Незарегистрированная экономика. Неформальная экономика. Неформальная экономика.

Определение теневого сектора в экономической литературе.

Институциональные причины теневой экономики. Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности. Трансакционные издержки легального бизнеса. Понятие и содержание «цены подчинения закону». Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов.

Методы измерения размеров теневой экономики. Монетарный метод. Метод балансов расходов и доходов. Анализ занятости. Метод технологических коэффициентов. Опросы домохозяйств и руководителей предприятий.

«Цена внелегальности». Издержки, связанные с уклонением от легальных санкций. Издержки, связанные с трансфертом доходов. Издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату. Издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности. Издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы. Издержки двухстороннего характера внелегальной сделки. Издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов.
Тема 11. Институциональные аспекты государственного регулирования и теория общественного выбора

Основные функции государства в неоинституциональной интерпретации. Институциональная природа государства. Сущность и определение государства. Установление status guo в обществе. Проблема безбилетника. Роль механизмов системы принуждения. Контрактная и эксплуататорская концепции государства.

Основные методологические принципы теории общественного выбора. Экономическая теория бюрократии. Теория поиска ренты и рентоориентированное поведение. Механизм принятия решения государственными чиновниками. Лоббизм как особая система реализации интересов определенных организаций и групп. Логроллинг как практика взаимной поддержки. Проблема коррупции.
Тема 12. Институциональные проблемы переходного периода в России.

Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования. Конституция командной экономики и ее система норм. Простой и ограниченный утилитаризм как норма командной экономики. Ценностно-рациональное действие экономических агентов. Персонифицированная форма доверия. Провозглашаемый легализм как норма поведения экономических субъектов в командной экономике.

Система норм рыночной конституции. Сложный утилитаризм как максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности. Целерациональное действие как элемент рынка. Предпосылки целерационального действия. Доверие как норма регулирования отношений между индивидами в условиях взаимозависимости. Доверие в деперсонифицированной форме. Эмпатия. Свобода. Легализм как предпосылка распространения норм сложного утилитаризма, целерационального действия, доверия, эмпатии и свободы на неограниченное число потенциальных участников сделок на рынке.

Институциональные матрицы командно-административной системы и рыночной экономики.

Сценарии перехода от командной к рыночной экономике. Неоклассический вариант. Неоинституциональный вариант.

Анализ импорта институтов. Негативные последствия импорта институтов: институциональные ловушки, парадокс передачи и утечка человеческого капитала. Технологии и стратегии заимствования институтов: стратегия "выращивания" институтов, создание цепочки промежуточных институтов и институциональное строительство. Особенности импорта институтов в России. Институциональный вакуум. Формирование институтов в переходной экономике. Барьерный характер государственного регулирования российской экономики.

Планы семинарских и практических занятий

Семинар 1 по теме № 3а.

Тема: Институциональная экономика и ее место в современной экон

Вопросы для интеллектуальной разминки.

1.Как вы понимаете предмет институциональной экономики?

2.В чем заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма? Проанализируйте один из институтов, например, институт семьи, на основе двух подходов.

3.Что послужило основой для развития неоинституциональной экономической теории?

4.Назовите утверждения, образующие «жесткое ядро» неоклассики. В чем заключается их опровержение, которое предлагают представители «новой институциональной экономики»?

5.Согласно каким нормам поведения должен вести себя homo oeconomicus?

6.Дайте определение института. В чем отличие формальных и неформальных институтов?

7.Что такое институциональная матрица и какова ее роль в институциональном строительстве общества?

8.Как формируется система неформальных институтов в обществе? Свяжите процесс формирования институтов с их устойчивостью.

9.Что такое "институциональные изменения"? Назовите субъекты и источники институциональных изменений.

10.Перечислите виды зависимостей между старыми и новыми институтами. Какой характер присущ тому или иному типу зависимости?

11.Как согласуются формальные и неформальные правила в обществе? Какую роль играет эта взаимосвязь в институциональной системе? Что такое институциональный конфликт?

12.Назовите возможные пути развития институтов в рамках революционной зависимости.

13.Как отражаются на институциональной системе неприжившиеся новые институты?

14.От чего зависит скорость институциональных изменений?

15.Что такое институционализация?

16.Какова роль организаций в институциональной системе?

17.Дайте определение "институциональным технологиям". Что является стимулом для внедрения институциональных технологий? Каковы трудности для распространения институциональных технологий?

