Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 156.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.05.2014
Размер156.72 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)»


для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра
Автор программы:

Добрушина Н.Р., кандидат филологических наук, доцент, ndobrushina@hse.ru

Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета Филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________

Москва, 20__________

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Академическое письмо (русский язык)». Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010

  • Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2011/2012 по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2011 году.



2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются ознакомление студентов-лингвистов с основными особенностями научного стиля речи, изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных, формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностей, жанровых отличий, овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде. В рамках курса будут обсуждены особенности следующих жанров: учебное эссе, научная статья, реферат (рецензия), научный доклад, слайд-шоу к докладу.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: цели и задачи научной коммуникации, особенности научного стиля письменных и устных текстов, принципы организации научных текстов;

  • Уметь: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах;

  • Владеть: основными приемами чтения научных текстов и подготовки учебных исследовательских текстов, а именно работы с библиографией, подготовки плана письменной работы, отбора речевых средств, пригодных для научного стиля речи, подготовки устной презентации текста и вспомогательных материалов к ней.

    Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и

    компетенциями:

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Иностранный язык; Теория языка (введение в языкознание); Языковое разнообразие.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    Академическое письмо (английский язык); Курсовая работа; Научно-исследовательский семинар; Теория языка; Языковое разнообразие.



    владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

    ОК-1

    умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

    ОК-2

    готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

    ОК-3

    стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

    ОК-6

    умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;


    ОК-7

    использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

    ОК-9

    осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

    ОК-11

    владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

    ОК-12

    способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

    ОК-13

    владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

    ПК-5

    умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения

    ПК-6

    владение навыками оформления и представления результатов научного исследования на русском языках

    ПК-14

    способностью оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

    ПК-23



    5. Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов; работа над академическим текстом в университете

18




8




10

2

Исследовательская работа: выбор темы и заглавия

8




2




6

3

Исследовательская работа: материал

8




2




6

4

Исследовательская работа: библиография

12




4




8

5

Исследовательская работа: введение

12




4




8

6

Исследовательская работа: основная часть

14




6




8

7

Исследовательская работа: заключение

6




2




4

8

Оформление письменной работы

6




2




4

9

Устное выступление и слайд-шоу

14




6




8

10

Научные конференции, школы, семинары

10




4




6




Итого:

108




40




68



6. Формы контроля знаний студентов


Тип

контроля

Форма

контроля

1 год

Параметры







3

4




Текущий

(неделя)

Контрольная работа




*

письменная работа 120 минут

Итоговый

Экзамен




*

Письменный экзамен 120 минут



6.1. Критерии оценки знаний, навыков:


  • Активность на семинарских занятиях;

  • Контрольная работа: темы 1-7;

  • Письменный зачет: темы 1-10.


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7. Содержание дисциплины


1. Особенности научного дискурса: кто и зачем читает научные тексты и что из этого следует для автора. Базовые понятия о научном стиле. Объективность, логичность, верифицируемость. Фигура автора в научном тексте: я исследовал / мы исследовали / в работе исследовалось. Что такое термины, для чего они нужны и откуда берутся. Процесс создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения. Этапы академического пути.
2. Выбор темы и заглавия для исследовательской работы. Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Заглавие работы, возможные структуры заглавия. Два компонента в заглавии и их формулировка: контекст и тема. Понятие ключевых слов; где они используются.
3. Материал исследования. Что может быть материалом научной работы по лингвистике. Полевая работа, корпуса, словари, грамматики, анкетирование – что еще? Что, где и как сообщить о материале исследования в научной работе.
4. Литература к исследованию: для чего она нужна и как ее искать. Библиотеки. Электронные библиотечные ресурсы. Виды цитирования научной литературы. Цитирование VS плагиат: в чем разница или как лишиться поста премьер-министра в Германии. Библиография. Оформление списка литературы: принятые модели оформления и распространенные ошибки. Роль библиографического списка в научных работах разных типов.
5. Введение. Что читатель хочет найти во введении? Роль и структура введения к научной работе. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов, угла зрения. Сужение темы. Формулировка проблемы – наиболее важный компонент введения. Что такое исследовательский вопрос и как его сформулировать ясно и коротко. Описание структуры статьи: ориентиры для читателя.
6. Основная часть. Раздел о методах, материале, ходе исследования. Результаты исследования - возможная логика текста (хронологический порядок / компоненты описываемого объекта / типы описываемых объектов / последовательность аргументации). Разделы и подразделы: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Иллюстративный материал: его значимость и способы подачи. Примеры, списки, таблицы и «картинки».
7. Заключение. Роль заключения в тексте статьи: квинтэссенция работы – для тех, у кого нет времени; ответ на вопрос «ну и что?». Ограничения исследования. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования, «последний аккорд». Благодарность. Где, зачем и как выразить свою признательность другим людям.
8. Оформление письменной работы. Понятие stylesheet. Аннотация к научной статье. Для чего нужна аннотация? Структура аннотации: постановка проблемы, ее актуальность, основной результат и следствия из него.
9. Устное выступление и слайд-шоу. Устные жанры научной речи. Отличия устной речи от письменной. Отличия устных выступлений в академической ситуации от устных выступлений в других сферах. Виды устных выступлений в научной сфере: доклад на конференции, доклад на научном семинаре. Требования к содержанию устного выступления. Структура доклада. Подготовка текста выступления. Подготовка вспомогательного материала: слайд-шоу, хендауты (handouts). Какую информацию лучше не включать в слайд-шоу. Когда и для чего могут пригодиться хендауты в лингвистике. Структура и содержание слайд-шоу, его объем относительно выступления. Дизайн слайда. Типичные ошибки организации слайд-шоу. Начало выступления. Приемы удержания внимания аудитории. Соблюдение регламента. Что делать, если не хватает времени? Как закончить устное выступление. Ответы на вопросы. Какие вопросы стоит и какие не стоит задавать другим докладчикам.
10. Что такое научная конференция / школа / семинар? Цели организации и участия в конференции (школе, семинаре). Как подать тезисы на научную конференцию? Типичные требования к тезисам: объем, оформление. Структура и содержание тезисов: необходимый баланс между общим знанием и личным вкладом.

8. Образовательные технологии


Образовательные технологии включают семинары, самостоятельную работу студентов (конспектирование литературы, выполнение практических домашних заданий), работу с программой PowerPoint, работу в компьютерном классе.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля



Примеры заданий на семинарских занятиях.

Сравните предложенные преподавателем списки заглавий к эссе на одну тему. Какие отличия вы видите?

Прочитайте введение к статье, предложенной вам преподавателем. Найдите в нем формулировку темы исследования, подхода к теме, проблемы исследования, информацию об организации текста статьи.

Сформулируйте проблему работы, которую вы пишете в настоящий момент, в одном предложении.

Рассмотрите примеры неудачных слайд-шоу к докладам. Какие ошибки вы видите?

Рассмотрите примеры хендаутов (handouts), предложенных преподавателем. В чем отличия между ними? В каком случае уместно использование каждого из них? Какую информацию стоило бы вынести в хендаут, если бы вы делали доклад по своей теме?

Подготовьте слайд-шоу, сделайте доклад по англоязычной статье, которую предложил вам преподаватель.

Пользуясь Интернетом, найдите информацию о международной конференции на интересующую вас тему. Какие требования к тезисам выдвигаются организаторами?

Напишите тезисы в соответствии с требованиями этой конференции.
Примеры заданий контрольной работы.

Найдите формулировку проблемы исследования в предложенном вам введении.

Составьте введение к курсовой работе на основании предложенных вам данных.

Найдите ошибки в оформлении библиографии.

Сделайте презентацию из 10 слайдов по предложенному преподавателем тексту.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему и итоговому контролю для самопроверки студентов.


  1. Какие цели преследует научный текст? Как эти цели определяют особенности научного стиля?

  2. Какими средствами создается объективность научного текста?

  3. Каковы особенности фигуры автора в научных текстах?

  4. Кому адресован академический текст и как это определяет особенности текста?

  5. Назовите основные жанры академической письменной речи.

  6. Каким требованиям должно отвечать заглавие академического текста?

  7. Основные черты эссе как академического жанра. Объем, структура, язык, стиль.

  8. Структура текста: введение.

  9. Структура текста: основная часть.

  10. Структура текста: заключение.

  11. Что такое термин и каким он должен быть? Как подобрать нужный термин?

  12. Для чего служит цитирование в научном тексте?

  13. Как оформить цитату?

  14. Устный академический дискурс. Структура научного доклада.

  15. Как организовать слайд-шоу к научному докладу?

  16. Что такое handout, для чего он служит?

  17. Процедура подачи тезисов на конференцию.

  18. Тезисы на конференцию: объем, структура, язык, стиль.



10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка складывается из:

а) активности на семинарах (активное участие на протяжении всего семинара 10, средняя активность 5, полное или практически полное отсутствие активности 0), усредненной по числу семинаров - с весом 25%;

б) самостоятельной работы – 20%

в) контрольной работы - с весом 25%

г) экзамена - 30%

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в зависимости от степени правильности выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на лекционных занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 1·Оконтр.р..;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,3·Оэкзамен + 0,25·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,25·Оаудиторная

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.1Базовый учебник


Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001 – 203 с.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. - М.: Книжный дом «Университет», 2001 – 238 с.

1.2Основная литература


Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А.Станиславского. - М.: Флинта, 2004 – 360 с.

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. Гриф МО РФ. Издательство: Питер (2010 г.)

1.3Дополнительная литература


Siepmann, Dirk, John D. Gallagher, Mike Hannay, Lachlan Mackenzie. 2008. Writing in English: A Guide for Advanced Learners. Narr Francke Attempto Verlag.

1.4Справочники, словари, энциклопедии


Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. М., 1983 и последующие издания/.

1.5Дистанционная поддержка дисциплины


Материалы Writing Center Гарвардского университета

http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Учебные пособия по академическому письму

http://slovari.yandex.ru/

Словари онлайн

http://82.179.249.32:2106/

Электронная база научных работ East View

http://82.179.249.32:3893

Электронная база Web of Knowledge

http://ruscorpora.ru/search-main.html

Национальный корпус русского языка

http://philologos.narod.ru/texts/eco-dipl.htm

Текст книги Умберто Эко «Как написать дипломную работу»

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины – проектор (для лекций и семинаров), компьютерный класс для семинаров.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск