Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: "покупка" и конструирование идентичностей





Скачать 81.66 Kb.
НазваниеПроцесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: "покупка" и конструирование идентичностей
Дата публикации27.11.2014
Размер81.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Мясникова В.Л., Мясникова М.Л. (Ангарск)

Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: "покупка" и конструирование идентичностей

В меняющемся обществе, где существование старых идентичностей уходит на второй план, процесс определения индивидом своей принадлежности к группе и то по каким критерием группа проводит дихотомию «мы-они», выделяет своих членов, также меняется. В современном мире помимо традиционных появляются новые способы идентификации и самоидентификации. Рассмотрим два наиболее значительных способа самоидентификации и идентификации современности.

Идентичность можно «купить», приобрести через потребление. По мнению С. А. Ильиных «в обществе потребления идентичность базируется на такой потребности, как потребность принадлежности и признания. Эта потребность, выделенная А. Маслоу как социальная, присуща каждому человеку. Ее особенность в обществе потребления состоит в том, что потребность в принадлежности сосредоточивается в плоскости принадлежности к определенному «потребительскому» слою, страте потребителей и признании представителями именно этой страты»[8].

При этом потребляются не определенные товары, а «стиль жизни», принадлежность к определенной группе, статус. Люди стремятся приобретать не материальные вещи, а некий симулякр. Человек потребляет определенный набор товаров не потому, что принадлежит к определенному классу или страте, а принадлежит к классу или страте потому, что потребляет некие товары. Как пишет С. А. Ильиных «потребление начинает играть преобладающую роль в социальных отношениях, что приводит к изменению этих отношений»[8], выходит за рамки экономики, становясь больше социокультурным явлением.

Некоторые исследователи даже определяют потребление как основной фактор социальной мобильности. Так, А. В. Баранова в статье «Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения» выделяет помимо потребления как способа демонстрации социальной мобильности потребление, существующее в качестве социального лифта, «когда человек применяет определенные потребительские практики, принятые в какой либо статусной группе, чтобы быть идентифицированным с ней. Это возможно потому, что потребление — особого рода деятельность, процесс взаимодействия с другими людьми (обмен информацией, соревнование, объединение в группы), образ жизни и мыслей»[1].

Группа начинает выделяет своих членов как потребителей определенного набора товаров, марок, брендов, имиджей, идентификация осуществляется через потребление.

Ты – то, что ты потребляешь.

Идентичность также можно сконструировать, что и происходит в настоящий момент в киберпространстве. В виртуальной реальности процесс идентификации происходит через создание текстов и образов, человек постоянно играет смыслами и ролями.

В то же время Д. Донат подчеркивает двусмысленность идентификации в Сети: «в физическом мире существует врожденное единство с самим собой, поскольку тело обеспечивает необходимую и приемлемую идентификацию. Нормой является: одно тело – одна личность. <…> В виртуальном мире все иначе. Все базируется на словах, а не на фактах» [20]. Подобная сенсорная редуцированность описывается через топик «псевдоустной» формы коммуникации. Противопоставление письменного и устного вообще характерно для большинства исследователей виртуальной среды. Так, например, А.А. Петрова, анализирующая дисциплинарный дискурс социологии Интернета, описывает особенности коммуникации в киберпространстве как оппозицию письменного и устного. Проблема изучения коммуникации и конструирования идентичности в сетевом сообществе выходит на первый план.

Конструирование сетевой идентичности зависит от языка и, в не меньшей степени, от поля дискурса, в которое входит индивидуум. Один и тот же человек может создать несколько отличающихся «виртуалов» [виртуальных сконструированных «личностей» - прим. авторов], в зависимости от того сетевого сообщества, в которое он входит. В то же время язык сетевого сообщества, общение в Рунете приобретает некоторые общие закономерности.

По мнению В. Нестерова, сетевое общение имеет свою специфику. Общение в виртуальной среде «…крайне обеднено: отсутствие телесности приводит к тому, что возможности презентации себя у человека в Сети крайне ограничены, человек может быть представлен только через текст. Естественно, при столь бедных средствах человек исчерпывается гораздо быстрее. С этим же связана и концентрированность процессов межличностного взаимодействия во времени» [14].

С другой стороны, нельзя отрицать появление в киберпространстве символики, призванной преодолеть «недостаток» эмоциональных реакции. Культура смайликов распространена как в Сети, так и в некоторых других формах коммуникации (например, СМС). Использование принятой в киберсреде символики дает возможность выразить эмоциональную составляющую, смягчить реакцию на высказывание. Замечено, что в некоторых случаях отказ от смайликов приводит к непониманию и конфликту между акторами, невозможности распознать шутку или «грустное» сообщение.

Помимо «сенсорной редуцированности» исследователи выделяют еще одну особенность виртуальной среды – ее нелинейную организацию, т.е. «гипертекстовость». «Гипертекст — основная форма «организации» виртуального пространства — описывается как децентрирование, подобие «ризомы» Делеза, «революции», как нечто, дающее неограниченную власть манипулировать символами, текстами и образами. Визуальные образы и звуки компьютерных приложений становятся элементами топик, так как пишущие интегрируют их в общую структуру дискурса и могут соотнести образы разных топиков» [16]. По словам Л. Ю. Иванова «принципиальное отличие современного гипертекста от интертекстов досетевой эпохи состоит в том, что указанная совокупность референтных текстов находится в зоне непосредственной досягаемости реципиента» [7]. Также данный исследователь считает, что еще одним семантическим процессом в сетевых языках можно назвать ««нанизывание смыслов», добавление их по нити, так называемому тренду, в дискуссионных группах, организованных вокруг отдельных микротем» [7].

Трансформация текста в виртуальной среде, встраивание текстов в общий дискурс, манипуляция событиями и символами характерна для киберпространства. Текст постоянно изменяется, дискурс бесконечно «достаивается». «Для современного человека компьютер становится орудием для производства и переработки образов, которые он может разместить в виртуальной сетевой среде при помощи специальных программ» [17]. Интернет становится средством создания виртуальной среды, целью создания которой выступает ее существование, индивиду важна причастность, погруженность в нее [виртуальную среду – прим. авторов]. Индивид беспрерывно занимается продуцированием новых смыслов и изменением уже существующих.

Сам образ индивида в виртуальной среде воссоздается через текст. «В виртуальном дискурсе языковая личность освобождается от сложившихся в реальной жизни социальных стереотипов и психологических комплексов путём формирования виртуального образа. Существует также мнение о том, что «по мере углубления в Интернет-пространство в отношениях между людьми будет происходить замена личностей их образами»» [19]. Воссоздается все, начиная от пола и имени (ника) [часто у пользователя сразу несколько ников – прим. автора], кончая жизненной историей. Даже Аноним, безликий пользователь Сети – тоже определенный собирательный образ, принадлежащий к «культуре анонимности», распространенной в Сети.

Сконструированный образ постоянно дополняется и «переписывается» - возможность интерпретации и реинтерпретации изначально закладывается автором и трансформатором текста. Первичная реальность, первоначальный текст изменяются, превращаясь в симулякр. Но если симулякры, воссоздаваемые другими СМИ, манипулируют человеком извне, то симулякры сетевого пространства создаются самими пользователями и даже замещают «реальную» личность.

Идентичность можно «приобрести» одновременно несколькими способами. Так, в теории глэм-капитализма процесс идентификации происходит двояко: он и конструируется и одновременно покупается. В глэм-капитализме идентичность создается профессионалами - брэнд-менеджерами, имиджмэйкерами, пиарщиками. Большая же часть индивидов [включая самих «конструкторов» - прим. авторов] приобретает созданные первыми образы и идентичности.

Глэм-капитализм следует определить как новую версию капитализма, рациональностью которого является глэм, или гламур. Как считает создатель теории Д. В. Иванов, глэм-капитализм возник в процессе виртуализации общества. Социальные институты же превращаются в виртуальную реальностью тогда, когда образы начинают преобладать там, где предполагается создание реальных вещей и совершение реальных действий институциональными нормами.

Глэм-образы – броские и упрощенные – навязываются извне, гламур превращается в логику системы, продуцируя новые неравенства и конфликты. При этом в глэм-капитализме очень четко выделяется традиционное для определения идентичности разделение «мы-они». Одновременно возможность идентификации несколько сужается: можно выбрать лишь принадлежность к глэм-культуре или исключение из нее.

В заключение следует сказать, что, разумеется, новые способы идентификации не замещают старые, а прежние идентичности существуют наравне с новыми. Но хотя продолжают существовать национальная и классовая идентичности, проблема идентификации и самоидентификации в бесконечно меняющемся мире является актуальной для многих индивидов, особенно молодежи. То, через какие новые механизмы определяется идентичность и как современный человек решает проблему социальной принадлежности, становится важным.

Список литературы

1. Баранова, А.В. Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения/ А.В. Баранова // Журнал социологии и социальной антропологии. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-Принт». – 2011. - № 58. - С. 79-89.

2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

3. Бондаренко, С. В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberpsy.ru/2011/05/bondarenko-s-v-socialnaya-sistema-kiberprostranstva-kak-novaya-socialnaya-obshhnost/, свободный. – Загл. с экрана.

4. Быков, И.А. «Электронная демократия» vs «электронное правительство»: концептуальное противостояние? /И. А. Быков // Политэкс: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 3. – СПб, 2005. - С. 69-79.

5. Гуторов, В. А. Концепция гиперпространства и перспективы современной демократии // Интернет и современное общество: Тезисы докладов всероссийск. научно-методической конференции. СПб., 8-11 декабря 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.infosoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

6. Иванов, Д. В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI веке/ Д. В. Иванов// Журнал социологии и социальной антропологии. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-Принт». – 2011. - № 58. - С. 9-29.

7. Иванов, Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/751186/, свободный. – Загл. с экрана.

8. Ильиных, С.А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии/ С. А. Ильиных// Журнал социологии и социальной антропологии. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-Принт». – 2011. - № 58. - С. 29-41.

9. Кастельс, М. Галактика Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/kastels_galaktika/, свободный. – Загл. с экрана.

10. Кремлева, С. О. Сетевые сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.follow.ru/article/116, свободный. – Загл. с экрана.

11. Куликов, Д. В. Феномен сетевого сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_35/cd_site/articles/art_2_1.htm, свободный. – Загл. с экрана.

12. Луман, Н. Реальность массмедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socioline.ru/book/n-luman-realnost-massmedia, свободный. – Загл. с экрана.

13. Наумов, С. Сетевое сообщество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stanislavnaumov.ru/ch2/p7, свободный. – Загл. с экрана.

14. Нестеров, В. К вопросу о динамике сетевых сообществ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/nesterov_at_question/, свободный. – Загл. с экрана.

15. Петрова, А. А. Дисциплинарный дискурс социологии Интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/images/referat/a1794.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

16. Петрова, Н. Виртуальная коммуникация в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/psvch/internet/index.htm, свободный - дата захода: 15.01.12.

17. Помпеев, А. Ю. Особенности письменной культуры в виртуальной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://discollection.ru/article/20062007_pompeev_aleksandr_jur_evich_71767, свободный. – Загл. с экрана.

18. Рейнгольд, Г. Виртуальное сообщество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rheingold.com/vc/book/, свободный. – Загл. с экрана.

19. Соков, А. Языковая личность в условиях виртуального дискурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alexsokov.livejournal.com/5769.html, свободный. – Загл. с экрана.

20. Что такое троллинг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1468/ , свободный. – Загл. с экрана.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твенный означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо. Процесс идентификации это процесс самоотождествления...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconВопросы к экзамену по дисциплине «Криминалистика»
Основные положения теории идентификации. Значение теории идентификации в раскрытии преступлений
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconДискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова
Кризис идентичности, в том числе этнический кризис самоидентификации, является следствием изменения соотношения этих двух составляющих....
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПояснительная записка Проблема воспитания толерантности и нравственной...
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconОтчет о выполнении научно-исследовательской, опытно-конструкторской...
«Разработка механизмов однозначной идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости, хранящихся в различных информационных...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Покупка спортивного клуба выгодное приобретение по совокупности следующих показателей
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconМетодика интегрированного урока Процесс подготовки и проведения интегрированного...
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПрограмма по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи:...
Мастер – класс по теме: «Развитие творческого потенциала младших школьников через введение в курс предметов «математика и конструирование»...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПрограмма по внеурочной деятельности учащихся «Математика и конструирование»
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПрограмма дисциплины «Конструирование программного обеспечения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 231000....
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПравила безопасности на уроках обслуживающего труда. Подбор игл и...
Временно соединить две стороны бретели, боковые срезы юбки, плечевые и боковые срезы платья
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Пралеска» предусматривает гармоничное разностороннее развитие детей в активных видах деятельности. Одним из таких видов...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconОтчет работы ро за 2013 год Участие в конференциях, круглых столах, семинарах и т д
Межвузовская конференция студентов и аспирантов «Гуманитарное знание в изменяющемся мире»
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconМетодические рекомендации для преподавателей Воронеж 2007 Составитель
Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной...
Процесс идентификации и самоидентификации в изменяющемся обществе: \"покупка\" и конструирование идентичностей iconРабочая программа по учебной дисциплине Конструирование цифровых...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Конструирование цифровых процессоров в среде Simulink» студентам очной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск