Скачать 200.11 Kb.
|
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Конструирование программного обеспечения» для направления 231000.62 – Программная инженерия подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины « Конструирование программного обеспечения» для направления 231000.62 – Программная инженерия подготовки бакалавра Автор программы: доцент Шишкин М.В. Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2013г. Зав. кафедрой Н.И.Кащеев Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2013г. Председатель В.А. Калягин Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г. Председатель В.М. Бухаров Нижний Новгород, 2013 г. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 231000.62 «Программная инженерия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Конструирование программного обеспечения». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 231000.62 «Программная инженерия», утвержденным в 2013г. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения данной дисциплины являются ознакомление студентов с прогрессивными моделями, методологиями и технологиями реализации программных систем и механизмами их применения в программных продуктах, а также обучение студентов применению современных интегрированных инструментальных сред, предназначенных для практической реализации программных систем в командном режиме Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен знать: -базовые принципы реализации и функционирования программных систем; - исходный и промежуточный код, схемы работы компилятора и интерпретатора, а также моделей жизненного цикла (каскадная, инкрементальная, объектно-ориентированная и др.), применяемых при реализации программных систем; - комплекс технологических возможностей, применяемых для реализации и тестирования программных систем (виртуальная машина, рефлексия, отладчик, библиотеки классов; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла, обеспечивающего подготовку бакалавра. Дисциплина опирается на следующие дисциплины «Дискретная математика», «Программирование». Курс играет важную роль в развитии понимания будущими специалистами низкоуровневого программирования и функционирования компьютерной системы. Основные положения данной дисциплины должны быть использованы при изучении дисциплины «Разработка программного обеспечения». Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль: во втором и четвертом модуле, предусматривает контрольную работу в виде теста на компьютере. В 3 модуле предусматривает написание реферата на заранее выбранную и одобренную преподавателем тему. Кроме того в 1-м и 2 модуле текущий контроль предусматривает домашнее задание. Итоговый контроль: зачет во 2 модуле и экзамен в 4 модуле. Учитываются результаты домашней работы. Оценка определяется в соответствии с п. 10. Порядок формирования оценок по дисциплинеКонтроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение двух модулей. В рамках учебного курса предусмотрены различные формы текущего контроля знаний и работы студентов на практических занятиях: практические задания (после каждого практического занятия, каждое по 80 минут), реферат по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме. Работа над рефератом ведется на протяжении 4 недель в течение 3 модуля. Каждая форма текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале, оценка выставляется в рабочую ведомость преподавателя. По результатам текущего контроля организуются индивидуальные консультации в рамках второй половины рабочего дня преподавателя. Формы итогового контроля – экзамен по окончании четвертого модуля. Каждая форма итогового контроля оценивается так же по 10-балльной шкале Порядок формирования оценок по дисциплинеДомашнее задание (Одз): оценка в 10 баллов проставляется в исключительных случаях самостоятельно проведенной работы, результаты которой могут в дальнейшем использоваться в учебном процессе или в исследовательской работе студента; оценка в 8-9 баллов проставляется при самостоятельно разработанном или удачно адаптированном и отлично представленном исследовании по выбранной тематике; оценка в 6-7 баллов проставляется при своевременно выполненном и самостоятельно представленном исследовании по выбранной тематике; оценка в 4-5 баллов проставляется при частичном, несамостоятельном участии в выполнении работ над заданием; оценка в 2-3 балла проставляется, когда студент не может самостоятельно представить работу или когда работа носит явные признаки заимствований (работу предлагается переделать); оценка в 1 балл проставляется при наличии каких-либо демонстративных проявлений безграмотности и неэтичного отношения к работе. Контрольная работа(Окр): высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и отличном выполнении заданий (правильном решении задачи, четком и исчерпывающем ее представлении); почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и отличном выполнении заданий, но при отсутствии четкого и исчерпывающего представления решаемой задачи; оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы; оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы (включая грамматические ошибки) или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки); оценка в 5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины и требующие дополнительного обращения к учебным материалам; оценка в 4 балла проставляется при наличии серьезных ошибок в ответах на вопросы и в решении задачи, что свидетельствует о наличии пробелов в знании изучаемой дисциплины; оценка в 3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задач, говорящих лишь о потенциальной возможности в последующем более успешного выполнения заданий; оценка в 3 балла, как правило, ведет к повторному решению дополнительной задачи; оценка в 2 балла проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи и, как правило, ведет к повторному написанию контрольной работы в целом; оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине Реферат (Ореферат): высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется если реферат написан по уникальной теме, не охватываемой данным курсом. Содержит материал, интересный для предоставления другим студентам в рамках курса. Проведено изучение как минимум 6 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит обширное исследование темы, собственные выводы и размышления; почти отличная оценка в 8 баллов проставляется если реферат описан по интересной теме, проведено исследование как минимум 5 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат имеет достаточный объем, тема полностью раскрыта и подкреплена собсвенными выводами. оценка в 6-7 баллов выставляется если для написания реферата проведено исследование как минимум 3 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Тема раскрыта в достаточном объеме. оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда реферат написан только по одному литературному источнику (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит только факты и информацию, доступную в источнике и ресурсах сети интернет, не содержит собсвенных исследований и выводов по теме. Объем реферата не достаточный для полного раскрытия темы. оценка в 2-3 балла проставляется, когда реферат написан исключительно из источников, доступных в сети интернет, не содержит информации, доступной в специализированной литературе что свидетельствует о том, что студент не изучил предложенную тему в полной мере. Реферат имеет чрезвычайно краткий объем и не содержит полезной информации. оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с нераскрытой темой реферата и отсутствием достаточного объема выполненной работы, имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине. Экзамен (Оэкз), Зачет (Озач): На экзамене(зачете), представляющем собой письменные ответы на