18.Перечислите основные положения теории экономической дисфункции.

19.Сравните понятия полной и неполной рациональности. Приведите пример из вашего повседневного опыта потребителя.

20. Являются ли правила внутреннего трудового распорядка вашего ВУЗа институтом? Обоснуйте ответ.

21.Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?

22.Всегда ли норма является результатом рационального выбора? Если нет, то какие препятствия рациональному выбору норм вы можете назвать?

23.Опишите свой обычный день в терминах соглашений начиная с утра до вечера. Элементы каких соглашений вы нашли и как эти соглашения соотносятся между собой (компромисс, экспансия, касание)?

24.Покажите, как одно и то же взаимодействие может строиться на основе рациональности в различных ее формах – полной, неполной, процедурной, норме обоснованного действия?

Сообщения.

1. Институциональный и неоклассический подходы в построении экономических моделей.

2.Основные теории современного институционализма и их содержание.

Вопросы для обсуждения.

1.Историческая логика возникновения и истоки институционализма.

2. «Старый» и новый институционализм, их представители и эволюция теории.

3.Содержание основных теорий современного институционализма:

-теория трансакционных издержек;

-теория прав собственности;

-теория контрактов;

-теория экономической организации;

-новая экономическая история.

4.Предпосылки неоклассической модели общего экономического равновесия (полная рациональность, равновесие, устойчивость предпочтений, конкурентное поведение, два измерения товара) и их модификация институциональной теорией.

Практическое задание.

1. Анализ одной из неоклассических моделей, знакомых студентам по курсу микроэкономики. Паутинообразная модель динамической стабильности равновесия на рынке.

2.Определение институциональных условий, в которых эта модель верно описывает взаимодействия экономических агентов.

3.Оценка, насколько близка к этим условиям институциональная среда в России.
Семинар 2 по теме 4а.

Тема: Теория игр, типы равновесий и моделирование взаимодействия.

Вопросы для интеллектуальной разминки.

1.Почему институциональная теория говорит на языке теории игр, а не традиционного для неоклассики математического аппарата?

2.Какие основные проблемы взаимодействия индивидов моделируются с помощью теории игр?

3.Какие новые типы равновесных исходов возникают в динамическом аспекте? Что лежит в основе их возникновения?

4.Предположим, в игре существует два равновесных исхода по Нэшу. О какой проблеме (совместимости, координации, справедливости, кооперации) идет речь?

5.Верно ли утверждение, что равновесие по Штакельбергу существует всегда?

6.Возможна ли ситуация, в которой игроки имеют доминирующие стратегии и, следовательно, существует равновесие доминирующих стратегий, а равновесие по Нэшу отсутствует?

Вопросы для обсуждения.

1. Виды и краткая характеристика равновесий.

а) равновесие доминирующих стратегий (доминирующая стратегия обеспечивает участнику полезность вне зависимости от действий другого участника);

б) равновесие по Нэшу (ситуация, в которой стратегия каждого из партнеров является лучшим ответом на действия другого участника – равновесие обеспечивает игрока максимумом полезности в зависимости от действий другого игрока);

в) равновесие по Штакельбергу (ситуация, когда существует временной лаг в принятии решения – один из игроков принимает решение, зная, как поступил другой);

г) равновесие по Парето (ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положение другого).

2.Технология поиска равновесий (на примере взаимодействия двух партнеров).

3.Характеристика и особенности базовых моделей теории игр (разбор каждой модели и технология поиска равновесий). Проблемы координации, совместимости, кооперации и справедливости.
2-й студент




Идти в библиотеку

Идти в буфет

Идти в библиотеку

0, 1

2, 2 (N2)

Идти в буфет

3, 3 (N1, St1,St2,P)

1, 0

1-й студент

Супруга




Идти на концерт -Х

Идти на матч

Идти на концерт

1, 3

0, 0

Идти на матч -Х

2,2 (N, St1,St2,P)

3, 1

Супруг

2-й подозреваемый




Признавать вину - Х

Не признавать вину

Признавать вину - Х

1, 1 (N, St1,St2)

3, 0

Не признавать вину

0, 3

2,2 (Р)

1-й подозреваемый

Супруга




Идти на концерт -Х

Идти на матч

Идти на концерт

2, 3 (N2,St2,P2)

0, 0

Идти на матч -Х

1, 1

3, 2 (N1, St1,P1)

Супруг

Страна Б




Вооружаться

Разоружаться

Объявить войну

0, 0

3, 1 (N1, St1,P1)

Не объявлять

2, 2 (St2,P2)

1, 3 Р

Страна А

2-й зритель-ханжа




Не смотреть - Х

Смотреть

Не смотреть

0, 3

3, 2 (St,P)

Смотреть

1, 1 (N , St1)

2, 0

1-й зритель

2-й игрок




Бросит в колодец

Не бросит

Бросать в колодец

0, 2

2, 0

Не бросать

3, 1 (St2,P2)

1, 3 (St1,P1)

1-й игрок

Инвестор




Не инвестировать

Инвестировать

Вводить налог

0, 1

3, 0

Не вводить

1, 2 (St2,)

2, 3 (St1,P)

Государство
Семинар 3 по теме 6а.

Тема: Теория трансакционных издержек. Теория контрактов

Вопросы для интеллектуальной разминки:

1.Дайте определение трансакции.

2.Перечислите уровни трансакций по Дж. Коммонсу.

3.Трансакция управления.

4. Трансакция сделки (обмена).

5. Трансакция рационирования.

6.Перечислите признаки трансакций.

7.Степень специфичности активов.

8.Степень регулярности и длительности сделок.

9.Степень неопределенности.

10.Степень измеримости характеристик сделки.

11.Степень взаимозависимости сделок.

12.Соотнесите трансформационные (производственные) и трансакционные издержки.

13.Что в себя включают издержки до заключения контракта (ex ante)?

14. Что в себя включают издержки после заключения контракта (ex post)?

15.Издержки поиска информации.

16.Издержки ведения переговоров.

17.Издержки измерения.

18.Издержки спецификации и защиты прав собственности.

19.Издержки оппортунистического поведения.

20.Издержки "политизации".

21.Издержки влияния.

22.Понятие трансакционного сектора.

23.Понятие контракта. Контракт о продаже и контракт о найме.

24.Типологизация контрактов:

-Классический контракт

-Неоклассический контракт

-Реляционный (отношенческий) контракт.

по П. Милгрому и Дж. Робертсу:

-точковый контракт

-отношенческий контракт

-контракт найма

-имплицитный контракт

Задачи.

1. Из курса микро- и макроэкономики хорошо известно понятие ликвидности денег. Как ликвидность соотносится с трансакционными издержками и что можно сказать по поводу величины трансакционных издержек, связанных с использованием денег?

2. Означает ли факт быстрого роста трансакционного сектора в странах с развитой рыночной экономикой то, что одним из пределов экономического развития являются запретительно высокие трансакционные издержки (наряду с ограниченностью природных ресурсов, проблемами экологии и т. д.)?

3.Покажите, используя базовый график выбора типа контракта в зависимости от степени специфичности активов, как изменится привлекательность имплицитного контракта, если будут пересмотрены итоги приватизации:

а) Сдвиг вниз кривой имплицитного контракта;

б) Сдвиг вверх графика классического контракта;

в) Сдвиг вверх графика неоклассического контракта;

г) Б + В.

4. Издательство «Панин и К» выпускает переводную экономическую литературу. Как вы могли бы посоветовать г-ну Панину строить отношения с теми немногими переводчиками, которые специализируются на экономических текстах?

а) Пригласить их в штат издательства;

б) Использовать контракты на перевод конкретного текста;

в) Использовать долгосрочные контракты, не вводя в штат;

г) В зависимости от квалификации переводчика использовать А, Б или В.

5. Предположим, вы являетесь агентом по продажам и вам предложено три контракта на выбор: первый предполагает высокое фиксированное вознаграждение (базовую заработную плату) и низкий уровень комиссионных, второй – низкое фиксированное вознаграждение и высокий уровень комиссионных, третий – еще более низкое фиксированное вознаграждение и максимально высокий уровень комиссионных. Как будет зависеть выбор контракта от конъюнктуры рынка? Изобразите графически.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины Институциональная экономика 2 для направления...
Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПланируемые результаты обучения Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconИнституциональная экономика
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп направления 080100...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению...
Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика»  для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «Институциональная экономика» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconИнституциональная экономика практикум
К. э н., доцент Кулешова Т. А. институциональная экономика: Практикум./ Сибгути. – Новосибирск, 2010 г., 21 с
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3
«институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск