Скачать 156.72 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Автор программы: Добрушина Н.Р., кандидат филологических наук, доцент, ndobrushina@hse.ru Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Филологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ Москва, 20__________ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Академическое письмо (русский язык)». Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины являются ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями научного стиля речи, изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных, формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностей, жанровых отличий, овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), научный доклад, слайд-шоу к докладу. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Академическое письмо (английский язык); Курсовая работа; Научно-исследовательский семинар; Теория языка; Языковое разнообразие.
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыков:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплины1. Особенности научного дискурса: кто и зачем читает научные тексты и что из этого следует для автора. Базовые понятия о научном стиле. Объективность, логичность, верифицируемость. Фигура автора в научном тексте: я исследовал / мы исследовали / в работе исследовалось. Что такое термины, для чего они нужны и откуда берутся. Процесс создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения. Этапы академического пути. 2. Выбор темы и заглавия для исследовательской работы. Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Заглавие работы, возможные структуры заглавия. Два компонента в заглавии и их формулировка: контекст и тема. Понятие ключевых слов; где они используются. 3. Материал исследования. Что может быть материалом научной работы по лингвистике. Полевая работа, корпуса, словари, грамматики, анкетирование – что еще? Что, где и как сообщить о материале исследования в научной работе. 4. Литература к исследованию: для чего она нужна и как ее искать. Библиотеки. Электронные библиотечные ресурсы. Виды цитирования научной литературы. Цитирование VS плагиат: в чем разница или как лишиться поста премьер-министра в Германии. Библиография. Оформление списка литературы: принятые модели оформления и распространенные ошибки. Роль библиографического списка в научных работах разных типов. 5. Введение. Что читатель хочет найти во введении? Роль и структура введения к научной работе. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов, угла зрения. Сужение темы. Формулировка проблемы – наиболее важный компонент введения. Что такое исследовательский вопрос и как его сформулировать ясно и коротко. Описание структуры статьи: ориентиры для читателя. 6. Основная часть. Раздел о методах, материале, ходе исследования. Результаты исследования - возможная логика текста (хронологический порядок / компоненты описываемого объекта / типы описываемых объектов / последовательность аргументации). Разделы и подразделы: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Иллюстративный материал: его значимость и способы подачи. Примеры, списки, таблицы и «картинки». 7. Заключение. Роль заключения в тексте статьи: квинтэссенция работы – для тех, у кого нет времени; ответ на вопрос «ну и что?». Ограничения исследования. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования, «последний аккорд». Благодарность. Где, зачем и как выразить свою признательность другим людям. 8. Оформление письменной работы. Понятие stylesheet. Аннотация к научной статье. Для чего нужна аннотация? Структура аннотации: постановка проблемы, ее актуальность, основной результат и следствия из него. 9. Устное выступление и слайд-шоу. Устные жанры научной речи. Отличия устной речи от письменной. Отличия устных выступлений в академической ситуации от устных выступлений в других сферах. Виды устных выступлений в научной сфере: доклад на конференции, доклад на научном семинаре. Требования к содержанию устного выступления. Структура доклада. Подготовка текста выступления. Подготовка вспомогательного материала: слайд-шоу, хендауты (handouts). Какую информацию лучше не включать в слайд-шоу. Когда и для чего могут пригодиться хендауты в лингвистике. Структура и содержание слайд-шоу, его объем относительно выступления. Дизайн слайда. Типичные ошибки организации слайд-шоу. Начало выступления. Приемы удержания внимания аудитории. Соблюдение регламента. Что делать, если не хватает времени? Как закончить устное выступление. Ответы на вопросы. Какие вопросы стоит и какие не стоит задавать другим докладчикам. 10. Что такое научная конференция / школа / семинар? Цели организации и участия в конференции (школе, семинаре). Как подать тезисы на научную конференцию? Типичные требования к тезисам: объем, оформление. Структура и содержание тезисов: необходимый баланс между общим знанием и личным вкладом. 8. Образовательные технологииОбразовательные технологии включают семинары, самостоятельную работу студентов (конспектирование литературы, выполнение практических домашних заданий), работу с программой PowerPoint, работу в компьютерном классе. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1. Тематика заданий текущего контроляПримеры заданий на семинарских занятиях. Сравните предложенные преподавателем списки заглавий к эссе на одну тему. Какие отличия вы видите? Прочитайте введение к статье, предложенной вам преподавателем. Найдите в нем формулировку темы исследования, подхода к теме, проблемы исследования, информацию об организации текста статьи. Сформулируйте проблему работы, которую вы пишете в настоящий момент, в одном предложении. Рассмотрите примеры неудачных слайд-шоу к докладам. Какие ошибки вы видите? Рассмотрите примеры хендаутов (handouts), предложенных преподавателем. В чем отличия между ними? В каком случае уместно использование каждого из них? Какую информацию стоило бы вынести в хендаут, если бы вы делали доклад по своей теме? Подготовьте слайд-шоу, сделайте доклад по англоязычной статье, которую предложил вам преподаватель. Пользуясь Интернетом, найдите информацию о международной конференции на интересующую вас тему. Какие требования к тезисам выдвигаются организаторами? Напишите тезисы в соответствии с требованиями этой конференции. Примеры заданий контрольной работы. Найдите формулировку проблемы исследования в предложенном вам введении. Составьте введение к курсовой работе на основании предложенных вам данных. Найдите ошибки в оформлении библиографии. Сделайте презентацию из 10 слайдов по предложенному преподавателем тексту. 9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к экзамену по всему и итоговому контролю для самопроверки студентов.
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеИтоговая оценка складывается из: а) активности на семинарах (активное участие на протяжении всего семинара 10, средняя активность 5, полное или практически полное отсутствие активности 0), усредненной по числу семинаров - с весом 25%; б) самостоятельной работы – 20% в) контрольной работы - с весом 25% г) экзамена - 30% Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от степени правильности выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на лекционных занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 1·Оконтр.р..; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,3·Оэкзамен + 0,25·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,25·Оаудиторная 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины1.1Базовый учебникРадаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001 – 203 с. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. - М.: Книжный дом «Университет», 2001 – 238 с. 1.2Основная литератураБут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А.Станиславского. - М.: Флинта, 2004 – 360 с. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. Гриф МО РФ. Издательство: Питер (2010 г.) 1.3Дополнительная литератураSiepmann, Dirk, John D. Gallagher, Mike Hannay, Lachlan Mackenzie. 2008. Writing in English: A Guide for Advanced Learners. Narr Francke Attempto Verlag. 1.4Справочники, словари, энциклопедииОрфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. М., 1983 и последующие издания/. 1.5Дистанционная поддержка дисциплиныМатериалы Writing Center Гарвардского университета http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm Учебные пособия по академическому письму http://slovari.yandex.ru/ Словари онлайн http://82.179.249.32:2106/ Электронная база научных работ East View http://82.179.249.32:3893 Электронная база Web of Knowledge http://ruscorpora.ru/search-main.html Национальный корпус русского языка http://philologos.narod.ru/texts/eco-dipl.htm Текст книги Умберто Эко «Как написать дипломную работу» 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины – проектор (для лекций и семинаров), компьютерный класс для семинаров. |