вопросы и решение задачи с последующим собеседованием, оценка проставляется следующим образом: высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий (полных, с примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, при правильном решении задачи и детальном ее представлении); почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и решении задачи, но при отсутствии примеров и обобщений, а также детального представления решаемой задачи; оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений и обобщений, а также детального представления решаемой задачи; оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки); оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины; оценка в 2-3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи; оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине. По результатам устного собеседования с преподавателем возможны корректировки оценки в ту или иную сторону. Накопленная оценка за текущий контроль 1-го этапа изучения дисциплины учитывает результаты студента следующим образом: Онакопленная1 = 0,4* Од/з1 +0,3*Од/з2+0,3*Окр1 Промежуточная оценка рассчитывается по формуле: Опромежуточная = 0,4* Озачет + 0,6* Онакопленная1 Далее формируется накопленная оценка за текущий контроль 2-го этапа изучения дисциплины: Онакопленная2 = 0,5* Ок/р2 +0,5*Ореферат Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,6*Онакопленная Итоговая + 0,4*Оитоговый экзамен где Онакопленная Итоговая= (Опромежуточная + Онакопленная2):2 Способ округления итоговой оценки - арифметический. Полученные после округления этих величин до целого значения и выставляются как результирующие оценки по 10-балльной шкале. Содержание дисциплиныТема 1. Введение в дисциплину. Определение понятия конструирование программного обеспечения. Понятие программной системы. Обзор процессов конструирования программного обеспечения. Место конструирования программного обеспечения в программной инженерии. Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. . Тема 2. Моделирование и UML Моделирование: цели и применение к ПО. Принципы моделирования. Архитектура ПО: пять видов. Концептуальная модель UML (сущности, отношения, диаграммы, общие элементы, правила языка) Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 3. Концептуальная модель UML (сущности, отношения, диаграммы, общие элементы, правила языка) Классы. Отношения. Диаграграммы: общие сведения. Детальное описание девяти стандартных типов диаграмм UML Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 4. Объектно-ориентированное проектирование.
Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 5. Классы и отношения между классами
Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 6. Принципы проектирования
Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 7. Качество классов и объектов
Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 8. Паттерны проектирования.
Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Тема 9. Основы объектно-ориентированного анализа
Основная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Образовательные технологииТрадиционное чтение лекций. Разбор практических задач. Методические рекомендации преподавателюТемы индивидуальных заданий для проведения практических занятий должны отличаться для каждого нового учебного года Методические указания студентамРекомендуется подготовка к каждому занятию по заданиям, озвученным преподавателем на предыдущем занятии. Для более глубокого усвоения курса предполагается использование студентами дополнительной литературы, работа в библиотеке, поиск информации в сети Интернет Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1. Тематика заданий текущего контроля Тематика контрольных работ:
Тематика контрольных домашних заданий:
Приблизительные темы рефератов: - Цели и задачи стандартизации при системном проектировании программных средств - Формирование проектов профилей стандартов при системном проектировании - Унифицированный язык моделирования UML - Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов - Сертификация средств информатизации в Российской Федерации - Организация и требования к специалистам при системном проектировании - Основные процессы жизненного цикла ПО - Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО - Взаимосвязь между процессами жизненного цикла ПО Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литература: Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования: Пер. с англ. М.: Мир, 2010. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2011. – 624 с.: ил. Дополнительная литература Калянов Г.Н. CASE-технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.-Горячая линия – Телеком, 2000.-320 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. Материально-техническое обеспечение дисциплиныМультимедийное оборудование – ноутбук, экран, проектор. Используется ПО в компьютерном классе НИИТ. В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами информации, периодической литературой. В компьютерном классе (НИИТ) доступ on-line Автор программы, доцент Шишкин М.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины технологии разработки программного обеспечения Охватывает данный подход? Какие модели используются в качестве функциональных спецификаций при структурном подходе? Какие характеристики... | 2 2 Ключевые вопросы сопровождения программного обеспечения 152 Программная инженерия и сущность инженерного подхода к созданию программного обеспечения 9 | ||
Тематический план Введение. Предмет курса и его связь со смежными... Целью изучения дисциплины является получение общих представлений о содержании и тенденциях развития базовых информационных технологий... | Понятие программы, программного обеспечения. Классификация программного... Понятие программы, программного обеспечения. Классификация программного обеспечения | ||
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной... Пм 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем | Самарский государственный технический университет утверждаю Целью данного курса является: обновление теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных учреждений... | ||
Методические рекомендации по установке и использованию стандартного... Успешное внедрение и эффективное использование сбппо в образовательной деятельности общеобразовательного учреждения зависит от создания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способностей средствами информационно-коммуникативных технологий и прикладного программного обеспечения. Воспитание ответственного... | ||
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля уп. 02.... Рабочая программа учебной практики «Разработка программного обеспечения» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного... | О доступе к информационным ресурсам и информационно – телекоммуникационным... Программное обеспечение: «Первая помощь. 0 + пакет свободного программного обеспечения» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «програмирование и основы алгоритмизации» Целью дисциплины является изучение способов программирования и алгоритмизации математических и теплоэнергитических задач с использованием... | Программа текущего контроля успеваемости студентов по пм02 Разработка,... Осударственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее – спо) 09.... | ||
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ««Автоматизация бухгалтерского учета с использованием программного... | ||
Рабочая программа дисциплины Целью дисциплины является изучение принципов и методов аппаратного и программного обеспечения систем управления технологическим оборудованием... | Темы вашего учебного проекта Инструментальной системой будем называть совокупность программного продукта, обеспечивающего разработку информационно-программного... |