Скачать 195.89 Kb.
|
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет гуманитарных наук Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Автор программы: Е.В.Баринова, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации evbarinova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации 30 октября 2012 Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________ Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» 30 октября 2012г Председатель , проф. В.Г.Зусман _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 25 декабря 2012г Председатель Петрухин Н.С. ________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Академическое письмо (русский язык)». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» являются ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями научного стиля речи; изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса; формирование навыков создания письменных и устных академических текстов на основе представлений об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях; овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), курсовая работа, научный доклад, презентация к докладу. Основное внимание в рамках курса уделяется именно письменным формам, где цель - сформировать у студентов представления о письменных формах исследований и навыки написания академических текстов.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: цели и задачи научной коммуникации, особенности научного стиля письменных и устных текстов, принципы оформления научных текстов, документы, регулирующие оформление научных текстов (статей, курсовых работ и т.д.); Уметь: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах, обнаруживать и исправлять стилистические ошибки, неточности и нарушения в научном тексте; работать с системой «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru); Владеть: основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин (базовая часть) и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Иностранный язык; Теория языка (введение в языкознание); Языковое разнообразие. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Академическое письмо (английский язык); Теория языка; Языковое разнообразие. - Курсовая работа; Научно-исследовательский семинар
6.1. Критерии оценки знаний, навыков:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Тема 1. Функциональная стилистика. Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов. Основные признаки научного стиля. Стилеобразующие факторы. Система функциональных стилей русского литературного языка. Функциональный стиль и жанр. Общая характеристика научного функционального стиля, его основные признаки. Функция, сфера использования, форма существования научного стиля. Тема 2. Научный стиль: специфические языковые средства. Лингвемы и речемы научного стиля. Метатекст. Орфографические варианты. Синтаксические особенности научного стиля. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические языковые средства, характерные для научного функционального стиля. Нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции в современной русской орфографии. Элементы метатекста в научной речи и его функции. Слова и номинативные сочетания с повышенной частотностью (обобщенная лексика). Место конкретно-предметной лексики в научных текстах. Синтагмы научного стиля. Тема 3. Терминоведение и термины. Введение термина в научный текст. Современные подходы в терминоведение. Узкоспециальные и межотраслевые термины. Терминосистема. Парадигматические ряды терминов в терминосистеме. Определение (дефиниция) термина. Характеристики термина. Однозначность термина. Синонимическая дублетность (многозначность - полисемия). Термины и нетермины: их переход друг в друга. Введение термина в научный текст, дефиниция, обоснование использования термина. Тема 4. Основные принципы и приемы аргументации. Правила и приемы аргументирования. Тактика аргументации. Структурные типы аргументации: параллельная, последовательная, катафорическая, расчлененная аргументация. Тема 5. Оформление письменной работы. Правила цитирования. Прямое и косвенное цитирование. Варианты оформления сносок. Исследовательская работа: введение, заключение, основная часть, библиография. Основные структурные и содержательные элементы введения и заключения, объем. Государственные стандарты, регламентирующие оформление научных работ:
Тема 6. Особенности официально-делового и публицистического стилей речи. Основные жанры. Написание резюме, рецензии, аннотации и.т.д. Общая характеристика официально-делового и публицистического стилей речи, основные признаки. Функция, сфера использования, форма существования официально-делового и публицистического стилей речи. Тема 7. Устная презентация. Речевые средства оформления разных частей презентации. Логические переходы. Основы русской орфоэпии. Наиболее типичные характеристики устной публичной речи, важные принципами ее создания и донесения до аудитории. Способы воздействия на аудиторию, привлечения внимания. Языковые средства выразительности. Расстановка акцентов. Использование хэндаутов. Тема 8. Научные конференции, школы, семинары. Тезисы и доклад на конференции. Подача заявки для участия в семинаре/конференции. Выбор темы. Правила оформления тезисов и докладов. Особенности устного доклада на конференции. Разница между докладом и статьей.
Образовательные технологии включают семинары, самостоятельную работу студентов (конспектирование литературы, выполнение практических домашних заданий), работу с программой PowerPoint, работу в компьютерном классе, тренинг по мастерству подготовки презентации (выполнение практических заданий, запись презентации на видео).
Примеры заданий на семинарских занятиях.
Примеры заданий контрольной работы.
Примерный перечень вопросов к зачету по всему и итоговому контролю для самопроверки студентов.
Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, содержательность презентации, участие в проекте на русском и иностранном языках. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем. Итоговая оценка складывается из: а) активности на семинарах (активное участие на протяжении всего семинара 10, средняя активность 5, полное или практически полное отсутствие активности 0), усредненной по числу семинаров б) самостоятельной работы в) контрольной работы - с весом г) зачета Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от степени правильности выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на лекционных занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопл. = 0,3*Оауд. + 0,3*Осам.раб. + 0,4*О к/р. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,3·Озачет + 0,7·Онакопл.
Учебные пособия по академическому письму Словари онлайн Национальный корпус русского языка Предусмотрено регулярное снабжение студентов текущими материалами по дисциплине в форме электронных документов, содержащих лекции, практические пособия, примеры выполнения задания.
компьютер / ноутбук; проектор; экран. Автор: доцент Баринова Е.В. |
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.... | Программа дисциплины «Литовский язык» для направления 035800. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Программа дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | Программа дисциплины «Русская литература XIX века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Русская литература XIX века» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | ||
Программа дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Теория языка» для направления 035800. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | ||
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | Программа дисциплины «Теория и методика преподавания русского как... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 45.... | Программа дисциплины «Лингвистические и логические задачи» для направления... Составитель – Т. Н. Ермакова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Вятггу |