Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова





Скачать 83.03 Kb.
НазваниеДискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова
Дата публикации10.01.2015
Размер83.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса

Республики Молдова1

Сайненко А.П., доктор филологических наук,

Бэлцкий государственный университет им. Алеку Руссо, Р. Молдова
1. Термин этническая самоидентификация отражает в своей структуре связь между идентификацией и осознанием принадлежности к определённой группе. Идентификация основана, с одной стороны, на дифференциацию, посредством противопоставления «мы / они», которая предполагает осознание различий между своей и другой группой. С другой стороны, идентификация предполагает осознание сходств внутри группы, основываясь на дискурсе идентичности «о нас». Посредством этих дискурсов воспринимаются и поддерживаются идентичности и контр-идентичности. Кризис идентичности, в том числе этнический кризис самоидентификации, является следствием изменения соотношения этих двух составляющих. Этнический кризис предполагает так же переоценку компонентов определяющих этнос как таковой.

На поверхностном уровне кризис проявляется в существование двух и более дискурсов идентичности относительно одного и того же этноса.

2. Согласно последней переписи населения2, мажоритарный этнос Республики Молдова представляет 78% от общего числа 3 383 332 человек. При этом разные представители этого этноса определяют себя по-разному: молдаванами самоидентифицировали 99,72% представителей, а румынами - 0,28%. В то же время, как отмечает Э. Драгнев, «независимо от используемого при самоидентификации наименования (молдаванин или румын), или при обозначении родного языка (молдавский или румынский), в пределах Республики, ни те, ни другие не считают, что принадлежат к различным этносам и, тем более, что говорят на разных языках». Так же, «довольно распространенно наличие так называемой ситуативной самоидентификации, при которой один и тот же человек определяет свой этнос различными наименованиями, либо не придавая этому принципиального значения (коль речь идет об одной сущности определяемой различными понятиями, нет принципиальной разницы которое из этих понятий используется), либо конъюнктурно ориентируясь, используя более благоприятный для себя ответ на заданный ему вопрос об этнической принадлежности (в смысле оправдания ожиданий и получении соответствующего расположения со стороны задающего вопрос)»3. Отметим так же, что статистические данные последующих опросов общественного мнения указывают на явную тенденцию самоидентификации: в 2005 году 95% представителей мажоритарного этноса считали себя молдаванами и 5% румынами4, а в 2007 уже 43,3% представителей самоидетнифицировали себя румынами, и 56,7% - молдаванами5.

На данный момент, можно говорить о существование двух дискурсов идентичности по отношению к мажоритарному этносу: румынский дискурс идентичности, основанный на общности этногенеза, истории, культуры и языка мажоритарного этноса Румынии и Республики Молдова и молдавский дискурс идентичности, основанный на различиях между молдаванами и румынами (сторонники этого дискурса, не касаясь проблемы этногенеза и этничности, используют термин «народы Республики Молдова»).

3. Этногенез и история6. Исторически, территории современной Молдовы принадлежат Карпато-Дунайско-Черноморскому ареалу. В III тысячелетии до нашей эры обширное пространство (от Балтийского моря до земель южнее Балканских гор) населялось фракийскими племенами индоевропейского происхождения, которые, вследствие смешивания с местными племенами, разделились на разные ветви. Одна из самых развитых ветвей северных фракийцев состояло из гето-даков, которые создали свою цивилизацию в Карпато-Дунайско-Черноморском ареале. После трёх ожесточённых дако-римских воин, император Траян покорил Дакию и превратил её в римскую провинцию (106 в.).

Главный процесс переходного периода от античности к средневековью (V-VIII века) для Карпато-Дунайско-Черноморского пространства характеризуется этногенезом румын. Синтез романской и дакской культуры завершился рождением проторумынского этноса (VI в.). Румынский народ сформировался из трёх элементов: субстрат (гето-даки), страт (римляне), адстрат (кочевые племена). Одновременно с этногенезом произошло и формирование румынского языка.

Средневековые румынские государства – воеводство Трансильвания (в регионе Карпатской дуги), Цара Ромыняскэ (Мунтения или Влахия – между меридиональными Карпатами и Дунаем) и Цара Молдовей (между Восточными Карпатами и Южным Бугом) образовались путём объединения ранних территориально-политических формирований. Этот процесс сопровождался появлением политических названий – мунтень, трансильвань и молдовень – которые по этническому составу составляют единый румынский народ.

В начале XVI в. воеводство Трансильвании было включено в состав Венгерской Империи, а с XVII тут устанавливается австрийское господство. В XV-XVI веках Османская Империя укрепляет свои позиции в Европе. Молдова и Мунтения сохраняет свою государственность при турецком «сюзеренитете». Обострение австро-турецко-российского соперничества за влияние в юго-восточной Европе в XVII имело пагубные последствия для румынских княжеств. Османская Порта, вопреки обязательствам по статусу «сюзерена» защитить территориальную целостность Молдовы и Мунтении, допустила аннексию значительных румынских территорий: Австрийская империя оккупировала в 1718 году Банат, а в 1775 году Буковину (Север Молдовы); Царская империя аннексировала в 1791 году территории между Днестром и Южным Бугом (Приднестровье), а в 1812 году территории между Прутом и Днестром (Бессарабию). В 1828 году автономия Бессарабии была аннулирована и превращена в обычную русскую губернию. После поражения в Крымской войне (1856 г.) Царская империя вернула Молдове три южных уезда Бессарабии, но в 1878 году аннексировала их снова.

В XIX веке на фоне буржуазных европейских революций, у румынского народа усилилось национальное самосознание в борьбе за национальное объединение. Избрав на престол единого господаря – Александру Иоан Куза – Молдова и Мунтения объединились, создав единое государство – Румынию, не смотря на то, что некоторые румынские территории оставались за её пределами. Даже после отчуждения Трансильвании, Баната, Буковины и Бессарабии, население продолжало составлять единую этнокультурную общность, что и послужило главным фактором Великого Объединения 1918 года. Именно в 1918 году, в условиях распада Габсбургской и Царской империй, представительные собрания Бессарабии, Буковины и Трансильвании проголосовали за объединение с Румынией, завершая процесс созидания единого национального государства.

В Приднестровье установилась Советская власть, а в 1924 на этой территории, с целью создания плацдарма на Балканы, здесь была создана государственная структура в составе Советской Украины – Молдавская Автономная ССР. В 1940 СССР, реализовывая секретный советско-германский пакт, аннексировал Бессарабию, Север Буковины и уезд Херца. Состоялось не только расчленение Румынии, но и самой Бессарабии: северный уезд Хотин, южные уезды Четатя Албэ (Белгород-Днестровск) и Измаил были включены в состав Украины. Из оставшихся территорий Бессарабии и части МАССР была создана МССР. Первые годы советской власти на территории Бессарабии принесли голод, депортации интеллектуалов и зажиточных крестьян. Румынский язык был заменён на русский в государственных структурах, а в образовательной системе на «молдавский» на основе кириллицы. Благодаря процессу быстрого развития системы образования и развития средств масс-медиа, «создание молдавского гражданина» стало местной политикой, которая использовала самые разные инструменты. История переписывалась и адаптировалось под новую политику.

В условиях кризиса советского режима в конце 90 годов, в МССР усилились национальные движения, которые привели к тому, что 23 июня 1990 года Республика Молдова провозгласила суверенитет, а 27 августа 1991 года – независимость. В республике начался долгий и сложный процесс культурного и политического возрождения, реабилитации духовных и моральных ценностей.

2. Язык и социолингвистическая ситуация. Республика Молдова представляет своего рода уникальную ситуацию в восточной Европе, так как на этой территории, в разных исторических периодах, а в особенности в период господства Царской Империи и установления советского режима, поселились и живут представители разных этносов и народов. Полиэтничность и полиязычность общества распространенный феномен в современном мире, но ситуация в этой территории усложнилась языковой и национальной политикой отчуждения по отношению к мажоритарному этносу.

Мажоритарный этнос Молдовы, оказался, как и народы других советских республик этого периода, миноритарным этносом в СССР, будучи вынужденным выучить русский язык, который являлся неофициальным языком СССР и языком межнационального общения. Билингвизм и политика национального отчуждения привёл к комплексам национальной и этнической неполноценности, которые имели тяжёлые последствия для их социальной и культурной жизни.

По мнению Раймунда Пиотровского, непрерывный рост политического, экономического и культурного престижа русского языка привело к ситуации, когда в большинстве национальных языков система языковых стилей оказалась неполной к началу 90-ых годов7. Результаты нарушения синергетического механизма языка сказались не только на архитектонику языка, но и на его структуру, на виртуальную технику языка на уровне нормы и системы: „Можно заметить бедность лексических ресурсов и попытка их компенсирования за счет лексики русского языка, а так же опрощение синтаксической структуры и нарушения некоторых грамматических отношений”8. Таким образом к диалектальным особенностям румынского языка в Р. Молдова добавилось «большое количество русизмов: слов и целых синтагм”, „структурных кальк и разных деформаций”9. Не смотря на это нельзя говорить о появление новой культуры, чисто молдавской, о новом литературном языке, отдельного и отличающегося от литературного языка Румынии на территории Р. Молдова: язык «на котором говорят сегодня … в Республике Молдова, во всех официальных сферах употребления, не отражает специфику молдавского поддиалекта румынского языка”10.

С научной точки зрения доказано, что язык мажоритарного этноса Республики Молдова – это румынский язык11. Термин молдавский используется в словосочетании молдавский диалект по отношению к территориальной дифференциации румынского языка (diatopic difference). С исторической точки зрения, румынский язык, состоит из четырёх диалектов: дако-румынский, арумынский (македоно-румынский), менглено-румынский, истро-румынский. Вместе эти диалекты рассматриваются как диалекты проторумынского, или как этнические языки, обособившиеся от дако-румынского начиная с 10 в. Их носители, живущие издавна к югу от Дуная на территории Македонии, Греции, Албании, Болгарии и Югославии, используют свой романский диалект в кругу неофициального общения и в фольклоре. Дако-румынский язык (или румынский язык) имеет четыре поддиалекта: мунтенский, молдавский, банатский, кришанский и марамурешанский, на которых говорят в разных провинциях Румынии, откуда происходит и название диалектов.

В официальных документах Республики Молдова румынский язык называется по разному: 13 статья конституции содержит глотоним «молдавский язык», а Декларация о независимости – глотоним «румынский язык». Однако, с момента присвоения статуса государственного языка, несмотря на то, что в Конституции Р. Молдова язык мажоритарного этноса называется молдавским языком, данное название функционирует только на уровне конституции. В образовании в целом же язык называется румынским. Румынский язык и литература - это название учебной дисциплины на всех уровнях образования, будь то гимназия, лицей или университет; это название специальности по которой обучаются студенты в ВУЗах Молдовы и по которой защищаются кандидатские и докторские работы.

Аспектом манипуляции остаётся, к сожалению, название языка и мажоритарного этноса этой страны.



1 Языковая политика и миграция: проблемы, реализация, перспективы. Материалы III международной научно-практической конференции, Часть 2, Тюмень, 2010, стр. 66-69.

2 http://www.statistica.md/pageview.php?l=ro&idc=295&

3 Драгнев Э. Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: основные стратегии культурной политики в Республике Молдова // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы Международной конференции, Москва, 2007, стр. 104.

4 См. результаты барометра межэтнических отношений http://www.ipp.md/libview.php?l=ro&id=461&idc=156

5 Moldovanu Gh. Politică şi planificare lingvistică: abordare teoretică şi aplicativă (în baza materialului din Republica Moldova şi din alte state) // http://www.cnaa.md/thesis/12247/

6 См. Nistor I. Istoria Basarabiei, Chişinău, 1991.

7 Piotrowski R. O limbă cu două denumiri? // Limba Română, 2003, nr.6-10.

8 Piotrowski R. O limbă cu două denumiri? // Limba Română, 2003, nr.6-10.

9 Berejan S. Unitatea limbii române – funcţionarea ei în Republica Moldova, în „Limba română” (Chişinău), 2003, nr. 6-10, стр. 112.

10 Berejan S. Graiul din republica Moldova şi limba literară comună // Dacoromânia. Serie nouă, III-IV, Cluj-Napoca, 1998-1999, стр. 108.

11 Cмотрите в частности: Berejan S. Ce semnifică determinativul moldovenesc în lingvistică // Omagiu academicianului Nicolae Corlăteanu, Chişinău, 1995; Raportul Secţiei II a Comisiei interdepartamentale cu privire la statutul lingvistic şi social al limbii moldoveneşti // Limba şi literatura moldovenească, 1989, nr.2; Limba română este patria mea. Studii. Comunicări. Documente, Chişinău, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconЗакон республики молдова о гражданстве республики молдова
Гражданство Республики Молдова определяет постоянные политико-правовые отношения между физическим лицом и государством Республика...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconПостановление об утверждении Положения о мобильных группах Таможенной службы
Во исполнение части (2) статьи 189/1 Таможенного кодекса Республики Молдова n 1149-xiv от 20 июля 2000 г. (Официальный монитор Республики...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconДоклад директора нтц «Интернавигация»
Минске состоялось заседание Межгосударственного совета «Радионавигация». Присутствовали полномочные представители Республики Беларусь,...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconР еспублика Молдова Общая информация
Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г. – день провозглашения государственной независимости (узаконена после...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconПроцесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе:...
К группе и то по каким критерием группа проводит дихотомию «мы-они», выделяет своих членов, также меняется. В современном мире помимо...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconРеспублики молдова
Роль оценивания и анализа результатов обучения в современной системе образования
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconКб «Молдова-Агроиндбанк» sa г. Кишинев, Республика Молдова Новости экономики Молдовы
Год стал рекордным для молдовы в области инвестиций а евросоюз основным торговым партнером
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconСегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская...
Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская сср советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи),...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconКалендарь культурно-массовых мероприятий в 2013 2014 учебном году
Первый урок посвящён теме: «Культура Республики Молдова за 22 года независимости»
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова icon19 мая 2009 г. /Иа «Новости-Молдова»
Молдова разработало законопроект о Социальном доме строителей. Разработка проекта обусловлена необходимость социальной защиты и защиты...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconСпорта Республики Молдова Педагогический Колледж имени Алексея Матеевича,...
Ключевая цель: сформировать у учащихся понятия «традиции» и «обычаи», помогая интегрироваться в
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconПсихология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие
Психология и педагогика этноса: Учебно-методическое пособие / Р. И. Зинурова; Казан гос технол ун-т. Казань, 2005. – 104с
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconРеспублики Молдова Главное управление воспитания, науки, молодежи...
Обоснование работы с компьютером, как основной формы работы на уроках истории. Стр. 2 – 25
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так же на территории базы отдыха Молдова находится поле для футбола, баскетбола, волейбола, тенниса и другие спортивные площадки....
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconЗакон Республики Молдова
Настоящий закон определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает...
Дискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова iconРабочая программа по чувашскому языку в 6а, 6б классах на 2012-2013 учебный год
Чувашской Республики, осуществление которой возможно лишь в условиях существования государственности чувашского этноса. Изучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск