Скачать 0.57 Mb.
|
Сергей Белановский, Михаил Дмитриев Политический кризис в России и возможные механизмы его развития Москва 2011 Введение В России назревают серьезные политические перемены, предвестником которых является активизирующаяся дискуссия о будущем страны и о путях ее дальнейшего развития. Важной вехой в этой дискуссии стал опубликованный в марте 2011 г. документ «Стратегия 2012», разработанный ИНСОР. В этом документе, и не только в нем одном, высказываются две главные мысли. Во-первых, стране нужна модернизация: институциональная, экономическая, технологическая. Во-вторых, для осуществления этой модернизации необходимы серьезные изменения в политическом устройстве страны. Авторы данного доклада, будучи в целом согласны с основными идеями «Стратегии 2012», считают однако, что в ней не учитывается один существенный факт, а именно - быстро нарастающий процесс делегитимизации российской власти, растущее недоверие населения к ее ключевым лейблам: президенту Д.Медведеву, премьер-министру В.Путину и «партии власти» «Единой России». На протяжении последних 8 месяцев (с июля 2010 по март 2011 гг.) в политическом сознании российского населения произошли радикальные изменения, свидетельствующие о вступлении страны в глубокий политический кризис. Динамика этих изменений имеет тенденцию к ускорению. Об этом говорят как результаты всероссийских социологических исследований, выполненных ВЦИОМ, Левада-центром и ФОМ, так и локальные исследования в отдельных регионах, проводившиеся ЦСР и другими организациями. Быстрые изменения в политическом сознании населения в определенном смысле оказались неожиданными. Дело в том, что многие эксперты ожидали падения рейтинга В.Путина еще с весны 2000 г. (года первых президентских выборов В.Путина). Позднее подобные прогнозы высказывались неоднократно, но каждый раз оказывались ложными. Поэтому многие эксперты «разочаровались» в таких прогнозах и пришли к выводу, что рейтинг В.Путина (а с 2008 г. рейтинг «тандема» Медведев-Путин) является «непотопляемым». Но, как часто бывает в жизни, на пике веры в «непотопляемость» рейтингов началось катастрофическое их снижение. Представленные в докладе результаты социологических исследований позволяют заключить, что политический кризис в России уже идет полным ходом, хотя еще и не выплеснулся на поверхность политической жизни. Сейчас он проявляется в падении поддержки В.Путину и Д.Медведеву, сужении электората «Единой России» и усилении критических настроений к политической системе, которую они олицетворяют. Возобновление быстрого и устойчивого роста экономики, возможно, могло бы приостановить эту тенденцию или даже повернуть ее вспять. Однако в среднесрочной перспективе экономический рост, скорее всего, будет неустойчив, что будет подпитывать неудовлетворенность населения экономическим положением. Сохранение этой тенденции не даст политическому кризису угаснуть и рано или поздно переведет его в открытую и острую форму. Если тенденция падения доверия к властям сохранит устойчивость хотя бы на протяжении ближайших 10-15 месяцев и если не будет предпринято действий, предупреждающих обострение кризиса и обеспечивающих «перезагрузку доверия» политической системе, то по своей интенсивности политический кризис вполне может превзойти период конца 1990-х и вплотную приблизиться к эпохе конца 1980-х годов. В складывающихся условиях первоочередными задачами мер по смягчению политических рисков являются обновление политического контента и выдвижение новой когорты политических лидеров. Эти два процесса должны быть тесно взаимоувязаны. Как будет показано в докладе, новый контент уже не вызовет доверия, если будет исходить от прежних лидеров. С другой стороны, выдвижение новых лиц без обновления содержания политической повестки тоже является бесперспективным. Цель политической трансформации сегодня – «перезагрузить кредит доверия», чтобы открыть окно для продолжения экономического роста в ближайшие 5-10 лет. Если не обеспечить «перезагрузки доверия», необходимой для продолжения социально-экономических реформ и устойчивого развития экономики, то надвигающийся политический кризис может надолго (возможно – на целое десятилетие) отодвинуть вхождение России в группу развитых стран и ослабить ее позиции в общемировой глобальной конкуренции. В данном докладе представлены результаты анализа переломных процессов, происходящих в политическом сознании российского населения, дается оценка их возможных последствий и (в порядке обсуждения) формулируются возможные сценарии политических действий. Эти сценарии направлены на адаптацию политической системы к изменениям, происходящим в российском обществе, и на создание политических предпосылок для продолжения успешного экономического и социального развития России в предстоящем десятилетии. Предлагаемые сценарии действий рассматриваются нами как сугубо предварительные. Наряду с любыми другими возможными подходами они нуждаются в дополнительном изучении и проработке, в том числе в рамках общественной дискуссии, которую мы надеемся активизировать публикацией данного доклада. Меры по «перезагрузке доверия», которые мы рассматриваем в докладе, хотя и предполагают движение в направлении демократизации, но не преследуют целью комплексную трансформацию политической системы на принципах конкуренции. Прежде всего, эти меры направлены на решение самых неотложных политических проблем, которые препятствуют проведению экономических реформ и устойчивому экономическому развитию на протяжении одного-двух ближайших политических циклов. Мы полагаем, что продолжение устойчивого социально-экономического развития страны в дальнейшем откроет дополнительные возможности для успешного продвижения к полноценной политической демократии. При темпах экономического роста 4-5% в год (а при отсутствии политических потрясений и продолжении реформ эти темпы вполне достижимы) Россия уже через 10 лет достигнет уровня социально-экономического развития, при котором политические тупики сегодняшнего дня (типа отсутствия альтернативных политических лидеров и условий для политической конкуренции) перестанут быть актуальными. Российское общество и общественные институты, хотя и не всегда последовательно, движутся к постиндустриальному обществу, основу стабильной демократии в котором составляет массовый средний класс. В частности, этот класс значительно менее, чем современное российское общество, склонен к перераспределительному популизму, снижающему устойчивость демократических институтов и их способность обеспечивать экономическое развитие. Появление массового среднего класса закрепляет новые стандарты политической свободы, которые ни одно правительство уже не сможет игнорировать. В новой общественной среде естественным образом будут возникать новые лидеры, которые легко смогут приходить в политику. Доклад состоит из трех разделов. В первом разделе анализируются социологические данные, свидетельствующие о начале переломных изменений в политическом сознании населения. Во второй части рассматриваются возможные механизмы развития политического кризиса под влиянием изменений в политических настроениях. В третьей части предлагаются различные сценарии адаптации политической системы к происходящим переменам, направленные на «перезагрузку доверия» к власти и создание условий для устойчивого развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Авторы доклада выражают искреннюю признательность за глубокие и интересные идеи, за комментарии (в том числе критические) и предложения, высказанные в ходе обсуждения предварительной версии настоящего доклада, С.В.Алексашенко, Д.В.Бадовскому, Л.М.Гозману, С.Грину, А.Б.Идрисову, М.А.Липман, Б.И.Макаренко, А.А.Нечаеву, Г.О.Павловскому, Н.В.Петрову, М.В.Прядильникову, К.Ю.Рогову, Д.Трейсману, Многие из высказанных предложений, замечаний и идей получили отражение в итоговом тексте доклада. ЧАСТЬ 1. ПЕРЕЛОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СВЕТЕ СОЦИОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ 1.1. Динамика рейтингов доверия ФОМ регулярно публикует рейтинги доверия к первым лицам государства: президенту Д.Медведеву и премьер-министру В.Путину. Отметим, что рейтинг доверия и электоральный рейтинг – это не одно и то же (необходимые пояснения по этому поводу даются ниже). Рейтинг доверия – это рейтинг, основывающийся на вопросе типа: «Доверяете ли Вы такому-то лицу?». Ответы на него сгруппированы в пятичленную шкалу:
Сумма ответов на первые две позиции шкалы образует рейтинг доверия (позитивный рейтинг), а на последние две – рейтинг недоверия (негативный рейтинг). В таблице 1 показана динамика рейтингов доверия к первым лицам государства и ведущим политическим партиям с мая 2009 по март 2011 гг. В отношении политических партий приведены электоральные рейтинги, поскольку рейтинги доверия к ним ФОМ не замеряет. Из таблицы следует, что все позитивные рейтинги имеют тенденцию к снижению, а негативные – к росту. Особенно явно эта тенденция проявила себя в феврале-марте 2011 г. (в таблице это не показано, но соответствующие данные имеются на сайте ФОМа). Динамика рейтингов практически одинакова и для президента, и для премьер-министра, и для «Единой России». Это означает, что наметившаяся тенденция касается не того или иного конкретного лица, а политической системы в целом, что свидетельствует о процессе ее делегитимизации. О беспрецедентном падении рейтингов доверия к Д.Медведеву и В.Путину свидетельствует также мартовский опрос Левада-центра (см. http://www.levada.ru/press/2011032401.html). Таблица 1. Динамика рейтингов доверия к первым лицам государства и ведущим политическим партиям (ФОМ)
Тенденция к делегитимизаци сегодняшней российской власти проявила себя не только в снижении рейтингов, но и в результатах голосования на региональных и муниципальных выборах 13 марта 2011 г., в ходе которых, невзирая на использование административного ресурса, «Единая Россия» получила небывало низкие результаты. 1.2. Динамика электоральных рейтингов Ситуация с электоральными рейтингами к первым лицам государства более сложна и требует пояснений. 1.2.1. Что такое электоральный рейтинг В основе электоральных рейтингов лежит вопрос: «За кого проголосуете на ближайших выборах?». Электоральные рейтинги бывают безальтернативные и альтернативные. Безальтернативные рейтинги измеряются с помощью вопроса типа: «Предположим, что Д.Медведев выдвинет свою кандидатуру на следующий президентский срок. Вы проголосуете за него или нет?». Величина таких рейтингов близка (но не тождественна) к величине рейтингов доверия, публикуемых ФОМом. Альтернативный рейтинг предполагает выбор, заложенный в формулировку вопроса, например: «За кого Вы проголосуете: Д.Медведева, В.Путина, за кого-то третьего или ни за кого?» С момента избрания Д.Медведева президентом России ведущие социологические службы публиковали только рейтинги доверия к первым лицам государства, но не публиковали альтернативные электоральные рейтинги, хотя замеры такого рода должны были осуществлять регулярно. Причины такого положения будут объяснены ниже. 1.2.2. О российских социологических центрах В России политическими опросами на регулярной основе занимаются три организации: ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ. Пока В.Путин был президентом, ВЦИОМ и ФОМ были «кремлевскими» социологическими центрами, а Левада-центр - оппозиционным. С приходом Д.Медведева ВЦИОМ и ФОМ стали «промедведевскими» по должности, а Левада-центр - по убеждениям и/или в соответствии с идеологией заказчиков. Правда, в последнее время появилось нечто новое: поскольку их руководителям неизвестно, кто станет следующим президентом России, «кремлевские» службы стали вести себя осторожнее. Так или иначе, в настоящее время можно говорить о том, что среди социологических организаций сложился пул, связанный общими интересами. Как следствие, эти организации засекречивают ключевую социологическую информацию, в первую очередь, об альтернативных электоральных рейтингах доверия к первым лицам государства. В августе-сентябре 2010 г. в СМИ появились сообщения, что электоральные рейтинги доверия к первым лицам государства практически сравнялись. При этом нигде не было объяснено, идет ли речь о безальтернативных или альтернативных рейтингах. Но если в первом случае такое сближение выглядело возможным, то во втором, по всем имеющимся в доступности данным, оно выглядит нереальным. В альтернативных электоральных рейтингах В.Путин уверенно лидирует. Тезис о превосходстве альтернативного электорального рейтинга В.Путина подтверждается, в частности, данными многих локальных социологических опросов, проводившихся как ЦСР, так и другими организациями. Существуют и другие подтверждения этого тезиса, которые, при необходимости, могут быть представлены. 1.2.3. Результаты количественных опросов ЦСР На протяжении 2010–2011 гг. ЦСР проводил ряд социологических исследований, включавших в себя политическую составляющую. Главные результаты состоят в следующем. Во всех опросах рейтинг Д.Медведева был в 1,5–2 раза ниже рейтинга В.Путина. Такие же результаты получали и другие исследователи, работавшие в различных регионах России в тот же период. Согласно опросам, набирает силу тенденция роста рейтинга «Проголосую за кого-то третьего, не за Д.Медведева или В.Путина». Данная тенденция особенно выражена у мужчин. Политическое значение этого индикатора будет объяснено ниже. В возрастных группах наименьший рейтинг Д.Медведева наблюдается в старшей трудоспособной группе (35–54 лет). Эта возрастная группа выглядит наиболее «озлобленной». За Путина эта группа также голосует мало, а в основном переходит в категорию не голосующих. Возможная причина «озлобленности» этой возрастной группы состоит в том, что на нее ложится основная нагрузка по воспитанию детей и помощи престарелым родителям (на фоне ухудшающихся возможностей трудоустройства и снижающегося потенциала здоровья). Эта гипотеза нуждается в проверке. Москва отличается от других российских городов тем, что доля не голосующего электората в ней вдвое выше, чем в других регионах (52% против 26%). Вместе с тем, именно москвичи де-факто формируют информационное пространство России (СМИ и интернет). Политический ресурс московского среднего класса состоит не в голосовании, а в генерировании информационных потоков (в настоящее время неблагоприятных для власти). Для иллюстрации сказанного будут представлены результаты двух последних по времени опросов, проведенных ЦСР: 1. Опрос населения в марте 2011 г. Города: Москва, Владимир, Краснодар, Самара, Красноярск. Объем выборки - 600 чел. 2. Опрос в феврале 2011 г. Город Новокузнецк. Респонденты – работники угольной, металлургической и химической промышленности. Объем выборки - 600 чел. |
Сергей Георгиевич Кара Мурза, Александр Александрович Александров,... Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | Сергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров... Первый заместитель Председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь | ||
Сергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров... Основания для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы, дата утверждения программы (реквизиты... | Конкурс «Будущее экономики-2011» Технологические факторы экономического... | ||
Тематика рефератов по политологии Заинтересованные группы как субъект политики: классификация, механизмы влияния на политический процесс | Возможные темы исследовательских и реферативных работ для школьников Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных ситуациях | ||
Конспект урока по истории Отечества в 9 классе по теме Политический... Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших конвертов на открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора | Сергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Батчиков Неолиберальная реформа в России Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист) | ||
Крупнейшие города в территориально-хозяйственной системе юга россии:... | Проект В россии такое направление пока не получило своего развития и поэтому нет даже адекватного перевода данного термина (возможные переводы... | ||
Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления Диссертационная работа выполнена на кафедре международных экономических отношений Федерального государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продюсеры: Александр войтинский, Михаил врубель, Александр андрющенко, Сергей светлаков | ||
Модуль 1 проявления экономического кризиса в россии и его влияние... Шний фактор, влияющий на развитие России сейчас и во всем обозримом будущем – глобальный экономический кризис, а точнее – депрессия,... | Конспект урока в 10 классе «Экономика и политический строй в канун... России на рубеже XVII xviii веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость... | ||
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова Кризис идентичности, в том числе этнический кризис самоидентификации, является следствием изменения соотношения этих двух составляющих.... | Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным... Основные понятия: международные отношения, внешняя политика, дипломатия, мировой политический процесс. Особенности внешней политики... |